Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ КУРСА



Раздел 1 Введение в безопасность. Основные понятия и определения

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ

 

Методические советы.

При рассмотрении данной темы необходимо обратить внимание на социально-экономическое значение охраны труда, его цели и задачи. Необходимо знать основные термины и определения согласно ГОСТ ССБТ.

Особое внимание необходимо уделить изучению правительственных решений по созданию безопасных и здоровых условий труда, а также роли профсоюзов в решении вопросов охраны труда.

Вопросы для самопроверки

1. Государственная политика в области охраны труда.

2. Задачи профсоюзов в улучшении условий труда.

3. Социально-экономическое значение охраны труда?

4. Перечислите основные термины и определения согласно ГОСТ и ССБТ.

 

Раздел 2 Управление безопасностью жизнедеятельности

 

Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Методические советы.

При изучении теоретических основ охраны труда студенту необходимо изучить систему «человек-машина-производственная среда» и ее основные характеристики. Особенно следует обратить внимание на эргономические и психофизиологические основы безопасности труда, а также на пути создания безопасных и безвредных условий труда.

Рассматривая эту тему, важно усвоить систему «человек-машина-производственная среда», особенности условий труда при выполнении механизированных работ, закономерности нормирования и принципы устранения опасных ситуаций и воздействий неблагоприятных условий труда при комплексной механизации и автоматизации сельскохозяйственного производства. Необходимо изучить классификацию опасных и вредных факторов и принципы их нормирования. Физические, химические и биологические факторы и их нормирование. Источники травматизма и причины профессиональных заболеваний в сельскохозяйственном производстве.

При изучении вопросов создания здоровых и безвредных условий труда необходимо пользоваться Руководством Р 2.2.2006-05 Минздравсоцразвития России «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести, и напряженности трудового процесса». Изучить методы исследования условий и безопасности труда; показатели травматизма, основные положения по управлению охраной труда, основы прогнозирования и профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний; социально-экономические аспекты охраны труда.



Вопросы для самопроверки

1. Классификация опасных и вредных производственных факторов.

2. Физические, химические и биологические факторы и их нормирование.

3. Охарактеризуйте систему «человек-машина-производственная среда» и ее роль в травматизме.

4. Особенности условий труда при выполнении механизированных работ.

5. Принципы устранения опасных ситуаций и воздействий неблагоприятных условий труда при механизации и автоматизации сельскохозяйственного производства?

6. Психофизиологические возможности человека и их влияние на производительность и безопасность труда.

7. Показатели травматизма и порядок их расчета.

8. Управления безопасностью труда. Основы прогнозирования и профилактики производственного травматизма.

Тема 3. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Методические советы.

Изучая правовые вопросы охраны труда, необходимо ознакомиться с законодательством и системой нормативных актов в области охраны труда. Основными документами, в которых излагаются вопросы по охране труда, являются Конституция Российской Федерации от12 декабря 1993г (п.3 ст. 37); Трудовой кодекс Российской Федерации от 24 июля 2001г. №197- ФЗ с изм. и доп.; Федеральный закон от24 июля 1998 г .№125 – ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях»; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статьи 25-27, 34, 55); Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (глава 59); Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ст. 5.27— 5.31); Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ст. 109, 118, 125, 143, 145, 216, 217-219, 236-238); постановление правительства РФ от 25.04.2012 №390 правила противопожарного режима в Российской Федерации; Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. № 123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. Федерального закона от 10.07.2012 №117-ФЗ. Необходимо изучить систему стандартов безопасности труда как основу улучшения условий труда и безопасности труда, отраслевые стандарты и соответствующие им нормативные документы (нормы, правила, инструкции). Рассматривая эту тему, необходимо изучить вопросы: 1) охрана труда женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью, 2) рабочее время и время отдыха. Необходимо знать, как осуществляется государственный и общественный контроль за охраной труда, кто несет ответственность за нарушение требований безопасности труда.



Изучая организацию работы по охране труда, необходимо ознакомиться с организацией службы охраны труда на предприятиях сельского хозяйства. В частности следует изучить ГОСТ Р 12.0.006-2002 ССБТ «Общие требования к управлению охраны труда в организации», постановление Минтруда России от 24 октября 2002г. №73 «Об утверждении форм , необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», ГОСТ 12.0.004-90, «Организация обучения безопасности труда». Рассматривая вопрос организации охраны труда, следует обратить внимание на основные законодательства по охране труда и систему стандартов безопасности труда (ССБТ), а также ознакомиться с обязанностями лиц, ответственных за охрану труда на других предприятиях АПК.



Рассматривая эту тему, важно усвоить вопросы организации работ по предупреждению травматизма и заболеваемости (планирование и финансирование мероприятий по охране труда, номенклатурные мероприятия, коллективный договор и соглашение по социальным вопросам и охране труда, обучение работающих безопасным приемам работы, виды и приемы обучения).

При изучении организации работы по охране труда необходимо обратить внимание на обучение и пропаганду безопасности труда, методику разработки инструкций, аттестацию по охране труда, повышение квалификации работников сельскохозяйственных предприятий, проведению инструктажей согласно ГОСТ 12.0.004-90, расследованию и учету несчастных случаев, а также на особенности организации работы по охране труда на малых предприятиях.

Вопросы для самопроверки

1. Изложите кратко вопросы охраны труда, которые освещаются в Конституции РФ, Трудовом кодексе РФ и в гражданских и уголовных кодексах .

2. Дайте характеристику системе стандартов безопасности труда.

3. Основной принцип построения ССБТ. Какие Вы знаете отраслевые стандарты и нормативные документы (нормы, правила, инструкции)?

4. режим рабочего времени в сельскохозяйственных предприятиях.

5. Льготы работающим женщинам.

6. Государственный надзор за работой по охраны труда

7. Дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность за нарушение правил по охране труда.

8. Организация службы по служба охраны труда на предприятиях сельского хозяйства.

9. Обязанности лиц, ответственных за охрану труда.

10. Профилактическая работа по предупреждению травматизма и заболеваемости.

11. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда.

12. Порядок заключения коллективного договора и соглашения по охране труда

13. Методы обучения безопасным приемам работы.

14. Методы анализа причин травматизма.

15. Виды инструктажей

 

Раздел 5 Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека

 

Тема 4. ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ

Методические советы.

При рассмотрении данной темы необходимо ознакомиться с показателями микроклимата, действием микроклимата на организм человека, типовыми расчетами отопления производственных и бытовых помещений. Необходимо также усвоить, что все производственные факторы, проявляющиеся в виде пыли, газов, влажности, вибрации, шума, недостаточного освещения, несоответствие температур, электромагнитных излучений, и т. д. подлежат санитарно-гигиеническому нормированию и при превышении так называемых предельно-допустимых норм (концентрации) могут оказаться опасными для здоровья человека. ГОСТ 12.0.003-83 и ГОСТ 12.1.005-88., СанПиН 2.2.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»

Изучение вопросов освещения студент должен начинать с основных светотехнических понятий. Следует ознакомиться с источниками искусственного и естественного освещения производственных помещений, методами расчета, контроля и ухода.

Рассматривая вопросы производственного шума, вибрации студент должен уяснить, на какие классы подразделяют шум в зависимости от частоты звука и какие различают виды вибрации применительно к организму человека. Студент должен знать принципы нормирования шума ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ «Шум. Общие требования безопасности.» и ознакомиться с методами защиты от шума, ультразвука, инфразвука и мерами снижения вибрации машин и оборудования. В этой теме также необходимо изучить защиту от электромагнитных ионизирующих и радиоактивных излучений, основные санитарно-гигиенические требования к генеральным планам сельскохозяйственных предприятий и средства индивидуальной защиты от опасностей и вредностей на производстве.

Изучая вопросы ядовитых веществ и средств химизации' студенту необходимо уяснить: пути проникновения и действия их на организм человека, меры безопасности при их применении; основные положения по безопасности при дезинфекции и дезинсекции; требования к хранению, транспортировке, отпуску и уничтожению остатков; меры безопасности при обезвреживании тары, машин, оборудования и помещений.

При рассмотрении этой темы необходимо изучить классификацию средств коллективной и индивидуальной защиты от вредных и опасных производственных факторов согласно ГОСТу 12.4.011-89 «Средства защиты работающих».

Изучить санитарно-гигиенические требования к генеральным планам производственным и бытовым помещениям в соответствии с СНиП 11-97-76 и СНиП-2.10.03-84.СНиП 2.09.04-87(с изм.) «Административные и бытовые здания»СНиП 31-03-2001 (с изм.) «Производственные здания»

.Вопросы для самопроверки

1. Показатели микроклимата?

2. Виды отопительных систем Вы знаете

3. Способы защита от производственной пыли и производственных ядов.

4. Как производится нормализация микроклимата в производственных помещениях?

5. Дайте определение воздухообмена.

6. Как осуществляется кондиционирование воздуха?

7. Приборы контроля санитарно-гигиенических параметров воздушной среды производственных помещений и рабочих мест.

8 Виды освещения?

9 Методы расчета искусственного освещения.

10 Методы защиты от шума.

11. Меры снижения вибрации машин я оборудования.

12. Защита от электромагнитных и радиоактивных излучений

13. Основные санитарно-гигиенические требования .к производственным зданиям.

14. Действие ядовитых веществ на организм человека.

15. Требования к хранению, транспортировке, отпуску и уничтожению остатков ядовитых веществ.

16. Средства индивидуальной защиты от опасностей и вредностей на производстве.

17. Требования производственной санитарии к территории, предприятия и производственным помещениям.

 

Раздел 4 Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения

 

Тема 5. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Методические советы.

Рассматривая эту тему, необходимо изучить общие требования безопасности к машинам, механизмам, производственному оборудованию и процессам; требования к ограждающим, предохранительным, тормозным и блокировочным устройствам; систему цветов и знаки безопасности.

При изучении электробезопасности необходимо уяснить действия электрического тока на организм человека, факторы, определяющие опасность поражения. Кроме того, необходимо знать устройство и принцип действия защитного заземления, зануления и защитного отключения, а также защиту от статического электричества.

Изучая безопасность труда в растениеводстве, необходимо изучить требования безопасности к техническому состоянию машинно-тракторных агрегатов, требования безопасности к полям, маршрутам движения, переправам; меры безопасности при эксплуатации техники на основных видах работ в растениеводстве, на зернотоках, зерноочисти­ельных и сушильных комплексах.

Рассматривая безопасность труда, при выполнении механизированных работ в животноводстве и птицеводстве, студент должен изучить опасные факторы при выполнении основных работ в животноводстве; меры безопасности при монтаже технологического оборудования, при работе на заготовке кормов, при обслуживании систем и оборудования для раздачи кормов, уборке навоза, канализации, доильных и холодильных установок, при уходе за животными.

При изучении безопасности труда, при монтаже технологического оборудования, техническом обслуживании машин необходимо изучить требования безопасности к производственным помещениям, рабочему месту инструменту, приспособлениям, оборудованию. Меры безопасности при монтаже, диагностировании и техническом обслуживании машин, моечных работах, разборочно-сборочных, слесарных, газосварочных и других работах.

Изучая безопасность труда при использовании энергосилового оборудования, необходимо обратить внимание на причины травматизма при использовании энергосилового оборудования, требования безопасности, предъявляемые к конструкциям и эксплуатации оборудования; осмотр, освидетельствование, испытание котлов, сосудов и баллонов, работающих под давлением.

Рассматривая безопасность труда на транспортных погрузочных работах, необходимо изучить требования к погрузочным площадкам и складированию материала, требования безопасности и техническому состоянию погрузочно-разгрузочных и транспортных средств; дорожные условия, разработку безопасных маршрутов движения.

Вопросы для самопроверки

1 Опасные и вредные производственные факторы их воздействие на работающих.

2. Дайте определение опасные зоны машин и механизмов?

3. Действие электрического ток на организм человека

4. Факторы, определяющие опасность поражения электрическим током

5. Порядок расчета защитного заземления, зануления и устройства защитного отключения.

6.Причины травматизма при эксплуатации грузоподъемных устройств

7. Основные причины аварий и взрывов паровых котлов.

8. Правила безопасной эксплуатации паровых котлов?

9. Меры безопасности при эксплуатации машинно-тракторных агрегатов.

10. Меры безопасности при хранении, транспортировке и применении агрохимикатов.

11. Меры безопасности на транспортных и погрузочно-разгрузочных работах.

12. Меры безопасности труда при техническом ^обслуживании и ремонте машин.

.13. Безопасность труда при эксплуатации машин в животноводстве

 

 

Тема 6. ОСНОВЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Методические советы.

По этой теме изучают причины пожаров в сельской местности, условия горения, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. При изучении пожарной безопасности в сельскохозяйственном производстве, необходимо уяснить категории производств и классы помещений по пожаро- и взрывоопасности; пожарную безопасность при ремонте и техническом обслуживании сельскохозяйственной техники, при уборке урожая, при хранении и применении минеральных удобрений и пестицидов, а также пожарную профилактику на животноводческих комплексах, птицефабриках и котельных. При рассмотрении этой темы необходимо изучить огнегасительные вещества, пожарную технику и организацию пожарной охраны на селе.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определения, что такое горение, температура вспышки, воспламенение и самовоспламенение.

2. Основные причины пожаров?

3. Классификация материалов по возгораемости и методы их определения.

4. Категории помещения пожаро- и взрывоопасности.

5. Меры пожарной безопасности должны соблюдаться при ремонте и техническом обслуживании сельскохозяйственной техники.

6. Пожарная безопасность при уборке урожая.

7. Пожарная профилактика на животноводческих комплексах, птицефабриках, водонагревающих и теплогенерирующих установках

8. Порядок расчета расхода воды на пожаротушение?

9. Свойства огнегасительных веществ: воды, химической и воздушно-механической пены, углекислых и инертных газов?

10. Виды огнетушителей.

11. Сельскохозяйственная техника, использующаяся для тушения пожаров.

12. Организована пожарная охрана на селе.

Тема 7. ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ

Методические советы.

При рассмотрении этой темы необходимо изучить организацию доврачебной помощи, правила искусственного дыхания, первую помощь при поражении электрическим током, ранении, кровотечении, ожогах, переломах, ушибах, растяжении связок, тепловом и солнечных ударах, отравлениях, несчастных случаях на воде.

Вопросы для самопроверки

1. Порядок оказания первую помощь при поражении электрическим током.

2. Порядок оказания первую помощь при переломе ноги?

3. Порядок оказания первую помощь при кровотечении?

4. Порядок оказания первую помощь при растяжении связок?

5. Оказание первой помощи при отравлениях.

6. Оказание первой помощи при солнечном ударе.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

После усвоения вопросов, приведенных в разделе 3, студент выполняет контрольную работу, при этом он выбирает индивидуальный вариант задания. В каждом варианте задания входят семь вопросов и одна задача. Номер варианта определяется двумя последними цифрами шифра зачетной книжки студента. Против номера варианта указаны номера вопросов и задачи, подлежащие выполнению в контрольной работе.

Контрольная работа выполняется в печатном виде на листах формата А4. Титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями МТИ (приложение 1). Оформляя работу, необходимо пронумеровать страницы. Поля шириной: левое 30 мм; правое 15 мм; верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм. Текст должен быть набран в текстовом редакторе версий Word 7.0, Word 2000 и выше.

Шрифт Times New Roman размером 14 pt, интервал междустрочный – одинарный. Абзацный отступ – 1,25 см, одинаковый по всему тексту.

При необходимости, текст ответа можно дополнить чертежами, схемами и рисунками, четко и аккуратно. В конце работы указать литературу, поставить дату выполнения работы и подпись.

 

 

Таблица 1- Номера вариантов и контрольных вопросов, включаемых в задание

 

Номер варианта(последние две цифры шифра студента)   Номера контрольных вопросов Номер задачи
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
 

 

Перечень вопросов для контрольной работы.

 

1. Цель и содержание учения о безопасности жизнедеятельности

2. Основные принципы и понятия термины науки безопасности жизнедеятельности

3. Основные нормативно – правовые документы по безопасности жизнедеятельности

4. Основные направления государственной политики в области охраны труда.

5. Система человек – машина - среда, ее основные характеристики

6. Режим рабочего времени и времени отдыха

7. Особенности труда женщин

8. Особенности труда лиц моложе 18 лет.

9. Сокращенный рабочий день и рабочая неделя, дополнительный отпуск.

10. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и спецодеждой

11. Порядок выдачи молока и лечебно- профилактического питания

12. Виды контроля и пропаганды безопасности труда

13. Перечислите психофизиологические факторы и их влияние на безопасность труда

14. .Перечислите основные вредные и опасные производственные факторы характерные для сельского хозяйства

15. Эргономические и психофизиологические основы безопасности труда.

16. Классификация вредных и опасных производственных факторов

17. Классификация причин травматизма и профессиональных заболеваний.

18. Показатели негативности (оценочные показатели травматизма и профессиональных заболеваний).

19. Методы анализа условий труда.

20. Технические регламенты и стандарты

21. Статистическая отчетность по охране труда.

22. Система стандартов безопасности труда.

23. Охрана труда в коллективных и трудовых договорах, соглашениях и правилах внутреннего распорядка (на примере вашего предприятия)

24. Сверхурочные работы и их оплата.

25. Охрана труда молодежи травматизма и профессиональных заболеваний

26. Медицинские осмотры некоторых категорий работников ( на примере отрасли)

27. Надзор и контроль за состоянием охраны труда на предприятии

28. Государственный надзор и контроль за условиями и охраны труда.

29. Общественный надзор и контроль за состоянием условий и охраны труда.

30. Виды ответственности за нарушение законодательства по охране труда

31. Какую дисциплинарную ответственность предусматривает законодательство РФ за нарушение правил по охране труда?

32. Какую административную ответственность предусматривает законодательство РФ за нарушение правил по охране труда?

33. Какую материальную ответственность предусматривает законодательство РФ за нарушение правил по охране труда?

34. Какую уголовную ответственность предусматривает законодательство РФ за нарушение правил по охране труда?

35. Планирование мероприятий по охране труда на предприятиях различных форм собственности

36. Финансирование мероприятий по охране труда на предприятиях различных форм собственности

37. Понятие о травме и профессиональном заболевании.

38. Классификация несчастных случаев.

39. .Порядок расследования несчастных случае с легким исходом.

40. Порядок расследования несчастных случае со смертельным исходом.

41. Несчастные случаи, не подлежащие учету на производстве.

42. Оформление материалов расследования несчастных случаев.

43. Методика составления акта по форме Н-1 (на примере вашего предприятия или организации)

44. Социальное страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

45. Возмещение ущерба пострадавшим при несчастных случаях и профессиональных заболеваниях

46. Организация работы по охране труда (на примере вашего предприятия)

47. Служба по охране труда на предприятиях

48. Ответственные лица за охрану труда на предприятии

49. Обязанности работодателя по охране труда

50. Основные должностные обязанности инженера по охране труда.

51. Обязанности по охране труда руководителей структурных подразделений.

52. Права и обязанности ответственного за электрохозяйство.

53. Основные документы по охране труда, разрабатываемые на предприятии

54. Аттестация рабочих мест по условиям труда

55. Сертификация работ по охране труда на предприятии.

56. Организация обучения и проверка знаний по охране труда

57. Содержание (основные вопросы) и порядок поведения, регистрации вводного инструктажа.

58. Содержание первичного инструктажа на рабочем месте (основные вопросы). Когда, кто проводит, где регистрируется.

59. Содержание повторного инструктажа (основные вопросы). Когда, кто проводит, где регистрируется.

60. Содержание внепланового инструктажа (основные вопросы). Когда, кто проводит, где регистрируется.

61. Содержание целевого инструктажа (основные вопросы). Когда, кто проводит, где регистрируется.

62. Правила и инструкции по охране труда

63. Кабинеты и уголки по охране труда

64. Система цветов и знаков безопасности

65. Что называется рабочей зоной ?

66. Какими параметрами характеризуется микроклимат, и какие приборы служат для их измерения

67. Гигиенические нормы микроклимата ГОСТ-12.1.005-88

68. Индекс тепловой нагрузки среды (ТНС- индекс)

69. Способы защиты и нормализация микроклимата

70. Средства индивидуальной защиты .

71. Классификация вредных веществ

72. Дать определение ПДК ( предельно допустимой концентрации) и привести нормы ПДК веществ чаще всего встречающихся на производстве.

73. Порядок определения загазованности на рабочем месте.

74. Классификация средств индивидуальной защиты органов дыхания

75. Виды систем вентиляции.

76. Отопление производственных помещений

77. Действия шума и вибрации на организм человека.

78. Классификация и нормирование шума.

79. Методы и средства снижения негативного влияния шума.

80. Классификация и нормирование вибрации

81. Методы и средства снижения негативного влияния вибрации.

82. Допустимые уровни магнитного и электрического полей

83. Основные светотехнические величины

84. Влияние освещенности на работоспособность человека

85. Виды и системы производственного освещения

86. Порядок расчета естественного освещения

87. Методы расчета искусственного освещения (привести пример расчета одного из них)

88. Воздействия электрического тока на организм человека

89. Способы освобождения пострадавшего от действия электрического тока

90. Виды электротравм

91. Меры оказания первой помощи при поражении электрическим током

92. Дать определение шагового напряжения и напряжения прикосновения

93. Причины пожаров и взрывов в сельской местности.

94. Условия необходимые для горения и виды горения

95. Пожарные свойства материалов и строительных конструкций. Огнестойкость зданий.

96. Классификация пожаров

97. Классификация помещений по взрывной и пожарной опасности.

98. Классификация зон по взрывной опасности

99. Классификация зон по пожарной опасности

100. Огнегасительные вещества и способы прекращения горения

101. Основная техника для тушения пожаров.

102. Спринклерное и дренчерное оборудование для тушения пожаров

103. Технические средства для тушения пожаров

104. Классификация огнетушителей

105. Противопожарное водоснабжение

106. Средства автоматического обнаружения и тушения пожаров

107. Эвакуация людей и животных при пожаре

108. Пожарная безопасность при проектировании и строительстве

109. Организация пожарной охраны и тушения пожаров в сельской местности

110. Требования пожарной безопасности к электроустановкам

111. Требования пожарной безопасности при эксплуатации электроустановок и сварке

112. Обязанности руководителей по обеспечению пожарной безопасности объектов

113. Порядок бучения по пожарной безопасности

114. Ответственные лица за противопожарное состояние

115. Организация противопожарного режима на предприятии

116. Защита от статического электричества

117. Основные конструкции молниеотводов

118. Порядок расчета молниезащиты (на примере одного из молниеотводов)

119. Доврачебная помощь при кровотечениях

120. Доврачебная помощь при обморожениях

121. Доврачебная помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок

122. Переноска и перевозка пострадавшего

123. Доврачебная помощь при отравлении оксидом углерода (угарным газом)

124. Санитарно – бытовые помещения

125. Опасные зоны машин и механизмов

126. Технические средства обеспечения безопасности труда (защитные ограждения , блокировочные и предохранительные устройства, т.п.)

127. Требования , предъявляемые к слесарному инструменту

128. Меры безопасности при моечных работах

129. Меры безопасности при разборочно – сборочных работах

130. Меры безопасности при выполнении слесарных работ

131. Меры безопасности при работе на станках ( на примере сверлильного, фрезерного , токарного или других станках)

132. Меры безопасности при выполнении кузнечно – прессовых работ

133. Меры безопасности при выполнении электросварочных работ

134. Меры безопасности при газосварочных работах

135. Меры безопасности при выполнении шиноремонтных работ

136. Меры безопасности при обслуживании и ремонте аккумуляторов

137. Меры безопасности при окрасочных работах

138. Безопасность работ в водопроводных и канализационных колодцах

139. Требование безопасности к территории нефтехозяйства.

140. Требования, предъявляемые к хранению нефтепродуктов в резервуарах

141. Требования безопасности к автозаправочной станции

142. Меры безопасности при сливе легковоспламеняющихся жидкостей.

143. Меры безопасности при организации переправы вброд.

144. Меры безопасности при организации переправы по льду

145. Требование безопасности при буксировке тракторов и автомобилей.

146. Безопасность полевых механизированных работ (на примере одной из технологических операций)

147. Охарактеризуйте основные вредные и опасные производственные факторы при обслуживании почвообрабатывающих машин.

148. Меры безопасности при работе на посевных и посадочных машинах

149. Меры безопасности при силосовании кормов. Охарактеризуйте опасные ситуации

150. Меры безопасности при обслуживании машин и оборудования в животноводстве ( на приме одного технологического процесса)

151.

152. Меры безопасности при работе на зерноуборочных комбайнах

153. Меры безопасности при погрузочно – разгрузочных работах работе

154. Меры безопасности при транспортировке грузов.

155. Грузоподъемные механизмы, не подлежащие учету в Ростехнадзоре.

156. Признаки выбраковки стальных канатов, цепей, траверс, строп и грузовых крюков

157. Сроки проведения периодического технического освидетельствования грузоподъемных механизмов.

158. Классификация объектов, работающих под давлением

159. Безопасная эксплуатация паровых котлов

160. Безопасная эксплуатация водогрейных котлов

161. Техническое освидетельствование паровых и водогрейных котлов

162. Требование безопасности к помещениям котельных.

163. Безопасная эксплуатация сосудов , работающих под давлением

164 Рассчитайте какое количество воздуха необходимо удалить из отделения обкатки карбюраторных двигателей для поддержания концентрации угарного газа (СО) в помещении в пределах допустимой нормы. Известно, что в отделении одновременно обкатывается 4 двигателя ЗИЛ-130, часовой расход топлива всех двигателей ранен 100 кг/ч, ноля содержания СО в отработанных газах равна 4,0%, а доли СО прорывающаяся в помещение из системы газоотвода, составляет 0,05% от общего количества угарного газа в продуктах сгорания.

165. При работе молотковой дробилки КДУ-2 в помещение через неплотности прорывается 0,2 г/с, нетоксичной пыли зерновых отходов с примесью двуокиси кремния (SiO;) менее 2%. Количество воздуха, удаляемого из помещения L = 0,5 м3/с. Определите фактическую концентрацию пыли в помещении. Будет ли фактическая концентрация пыли удовлетворять санитарно-гигиеническим нормам, и будет ли она взрывоопасна.

166. Определите, какой должна быть температура приточного воздуха, поступающего и помещение обкатки двигателей, обеспечивающая удаление из помещения всех теплоизбытков. Известно, что в отделении выделяется 140000 Вт избыточного тепла, производительность вытяжной вентиляции равна 12000 м3/ч, температура удаляемого воздуха равна +300С, а плотность приточного воздуха равна 1,205 кг/м3.

167. В отделении мойки деталей в окружающую среду выделяется 0,7 г/с водяных паров. Рассчитайте, какое количество воздуха необходимо удалить из помещения для поддержания относительной влажности φ=60%, при влажности поступающего воздуха 50%, температура удаляемого и поступающего воздуха соответственно равна 250С и 15°С.

168. Помещение ремонта дизельной топливной аппаратуры оборудовано общей системой искусственного освещения. Система общего освещения рабочих мест осуществляется четырьмя светильниками с лампами накаливания мощностью 150 Вт каждая, коэффициент использования осветительной установки ήc = 0,47, площадь помещения Sп =40 м2. Рассчитайте фактическую освещенность рабочих мест. Задайтесь недостающими параметрами, предварительно обосновав их, сопоставьте фактическую освещенность с освещенностью, рекомендуемой СНиП, дай re заключение.

169. Помещение ремонта дизельной топливной аппаратуры освещается боковыми проемами. Площадь помещения 40 м2 (длина – 8м, ширина – 5м) площадь световых проемов 9 м2, превышение верхнего края окна над рабочей поверхностью h =2,5 м; средневзвешенный коэффициент отражения

стен, потолка, пола г = 0,4. Рассчитайте фактическую минимальную величину коэффициента естественной освещенности. Сопоставьте полученную величину с рекомендованной нормами, дайте заключение (недостающими параметрами задайтесь самостоятельно, предварительно обосновав их).

I70. Уровень звукового давления в отделении обкатки двигателей равен110дБ дБ. Определите фактическую величину среднего звукового давления.

171 B отделении обкатки двигателем одновременно обкатку проходят четыре двигателя с уровнями шума 105. 103, 100 и 97 дБ. Определите суммарный уровень шума и отделении.

172. Заземление электрооборудования в линии электропередач с глухозаземленноп нейтралью выполнено с грубым нарушением ПУЭ: часть оборудования занулена, часть — заземлена. Сопротивление нулевой точки трансформатора (Rо) равно сопротивлению заземления (Rз) незаиуленного оборудования и равно 4 Ом. Линейное напряжение в сети равно 380 В. сопротивлением фазного и нулевого провода пренебрегаем. Рассчитайте величину тока, протекающего через человека, прикоснувшегося к зануленному оборудованию при пробое изоляции заземленного оборудования, если известно, что сопротивление человека 1000 Ом. Оцените степень опасности.

173, Рассчитайте количество заземлителей в контуре заземления выполненном в суглинистом грунте. Сопротивление растекания тока с контура заземления должно быть менее 10 Ом. Удельное сопротивление грунта равно 4000 Ом см. В наличии имеются металлические стержни диаметром 5 см, длиной 250 см. и металлическая полоса шириной 5 см, а глубина заложения заземлителей 80 см.

174. Рассчитайте радиус зоны зашиты одиночного стержневого молниеотвода высотой 10 м на высотах 4. 6, 8 м. Приведите расчетную схему.

175. Размеры защищаемого от атмосферного электричества объекта равны: а = 6 м — длина объекта, в=4 м — ширина объекта, hх = 3 м — высота объекта. Рассчитайте высоту стержневого молниеотвода на пересечении диагоналей плоскости крыши объекта, обеспечивающего защиту.

176 Логарифмический уровень виброскорости объекта Lv= 140 дБ (децибел). Определите абсолютное значение величины виброскорости.

177. Рассчитайте теоретический остановочный путь агрегата, состоящего из трактора МТЗ – 82 (ЮМЗ -6:Л) и груженного прицепа 2птс -4 для случая , когда прицеп необорудован тормозами, при условии, что агрегат движется по ровной сухой дороге со скоростью 24,5 км/ч

В момент начала торможения ведущие колеса трактора доводят до юза; масса трактора 3400 кг, масса груженого прицепа 5000 кг, нагрузка приходящаяся на ведущие колеса трактора, составляет 2/3 массы трактора; торможение происходит при условии, если коэффициент сцеплении шин с дорогой равен 0,6.

178 Рассчитайте теоретическим остановочный путь агрегата, состоящего из трактора МТЗ-80 и груженого прицепа 2 ПТС-4 для случая, когда трактор и прицеп оборудованы технически исправными тормозами. Агрегат движется по ровной сухой дороге со скоростью 15 км/ч, масса трактора 3200 кг; масса груженого прицепа 5000 кг; нагрузка, приходящаяся на ведущие колеса трактора, составляет 2/3 массы трактора. В момент начала торможения ведущие колеса трактора и прицепа доводятся до юза. коэффициент сцепления шин с грунтом равен 0,6.

179. Животноводческое помещение оборудовано шестью вытяжными шахтами, сечением 0,7х0.7 м и высотой 3,5 м. Каждая шахта оборудована заслонкой, позволяющей регулировать сечен не шахты. Рассчитайте площадь проходного сечения шахты, обеспечивающую удаление 10 000 м3/ч воздуха при условии, что температура удаляемого воздуха tвв = 20сС, а температура приточного воздуха tвн=- 8 0С, коэффициент, учитывающий потерю скорости воздуха в канале шахты Ψc =0,6.

180. Определи те теоретическую скорость, при которой может произойти опрокидывание трактора ЮМЗ-6Л при движении по ровной укатанной грунтовой дороге на повороте с радиусом закругления Rпов=10 м, коэффициент бокового сцепления шин с грунтом fбок = 0,5.

181. Определите теоретическую скорость, при которой может произойти опрокидывание трактора ЮМЗ-6Л при движении на повороте дороги с радиусом равным 8 м, при условии, что поперечная база трактора 1,4 м. а высота центра тяжести h ц =1,0 м.

182 Плоская квадратная плита массой Q = 3000 кг с помощью четырех строп одинаковой длины подвешена на крюку грузоподъемной машины. Каждая стропа под углом α к вертикали. Рассчитайте натяжение Т в стропах для значений α соответственно 300,450, 750 и 900 . Постройте график значения Т и функции угла α.

 

Список рекомендуемой литературы

 

 

Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное — М.: Высшая школа, 2007. — 592 с: ил.
Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/ С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2008. — 616 с. : ил.
Белов С.В.Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник/С.В.Белов.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт,2010.-671с.-(Основы наук)
Беляков Г.И.Безопасность жизнедеятельности на производстве (охрана труда)/ Г.И.Беляков.-СПб.: изд. «Лань», 2006.-512с.: ил.
Канарев Ф.М.Охрана труда / Ф.М. Канарев, В.В. Бугаевский , М.А. Пережогин и др..- М.: Агропромиздат, 1988-351 с.
. Шкрабак В.С.Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве/В.С. Шкрабак А.В.Луковников, А.К.Тургиев.- М.: КолосС, 2005,-512 с.: ил.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 Цель и задачи дисциплины …3
2 Распределение учебной нагрузки …4
3 Методические указания по изучению дисциплины содержание разделов и тем курса   …8
4 Задание для контрольной работы и требования к оформлению …13
Список рекомендуемых источников …21
Приложение …24

 

Приложение 1

ФГБОУ ВПО

«Государственный аграрный университет северного зауралья»


Просмотров 957

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!