Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Безопасность жизнедеятельности



Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

 

ФГБОУ ВПО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»

Институт дистанционного образования

Кафедра безопасности жизнедеятельности

 

 

Безопасность жизнедеятельности

(по безопасности жизнедеятельности на производстве)

методическое указания к контрольным работам для студентов заочной формы обучения

для направления подготовки 110800 «Агроинженерия»

профиль 1 «Технические системы в агробизнесе»;

профиль 3 «Технологическое оборудование для хранения и переработки с.х продукции»;

профиль 4 «Технический сервис в агропромышленном комплексе».

 

 

Тюмень - 2013

 

УДК 331.45.005(075)

ББК У246-21-я73

П560

Автор составитель: О.А.Мелякова, доцент, канд. техн. наук:

 

Безопасность жизнедеятельности (по безопасности жизнедеятельности на производстве): методические указания по изучению дисциплины и задание для выполнения контрольных работ. Предназначено для студентов заочной формы обучения для направления подготовки 110800 «Агроинженерия»

профиль 1 «Технические системы в агробизнесе»;

профиль 3 «Технологическое оборудование для хранения и переработки с.х продукции»;

профиль 4 «Технический сервис в агропромышленном комплексе».

 

Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией механико-технологического института ГАУ Северного Зауралья

 

Рецензент: Ивакина Е.А., канд. пед. наук, доцент кафедры физики и технической термодинамики

1. Цель и задачи дисциплины:

Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.



Основными обобщеннымизадачами дисциплины (компетенциями) являются:

приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека ;

овладениеприемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества ;

формирование:

-культуры безопасности и риск- ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека ;

-культуры профессиональной безопасности, способностей идентифицикации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности ;

-готовности применения профессиональных знаний обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

-мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

-способностей к оценке вклада своей предметной области в решение проблем безопасности;

-способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом входит в профессиональный цикл (базовая часть) подготовки бакалавра по направлению 110800 «Агроинженерия» профиль 1 «Технические системы в агробизнесе» и профиль 4. «Технический сервис в агропромышленном комплексе»



Курс «Безопасности жизнедеятельности» профиль 1 «Технические системы в агробизнесе» базируется на знании основ правоведения, механизация и технология животноводства, тракторы и автомобили; и профиль 4. «Технический сервис в агропромышленном комплексе» правоведения, технология сельскохозяйственного производства, тракторы и автомобили.

Эффективное изучение курса предполагает:

Знать: основные законодательные и нормативные документы, виды ответственности за нарушения нормативных документов, механизации сельского хозяйства, технологические процессы переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.

Уметь : пользоваться важнейшими методами разработки и принятия решений.

Владеть: навыками проведения исследований проблем и принятия решений.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ПК-7-способность обеспечивать выполнение правил по технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда и природы;

ПК-8- владеть основными методами организации защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Знать: основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности (ПК-7).

Уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать

риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности (ПК-7, ПК-8).);

Владеть: законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды (ПК-8).



Предметная область дисциплины, обеспечивающая достижение поставленных целей,

включает изучение окружающей человека среды обитания, взаимодействия человека со средой обитания, взаимовлияние человека и среды обитания с точки зрения обеспечения безопасной жизни и деятельности, методов создания среды обитания допустимого качества.

2 Распределение учебной нагрузки

Таблица 1- Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц заочная форма обучения (обучение – полное и ускоренное )

 

Вид учебной работы Всего часы Семестр
6/8*
 
Аудиторные занятия (всего)  
В том числе:    
лекции  
Практические занятия (ПЗ)  
Самостоятельная работа (всего)  
В том числе:    
Проработка материала лекций, подготовка к ПЗ, Самостоятельное изучение разделов и тем дисциплины  
Контрольная работа  
Подготовка к зачету, экзамену  
Вид промежуточной аттестации (экзамен, зачет,) экзамен экзамен
Общая трудоемкость дисциплины час. зач. ед.

* обучение: числитель – ускоренное;

знаменатель – полное.

Таблица 2- Практические занятия и их трудоемкость

  Раздела дисциплины Тематика практических занятий (семинаров) Трудоемкость, (час)
Заочная 6 */8
Контроль заземляющих устройств.
Аттестация рабочих мест (на примере рабочего места студента)
Изучение технических средств тушения пожаров
Всего

Таблица 3 - Содержание разделов дисциплины

  Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения Характерные системы "человек - среда обитания". Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Понятия «опасность», «безопасность». Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Экологическая, промышленная, производственная безопасности, пожарная, радиационная, транспортная, экономическая, продовольственная и информационная безопасности как компоненты национальной безопасности. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды. Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Причины проявления опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей. Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Безопасность и демография. Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности.
2. Человек и техносфера Понятие техносферы. Структура техносферы и ее основных компонентов. Этапы формирования. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. Критерии и параметры безопасности техносферы. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов.
3. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. Вредные и опасные негативные факторы. Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания. Предельно-допустимые уровни опасных и вредных факторов – основные виды и принципы установления. Параметры, характеристики основных вредных и опасных факторов среды обитания человека, основных компонентов техносферы и их источников. Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельно-допустимые уровни.
4. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения Основные принципы защиты от опасностей. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения. Методы защиты от вредных веществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения. Общая характеристика и классификация защитных средств. Методы контроля и мониторингаопасных и вредных факторов. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования. Методы определения зон действия негативных факторов и их уровней.
5. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека   Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности. Климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, влияние среды на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека. Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда. Принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности.
6. Психо-физиологические и эргономические основы безопасности   Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Психические процессы, психические свойства, психические состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций. Профессиограмма. Инженерная психология. Психодиагностика, профессиональная ориентация и отбор специалистов операторского профиля. Факторы, влияющих на надежность действий операторов. Виды и условия трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по факторам производственной среды. Эргономические основы безопасности. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Система «человек — машина — среда». Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины. Организация рабочего места.  
Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации Основные понятия и определения, классификация чрезвычайных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Классификация стихийных бедствий природных катастроф, техногенных аварий. Характеристика поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций природного характера. Техногенные аварии – их особенности и поражающие факторы. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и их поражающие факторы. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения. Терроризм и террористические действия. Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях. Основы организации защиты населения и персонала в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация. Организация эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской помощи. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.  
8. Управление безопасностью жизнедеятельности   Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях, гражданской обороны. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения. Экономические основы управления безопасностью. Современные рыночные методы экономического регулирования различных аспектов безопасности: позитивные и негативные методы стимулирования безопасности. Понятие экономического ущерба, его составляющие и методические подходы к оценке. Материальная ответственность за нарушение требований экологической, промышленной и производственной безопасности. Страхование рисков: страхование опасных производственных объектов, страхование профессиональных рисков, социальное страхование. Основные понятия, функции, задачи и принципы страхования рисков. Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью. Корпоративный менеджмент в областиусловий труда и здоровья работников: основные задачи, принципы и системы менеджмента (менеджмент безопасности труда и здоровья работников)  

 


Просмотров 621

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!