![]() Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу! ![]() Дисциплины:
Архитектура (936) ![]() |
![]() Выбор вида транспорта для перевозки
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» РГУПС) _
Э.А. Мамаев, О.В. Муленко, А.В. Гузенко
Логистика на транспорте методические указания и задания к контрольной работе
Ростов-на-Дону
УДК 656.225073(075)
Э.А. Мамаев, О.В. Муленко, Гузенко А.В. Логистика на транспорте: методические указания и задания к контрольной работе. - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2007. - 24 с.
Предлагаются задания к контрольной работе и методические указания для выполнения по дисциплине «Логистика на транспорте» для студентов, обучающихся по заочной форме непрофильных специальностей
Рецензенты: Заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент» РГУПС, д-р экон. наук, проф. С.Г. Шагинян
© Ростовский государственный университет путей сообщения, 2008
Порядок выполнения работы
Транспорт является неотъемлемой частью производственных и торговых процессов. Поэтому транспортная составляющая стоимости товара участвует во множестве технологических и экономических процессов, определяя приоритеты в развитии отдельных предприятий, отраслей экономики и регионов. При этом существует достаточно самостоятельная область логистики –транспортная логистика, в которой многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженными производственно-складскими участками движения материального потока. Транспорт – связующее звено между элементами логистических систем, осуществляющий передвижение материальных ресурсов. Затраты на создание любого товара складываются из себестоимости изготовления и издержек на выполнение всех работ от момента закупки материалов до момента покупки товара конечным потребителем. Транспортная логистика – перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками. К задачам транспортной логистики в первую очередь относятся задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса. Контрольная работа включает теоретический вопрос и практические задачи по различным разделам курса. На теоретический вопрос студент пишет небольшое эссе, раскрывающее суть темы. В практической части задания студенты должны выполнить расчеты, сделать и привести выводы по результатам расчетов. Каждый студент выполняет свой вариант задания, определяемый по последним двум цифрам индивидуального шифра студента. Номер темы теоретического вопроса и номер задания практического задания определяются отдельно. Порядок определения номера темы теоретического вопроса. Число заданий ограничено, при превышении номера варианта (последние 2 цифры в шифре студента) числа заданий, студент от своего номера варианта отнимает общее число заданий, пока не попадет в диапазон количества заданий. Например, общее число заданий – 42, а номер варианта 95. Тогда, т.к. 95 больше 42, 95 - 42 = 53. Далее т.к. 53 больше 42, то 53 – 42 = 11. 11 меньше 42. Ваш номер варианта будет равен 11. Номер варианта практических задач соответственно табл. 4 – предпоследняя цифра шифра, табл. 5 – последняя цифра шифра студента. Контрольная работа включает следующие разделы: Введение, где определяется актуальность проблем развития транспортной логистики. В конце введения приводится «расчет» (обоснование) выбора вариантов теоретического и практических заданий в следующей форме: «Для выполнения контрольной работы выбран вариант теоретического и практического задания по шифру … (приводится шифр зачетной книжки). Номер варианта, определяемый шифром … (две последние цифры шифра). Номер теоретического вопроса равен … . Номер задания для практической задачи определяется в таблице 4 вариант - …, в таблице 5 – вариант … Теоретический вопрос, включающий тему и отдельные подразделы для представления содержания вопроса. Практические задачи, включающие постановку задачи, порядок решения и расчеты, выводы по промежуточным и заключительным результатам. Заключение, содержащее краткие выводы по выполненной работе. Литература – использованные источники при выполнении работы. В методических указаниях приводится литература для глубокого изучения вашего варианта теоретического вопроса. В контрольной работе приводится только использованная литература и иные источники. Теоретические вопросы
Перечень тем и ссылки на основные источники информации по теме: 1. Понятие и задачи транспортной логистики [1, 2, 10, 12] 2. Транспортировка и ее роль в цепях поставок [7] 3. Транспортное обслуживание и его качество [2, 8] 4. Виды доставок и технологические схемы перевозки [10] 5. Экономическая сущность транспорта [1, 12] 6. Особенности различных видов транспорта [12, 26] 7. Технические средства транспортных систем: обзор, классификация [8, 26] 8. Классификация и характеристика грузовых перевозок и видов перевозимых грузов в цепях поставок [7, 26] 9. Выбор вида транспортного средства: методологические подходы [6, 12] ![]() 10. Сравнительная характеристика различных видов транспорта с позиций логистики [14, 11] 11. Принципы организации перевозок по видам транспорта [11, 26] 12. Транспортно-технологические системы [8, 12] 13. Методы выбора перевозчика, экспедитора и других логистических посредников в транспортировке [12, 28] 14. Логистические провайдеры (PL) [12] 15. Транспортные коридоры в межрегиональном и международном товарообороте: российская территория [8, 11] 16. Современные логистические системы и рынок транспортных услуг [5, 8] 17. Классификация и характеристика грузовых перевозок [11, 10] 18. Транспортные документы, регламентирующие внутренние и международные перевозки грузов различными видами транспорта [13, 11] 19. Транспортные тарифы, характеристика и принципы формирования [2, 10] 20. Транспортно-экспедиционное обслуживание грузовладельцев [9, 27] 21. Маршрутизация перевозок на транспорте [3, 26] 22. Транспортные издержки, виды, методы их оценки и учета [10, 21] 23. Терминальные перевозки: характеристика современных грузовых терминалов и распределительных центров [8, 12] 24. Модели системы экспедирования в цепях поставок [7, 27] 25. Основные типы и специализации транспортно-экспедиционных предприятий [11, 27] 26. Государственное регулирование транспорта [4, 32] 27. Правовое регулирование транспортной логистики [9, 14] 28. Логистические системы пассажирского транспорта [30] 29. Документооборот в логистических системах [4, 12] 30. Информационные технологии в логистике [1, 34] 31. Виды логистики, их характеристика [2, 4] 32. Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) [12] 33. Качество транспортно-логистических услуг: методология оценки и контроля [23, 28] 34. Информационные системы взаимодействия видов транспорта [4, 34] 35. Логистика распределения: роль транспорта [3, 14] 36. Закупочная логистика и формирование запасов [2, 21] 37. Транспортные коридоры в международных и национальных логистических системах: роль и значение [12] 38. Стратегические и программные документы развития отечественных транспортно-логистических систем [6, 18] 39. Системный подход в логистике: основные принципы и положения [4, 6] 40. Роль транспортной логистики в формировании интегральных цепей поставок [7, 10] 41. Рынок транспортно-логистических услуг: обзор российского сегмента рынка [8, 12] 42. Транспортно-логитические услуги в сети Интернет: классификация услуг, основные организации и тенденции развития [34] Практические задания
Практический раздел контрольной работы включает следующие задания. Методические указания к выполнению задания приводятся в соответствующих пунктах задания. Выбор вида транспорта для перевозки Задание 3.1.1 Выберите любые четыре вида грузов из Приложения 1 (для определенности далее их обозначим A, B, C, D) и определите их свойства (по форме табл. 1). В случае отсутствия классификационной группы для груза, следует добавить новую группу по соответствующему признаку. В результатах анализа следует приводить только заполненные строки таблицы 1. К защите контрольной работы подготовить устные обоснования результатов классификации. Таблица 1 Свойства грузов, намеченных к перевозке, для выполнения заказа потребителей
Окончание табл.1
Задание 3.1.2. Оцените значимость факторов, влияющих на выбор вида транспорта (см. табл. 2) для каждого груза для предприятия-производителя продукции или распределительного склада. Объем партии товара в соответствующих единицах (см. Приложение 1) выбрать (принять) самостоятельно и указать при выполнении задания. Значимость фактора определить по шкале: 1 – неудовлетворительно 2 – возможно 3 – удовлетворительно 4 – хорошо 5 – отлично. Одинаковые оценки для разных видов транспорта допускаются. Для оценки факторов рекомендуется использовать информацию из Приложения 2. Таблица 2 Факторы, влияющие на выбор вида транспортных средств
Задание 3.1.3. Изучите порядок формирования транспортных тарифов, краткое описание которых представлены в Приложениях 3, 4. Определите, какие виды тарифов можно рекомендовать для перевозок определенных в предыдущих заданиях грузов различными видами транспорта. Результаты выполненного задания сведите в табл. 3, указав виды грузов в соответствующих ячейках таблицы. Незаполненные строки не следует приводить. Подготовьте устное обоснование выбранных вариантов к защите работы. Приведите выводы по классификации грузов, использованию различных видов транспорта для их перевозки, а также применению соответствующих транспортных тарифов. Таблица 3 Виды тарифов на перевозку грузов
Вариантный анализ решений транспортировки грузов
В большинстве практических ситуаций перед логистами стоит задача маршрутизации грузопотока в вариантной постановке: требуется из возможных (допустимых) вариантов выбрать вариант перевозки, обеспечивающий наилучшее значение одного критерия (затрат, времени, сохранности груза, гарантированности поставки и др.) или набора критериев. В анализе вариантов перевозки могут учитываться: объем груза; вид транспорта; вид транспортного средства; варианты перегрузки груза из одного вида транспорта на другой вид транспорта; форма (необходимость) упаковки груза; объем заказа груза; гарантированное время доставки; наличие промежуточных пунктов хранения; затраты на хранение груза; расходы на перегрузку и др. Задание 3.2.1.Сравните варианты смешанных перевозок груза по трем вариантам перевозки: I – перевозка автомобильным транспортом от предприятия до потребителя; II – смешанная автомобильно-железнодорожная перевозка: перевозка автотранспортом до накопительного (распределительного) склада, далее железнодорожным транспортом до другого распределительного склада, откуда уже автотранспортом до потребителя; III – перевозка железнодорожным транспортом от подъездных путей предприятия до подъездных путей потребителя, рис. 1. Рисунок 1. Схема вариантов перевозок Параметры для расчетов выбрать из таблиц 4 и 5 (варианты исходных данных для расчетов), где:
Таблица 4 Исходные данные к заданию 4.1.
Таблица 5 Исходные данные к заданию 4.1.
Для расчетов остальные параметры принять равными:
Указания к решению. Организация перевозки по варианту I (автомобильный транспорт) включает расходы: - на погрузку и выгрузку груза, - упаковку груза, - перевозку груза, - потери груза при транспортировке, т.е.
Организация перевозки по третьему варианту (железнодорожный транспорт) включает расходы: - на погрузку и выгрузку груза; - упаковку груза; - перевозку груза; - потери груза при транспортировке, т.е.
Организация перевозки по второму варианту (автомобильный и железнодорожный транспорт) включает аналогичные расходы, т.е.
Во втором варианте перевозки расходы, связанные с упаковкой груза отнесены к автомобильным перевозкам. При выборе вариантов перевозки грузов рассматриваются только те параметры, которые приводятся в задании. На практике дополнительно могут учитываться другие экономические, временные факторы, факторы надежности доставки, оперативности увеличения и уменьшения объемов перевозок и т.д. Задание 3.2.2.Пусть в условиях предыдущей задачи имеются дополнительные условия. Известны:
Определить рациональный вариант перевозки груза из первого и третьего вариантов перевозки, если груз может подаваться под погрузку через один грузовой фронт (т.е. грузиться вагоны и автомобили могут только последовательно) при следующих параметрах:
Указания к решению. Время организации перевозки по каждому из вариантов будут складываться из: - времени на погрузку и выгрузку груза, - время нахождения груза в пути следования. Учитывая непрерывность погрузки/выгрузки на автомобильный и железнодорожный транспорт, можем рассчитать:
Тогда время, затрачиваемое по варианту I находим из
а по варианту III
Задание 3.2.3.Пусть в условиях задачи 4.1 и 4.2 требуется обеспечить доставку груза точно в срок. Рассчитать предельное время отклонения доставки грузов автомобильным и железнодорожным транспортом, если увеличение времени доставки груза автомобильным транспортом в зависимости от расчетного составляет где Указания к решению. Пусть груз автотранспортом доставляется за 3 суток, а железнодорожным транспортом - 4,8 суток. Тогда
Тогда максимальное увеличение продолжительности времени доставки груза железнодорожным транспортом составит (1+0,08) · 4,8 = 5,18 сут, а автомобильным транспортом (1+0,03) · 3 = 3,09 сут. Принятие решения по выбору варианта доставки груза остается за менеджером с учетом производственной и иной специфики.
![]() |