Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Выбор вида транспорта для перевозки



Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

РГУПС) _

 

Э.А. Мамаев, О.В. Муленко, А.В. Гузенко

 

Логистика на транспорте

методические указания и задания к контрольной работе

 

 

Ростов-на-Дону

 

УДК 656.225073(075)

 

Э.А. Мамаев, О.В. Муленко, Гузенко А.В.

Логистика на транспорте: методические указания и задания к контрольной работе. - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2007. - 24 с.

 

Предлагаются задания к контрольной работе и методические указания для выполнения по дисциплине «Логистика на транспорте» для студентов, обучающихся по заочной форме непрофильных специальностей

 

 

Рецензенты: Заведующий кафедрой «Экономика и

менеджмент» РГУПС, д-р экон. наук, проф. С.Г. Шагинян

 

© Ростовский государственный университет

путей сообщения, 2008


 

Порядок выполнения работы

 

Транспорт является неотъемлемой частью производственных и торговых процессов. Поэтому транспортная составляющая стоимости товара участвует во множестве технологических и экономических процессов, определяя приоритеты в развитии отдельных предприятий, отраслей экономики и регионов.

При этом существует достаточно самостоятельная область логистики –транспортная логистика, в которой многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженными производственно-складскими участками движения материального потока. Транспорт – связующее звено между элементами логистических систем, осуществляющий передвижение материальных ресурсов. Затраты на создание любого товара складываются из себестоимости изготовления и издержек на выполнение всех работ от момента закупки материалов до момента покупки товара конечным потребителем.

Транспортная логистика – перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками. К задачам транспортной логистики в первую очередь относятся задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса.



Контрольная работа включает теоретический вопрос и практические задачи по различным разделам курса. На теоретический вопрос студент пишет небольшое эссе, раскрывающее суть темы. В практической части задания студенты должны выполнить расчеты, сделать и привести выводы по результатам расчетов.

Каждый студент выполняет свой вариант задания, определяемый по последним двум цифрам индивидуального шифра студента. Номер темы теоретического вопроса и номер задания практического задания определяются отдельно.

Порядок определения номера темы теоретического вопроса. Число заданий ограничено, при превышении номера варианта (последние 2 цифры в шифре студента) числа заданий, студент от своего номера варианта отнимает общее число заданий, пока не попадет в диапазон количества заданий. Например, общее число заданий – 42, а номер варианта 95. Тогда, т.к. 95 больше 42, 95 - 42 = 53. Далее т.к. 53 больше 42, то 53 – 42 = 11. 11 меньше 42. Ваш номер варианта будет равен 11.

Номер варианта практических задач соответственно табл. 4 – предпоследняя цифра шифра, табл. 5 – последняя цифра шифра студента.

Контрольная работа включает следующие разделы:



Введение, где определяется актуальность проблем развития транспортной логистики. В конце введения приводится «расчет» (обоснование) выбора вариантов теоретического и практических заданий в следующей форме:

«Для выполнения контрольной работы выбран вариант теоретического и практического задания по шифру … (приводится шифр зачетной книжки). Номер варианта, определяемый шифром … (две последние цифры шифра).

Номер теоретического вопроса равен … .

Номер задания для практической задачи определяется в таблице 4 вариант ­­­­­­­­­- …, в таблице 5 – вариант …

Теоретический вопрос, включающий тему и отдельные подразделы для представления содержания вопроса.

Практические задачи, включающие постановку задачи, порядок решения и расчеты, выводы по промежуточным и заключительным результатам.

Заключение, содержащее краткие выводы по выполненной работе.

Литература – использованные источники при выполнении работы. В методических указаниях приводится литература для глубокого изучения вашего варианта теоретического вопроса. В контрольной работе приводится только использованная литература и иные источники.


Теоретические вопросы

 

Перечень тем и ссылки на основные источники информации по теме:

1. Понятие и задачи транспортной логистики [1, 2, 10, 12]

2. Транспортировка и ее роль в цепях поставок [7]

3. Транспортное обслуживание и его качество [2, 8]

4. Виды доставок и технологические схемы перевозки [10]

5. Экономическая сущность транспорта [1, 12]

6. Особенности различных видов транспорта [12, 26]

7. Технические средства транспортных систем: обзор, классификация [8, 26]

8. Классификация и характеристика грузовых перевозок и видов перевозимых грузов в цепях поставок [7, 26]

9. Выбор вида транспортного средства: методологические подходы [6, 12]



10. Сравнительная характеристика различных видов транспорта с позиций логистики [14, 11]

11. Принципы организации перевозок по видам транспорта [11, 26]

12. Транспортно-технологические системы [8, 12]

13. Методы выбора перевозчика, экспедитора и других логистических посредников в транспортировке [12, 28]

14. Логистические провайдеры (PL) [12]

15. Транспортные коридоры в межрегиональном и международном товарообороте: российская территория [8, 11]

16. Современные логистические системы и рынок транспортных услуг [5, 8]

17. Классификация и характеристика грузовых перевозок [11, 10]

18. Транспортные документы, регламентирующие внутренние и международные перевозки грузов различными видами транспорта [13, 11]

19. Транспортные тарифы, характеристика и принципы формирования [2, 10]

20. Транспортно-экспедиционное обслуживание грузовладельцев [9, 27]

21. Маршрутизация перевозок на транспорте [3, 26]

22. Транспортные издержки, виды, методы их оценки и учета [10, 21]

23. Терминальные перевозки: характеристика современных грузовых терминалов и распределительных центров [8, 12]

24. Модели системы экспедирования в цепях поставок [7, 27]

25. Основные типы и специализации транспортно-экспедиционных предприятий [11, 27]

26. Государственное регулирование транспорта [4, 32]

27. Правовое регулирование транспортной логистики [9, 14]

28. Логистические системы пассажирского транспорта [30]

29. Документооборот в логистических системах [4, 12]

30. Информационные технологии в логистике [1, 34]

31. Виды логистики, их характеристика [2, 4]

32. Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) [12]

33. Качество транспортно-логистических услуг: методология оценки и контроля [23, 28]

34. Информационные системы взаимодействия видов транспорта [4, 34]

35. Логистика распределения: роль транспорта [3, 14]

36. Закупочная логистика и формирование запасов [2, 21]

37. Транспортные коридоры в международных и национальных логистических системах: роль и значение [12]

38. Стратегические и программные документы развития отечественных транспортно-логистических систем [6, 18]

39. Системный подход в логистике: основные принципы и положения [4, 6]

40. Роль транспортной логистики в формировании интегральных цепей поставок [7, 10]

41. Рынок транспортно-логистических услуг: обзор российского сегмента рынка [8, 12]

42. Транспортно-логитические услуги в сети Интернет: классификация услуг, основные организации и тенденции развития [34]


Практические задания

 

Практический раздел контрольной работы включает следующие задания. Методические указания к выполнению задания приводятся в соответствующих пунктах задания.

Выбор вида транспорта для перевозки

Задание 3.1.1 Выберите любые четыре вида грузов из Приложения 1 (для определенности далее их обозначим A, B, C, D) и определи­те их свойства (по форме табл. 1). В случае отсутствия классификационной группы для груза, следует добавить новую группу по соответствующему признаку. В результатах анализа следует приводить только заполненные строки таблицы 1. К защите контрольной работы подготовить устные обоснования результатов классификации.

Таблица 1

Свойства грузов, намеченных к перевозке, для выполнения

заказа потребителей

№ п/п Классификация грузов   Наименование груза
А В С D
А. По происхождению:
Продукция растениеводства        
Продукция лесоводства        
Продукция добывающей (горнорудной) и обрабатывающей промышленности        
Продукция текстильной промышленности        
Продукция швейной промышленности        
Продукция металлообрабатывающей промышленности        
Продукция химической промышленности        
Продукция животноводства        
Продукция птицеводства        
Продукция рыболовства        
Б. По физико-химическим свойствам:
Скоропортящаяся продукция полеводства, садоводства, огородничества, животноводства и птицеводства        
Гигроскопичные грузы        

Окончание табл.1

№ п/п Классификация грузов   Наименование груза
А В С D
Грузы, впитывающие посторонние запахи        
Грузы, обладающие специфическими запахами        
Устойчиво сохраняющиеся грузы        
Смерзающиеся (слеживающиеся) грузы        
Опасные вещества        
Грузы, убывающие в весе        
В. По способу перевозки:
Бестарные сыпучие грузы (перевозка насыпью)        
Бестарные сыпучие грузы (перевозка навалом)        
Бестарные жидкие грузы (перевозка наливом)        
Сухие грузы (насыпные, навалочные, товарно-штучные)        
Наливные грузы        
Г. По весовым характеристикам и габаритам:
Легковесные грузы        
Тяжеловесные грузы        
Негабаритные грузы        
Длинномерные грузы        
Д. По технологии хранения:
Ценные грузы и грузы, портящиеся от воздействия влаги и изменения температуры        
Грузы, портящиеся от воздействия влаги        
Грузы, не подвергающиеся воздействию внешней среды, хранящиеся на открытых площадках        

 

Задание 3.1.2. Оцените значимость факторов, влияющих на выбор вида транс­порта (см. табл. 2) для каждого груза для предприятия-производителя продукции или распределительного склада. Объем партии товара в соответствующих единицах (см. Приложение 1) выбрать (принять) самостоятельно и указать при выполнении задания.

Значимость фактора определить по шкале:

1 – неудовлетворительно

2 – возможно

3 – удовлетворительно

4 – хорошо

5 – отлично.

Одинаковые оценки для разных видов транспорта допускаются. Для оценки факторов рекомендуется использовать информацию из Приложения 2.

Таблица 2

Факторы, влияющие на выбор вида транспортных средств

Виды транспорта Факторы, и их оценка для выбранных грузов Итого суммар‑ный вес  
Время доставки Частота отправления грузов Надежность соблюдения графика доставки Способность перевозить разные грузы Способность доставить товар в любую точку территории Стоимость перевозки  
А B C D А B C D А B C D А B C D А B C D А B C D А B C D  
Железнодорожный                                                        
Водный                                                        
Автомобильный                                                        
Трубопроводный                                                        
Воздушный                                                        
                                                               

 

Задание 3.1.3. Изучите порядок формирования транспортных тарифов, краткое описание которых представлены в Приложениях 3, 4. Определите, какие виды тарифов можно рекомендовать для перевозок определенных в предыдущих заданиях грузов различными видами транспорта. Результаты выполненного задания сведите в табл. 3, указав виды грузов в соответствующих ячейках таблицы. Незаполненные строки не следует приводить. Подготовьте устное обоснование выбранных вариантов к защите работы.

Приведите выводы по классификации грузов, использованию различных видов транспорта для их перевозки, а также применению соответствующих транспортных тарифов.

Таблица 3

Виды тарифов на перевозку грузов

№ п/п Виды тарифов Виды транспорта
Железнодо­рожный Водный Автомобиль­ный Воздуш­ный
Договорные тарифы        
Исключительные тарифы        
Льготные тарифы        
Местные тарифы        
Общие тарифы        
Сдельные тарифы        
Тарифы на перевозку грузов на условиях платных тонно-часов        
Тарифы за перегон подвижного состава        
Тарифы за повременное пользование        
Тарифы на перевозку из покилометрового расчета        
Фрахтовая ставка        

Вариантный анализ решений транспортировки грузов

 

В большинстве практических ситуаций перед логистами стоит задача маршрутизации грузопотока в вариантной постановке: требуется из возможных (допустимых) вариантов выбрать вариант перевозки, обеспечивающий наилучшее значение одного критерия (затрат, времени, сохранности груза, гарантированности поставки и др.) или набора критериев. В анализе вариантов перевозки могут учитываться: объем груза; вид транспорта; вид транспортного средства; варианты перегрузки груза из одного вида транспорта на другой вид транспорта; форма (необходимость) упаковки груза; объем заказа груза; гарантированное время доставки; наличие промежуточных пунктов хранения; затраты на хранение груза; расходы на перегрузку и др.

Задание 3.2.1.Сравните варианты смешанных перевозок груза по трем вариантам перевозки:

I – перевозка автомобильным транспортом от предприятия до потребителя;

II – смешанная автомобильно-железнодорожная перевозка: перевозка автотранспортом до накопительного (распределительного) склада, далее железнодорожным транспортом до другого распределительного склада, откуда уже автотранспортом до потребителя;

III – перевозка железнодорожным транспортом от подъездных путей предприятия до подъездных путей потребителя, рис. 1.

Рисунок 1. Схема вариантов перевозок

Параметры для расчетов выбрать из таблиц 4 и 5 (варианты исходных данных для расчетов), где:

- объем груза, т.,

- цена единицы груза, руб./т,

- потери груза при железнодорожной перевозке, процент,

- потери груза при автомобильной перевозке, процент,

- затраты на погрузку (выгрузку) груза на железнодорожный вагон, руб./т,

- затраты на погрузку (выгрузку) груза на автотранспорт, руб./т,

- затраты на упаковку груза при железнодорожной перевозке, руб./т,

- затраты на упаковку груза при автомобильной перевозке, руб./т,

- затраты на перевозку автомобильным транспортом, руб./ткм,

- затраты на перевозку железнодорожным транспортом, руб/ткм,

- расстояние перевозки автотранспортом по I варианту, км,

- расстояние перевозки автотранспортом от производителя до распределительного склада по II варианту, км,

- расстояние перевозки автотранспортом от распределительного склада до потребителя по II варианту, км,

- расстояние перевозки по железной дороге по II варианту, км,

- расстояние перевозки по железной дороге по III варианту, км.

 

Таблица 4 Исходные данные к заданию 4.1.

Параметр Вариант исходных данных, предпоследняя цифра в шифре студента
, т.
, км.
, км.

 

Таблица 5 Исходные данные к заданию 4.1.

Параметр Вариант исходных данных, последняя цифра в шифре студента
, руб/т.
, км.
, км.
, км.

 

Для расчетов остальные параметры принять равными:

, ,

руб/т, руб/т,

руб/ткм, руб/ткм,

руб/т, руб/т,

Указания к решению.

Организация перевозки по варианту I (автомобильный транспорт) включает расходы:

- на погрузку и выгрузку груза,

- упаковку груза,

- перевозку груза,

- потери груза при транспортировке, т.е.

.

Организация перевозки по третьему варианту (железнодорожный транспорт) включает расходы:

- на погрузку и выгрузку груза;

- упаковку груза;

- перевозку груза;

- потери груза при транспортировке, т.е.

.

Организация перевозки по второму варианту (автомобильный и железнодорожный транспорт) включает аналогичные расходы, т.е.

.

Во втором варианте перевозки расходы, связанные с упаковкой груза отнесены к автомобильным перевозкам.

При выборе вариантов перевозки грузов рассматриваются только те параметры, которые приводятся в задании. На практике дополнительно могут учитываться другие экономические, временные факторы, факторы надежности доставки, оперативности увеличения и уменьшения объемов перевозок и т.д.

Задание 3.2.2.Пусть в условиях предыдущей задачи имеются дополнительные условия.

Известны:

- грузоподъемность железнодорожного вагона, т,

- грузоподъемность грузового автомобиля, т,

- среднее время доставки груза железнодорожным транспортом, км/сут.

- среднее время доставки груза автомобильным транспортом, км/сут.

- среднее время нахождения вагонов под погрузкой и выгрузкой, сут.

- мощность грузового фронта по погрузке/ выгрузке груза, т/сут.

- среднее время погрузки/выгрузки автомобиля, сут.

Определить рациональный вариант перевозки груза из первого и третьего вариантов перевозки, если груз может подаваться под погрузку через один грузовой фронт (т.е. грузиться вагоны и автомобили могут только последовательно) при следующих параметрах:

т, т, т/сут,

км/сут, км/сут,

сут, , сут.

Указания к решению.

Время организации перевозки по каждому из вариантов будут складываться из:

- времени на погрузку и выгрузку груза,

- время нахождения груза в пути следования.

Учитывая непрерывность погрузки/выгрузки на автомобильный и железнодорожный транспорт, можем рассчитать:

- время погрузки груза на железнодорожный транспорт, сут,

- время погрузки груза на автомобильный транспорт, сут.

- время перевозки груза железнодорожным транспортом на расстояние , сут,

- время перевозки груза автомобильным транспортом на расстояние , сут.

Тогда время, затрачиваемое по варианту I находим из

,

а по варианту III

.

Задание 3.2.3.Пусть в условиях задачи 4.1 и 4.2 требуется обеспечить доставку груза точно в срок. Рассчитать предельное время отклонения доставки грузов автомобильным и железнодорожным транспортом, если увеличение времени доставки груза автомобильным транспортом в зависимости от расчетного составляет , а железнодорожным транспортом ,

где ( ) – расчетное время доставки груза автомобильным (железнодорожным) транспортом. В качестве исходных данных для расчетов использовать результаты расчетов задания 4.2.

Указания к решению.

Пусть груз автотранспортом доставляется за 3 суток, а железнодорожным транспортом - 4,8 суток. Тогда

0,03 сут,

0,08 сут.

Тогда максимальное увеличение продолжительности времени доставки груза железнодорожным транспортом составит

(1+0,08) · 4,8 = 5,18 сут,

а автомобильным транспортом

(1+0,03) · 3 = 3,09 сут.

Принятие решения по выбору варианта доставки груза остается за менеджером с учетом производственной и иной специфики.


Просмотров 798

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!