Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Перечислите основные факторы, которые вызывают (или могут вызвать) стрессы



5. Сформулируйте особенности про­фессиональной деятельности спасателей.

6. Перечислите основные требования к их личностным свойствам, обусловлен­ные профессиональной деятельностью.

Структура профессионально важных качеств спасателей

Тема 3. Психологические осо­бенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях

3.1. Основные условия, оказы­вающие травмирующие воздейст­вия на психику человека в ЧС

В ходе работ по ликвидации ЧС спа­сатели в зоне бедствия так или иначе контактируют с местным населением. При этом они должны помнить, что на­селение не проходит специализиро­ванной психологической подготовки к действиям в различных чрезвычайных ситуациях, и возникновение последних почти всегда застает граждан врас­плох. Можно выделить две основные группы условий, оказывающих травмирующие воздействия на психику людей в зоне ЧС.

Первая группа- это условия, свя­занные с наличием физической угрозы - жизни и здоровья человека. Среди них- взрывы, пожары, обрушения конструкций зданий и сооружений,радио­активное загрязнение, заражение внешней среды химически опасными веществами, токсичные продукты го­рения и др. Психические нарушения, возникающие в результате их воздей­ствия, наблюдаются в основном на фоне физиологических (медицинских) нарушений, к которым относятся трав­мы, ожоги, радиационные поражения, химические отравления, болевой и травматический шок.

Вторая группасвязана в первую очередь с негативной информацией. Причинами некоторых психических на­рушений являются отсутствие досто­верной информации о масштабах ЧС и ее последствиях, о степени угрозы жиз­ни и здоровью людей, незнание ими порядка действий в ЧС, переживание за судьбы родных и близких, изменение привычного образа жизни" чувство бес­силия перед обстоятельствами и неопределенности будущего. К особенно­стям психотравмирующего воздейст­вия этой группы условий следует отнес­ти то, что возникающие у человека от­клонения в психической деятельности -не следствие нарушения физиологиче­ских (медицинских) процессов в орга­низме. Тем не менее они могут явиться причиной таких нарушений.

Воздействия на человека психотрав-мирующих условий обеих групп невоз­можно полностью устранить или нейт­рализовать в ходе работ по ликвидации ЧС, но путем проведения медиками и спасателями планомерной психологи­ческой и социальной работы с постра­давшими можно значительно повысить психологическую устойчивость людей к этим воздействиям. А чтобы выполнять такую работу, спасателям необходимо знать, каким образом у человека возни­кают и протекают наиболее типичные для ЧС психические расстройства, по каким признакам их можно отличить друг от друга и какую посильную по­мощь в конкретном_случае следует ока­зать пострадавшему.^



3.2. Особенности поведения на­селения в различные периоды ЧС

Изучение и анализ психических расстройств, вызываемых различными условиями развития чрезвычайных си­туаций, позволяет выделить три основ­ных периода последних, при которых у пострадавших наблюдаются разного рода психические нарушения.

Первый периодсвязан с внезапно возникающей угрозой жизни людей (пожар, взрыв, землетрясение, навод­нение, ураган и т.д.). Он обычно огра­ничен временными рамками - от мо­мента возникновения этой угрозы (на­чала ЧС) до момента начала проведе­ния аварийно-спасательных работ. Как показывает анализ, его продолжитель­ность обычно не превышает 5 часов. В это время мощные стрессовые воз­действия чаще всего вызывают у чело­века реакции страха, паники, оцепене­ния различной степени тяжести.

В момент начала чрезвычайной си­туации у большинства пострадавших появляется состояние растерянности, непонимания смысла происходящего. Вслед за этим коротким временным интервалом у людей при простых реак­циях страха наблюдается умеренное повышение активности: движения ста­новятся четкими, экономичными, уве­личивается мышечная сила. Это поз­воляет значительному числу людей пе­реместиться в безопасное место.

Одновременно несколько наруша­ется речь. Это проявляется в увеличе­нии ее темпа, запинках, повышении си­лы и звонкости голоса. Для человека в таком состоянии характерны мобили­зация воли, внимания, двигательных функций. Что касается памяти, то ее отклонения от нормы проявляются раз­ве что в снижении четкости фиксации происходящего вокруг. Собственные же действия и переживания человека,, как правило, запоминаются в полном объеме. Типичным для него является также изменение восприятия времени: продолжительность короткого периода воспринимается пострадавшим в не­сколько раз длиннее реального.



При сложных реакциях страха в пер­вую очередь происходят двигательные

расстройства, которые могут прояв­ляться в активной и пассивной фор­мах. При активной - человек беспоря­дочно и бесцельно мечется, делая большое количество бессмысленных движений, что мешает ему правильно и быстро принять решение и укрыться в безопасное место. В ряде случаев наблюдается паническое бегство. Пассивная форма характерна тем, что человек впадает в оцепенение и как бы застывает на месте. При попытке ока­зать ему помощь он либо невольно подчиняется, либо реагирует негатив­но, оказывая сопротивление. Речь у него в таких случаях бывает отрывоч­ной, ограничивается в основном крат­кими, лишенными смысловой нагрузки восклицаниями, или она полностью от­сутствует.

Как при простой, так и при сложной реакциях страха у человека наблюда­ется значительное сужение сознания, непроизвольное самоустранение от происходящего. Хотя при этом частич­но сохраняются доступность внешним воздействиям, избирательность пове­дения, способность самостоятельно находить выход из создавшейся ситу­ации.

Наиболее тяжелые психические расстройства могут возникать у лиц, получивших закрытые травмы или ра­нения. В этих случаях требуется тща­тельно анализировать связь развив­шихся психических нарушений как с психотравмирующими условиями, так и с полученными повреждениями (че­репно-мозговая травма, интоксикация вследствие ожога и т.д.).

Второй периодпо своим времен­ным рамкам соответствует периоду выполнения аварийно-спасательных работ Психические нарушения у лю­дей здесь связаны не только с лично­стными особенностями пострадавших и осознанием ими продолжающейся или пережитой опасной для жизни и здоровья ситуации, но и с появлением новых стрессовых воздействий. Они обусловлены потерей или неизвестно­стью судьбы родных и близких, разоб­щением семьи, утратой имущества и жилья. Психоэмоциональное напряже­ние, характерное для начала данного периода, сменяется к его окончанию повышенной утомляемостью и выра­женной депрессией.

Психические нарушения у постра­давших могут иметь различные виды расстройств: психозы и неврозы. Пси­хозы более опасны для пострадавшего и требуют квалифицированной меди­цинской и психиатрической помощи. Они, как правило, не позволяют чело­веку осуществлять целенаправленную деятельность.

Основными типами психозов, воз­никающих в условиях ЧС, являются ос­трые шоковые и реактивные подост-рые психозы. Острые шоковые (слож­ная реакция страха) появляются при непосредственном переживании на­грянувшей угрозы жизни или здоровью (пожар, взрыв, химическая или радиа­ционная авария, землетрясение и др.). Такие психозы могут проявляться в ак­тивной и пассивной формах (их крат­кая характеристика приведена при рассмотрении психических нарушений у пострадавших в первом периоде ЧС). А реактивные подострые могут быть следующими:

психогенная депрессия: медленное развитие состояния подавленности, затрудненная ориентация, двигатель­ная заторможенность, которая может перерасти и в обездвиженность (сту­пор), бредовые интерпретации;

истерическая депрессия: после ко­роткого периода истерического воз­буждения развивается состояние апа­тии, тоски, уныния, возможно, с поры­вистыми проявлениями гнева; однако психическая деятельность при этом грубо не нарушается;

параноидальный психоз: неприят­ная мучительная тревога, эмоциональ­ное напряжение, беспокойство, не ис­ключено бредовое состояние;

параноидо-галлюцинативный синд­ром: активная психическая деятель­ность затруднена. Бывает, что постра­давший представляет себя в других ус­ловиях или другим человеком. Целена­правленное мышление заменяется во­ображением. Возможны галлюцина­ции в виде голосов, детского плача, криков о помощи и др. Случается, воз­никает мания преследования;

синдром Ганзера: под влиянием психотравмирующих условий происхо­дит значительное сужение сознания. При этом характерны явления "мимо-речи", когда на элементарные вопросы пострадавший отвечает невпопад икаким признакам их можно отличить друг от друга и какую посильную по­мощь в конкретном_случае следует ока­зать пострадавшему.^

3.2. Особенности поведения на­селения в различные периоды ЧС

Изучение и анализ психических расстройств, вызываемых различными условиями развития чрезвычайных си­туаций, позволяет выделить три основ­ных периода последних, при которых у пострадавших наблюдаются разного рода психические нарушения.

Первый периодсвязан с внезапно возникающей угрозой жизни людей (пожар, взрыв, землетрясение, навод­нение, ураган и т.д.). Он обычно огра­ничен временными рамками - от мо­мента возникновения этой угрозы (на­чала ЧС) до момента начала проведе­ния аварийно-спасательных работ. Как показывает анализ, его продолжитель­ность обычно не превышает 5 часов. В это время мощные стрессовые воз­действия чаще всего вызывают у чело­века реакции страха, паники, оцепене­ния различной степени тяжести.

В момент начала чрезвычайной си­туации у большинства пострадавших появляется состояние растерянности, непонимания смысла происходящего. Вслед за этим коротким временным интервалом у людей при простых реак­циях страха наблюдается умеренное повышение активности: движения ста­новятся четкими, экономичными, уве­личивается мышечная сила. Это поз­воляет значительному числу людей пе­реместиться в безопасное место.

Одновременно несколько наруша­ется речь. Это проявляется в увеличе­нии ее темпа, запинках, повышении си­лы и звонкости голоса. Для человека в таком состоянии характерны мобили­зация воли, внимания, двигательных функций. Что касается памяти, то ее отклонения от нормы проявляются раз­ве что в снижении четкости фиксации происходящего вокруг. Собственные же действия и переживания человека,, как правило, запоминаются в полном объеме. Типичным для него является также изменение восприятия времени: продолжительность короткого периода воспринимается пострадавшим в не­сколько раз длиннее реального.

При сложных реакциях страха в пер­вую очередь происходят двигательные

расстройства, которые могут прояв­ляться в активной и пассивной фор­мах. При активной - человек беспоря­дочно и бесцельно мечется, делая большое количество бессмысленных движений, что мешает ему правильно и быстро принять решение и укрыться в безопасное место. В ряде случаев наблюдается паническое бегство. Пассивная форма характерна тем, что человек впадает в оцепенение и как бы застывает на месте. При попытке ока­зать ему помощь он либо невольно подчиняется, либо реагирует негатив­но, оказывая сопротивление. Речь у него в таких случаях бывает отрывоч­ной, ограничивается в основном крат­кими, лишенными смысловой нагрузки восклицаниями, или она полностью от­сутствует.

Как при простой, так и при сложной реакциях страха у человека наблюда­ется значительное сужение сознания, непроизвольное самоустранение от происходящего. Хотя при этом частич­но сохраняются доступность внешним воздействиям, избирательность пове­дения, способность самостоятельно находить выход из создавшейся ситу­ации.

Наиболее тяжелые психические расстройства могут возникать у лиц, получивших закрытые травмы или ра­нения. В этих случаях требуется тща­тельно анализировать связь развив­шихся психических нарушений как с психотравмирующими условиями, так и с полученными повреждениями (че­репно-мозговая травма, интоксикация вследствие ожога и т.д.).

Второй периодпо своим времен­ным рамкам соответствует периоду выполнения аварийно-спасательных работ Психические нарушения у лю­дей здесь связаны не только с лично­стными особенностями пострадавших и осознанием ими продолжающейся или пережитой опасной для жизни и здоровья ситуации, но и с появлением новых стрессовых воздействий. Они обусловлены потерей или неизвестно­стью судьбы родных и близких, разоб­щением семьи, утратой имущества и жилья. Психоэмоциональное напряже­ние, характерное для начала данного периода, сменяется к его окончанию повышенной утомляемостью и выра­женной депрессией.

Психические нарушения у постра­давших могут иметь различные виды расстройств: психозы и неврозы. Пси­хозы более опасны для пострадавшего и требуют квалифицированной меди­цинской и психиатрической помощи. Они, как правило, не позволяют чело­веку осуществлять целенаправленную деятельность.

Основными типами психозов, воз­никающих в условиях ЧС, являются ос­трые шоковые и реактивные подост-рые психозы. Острые шоковые (слож­ная реакция страха) появляются при непосредственном переживании на­грянувшей угрозы жизни или здоровью (пожар, взрыв, химическая или радиа­ционная авария, землетрясение и др.). Такие психозы могут проявляться в ак­тивной и пассивной формах (их крат­кая характеристика приведена при рассмотрении психических нарушений у пострадавших в первом периоде ЧС). А реактивные подострые могут быть следующими:

психогенная депрессия: медленное развитие состояния подавленности, затрудненная ориентация, двигатель­ная заторможенность, которая может перерасти и в обездвиженность (сту­пор), бредовые интерпретации;

истерическая депрессия: после ко­роткого периода истерического воз­буждения развивается состояние апа­тии, тоски, уныния, возможно, с поры­вистыми проявлениями гнева; однако психическая деятельность при этом грубо не нарушается;

параноидальный психоз: неприят­ная мучительная тревога, эмоциональ­ное напряжение, беспокойство, не ис­ключено бредовое состояние;

параноидо-галлюцинативный синд­ром: активная психическая деятель­ность затруднена. Бывает, что постра­давший представляет себя в других ус­ловиях или другим человеком. Целена­правленное мышление заменяется во­ображением. Возможны галлюцина­ции в виде голосов, детского плача, криков о помощи и др. Случается, воз­никает мания преследования;

синдром Ганзера: под влиянием психотравмирующих условий происхо­дит значительное сужение сознания. При этом характерны явления "мимо-речи", когда на элементарные вопросы пострадавший отвечает невпопад имимо действия (он не в состоянии вы­полнить или повторить элементарные действия);

синдром пуэрилизма: детскость по­ведения при значительном сужении сознания, детская мотивация речи, детские эмоции на фоне проявлений взрослого опыта.

Для большей части пострадавших в ЧС наиболее характерны состояния непсихотических расстройств, прояв­ляющихся в форме истерического не­вроза или неврастении. Истерические неврозы имеют четыре основных типа:

двигательные расстройства: при­падки, параличи, парезы, которые мо­гут сопровождаться стонами, криками, плачем. Не исключены заикание, утра­та звучания голоса, дрожание отдель­ных групп мышц, неспособность сто­ять на месте или, наоборот, "врастание в землю" при полной сохранности дви­гательного аппарата;

нарушения работы органов чувств: утрата кожной чувствительности, ис­терическая слепота, глухота, глухоне­мота;

физиологические нарушения: "ком" в горле, истерическая рвота, сердеч­ная аритмия, поносы;

психические нарушения: страхи, внезапные перепады настроения, по­давленность, театральность поведе­ния и др.

Неврастения возникает вследствие переутомления, недостаточного отды­ха (сна), длительного воздействия пси-хотравмирующих условий. Вначале она проявляется в виде повышенной возбудимости, после чего наступает истощенность физиологических ре­зервов человека. Она проявляется в утомляемости, раздражительности, слабости, неспособности сосредото­читься, сконцентрировать внимание на чем-либо, в головной боли, нарушени­ях сна.

Но надо сказать, что непсихотичес­кие расстройства не нарушают спо­собности человека осуществлять тру­довую деятельность, принимать реше­ния, правильно оценивать ситуацию. Иными словами, пострадавшие с не­врозами легкой и средней степени тя­жести в случае крайней необходимос­ти могут привлекаться для выполнения определенных функций в процессе аварийно-спасательных работ.

Третий периодразвития ЧС для пострадавших начинается после их эвакуации в безопасные районы или после ликвидации чрезвычайной ситу­ации. С точки зрения психических на­рушений он характеризуется возник­новением так называемых посттрав­матических стрессовых расстройств (ПТСР). Появляются они, когда человек переживает событие, способное трав­мировать психику практически любого здорового гражданина. Это могут быть, например, серьезная угроза жизни и здоровью (своему или близ­ких), внезапное разрушение жилья или общественного здания, потеря род­ных, близких и т.п. Характерным при­знаком ПТСР является то, что пережи­тое событие сопровождалось сильны­ми эмоциями страха или ощущением беспомощности перед лицом обстоя­тельств.

Структура расстройств психической деятельности включает в себя две вза­имосвязанные подгруппы нарушений:

симптомы упорного вторжения в сознание образов, воспоминаний и эмоций, связанных с содержанием психотравмирующих обстоятельств, вызывающих у человека сильный пси­хологический дискомфорт;

симптомы "избегания", проявляю­щиеся в стремлении устраниться от мыслей, чувств, разговоров, лиц, мест и деятельности, вызывающих воспоминания о психотравмирующем событии.

-~ Эти симптомы в основном сопро­вождаются такими явлениями, как уменьшение силы эмоционального ре­агирования, снижение интереса к ра­нее значимым видам деятельности, чувство зависимости или отчужденно­сти от людей. Для ПТСР также свойст­венны не существовавшие у постра­давшего ранее (до ЧС) нарушения сна, раздражительность, вспышки внезап­ного гнева, трудности сосредоточения внимания, повышенная (не соответст­вующая обстоятельствам) бдитель­ность, готовность к оборонительной реакции ("бей или беги").

Кроме перечисленных общих при­знаков, ПТСР могут сопровождаться ощущениями эмоциональной зависи­мости, притуплением или отсутствием эмоционального реагирования, не­способностью вспомнить какой-либо

важный аспект психотравмирующего события.

Еще одна типичная характеристика ПТСР - они нарушают социальную, профессиональную или иную значи­мую деятельность. Это связано со снижением работоспособности пост­радавшего, ухудшением качества его жизнедеятельности.

Спасатели, привлекаемые к ликви­дации ЧС, должны учитывать, что пси­хические нарушения, которые в зави­симости от характера и масштаба чрезвычайной ситуации могут развить­ся у 25-30 процентов людей, оказав­шихся в зоне бедствия (очаге пораже­ния), затруднят, а иногда и сделают не­возможным эффективное использова­ние местного населения для проведе­ния аварийно-спасательных работ.

3.3. Мероприятия по ослабле­нию психологической напряжен­ности среди населения и норма­лизации его психической дея­тельности

Комплекс таких мероприятий включает:

организацию информирования лю­дей об обстановке в зоне ЧС, о харак­тере и объеме проводимых аварийно-спасательных работ, мерах по оказа­нию само- и взаимопомощи, местах расположения медицинских и эвакуа­ционных пунктов. Среди сообщений должны присутствовать фамилии спа­сенных и эвакуированных жителей, ин­формация о местах их эвакуации. Это поможет части населения получить сведения о родных и близких, что в значительной мере будет способство­вать улучшению его психического со­стояния;

организацию медицинской сорти­ровки пострадавших, изоляцию лиц, находящихся в тяжелом состоянии, оказание первой медицинской и пси­хотерапевтической помощи, эвакуа­цию лиц, нуждающихся в госпитали­зации;

обеспечение населения средства­ми индивидуальной защиты, необхо­димыми медицинскими препаратами, а также разъяснение правил их приме­нения.

Нормализации психического состо­яния населения во многом способст­вует четкая организация аварийно-спасательных работ с привлечением местных жителей, сохранивших спо­собность к осознанной целенаправ­ленной деятельности. При этом основ­ными форумами взаимоотношений спасателей с населением должны быть уважение, сочувствие, личный пример. В случае же, когда люди находятся в состоянии оцепенения, шока или па­ники, целесообразно использовать жесткий командный стиль общения с ними.

Оказание помощи пострадавшим с нарушениями психики - для спасате­лей один из важных факторов сохране­ния работоспособности, повышения психологической устойчивости и под­держания психоэмоционального рав­новесия людей. При оказании помощи лицам, перенесшим психическую травму в результате ЧС, следует знать и применять ряд основных принципов.

Безотлагательность -помощь пострадавшему должна быть оказана в кратчайшие сроки: чем больше време­ни пройдет с момента его травмирова­ния, тем выше вероятность возникно­вения хронических расстройств и по­явления необратимых изменений в ор­ганизме. Наиболее эффективна по­мощь, оказываемая по горячим сле­дам, в первые минуты и часы после по­лучения человеком травмы.

Приближенность- помощь необ­ходимо оказывать как можно ближе к месту событий. В условиях ЧС это оз­начает, что следует по возможности избегать госпитализации пострадав­шего с психической травмой или его эвакуации. Иными словами, помощь ему лучше оказывать без смены обсто­ятельств и социального окружения, стремясь минимизировать отрица­тельные явления, связанные с "вжива­нием" пострадавшего в болезнь.

Ожидаемость- с лицом, перенес­шим стрессовую ситуацию, надо обра­щаться не как с пациентом, а как с нор­мальным человеком, чье состояние психологически понятно и объяснимо пережитым событием (нормальная ре­акция на экстремальную ситуацию). Важно поддерживать в пострадавшем уверенность в скором его возвраще­нии к обычному состоянию, в том, что он вновь будет выполнять свою работу в полном объеме.

Единство психологического воз­действияподразумевает, во-первых, что оно исходит либо от одного лица, либо проводится стандартная проце­дура обращения с пострадавшим. Этот принцип учитывает особенности психического состояния последнего, который не способен воспринимать

разнонаправленные воздействия, за­поминать многие лица, последова­тельность процедур.

Простота психологического воз­действиятесно связана с предыду­щим принципом. Она означает, что воздействие носит характер первой помощи и направлено прежде всего на снятие у пострадавшего тревоги, стресса, его самоизоляции путем по­буждения к "проговариванию" им сво­их переживаний, обсуждению получен­ной травмы, текущего состояния. Час­то эта помощь выражается в том, что­бы увести человека от источника трав-матизации, дать ему теплое питье, пи­щу, отдых, возможность высказаться.

Контрольные вопросы по теме 3


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!