Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






General principles of law recognised by civilised nations 1 часть



Оглавление


 


Рецензенты:

кафедра Межкультурных коммуникаций факультета иностранных
языков МГУ им. М.В. Ломоносова (зав. кафедрой доктор историче­
ских наук, профессор А. В. Павловская)

О.Л. Каменская, доктор филологических наук, профессор

ISBN 5-94692-378-1

«Английский язык. Учебник устного перевода» ориентирован на обу­чение различным видам устного перевода: переводу с листа, последова­тельному и синхронному переводам. Данный учебник предназначен для студентов старших курсов гуманитарных вузов, для которых перевод не является основной специальностью. Учебник может быть также использо­ван на начальном этапе обучения на переводческих факультетах.

УДК 811.111(075.8) ББК 81.2Англ-923

ISBN 5-94692-378-1

© Миньяр-Белоручева А.П., Миньяр-Белоручев К.В., 2003 © Издательство «ЭКЗАМЕН», 2003


Предисловие.......................................................................................................... 5

PARTI.................................................................................................................... 5

Unit 1. Development of Mankind....................................................................8

Лексический комментарий............................................................................ 20

Грамматический комментарий. Временные формы перфекта.............. 25

Unit 2. Clash of Civilisations.........................................................................28

Лексический комментарий............................................................................ 42

Грамматический комментарий. Модальные глаголы.............................. 46

UNIT 3. International Relations...................................................................50

Лексический комментарий............................................................................ 64

Грамматический комментарий. Причастие............................................... 67

Unit 4. Globalisation.......................................................................................69



Лексический комментарий............................................................................ 81

Грамматический комментарий. Инфинитив............................................... 83

Unit 5. International Law...............................................................................87

Лексический комментарий.......................................................................... 101

Грамматический комментарий. Страдательный залог.......................... 107

Unit 6. Human Rights....................................................................................111

Лексический комментарий.......................................................................... 126

Грамматический комментарий. Герундий............................................... 130

Unit 7. Recent History of Russia................................................................133

Лексический комментарий.......................................................................... 145

Грамматический комментарий. Субъектный

предикативный инфинитивный оборот..................................................... 147


Unit 8. Armed Forces.................................................................. 149

Лексический комментарий.............................................................. 163

Грамматический комментарий. Объектный предикативный
инфинитивный оборот................................................................... 165



PART II....................................................................................... 167

Unit 9. Macroeconomics.................................................................. 167

Лексический комментарий.............................................................. 182

Грамматический комментарий. Герундиальный оборот....................... 187

Unit 10. World Economy............................................................. 189

Лексический комментарий.............................................................. 204

Грамматический комментарий. Сослагательное наклонение................ 207

Unit 11. Mass Culture................................................................. 211

Лексический комментарий.............................................................. 225

Грамматический комментарий. Согласование времен......................... 229

Unit 12. Mass Media....................................................................... 232

Лексический комментарий.............................................................. 244

Грамматический комментарий. Артикль........................................... 248

Unit 13. Information Society....................................................... 257

Лексический комментарий.............................................................. 273

Грамматический комментарий. Причастная конструкция.................... 276

Unit 14. Biotechnology.................................................................... 280

Лексический комментарий.............................................................. 296

Грамматический комментарий. Степени сравнения............................ 303

Unit 15. Conquering Space.......................................................... 306



Лексический комментарий.............................................................. 324

Грамматический комментарий. Сложные предложения....................... 328

Unit 16. Olympic Games.................................................................. 330

Лексический комментарий.............................................................. 343

Грамматический комментарий. Предлоги, фразовые глаголы............... 346


Предисловие

Во всем мире знание английского языка воспринимается сегодня как нечто само собой разумеющееся, как необходимое условие обще­ния на любом уровне. Все большую важность приобретает не только свободное владение английским языком, но и умение быстро и квали­фицированно осуществлять перевод с английского языка на русский язык и обратно. В настоящее время эта деятельность уже не может ос­таваться монополией профессиональных переводчиков, она должна быть доступна более широкой аудитории, владеющей английским язы­ком. Неслучайно, что в нашей стране сейчас появляются все новые и новые учебники, учебные, грамматические и справочные пособия, на­правленные на обучение английскому языку. Данный учебник поможет приобрести профессиональные навыки устного перевода с английского языка на русский и с русского на английский.

Цель учебника заключается в подготовке обучаемых к трем видам устного перевода: переводу с листа, последовательному и синхронному переводам. При переводе с листа переводчик читает текст про себя на одном языке и говорит на другом; при последовательном переводе он слушает оратора и запоминает его речь или слушает оратора и делает записи, а потом воспроизводит услышанное на другом языке по памяти или с опорой на записи; при синхронном переводе переводчик одно­временно слушает оратора и переводит его речь. Все эти виды перево­да требуют от переводчика разных навыков и умений. В основу учеб­ника положены концепции теории перевода и методики преподавания перевода, созданные доктором педагогических наук, профессором Р.К. Миньяр-Белоручевым.

Учебник состоит из 16 уроков. В них представлена общественно-политическая, экономическая, юридическая, историческая, культуро­логическая, военная, спортивная и научно-техническая тематика.


Мультитематическая структура учебника обусловлена тем, что он предназначен для широкого круга студентов-гуманитариев, изучающих разные дисциплины. Каждый урок включает 20 упражнений. Они под­разделяются на ознакомительные, тренировочные и контрольные. В ознакомительных упражнениях обучающиеся знакомятся с новым ма­териалом. Тренировочные упражнения направлены на отработку от­дельных навыков и умений определенного вида перевода. Контроль­ные упражнения позволяют выявить степень усвоения студентами изученного материала. Каждый урок завершается лексическим и грам­матическим комментариями.

Навыки восприятия письменного текста для дальнейшего изложе­ния его основного содержания и устного перевода отрабатываются уп­ражнениями, требующими одновременного переключения от письмен­ного текста к устной речи и с одного языка на другой. Упражнения по микрореферированию развивают умение выделять из текста ключевую информацию и передавать ее кратко на исходном языке или языке пе­ревода. Устный перевод с опорой на письменный текст облегчает вос­приятие исходной информации и ее последующий перевод. В свою очередь письменный перевод способствует формированию навыков и умений устного перевода, поэтому в учебник включены упражнения на отработку письменного перевода.

Навыки восприятия и перевода английского текста на слух, а также навыки выделения и запоминания ключевой информации отрабатыва­ются упражнениями последовательного перевода английских фраз, за­читываемых преподавателем один или несколько раз, переводом на слух коротких фраз, содержащих лексические или грамматические трудности, письменным переводом на слух без зрительной опоры на текст. Подобные упражнения используются для отработки навыков устного перевода с русского языка на английский.

Навыки межъязыковой и внутриязыковой трансформации текста отрабатываются упражнениями, в которых требуется подбирать сино­нимы, находить описательные обороты, выделять слова с ключевой информацией, преобразовывать длинные высказывания и находить лексические единицы для опорных пунктов памяти и для записей.

Навыки переключения с одного языка на другой, выбор иноязыч­ного эквивалента и совмещение семантических систем двух языков отрабатываются следующими упражнениями: перевод с повторением, смешанный перевод с английского языка на русский и с русского на


английский, что способствует созданию связей между лексическими единицами русского и английского языков и вырабатывает вербаль­ную реакцию на предъявленный стимул.

Способность управлять речевыми механизмами достигается прак­тикой перевода, а также специальными упражнениями: «чтение со сче­том», когда обучаемые считают вслух, просматривая русский или анг­лийский текст, а затем излагают его содержание; сложное аудирование, когда обучаемые слушают текст на одном языке, одновременно читая текст на другом языке, и после этого излагают содержание обоих тек­стов. Полезным для развития навыков переключения и осуществления сразу несколько действий является упражнение, в котором обучаемым предлагается одновременно ознакомиться с русским и английским тек­стами, расположенными в параллельных колонках.

Многие упражнения отрабатывают технику устной речи. Перево­дчик должен иметь хорошую дикцию, высокую культуру устной речи, значительный запас репродуктивного материала как на русском, так и на английским языках. Переводчику приходится работать в условиях недостатка исходных данных, поэтому ряд упражнений специально ориентирован на выработку навыков работы с неполной информацией и развитие языковой догадки.

Для совершенствования навыков перевода у обучаемых как под руководством преподавателя так и при их самостоятельной работе рекомендуется привлекать аудионосители с записанными материала­ми. Они могут использоваться для письменной фиксации оригиналь­ного текста и перевода по частям или полностью, с использованием пауз и неоднократным прослушиванием мест, вызывающих наиболь­шие сложности, а также для отработки синхронного перевода. По­добные упражнения желательно завершать обсуждением предложен­ных вариантов перевода.

Учебник рекомендуется использовать для обучения английскому языку на старших курсах гуманитарных факультетов высших учебных заведений, а также на начальном этапе обучения на специализирован­ных переводческих факультетах.


Part I

UNIT 1.

Development of Mankind

Упражнение 7.Прочитайте текст вслух.

The most remarkable development of the last quarter of the twentieth century has been the revelation of enormous weaknesses at the core of the world's seemingly strong dictatorships, whether they be of the military-authoritarian Right, or the communist-totalitarian Left. From Latin America to Eastern Europe, from the Soviet Union to the Middle East and Asia, strong governments have been failing over the last two decades. And while they have not given way in all cases to stable liberal democracies, liberal democracy remains the only coherent political aspiration that spans different regions and cultures around the globe. In addition, liberal principles in eco­nomics - the "free market" - have spread, and have succeeded in producing unprecedented levels of material prosperity, both in industrially developed countries and in countries that had been, at the close of World War II, part of the impoverished Third World. A liberal revolution in economic thinking has sometimes preceded, sometimes followed, the move toward political freedom around the globe.

Nationalism has been the vehicle for the struggle for recognition over the past hundred years, and the source of this century's most intense conflicts. A world made up of liberal democracies should have much less incentive for war, since all nations would reciprocally recognise one another's legitimacy. And indeed, there is substantial empirical evidence from the past couple of hundred years that liberal democracies do not behave imperialistically to­ward one another, even if they are perfectly capable of going to war with states that are not democracies and do not share their fundamental values.


Nationalism is currently on the rise in regions like Eastern Europe and ex-Soviet Union where peoples have long been denied their national identities, and yet within the world's oldest and most secure nationalities, nationalism is undergoing a process of change. The demand for national recognition in Western Europe has been domesticated and made compatible with universal recognition, much like religion three or four centuries before.

Упражнение 2. Подберите из текста английские эквиваленты к следую­щим словосочетаниям.

либеральная демократия.......................................... ,........................

самое важное событие...........................................................................

основные ценности...............................................................................

причина для войны...............................................................................

всеобщее признание..............................................................................

движущая сила борьбы .....................................................................

свободная рыночная экономика..............................................................

движение к политической свободе....................................................

гармоничная политическая система.........................................................

уровень материального благосостояния....................................................

Упражнение 3.Передайте на русском языке основное содержание тек­ста упражнения 1.

Упражнение 4. Подберите русские эквиваленты к следующим словосо­четаниям. Выучите их наизусть.

to achieve equality.................... to become pessimistic....

to be at odds.............................. to become accustomed to..

to be based on................................ to share values...............

to be on the rise............................. to establish validity........

to go to war................................... to excite commentary........

to come to an end.......................... to address the question..

to give way to................................ to demand recognition...

to have effect............................ to appeal to the authority..

to make possible........................... to establish the basis for....

to make sense............................ to span different regions...

to make compatible................... to undergo modernisation.


to present an effort.................... to draw on the ideas of smb..........

to prove wrong.......................... to establish a uniform horizon......

to raise the question.................. to increase standards of living .....

to seek recognition.................... to provide for the universal education

to unify nationally..................... ...................................................

Упражнение 5.Переведите устно с листа следующие предложения. Об­ратите особое внимание на подчеркнутые словосочетания.

1. Standards of living increase, populations become more cosmopolitan
and better educated, society as a whole achieves a greater equality of
condition
, and people begin to demand not simply more wealth but rec­
ognition of their status
.

2. It is not sufficient to appeal to the authority of the great philosophers of
the past to establish the validity of an objective history.

3. People have become accustomed by now to expect that the future will
contain bad news with respect to the health and security of liberal politi­
cal practices and they have problems recognising good news when it
comes.

4. History comes to an end because the contradictions that pushed the his­
torical process have now been settled down.

5. The thesis of the "end of history" was drawn on the ideas of philoso­
phers like Kant and Hegel who had addressed this question before.

6. Modern natural science establishes a uniform horizon of economic pro­
duction possibilities.

7. The new theory excited an extraordinary amount of commentary and
controversy
.

8. Technology makes possible the limitless accumulation of wealth, and
thus the satisfaction of an ever-expanding set of human desires.

9. Understanding history in a conventional sense as the occurrence of
events, people pointed to the numerous developments as evidence that
"history was continuing," and that the thesis of the "end of history" was
proven wrong
.

10. By raising the question of whether there is such a thing as a Universal
History of mankind, the scholar is resuming a discussion that was begun
in the early nineteenth century.

11. Human beings seek recognition of their own worth, or of the people,
things, or principles that they invest with worth.


12. All countries undergoing economic modernisation must increasingly re-semble one another: they must unify nationally on the basis of a cen-tralised state, urbanise, replace traditional forms of social organisation with economically rational ones based on function and efficiency, and provide for the universal education of their citizens.

Упражнение 6. Прочитайте текст про себя, одновременно считая вслух на русском языке.

Есть веские основания считать современную эпоху переломной, что побуждает к размышлениям об итогах мировой истории и ее пер­спективах. Кроме того, известно, что подобные размышления вообще наиболее типичны для конца каждого столетия, а тем более тысячеле­тия. Одним из направлений этих размышлений может быть попытка ответить на вопрос: созданы ли в ходе предшествующей истории та­кие идеи, идеалы и принципы, которые имеют общецивилизацион-ную, универсальную и непреходящую значимость. Конечно, социаль-ная организация разных государств, поведение многих людей, групп, наций в весьма неодинаковой мере воплощают общечеловеческие идеи, идеалы и принципы. Однако вряд ли можно отрицать, что лю­бое современное общество должно с максимальной последовательно­стью реализовать данные идеи, идеалы и принципы, если оно хочет обеспечить более высокую степень динамизма и стабильности своего развитая, более высокий уровень благосостояния и благоустроенно­сти жизни большинства своих членов, сделать их отношения более цивилизованными, а их самих более здоровыми, и физически, и нрав­ственно.

Упражнение 7.Передайте устно на английском языке основное содер­жание текста упражнения 6.

Упражнение 8. Переведите с листа на русский язык следующий отры­вок, вставляя пропущенные слова (что одно слово может употребляться не­сколько раз и в некоторых случаях необходимо использовать множественное число).

Some years ago as the Cold... was ending and the Soviet.... was im­
ploding, almost everyone saw the emergence of a single superpower.....


Since then there has been much debate over how to conceptualise the suc­
cessor .... to the bipolar...... of the Cold........ Is it unipolar, multipolar or

uni-multipolar? A unipolar world is one in which a single state acting unilat­
erally with little or no .... from other states can effectively resolve major

international.... and no other state or combination of states has the... to

prevent it from doing so. A multipolar world is one in which a of major

powers is necessary to resolve important international. and, if the..... is

a substantial one, no other single state can prevent it from doing that. A uni-
multipolar world, on the other hand, is one in which.... of key international

..... requires action by the single superpower plus some.... of other major

states and in which the single superpower is able to veto action by a of

other states. Global... has now moved from a brief unipolar moment at the

end of the Cold..... into one or perhaps more uni-multipolar decades on its

way towards a multipolar twenty-first...

(century, coalition, combination, co-operation, empire, issue, politics, power, resolution, system, war, world)

Упражнение 9. Выпишите из словаря все возможные значения следую­щих слов и выражения, в которых они используются. Объясните, какие из этих значений связаны с проблематикой данного урока.

aspiration............................................................................................

core.....................................................................................................

fact................................................................................................. ...

history................................................................................................

idea....................................................................................................

identity................................................................................................

legitimacy...........................................................................................

prosperity...........................................................................................

revelation ..........................................................................................

revolution...........................................................................................

theory.................................................................................................

vehicle................................................................................................

Упражнение 10. Обсудите перспективы развития человеческого обще­ства на английском языке, используя слова и словосочетания из упражнений 2, 4, 5, 8 и 9. Письменно передайте основные моменты дискуссии на русском языке.


Упражнение 11, Запишите под диктовку на английском языке следую­щие даты, используя исключительно цифровые обозначения. Обменяйтесь за­писями с вашими коллегами. Устно на английском языке проверьте результаты диктовки ваших коллег, используя полные названия дат. Выясните, с какими важными историческими событиями связаны эти даты.

May 9,1945; April 12, 1961; July 14, 1789; October 25, 1917; July 4, 1776; October 31, 1517; November 11, 1918; December 14, 1825; Febru­ary 4, 1945; April 5, 1242; April 29, 1707; October 10, 1066; April 22, 1870; March 18, 1871; October 24, 1648; August 23, 476; May 2, 1989; June 6, 1815; July 20, 1969; February 19, 1861; June 6, 1799; Octo­ber 14, 1492; January 1, 1700; September 7, 1812; March 4, 1933; Novem­ber 21, 1620; October 4, 1957; May 29, 1453; January 1, 2001.

Упражнение 12. Переведите на слух по предложению следующий от­рывок.

Начиная с последних лет прошлого столетия, в исторической науке происходит определенная переориентация. Под вопросом оказались те предпосылки, на которых покоилось историческое исследование с воз-- никновения истории как научной дисциплины. Многие ученые начали понимать и писать историю по-другому. Этот поворот связан с фунда­ментальными изменениями условий самого человеческого существова­ния. Уже со времен Ницше пошатнулась вера в историю как в разумный и наполненный смыслом процесс, в ходе которого овладение силами природы и прогресс научного знания ведут к благосостоянию человече­ства. Однако XX в. с его разрушительными мировыми войнами, тотали­тарными режимами, уничтожением окружающей среды показал проти­воречивость прогресса, в ходе которого наука и техника стали средством не только освобождения, но и порабощения человека. Прогресс знания вел к мысли о том, что история приближается к своему концу.

Упражнение 13. Переведите письменно на русский язык следующие предложения, обращая внимание на употребление временных форм группы перфекта.

1. The West has becomepessimistic with regard to the possibility of over­all progress in democratic institutions.


 

Упражнение 14. Прочитайте предложения на английском и русском язы­ках. Проанализируйте особенности употребления различных временных форм группы перфекта в английском языке и специфику их передачи на русском языке.

2. Strong governments have been failingover the last two decades.

3. It was argued that a remarkable consensus concerning the legitimacy
of liberal democracy as a system of government had emerged
throughout the world over the past few years, as it conquered rival
ideologies.

4. Liberal principles in economics have spread,and have succeededin
producing unparalleled levels of material prosperity, both in industrially
developed countries and in countries that had beenpart of the impover­
ished Third World.

5. By the end of the twenty first century democracy will have removedall
possible obstacles to its future development.

6. The government promised that it would have domesticatedthe de­
mands for national recognition of the minor ethnicities by the end of the
decade.

7. Totalitarianisms of the Right and Left have keptus too busy to consider
the question of the future democratic institutions seriously for the better
part of this century.

8. The new world order that came into being with the collapse of the So­
viet Union will have been existingfor twenty years in 2011.

9. Free market has been spreadingin unparalleled pace during the last
decade.

10. Those theories suggested that there would be no further progress in the
development of underlying principles and institutions, because all of the
really big questions had been settled.

11. In Eastern Europe and the Soviet Union people havelong been denied
their cultural identities.

12. The unfolding of modern natural science has hada uniform effect on all
societies that have experienced it.

13. The senator-elect addressed his constituents and promised not to run for
re-election because by the end of his term he would have been repre­
senting
his people for six years and it would be appropriate time to send
someone else to Washington.

14. A liberal revolution has precededthe move toward political freedom
around the globe.

15. The victims of the past century's political violence would deny that
there has beensuch athing as historical progress.


Просмотров 706

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!