Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Сформированность ведущих видов деятельности



А. Общение

Маша — общительная девочка, ей нравится разговаривать со взрослыми. Она любит помогать воспитателю организовывать детей. Маше очень нравится, когда взрослые дают ей какое-нибудь поручение — с удовольствием их выполняет. Девочка контактирует со всеми детьми как своей, так и соседней группы.

По отношению ко всем детям в группе Маша проявляет чувство симпатии. В то же время если кто-то из детей в группе начинает баловаться, громко кричать или бегать, то девочка начинает делать то же самое.

В, Сформированность элементной трудовой деятельности и навыки самообслуживания

Девочка умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, но при контроле воспитателя все же нуждается, т. к. может застегнуть не все пуговицы, не умеет завязывать шнурки, не всегда аккуратно складывает свои вещи.

И Игровая деятельность

Продолжительность пребывания в роли невелика (не более 7 мин), применяет предметы-заместители. Для ролевого перевоплощения использует соответствующие атрибуты. Таким образом, уровень развития игровой деятельности можно оха-рактеризовать как процессуальную игру с элементами сюжет-•о-ролевого поведения.

Г Изобразительная деятельность

У Маши отмечено негативное отношение к изобразительной деятельности (у девочки не было увлеченности процессом рисования и речевого комментирования его ни во время рисования фломастерами, ни карандашами, ни красками).

В рисунке присутствует сюжет (персонажи взаимодействуют между собой), хотя он отображен достаточно схематично. В изображении схемы тела упускает важные детали лица (брови, ресницы). В рисунке использует всего 3 цвета.

Таким образом, психолого-педагогическая характеристика каждого ребенка включает в себя:

• анамнестические данные с указанием первичного диагноза; I описание внешнего вида ребенка;с указанием на особенности эмоциональных реакций1 на об­следование, характер общения со взрослым в процессе об­следования;

' Отмечается устойчивость настроения, склонность к аффективным
(М'ш.ппкам, умение регулировать проявление эмоциональных реакций; ре-
|Ицпи на инструкции, замечания, поощрения, их адекватность и интенсив-
.. 11.; реакция на успех и неуспех.



• состояние эмоционально-волевой1 сферы и уровень самосоз­нания;

• результаты изучения общей и мелкой моторики (уровня
развития физических функций);

• особенности познавательного развития;

• сформированность ведущих видов деятельности.

По результатам проведения психолого-педагогического об­следования психолог ДОУ пишет заключение. В него входят:

• анкетные данные ребенка;

• первичный диагноз;

• запрос со стороны родителей, воспитателей или админист­рации ДОУ (цель проведения обследования);

• характеристика ребенка, полученная с помощью конкрет-:ных методик (при этом каждый тезис должен найти подтверждение);

• выводы (без упоминания диагноза);

• рекомендации (с указанием сферы предполагаемого воздей­ствия, приоритетного типа деятельности, в рамках которого рекомендуется осуществлять коррекционно-развивающее или психотерапевтическое воздействие, характеристики со­циально-психологических условий развития ребенка).
Пример.

Выводы и рекомендации

Из заключения на Машу М. (6 лет 1 мес.)

Прогноз дальнейшего развития ребенка в целом благоприятен. Базовые психические процессы находятся в пределах возрастной нормы. Развивающиеся психические процессы (словесно-логическое мышление, моделирующие виды деятельности,



творческое воображение) отстают от возрастных нормативов развития. Нарушение произвольного внимания приводит к де­зорганизации деятельности ребенка. Отмечаются невротичес­кие реакции.

Рекомендации

Рекомендуется посещение детского сада для детей с задер­жкой психического развития, где будет оказываться комплекс­ное воздействие на ребенка.

Необходимо:

1) формировать Пространственно-временные представления и
совершенствовать координацию движений. В процесс про­ведения подобных занятий включать упражнения по раз­витию произвольного внимания;

2) способствовать формированию и развитию сюжетно-ролевой игры, а в ней — умению культурно общаться с окружа­ющими и основ безопасности жизнедеятельности в детс­ком саду и на улице. В процессе игровой терапии — прово­дить работу по снятию невротических реакций;

.4) продолжать работу над развивающимися в дошкольном воз­расте психическими процессами, особенное внимание уде­лить развитию словесно-логического мышления, речи и во­ображения. Необходимо организовывать работу, направлен­ную на формирование абстрактных, обобщающих понятий;

4) формировать мотивацию к учебной деятельности и продол­жать работу по формированию произвольности поведения.

Заключение хранится у психолога, по требованию других лиц может выдаваться для ознакомления, но не в полном объе­ме. Когда речь идет о функциональной норме, психолог делает вывод о том, насколько ребенок «вписывается» в группу «сред­нестатистической» нормы, насколько он адаптирован к ней, от­носительно хорошо приспособлен или, напротив, выделяется среди коллектива нормально развивающихся сверстников, на­сколько владеет навыками личностной саморегуляции.

Личностный уровень регуляции и саморегуляции как уровень, отражающий взаимоотношения между актуальным ближайшим развитием ребенка, между тем, что он хочет Я может, и тем, что от него требует социум, может быть оценен через уровень сформированности базиса личностной культуры1



или возрастных психологических новообразований.

Опишем его компоненты подробнее.

Компетентность. К концу дошкольного возраста социальная компетентность ребенка позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывая желания других людей. Может сдерживать себя, доказывать просьбы, предложения, несогласие в социально-приемлемой форме.

Коммуникативная компетенция проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимиче­ских) средств.

Интеллектуальная компетентность старших дошкольников характеризуется способностью логическим операциям,! речевому планированию, к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию. Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает о некоторых природный явлениях и их закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами — алфавитом, цифрами.

Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок владеет своим телом, различными видан ми движений. Имеет адекватные представления о своем физи­ческом облике и здоровье. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

Креативность. Ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, движения и т. п., которые отличаются орингинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.. Семилетнего ребенка характеризует любопытство, способности

1 Использованы базисные характеристики личности из программы «Истоки».

к речевому комментированию процесса и оценки результата собственной деятельности, активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, развитое воображение.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Ребенок может найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, стойкой мотивацией достижений, изобретательностью.

Самостоятельность и ответственность. Ребенок вла­деет навыками самообслуживания, замечает нарушения поряд­ка в быту и природном окружении. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», | «хочу» и «должен». Самостоятельный ребенок — это ребенок в поиске, имеющий право на ошибку и умеющий понять, исправить и избежать ее в дальнейшем.

Произвольность. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, к преодолению непосредственных жела­ний, на основе собственных побуждений (данного слова, обеща­ния) и установленных правил. Появляются настойчивость, умение преодолевать трудности, чувство долга по отношению к другим людям. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе.

Свобода поведения и безопасность. Свобода поведения у семилетнего дошкольника основана на его компетентности и воспитанности. Он осторожен и предусмотрителен, избегает травм, Знает, как себя вести в экстремальных ситуациях, проявляет разумную осторожность в незнакомой обстановке, при встречах с незнакомыми людьми. Ребенок понимает необходимость при­держивания социально-детерминированных запретов (нельзя идти куда-то с незнакомым человеком и т. д.) и правил (нужно соблюдать правила перехода улицы, использовать предметы по назначению, понимать непредсказуемость поведения животных и т. д.).

Самосознание и самооценка. Ребенок осознает свое поло­жение в системе отношений со взрослыми и сверстниками.

Стремится выполнять деятельность, значимую для него самого I и окружающих. Ребенок семи лет способен достаточно адекватно оценить результаты своей деятельности. Вместе с тем для многих детей характерна завышенная самооценка, что яв­ляется своеобразным защитным механизмом, направленным на сохранение положительного самоуважения.

К семи годам у ребенка развивается чувство собственного достоинства, которое проявляется в умении соблюдать извест­ную дистанцию между собой и окружающими детьми и взрослыми, отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Достоинство выступает как ценное качество личности, которое требует поддержки со стороны всех работников детского учреждения и родителей.

Как результат становления базиса личностной культур! психологом оценивается освоение детьми социальных позиций:

• «Я в обществе» (приобщение себя к миру людей);

• «Я и общество» (усвоение основных векторов отношений (
между людьми и самоутверждение).

В связи с этим особенно важно исследовать особенности; формирования внутренней позиции личности удетей, имеющих риск возникновения отклонений в ее формировании.

В детской психологии для диагностики возможных отклонений в формировании личности дошкольников принято использовать такие методики, как наблюдение, беседа и проектив­ные методики (Метод цветовых выборов, рисуночные методики «Рисунок человека», «Рисунок семьи» и др.).


Просмотров 1593

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!