Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ



Аксиологический компонент позволяет определить сово­купность педагогических ценностей. В первую очередь он де­монстрирует особенности целеполагания процесса воспитания детей в семье и его взаимосвязь с ценностными ориентациями родителей. Кроме того, аксиологический компонент педагоги­ческой культуры находит свое выражение в представлениях родителей об идеальном ребенке, как образе — результате семейного воспитания.

Исследования1 показывают, что целью воспитания в семьях, обладающих высоким уровнем педагогической грамотнос­ти, у большинства родителей выступает создание условий для саморазвития ребенка. Взрослые уверены, что их образовательный уровень имеет решающее значение для семейного воспитания и является гарантом полноценного развития ребенка в семье. Соответственно, проблемные семинары и консультации, связанные с психологическим просвещением, в особенности такие, на которые приглашаются разные специалисты, и тем более научные сотрудники, они обычно воспринимают как сред­ство повышения своего образовательного уровня и легко идут наконтакт. Проблемы заключаются в изменении их педагогических установок, потому что родители имеют собственную образовательную позицию. Заинтересованы они обычно в том, чтобы понимать мотивы поведения ребенка и особенности его эмоционального мира, воспитания и обучения, связанные с развитием психических функций (внимания, памяти, мышления) и разные возрастные периоды.

Целью воспитания в семьях, обладающих средним уров­нем педагогической грамотности, по мнению родителей, явля­ется интеллектуальное развитии ребенка, которое, в основном, выражается в подготовке детей к школе. Значительно мень­шая часть родителей делает акцент на развитие творчества и художественных способностей детей. Характерно, что большинство матерей и отцов считают роль детского сада в воспитании и обучении детей ключевой. Они склонны передавать ответствен­ность за результаты образования сына или дочери на сотрудников ДОУ, в том числе воспитателей и психологов. Соответствен­но, основной проблемой, связанной с их психологическим про-свещением, является проблема распределения ответственности за воспитание и обучения ребенка между садом и семьей и налаживания преемственности между целями, задачами, методами и содержанием домашнего и общественного воспитания. заинтересованы родители в том, чтобы научить ребенка уме­нию самостоятельно организовать себя в процессе деятельнос­ти, и в первую очередь процесса обучения.



Цель воспитания детей в семьях, обладающих низким уров­нем педагогической грамотности, определяется через удовле­творение различных потребностей детей. При этом цели вос­питания и обучения не дифференцируются. Основной акцент большинство матерей и отцов делают на трудовое воспитание и физическое развитие ребенка. Соответственно, основной зада­чей психологического просвещения родителей будет работа по осознанию родителей необходимости всестороннего и гармонич­ного развития ребенка и проведение лекций по поводу использования эффективных методов воспитания и обучения детей.

1 Использованы результаты дипломного исследования студентки очно- заочной формы обучения факультета педагогики и методики дошкольного образования Тищенко Л. С.

Так или иначе, восприятие родителей неразрывно связано |0 определенным отношением к ребенку, отражается на роди­тельских установках. Около 11% родителей не могут описать Положительных качеств своих детей. Неспособность к глубо­кому сопереживанию, пониманию эмоционального состояния ребенка, сочувствию к нему — серьезная проблема ро­дительско-детских отношений. Хотя в остальных случаях эмо­циональное отношение можно охарактеризовать, как положительное, но «скрытое неприятие» к ребенку с отклонениями в развитии можно обнаружить очень часто. Оно проявляется или в моменты неудач ребенка, или в периоды пониженного настроения родителей, под влиянием различных неприятностей. Таким образом, можно говорить о латентных нарушени­ях в таких семьях. Когда присутствует фактор напряженнос­ти и беспокойства за какой-нибудь неверный шаг ребенка, рас­цениваемый неадекватным в обществе, взрослые чаще, чём обычно, допускают к ребенку амбивалентное отношение, на­пример при встрече со старыми друзьями, долго не видевши­мися с ними, и т. п. Латентные нарушения проявляются обыч­но в следующем:



• родители начинают ограничивать свой круг общения с людь­ми и ребенка с другими детьми («во дворе с детьми не гуля­ем», «гости редко бывают»);

• понижается или, наоборот, гипертрофирована активность родителей в воспитании ребенка, так что личная жизнь оказывается без внимания («сын везде с нами», «мы давно с мужем нигде не были»);

• появляются значительные расхождения между идеальным и реальным образами сына или дочери.

Чтобы наглядно продемонстрировать степень расхождения между идеальными и реальными образами ребенка и родите лей в сознании взрослых, можно предложить им модифицированный А. В. Либиным тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» (1966). Изменение методики позволяет проанализировать, как родители видят себя в роли воспитателя и ребенка в роли воспитуемого, используя те же параметры оценки.

Родителям предлагается выполнить по три рисунка себя и; ребенка. Каждая фигура моделируется из 10 геометрических элементов. При этом используются круг, треугольник и квадрат. Первый рисунок представляет собой доминирующий тип второй — тип, присутствующий как состояние, а третий — бу­дущие перспективы.



При этом преобладание в фигуре квадратов свидетельствует о практикоориентированной направленности воспитания обучения детей в семье, стремлении достичь целей воспитания через связь их с жизнью и деятельностью детей. С другой стороны, наличие в рисунке квадратов во время изображения себя подчеркивает приверженность взрослых традиционным методам и формам воспитания, прикладные способности родителей, внимание к процессу физического воспитания детей.

Преобладание в изображении себя треугольников говорит о] стремлении родителей интеллектуализировать процесс воспитания и обучения детей, подобрать наиболее рациональные методы и приемы. Наличие треугольников в изображении сына или дочери подчеркивает внимание взрослых к умственному воспитанию детей, стремлению поощрять творческую инициативу и развитие соответствующих способностей.

Преобладание в фигуре кругов свидетельствует о внимании взрослых к созданию положительной психологической атмосферы в семье, некотором преобладании методов воспита­ния над методами обучения, акценте на формирование культу­ры поведения и нравственных качеств характера. Круги в изоб­ражении ребенка являются признаком признания его комму­никативных и организаторских способностей.

Кроме анализа преобладания тех или иных геометриче­ских элементов в фигуре, рекомендуется обращать внимание пи то, на какой части изображения взрослый делает акцент, ис­пользует слишком много деталей, рисует более длительное время, чаще задумываете и переспрашивает перед тем, как ее нарисовать. Голова при этом символически обозначает ценностные ориентации и педагогические установки родителей, руки и шея — стиль общения с ребенком, туловище — внимание к био­логическим потребностям детей, ноги — контакт с реальнос­тью, уровень адаптированности, умение использовать жизнен­ные ситуации для саморазвития и самообучения.

Анализ результатов исследования позволяет наметить на­правления психологического просвещения родителей, обсуж­дая рисунки вместе с ними. Особенное внимание при этом сле­дует уделить анализу индивидуально-типологических харак­теристик1 изображений.

Исследования свидетельствуют о том, что 80% родителей детей потенциально могут изменить воспитательную позицию по отношению к ребенку, стиль общения с ним. Об этом говорит оценка своего состояния на данный момент и в будущем. Так, если на данный момент для взрослого характерен «интуитив­ный» тип, 'то в будущем он видит себя в роли «ученого».

«Интуитивный» тип указывает на чувствительность челове­ка, повышенную истощаемость, заботу о других, нетерпимость к ограничению свободы. Для «ученого» типа характерно душевное равновесие. Люди с этим типом рационально продумывают свое поведение, на все разрабатывают свои теории. Из этого можно сказать, что взрослый видит себя в будущем более уверенным человеком, способным верно осуществлять воспитание ребенка.

1 Можно использовать книгу:

Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Гра-Фпческие методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992.

Интересен следующий пример. Ребенок только что поступил в специальный детский сад. Родители еще не знают, как вести занятия с ребенком дома, но настроены выполнять все, что им скажут. Доминирующий тип — «ответственный исполнитель», в будущей перспективе — «ученый». Люди первого типа очень ответственны, требовательны к себе и другим, высоко ценят правду, но часто страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

Оценка родителями возможностей ребенка с отклонениями в развитии хорошо видна при анализе фигуры ребенка. Если взрослый воспринимает ребенка в перспективе как тип «ученого», «руководителя», это означает, что возможности ребенка, скорее всего, переоцениваются. Если как тип «ответственного исполнителя», «изобретателя» — то, в целом, они адекватно оценивают возможности ребенка. Для тех же родителей, которые недооценивают способности детей, характерно наделение ребенка таким типом, как «тревожно-мнительный» (ранимы, сомневаются в себе), «интуитивный».

В 60% случаев родители рисуют фигуры взрослого (воспитателя) и ребенка (воспитуемого) полностью одинаковыми, они верят, что выбранный стиль воспитания соответствует возможностям ребенка с отклонениями в развитии. Из них 2/3 родителей переоценивают возможности детей, считают, что ребенок полностью исправится и пойдет в нормальную школу и 1/3 -недооценивает. Идентификация ребенка со взрослым на рисунке показывает, с одной стороны, насколько верно родители оценивают свой стиль воспитания ребенка, с другой стороны отражает их мнение о том, что «особый» ребенок может «исправиться», только если будет слушаться во всем взрослого.

В целом можно отметить, что среди исследованных родителей, чьи дети посещают группу 3-4 года обучения, преобладает тип «ученого», 1-2 года обучения — «тревожно-мнительный» и «интуитивный» типы. Это говорит о том, что с опытом общения] с сотрудниками ДОУ компенсирующего или комбинированного! вида родители приобретают большую уверенность в своих силах. Однако очень редко они оценивают себя как «руководителя»: данная роль предполагает наличие в человеке хороших

Организаторских способностей, умение контролировать и влиять на поступки других людей, адаптированность в социальной сфере. Например, в семьях, имеющих умственно отсталых де­тей, родители с трудом могут организовать целенаправленную деятельность такого ребенка, сталкиваясь с нарушениями внимания, памяти, поведения.

Среди исследованных родителей, имеющих нормально раз­минающихся детей, наоборот, довольно часто встречается тип «руководителя».

Следует отметить, что проведение любой методики требует тщательного изучения подаваемых инструкций, насколько они будут понятны испытуемому. Приведем пример. Мама одной девочки (олигофрения в степени дебильности, 7 лет), возвратив

пустой лист, сказала: «Мы люди не ученые — рисовать не умеем, не знаем как». Проведение теста, основанного на предпочте­нии геометрических фигур, предполагает разницу выполнения: При высоком уровне педагогической культуры родителей в их

рисунке отражаются черты их профессиональной деятельности, при низком — последние оказываются вовсе не вовлечен­ными в процесс взаимодействия родителей и детей.


Просмотров 954

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!