Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






МОДЕЛЬ КАБИНЕТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ



Педагог-психолог должен:

• иметь кабинет в образовательном учреждении, в котором он проводит консультативную, диагностическую и коррекционную работу;

• иметь возможность проводить коррекционные и психоте­рапевтические занятия в зале или в тренинговой комнате, которая удовлетворяет требованиям технической эстети­ки, санитарно-гигиеническим и психологическим требова­ниям для проведения групповых занятий с дошкольника­ми, тренингов с родителями и воспитателями детей.

Соответственно, кабинет представителя психологической службы:

• не должен находиться на большом расстоянии от группо­вых помещений;

• не должен быть проходным или смежным с другими каби­нетами, например физкультурным залом;

• должен иметь хорошую звукоизоляцию и быть оборудован­ным кондиционерами для обеспечения свежести воздуха и поддержания необходимого температурного режима;

• должен способствовать реализации основных функций пе­дагога-психолога. В соответствии с ними выделяются три основных сектора кабинета: диагностический, коррекционный, релаксационный.

Диагностический сектор

Решение задач диагностики особенностей развития детей со­четается с формированием положительного эмоционального кли­мата, способствующего повышению у испытуемых чувства уве­ренности в себе и мобилизации усилий на преодоление существующих трудностей.

Поэтому диагностический сектор может быть небольшим, но должен быть достаточно уютным и комфортным.

Стены пастельных (спокойных) тонов, на окне — полупро­ницаемая однотонная занавеска. Мягкие стулья и кресла, не­большой стол, детский стул и стулья, стенд с литературными источниками и информационными материалами. Живая зелень должна дополнять среду, радовать глаз.

Сектор должен содержать:

• мебель для хранения игрушек, способствующих установле­нию контакта с детьми;

• комплекты материалов для психолого-педагогического об­следования детей разных возрастных групп;

• детские стулья и столы, расположенные так, чтобы ничего не отвлекало обследуемых детей;

• зеркало Гезелла (если диагностический и коррекционный сектора кабинета разделены стеной);



• компьютерный набор методик для диагностики (при нали­чии компьютера и принтера, позволяющего сделать распе­чатки);

• ксерокс (если позволяет материально-техническая оснащен­ность детского сада).

Эффективность работы диагностического сектора зависит от тщательной подготовки материалов, характеризующих пси­хическое состояние изучаемых детей, с учетом требований к их возрасту и видам обучающей помощи взрослого. Поэтому реко­мендуется осуществлять двойную систематизацию материалов обследования:

• по возрастным группам;

• по способностям детей.

Это возможно, если коробки с диагностическими заданиями для каждой возрастной группы пометить знаками, обозначаю­щими уровень сложности: I — низкий, II — средний, III — вы­сокий. Возможно использование цветовых маркеров для обо­значения основных целей диагностики, что позволяет, если ре­бенок не справляется с заданиями своей возрастной группы, оперативно заменить их на соответствующие задания, подобранные для обследования детей более младшего возраста.

Напри­мер, задания, направленные на изучение внимания, во всех воз­растных группах будут отмечены желтым квадратом, на иссле­дование восприятия — зеленым квадратом, на диагностику уровня развития мышления — красным квадратом и т. д.

После всестороннего обследования детей, дополненного дан­ными динамического наблюдения, совместно с педагогами и специалистами психолог разрабатывает индивидуальные коррекционные программы и в соответствии с ними строит кор-рекционно-развивающую работу с детьми. Дети объединяются в подгруппы с учетом зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально— волевой сферы и наличия нару­шений в поведении.



Коррекционный сектор

Сектор кабинета для коррекционной работы с детьми дол­жен иметь спокойную, нейтральную окраску стен (желательно без лишних украшений), равномерное освещение.

Освещенность помещений зависит от окраски потолка, стен, мебели. Поэтому следует выбирать светлые, теплые тона с вы­соким коэффициентом отражения. Потолки и стены выше 1,5 м от пола — белые; нижняя часть стен может быть светло-бежевой, светло-салатовой, разных оттенков желтого цвета, пол — светлый; рабочие поверхности столов и стульев — светло-зеле­ные и цвета натуральной древесины, учебная доска — коричне­вая, светло-зеленая1.

1 Требования д.м.н. Л. И. Плаксиной к модели кабинета педагога-пси­холога в ДОУ для детей с нарушениями зрения.

 

 

Работа у доски важна для профилактики нарушений адап­тации ребенка к условиям школьной жизни. Привыкая к оценке своей работы у доски, у всех на виду, в условиях сада, дети с проблемами в общении и обучении приобретают уверенность, смелость, а при целенаправленной работе психолога у них формируется мотивация на преодоление своих страхов и желание учиться в школе.

Доска может быть покрашена в темно-зеленый цвет и не должна иметь бликов. Чтобы снять блеск, ее протирают сразу после покраски и просыхания нашатырным спиртом (столо­вая ложка на стакан воды). Мел должен быть мягким и хоро­шего качества; хорошо использовать желтый мел; для улучше­ния зрительного восприятия и предупреждения быстрого утом­ления следует помнить о контрастности между фоном, на котором идет демонстрация, и самим демонстрационным ма­териалом.



Угол рассматривания для детей, сидящих на крайних местах, должен быть не менее 35°. Дети с остротой зрения менее 1,0 долж­ны сидеть за столами ближе к той стене, у которой освещенность выше. Очень важна равномерная освещенность для детей с нару­шением зрения: общая освещенность сектора должна быть 1000 люкс, освещенность на рабочем столе — 400-500 люкс.

Это подчеркивает назначение сектора — организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. Поэтому здесь все должно быть целенап­равленным и максимально удобным. При демонстрации пред­метов и объектов надо убрать из поля зрения детей все лиш­нее: отвлекающее детей игрушки, картины и другие предметы.

В секторе может находиться:

• мебель для хранения игрушек, наглядных пособий, специ­альной литературы;

• видеотека для консультирования воспитателей, педагогов и родителей;

• рабочий стол педагога-психолога (одно- или двухтумбовый);

• пакет нормативных документов, регламентирующих рабо­ту кабинета педагога-психолога;

• материалы и пособия для коррекционной работы с детьми раннего, младшего и старшего возраста;

• детские столы и стулья, которые должны быть удобны для работы как стоя, так и сидя; лучше — с матовой поверхно­стью, чтобы она не давала отблесков и не отвлекала внима­ния детей.

К коррекционному сектору кабинета может примыкать игровое помещение, или так называемая «игровая комната». Иногда она полностью заменяет собой коррекционный сектор. В ее оборудование входят легкая белая доска с набором цвет­ных фломастеров (на стене), мольберт или фланелеграф, а так­же полки для:

• игрушек из реальной жизни;

• игрушек для отреагирования агрессии (солдатики, крокодил, кукла Бобо, резиновые ножи, фигурки диких животных);

Специфической особенностью посещения детьми такой ком­наты является установка на психотерапевтические взаимо­отношения педагога-психолога и ребенка, которая формулиру­ется при первом же посещении игровой комнаты: «Это наша игровая комната. Это такое место, где ты по-разному можешь играть с игрушками так, как тебе нравится». Действительно, в игровой комнате ребенку разрешается заниматься тем, чем ему хочется, и так, как ему нравится, соблюдая минимальный ряд ограничений (не портить оборудование, не наносить себе или/и психологу физического вреда и др.).

 

Основными задачами разворачивающейся здесь игровой терапии является демонстрация взрослым, на уровне вер­бального и невербального поведения, ответов на ожидания ребенка:

 

Вопросы — ожидания ребенка Ответы — установки психолога
Я в безопасности? Справлюсь ли я? Примут ли меня? Я здесь. Я слышу тебя. Я понимаю. Мне не все равно.

 

Игрушки и материалы предоставляют ребенку широкие возможности в выборе средств экспрессии: игровые предметы с фиксированной функцией, игрушки и материалы для изобра­зительной и конструктивной деятельности ребенка, сюжетные игрушки, неоформленные игровые предметы, которые могут быть использованы как предметы-заместители для сюжетно-ролевой игры. Игрушки подбираются так, чтобы давать ребенку воз­можность действовать самому, — они не должны провоциро­вать обращение за помощью к психологу.

Игрушки должны быть расположены в строго отведенных для них местах (открытых стеллажах, полках) для того, чтобы маленький посетитель всегда мог достать интересующую игрушку, а постоянство ее места должно внушать ребенку мысль о стабильности и безопасности окружающего мира1.

Психологу необходимо позаботиться о том, чтобы здесь была мягкая мебель (диван или кресла), толстый поролоновый мат­рац, поролоновые мячи и ракетки, подушки, покрывала, дающие возможность, если понадобится, соорудить тканевый вигвам, чтобы в нем мог спрятаться ребенок, который не сразу может преодолеть свою стеснительность и застенчивость, страх перед контактом с незнакомым человеком. Действительно, игровая комната должна гарантировать ребенку защиту. В том чис­ле — защиту от посторонних глаз, поэтому рекомендуется под­бирать помещение так, чтобы на внутренних стенах и двери не было окон, а внешнее окно, при необходимости, можно было бы закрыть жалюзи. Стены желательно окрасить в светлые тона, поскольку они способствуют созданию яркой, жизнерадостной атмосферы.

Игровая комната может быть разделена на несколько функ­циональных зон2: зону игр и занятий, подвижной деятельности детей, уголка живой природы и рабочую зону специалиста. К игровой комнате примыкает туалетное помещение.

Остановимся на требованиях к оборудованию каждой из них:

Зона игр и занятий

1. Шкафы или стенка для хранения игрушек, строительного
материала и пр.

2. Детские столы и стулья, имеющие размеры, соответствую­щие государственным стандартам.

3. Полки для игрушек, пособий, книг.

4. Диванчик.

5. Набор детской игровой мебели.

6. Настенная доска.

7. Зеркало.

8. Стол-барьер для детей от 1,5 до 2,5 года.

9. Ковры или ковровые покрытия.


Просмотров 1372

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!