Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Интеллект в разных культурах



В англоязычных культурах понятие интеллект относится к совокупности различных способностей, умений, талантов и знаний и, в це­лом,как характеристика умственных способностейчеловека. Традиционно в понятие интеллекта включают пямять (насколько много, хорошо и надолго мы способны запоминать), словарь (как много слов мы знаем и можем правильно употреблять), понимание (насколько хорошо мы способныпонимать идеи и положения),математические способности(владение операциями сложения, умножения и т.д.),логика (насколько мы можем понимать причинно-следственные связи между явлениями, событиями) и другие способности инавыки.

Большинство определений мышления совпадает с утверждением Ф. Бартлетта о том, что мышление - это распространение данного(встимульном материале, или в памяти) с целью создать нечто новое: «Это применение информации о чем-то наличном для получения чего-то нового». Другим общим выражением подобного взгляда на мышление служат известные слова Д. Брунсра; «Выход за пределы непосредственно данной информации» (Брунср Дж, и др., 1971).

Центральная идея, лежащая в основе современных определений мышления, заключается в том, что результатом мышления должно быть некоторое переструктурирование данных новым для мыслящего человека способом. Другие люди могли раньше найти это решение, но его нахождение этим конкретным человеком представляет подлинный акт мышления.

Другой особенностью современного представления о мышлении является то, что его не отождествляют с логикой. Связь между процессами рассуждения и процессами, формализованными в логических моделях рассматривается как проблема, требующая специального изучения, а не как аксиома.

В психологии господствуетнесколько теорий, объясняющих интеллект. Теория Ж. Пиаже рассматривает интеллект как результат когнитивного развития. имеющего несколько стадий, последняя из которых - способность к абстрактному логическому мышлению. С. Спирмен и Л. Терстоун развивали так называемые факторные теории интеллекта. Согласно этим теориям, интеллект представляет собой совокупность факторов: вербальное и пространственное понимание, скорость восприятия, богатство словаря и т. д. Д. Гилфорд продолжил это направление иописывал интеллект с помощью трех независимых измерений – оперативность, содержание и продуктивность. Используя различные сочетания этих трех измерений, Гилфорд предполагал, что интеллект в реальности имеет около 150 независимых факторов.



В прошлом интеллект, в основном, понимался как мышление и логические способности, в настоящее время ученые обратили внимание на другие стороны интеллекта.

Например, особый интерес вызывают творческиеспособности как важная характеристика интеллекта в целом. Г. Гарднер и Т. Хатч предположили существований семи различных типов интеллекта: логико-математический, лингвистический, музыкальный, пространственный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный.

Р. Стернберг предложил теорию интеллекта, которая основана на существовании трех независимых подтеорий интеллекта, контекстуальной, экспериментальной и компонентной.

Контекстуальный интеллект - это способность индивида адаптироваться к среде, решать проблемы в специфических ситуациях. Экспериментальный - способность формулировать новые идеи и комбинировать разнообразные факты. Компонентный интеллект - способность абстрактно мыслить, оперировать информацией и находить причины. Теория Стернберга направлена больше на процессы, лежащие в основе мышления, чем на его продукты, и поэтому она имеет больший потенциал для использования в кросс-культурных исследованиях.



Несмотря на разнообразие теорий интеллекта, традиционный подход и западных культурах определяет интеллект прежде всего как умственные способности, проявляющиеся в вербальных и математических навыках.

Если говорить о понятии интеллекта в сравнительно-культурной перспективе, следует прежде всего отметить, что во многих языках нет даже слова, которое бы обозначало интеллект в западном понимании. Определения интеллекта в значительной степени отражают ценности культуры.

Так, например, в китайском языке наиболее близким к интеллекту понятием является иероглиф, который означает «обладание хорошим умом и талантами». Для китайцев, это понятие часто внутренне связано с такими личностными чертами, как способность к подражанию, настойчивость и социальная ответственность.

В одной из культур Южной Африки близко к понятию интеллектаслово обугези, которое означает соединение умственных и социальных навыков, способствующих развитию такихчерт личности, как не твердость, осторожность и дружелюбие.

В другой африканской культуре (Западная Африка) используется термин аккал, который имеет широкое значение и является комбинацией интеллекта, личных знаний и умений, а также социальных навыков. Еще в одной африканской культуре применяется понятие и'глоуел, для характеристики детей, не только умных, но и готовых предложить свою помощь до того, как ихобэтом попросят.

Недавно вРоссии Н.Л. Смирновой было :проведено-исследование образа умного человека, которое показало,что для российской выборки характерно преобладание социальных компонентов в представлении об интеллектуальной личности и акцент на морально-этических характеристиках интеллекта, что согласуется с данными, полученными на японской выборке, и расходится с результатами американского и финского исследований,



где выявлена ведущая роль когнитивного компонента (Смирнова Н.Л.,1997).

Поскольку, как мы видим, существуют очень разные понятия об интеллекте в разных культурах, очень трудно найти единое основание для сравнения интеллекта у разных обществах, так как в различных культурах ценятся разные личностные черты, способствующие успешному поведению, тем более, что и понятия успешного поведения тоже очень разные.

Так. например, и американской культуре люди обычно вознаграждаются за демонстрацию своих знаний и умений. В других культурах, ценящих скромность и мсжличностную кооперацию, такое поведение может восприниматься как неподобающее, нескромное или даже грубое.

Эти различия очень важны для кросс-культурных исследований интеллекта, т. к. успешное выполнение тестов на интеллект может требовать демонстрации поведения, которое считается нескромным и неподобающим в культуре А, но желательным и одобряемым в культуре Б. Это может привести к некорректным сравнениям результатов, полученных в данных типах культур.

Кроме того, тесты, разработанные в одной культуре, могут абсолютно не подходить к исследованию интеллекта в другой культуре, даже если они правильно переведены на другой язык.

Например, в одном из американских тестов на интеллект есть такой вопрос: «Что общего между скрипкой и фортепьяно?». Понятно, что такой вопрос предполагает наличие понятия о скрипке и фортепьяно и рассчитан на представителей среднего класса западного общества, но никак не на представителей других культур, которые могут ничего не знать о данных музыкальных инструментахили использовать абсолютно другие музыкальные инструменты.

Большинство кросс-культурных исследований интеллекта посвящено результатам исследований, проведенных в мультикультурных обществах, где представители культурных меньшинств обследовались по тестам, созданным для представителей доминирующей культуры.


Просмотров 491

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!