Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ, ГРУППОВЫЕ И РОЛЕВЫЕ НОРМЫ



Множество культурных норм подраз­деляется на три основных слоя: одни распространяются на всех членов обще­ства (общекультурные нормы); другие регулируют поведение представителей какой-либо группы людей, составляю­щей лишь часть общества (групповые нормы); третьи предписывают, как дол­жен вести себя человек в соответствии с выполняемой им социальной ролью (ролевые нормы).

К общекультурнымнормам относят­ся правила поведения в публичных ме­стах — на улице, в городском транс­порте, в магазине, в театре, правила общепринятой вежливости, граждан­ские права и обязанности, устанавли­ваемые законом, и т. д. Многие из об­щекультурных норм являются специ­фичными для определенной культуры и могут казаться представителям дру­гих культур странными. Это касается национальных особенностей питания, семейного обихода, праздничных за­столий, свадебных ритуалов и пр.

Европейцев долгое время шокиро­вала манера американцев прилюдно си­деть, кладя ноги на стол. Японцы же смущаются, увидев, как в Европе люди целуются на улице. Иностранцев, при­езжающих в Россию, часто поражает беспечность, с которой пешеходы на­рушают правила перехода улицы. А рус­ские, возвращаясь из Германии, с удив­лением рассказывают о том, как жите­ли немецких городов выставляют прекрасную, но не нужную им быто­вую технику и другие вещи, чтобы их мог бесплатно взять кто хочет, или о том, как они бережно раскладывают выбрасываемый мусор по «сортам»: пи­щевые отходы отдельно, консервные банки отдельно, бутылки отдельно.

Социолог Я. Робертсон замечает: «американцы едят устриц, но не улиток. Французы едят улиток, но не кузнечиков. Зулусы едят кузнечиков, но не рыбу. Ев­реи едят рыбу, но не свинину. Индийцы едят свинину, но не говядину. Русские едят говядину, но не змей. Китайцы едят змей, но не людей. Жители Новой Гвинеи из пле­мени жале считают людей деликатесом». Приводя эту цитату, Д. Майерс в сво­ей книге «Социальная психология» продол­жает: «Диапазон обычаев одеваться не ме­нее широк. Если бы вы были ортодоксаль­ной мусульманкой, вы бы прятали под одеждой все тело и даже лицо, а иное по­ведение считали бы неприличным. Если бы вы были жительницей Северной Америки, вы открывали бы лицо, руки и ноги, но при­крыли бы одеждой грудь и область таза, иначе ваше поведение сочли бы неприлич­ным. Наконец, если бы вы были женщи­ной из племени тасадай на Филиппинах, вы весь день ходили бы обнаженной и счи­тали бы неприличным поступать как-то иначе».



Однако среди общекультурных норм есть немало таких, которые оди­наковы для всех или почти всех куль­тур. Они настолько привычны, что мы даже не замечаем, как соблюдаем их и рассчитываем на то, что другие тоже им следуют. Это, например, нормы вза­имности, в соответствии с которыми мы ожидаем от людей, знакомых или незнакомых, скорее помощи, чем вре­да; нормы социальной ответственно­сти, предполагающие, что люди бу­дут оказывать помощь тем, кто от них зависит. Во всех культурах, как пра­вило, мужчины предпочитают женить­ся на женщинах ниже их ростом, а женщины желают, чтобы их мужья были по росту выше них. Можно по-разному объяснять происхождение этой нормы, но она почти одинаково действует в различных странах: лишь в 1 из 700 браков рост мужа меньше, чем жены. Повсюду более или менее сходны стереотипы мужского и жен­ского поведения. У всех народов отцы подбрасывают своих сыновей вверх, покупают им игрушечные пистолеты и автомобили, хвалят за смелость и мужество, а с девочками обращаются более мягко, дарят им куклы и игру­шечные сервизы, подчеркивают их кра­соту и женственность. Уважительное отношение к родителям, к старшим по возрасту и общественному положе­нию, забота о детях, любовь к Роди­не, — это всё нормы универсальные, действующие во всякой культуре. В наше время складываются и меж­дународные, межкультурные нормы, например, правила проведения всемир­ных спортивных олимпиад и чемпио­натов, пользования сетью Интернета, участия в международных мероприя­тиях типа конкурсов, конференций, выставок.



Групповые нормы отличаются боль­шим разнообразием. Они могут быть как стандартами поведения, характер­ными для некоторого класса, социаль­ного слоя или социальной группы, так и особыми правилами, которые уста­навливают для себя какие-то отдель­ные группировки, компании, сообще­ства и организации.

Примерами групповых норм перво­го вида могут служить «кодексы дворян­ской чести», правила светского этикета, принятого в «высшем обществе», уставные формы обращения военнослужащих друг к Другу. Нормы второго вида — это, на­пример, нравы, сложившиеся в кругу бо­лельщиков футбольной команды, посети­телей дискотеки, поклонников эстрадной звезды; обычаи, установившиеся в какой-то организации (фирме, клубе, доброволь­ном обществе); традиции какого-либо учеб­ного заведения; принятая в какой-то ком­пании друзей манера подшучивать друг над другом.

Бывает, что групповые нормы всту­пают в противоречие с нормами обще­культурными или нормами более ши­рокой группы.

Однажды я столкнулся с тем, что в одной из студенческих групп лучшие по ус­певаемости студенты подвергались осмея­нию и преследованию: в этой группе полу­чили господство несовместимые с самой целью пребывания в вузе нормы отноше­ния к учебе. Как-то один студент-африканец после первых дней учебы с явным недоумением просил меня объяснить, почему русские студенты на занятиях и экзаменах подска­зывают друг другу и списывают друг у друга: «Ведь они же не получат знаний!». Оказалось, что в его стране это не приня­то.



Разнообразные социальные роли в жизни, как и роли в театральной пье­се, взаимосвязаны. Поэтому если из­меняются нормы поведения, характер­ные для какой-то одной социальной роли, то это вызывает соответствую­щие изменения и в других ролях.

Американские социологи, исследуя, как изменялись нормы гендерной роли женщин во второй половине XX в., обна­ружили, что в 1930-х гг. лишь один из пяти американцев одобрял работу вне дома, если муж способен содержать семью, а в 1990-х — почти 90% одобряли; число женщин, пред­почитающих быть домохозяйками, только за 7 лет (1975-1982) уменьшилось на 1/3. И соответственно изменилось тендерное по­ведение американских мужчин: с 1965 г. по 1985 г. доля выполняемой ими домаш­ней работы выросла более чем вдвое — с 15% до 33%. То же можно наблюдать в дру­гих странах. В Японии вовлечение женщин в производство встречает одобрение значи­тельно меньше, чем в Швеции, и там муж домашними делами занимается в среднем только 4 часа в неделю, тогда как в Шве­ции — 18. Таким образом, с изменением тендерных норм поведения женщин изме­няются и тендерные нормы поведения муж­чин, И чем больше одобряется работа жен­щины вне дома, тем более «нормальным» становится выполнение мужчинами домаш­них обязанностей, ранее традиционно счи­тавшихся чисто женскими.

Поскольку культура, обязывает каждого человека следовать определен­ным ролевым нормам, постольку мы, зная, в какой роли выступает человек, вправе ожидать от него действий, соот­ветствующих этой роли. Если же разли­чия между ролевыми нормами сглажи­ваются, то поведение людей становится менее предсказуемым. Так, в современ­ном обществе растет феминистское дви­жение, выступающее с требованиями полностью уравнять возможности жен­щин и мужчин как в пользовании со­циальными правами и свободами, так и в области гендерных норм. Многие социологи и культурологи отмечают, что в наше время все чаще женщины ведут себя так, как раньше полага­лось только мужчинам, а мужчины, наоборот, воспринимают женские нор­мы. Никого ныне не удивляет, ска­жем, то, что женщины носят брюки и делают мужские прически (а на эстра­де появляются и певицы с бритыми наголо головами), тогда как мужчи­ны украшают себя ожерельями и от­ращивают длинные волосы. Происхо­дит ломка «двойного морального стан­дарта», традиционно предписывавшего различные нормы поведения мужчинам и женщинам в сфере сексуальных от­ношений. Исчезает прежняя разница между «мужскими» и «женскими» профессиями.


Просмотров 705

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!