Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Основные ориентации межкультурных исследований. Релятивизм, абсолютизм, универсализм



Правила культуры, к которой мы принадлежим, также относительны и не имеют универсальной значимости. Чтобы понять поведение представителя другой культуры, надо знать, насколько традиционно его поведение для его собственной культуры.

Раскрытие смыслов и значений явлений другой культуры зачастую происходит в соответствии со стандартами и нормами своей собственной культуры. В обыденном сознании свои культурные ценности рассматриваются как лучшие и более понятные. Такой подход представляется естественным и нормальным, если не принимать во внимание тот факт, что одни и те же явления в различных культурах имеют разный смысл. А это, в свою очередь, означает, что культура не подчиняется каким-либо абсолютным критериям. Культура каждого народа относительна, и поэтому адекватно ее оценить можно только в ее собственных рамках, и границах. Данный методологический подход в культурной антропологии получил название культурный релятивизм.

Основные идеи культурного релятивизма были сформулированы американским социологом Уильямом Самнером, который полагал, что культура любого народа может быть понята только в рамках ее собственных ценностей и в ее собственном контексте. Развивая эту идею, известный американский культурный антрополог Рут Бенедикт дала развернутую трактовку культурного релятивизма, предположив, что любая культура должна пониматься не только из собственных предпосылок, но и рассматриваться в своей целостности. Она считала, что обычаи, правила, традиции не могут быть адекватно поняты или оценены вне рамок своей культуры.

Главная идея культурного релятивизма состоит в признании равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами. Согласно культурному релятивизму не существует элитарных или неполноценных культур, все культуры по-своему неповторимы, и ошибочно сравнивать их друг с другом. Иными словами, культуры всех народов одинаково ценны, но о ценности каждой из них можно судить лишь в рамках данной культуры. Тем самым культурный релятивизм означает признание полноценности каждой культуры, отрицание абсолютного значения американской или европейской системы оценок, принципиальный отказ от этноцентризма и европоцентризма при сравнении культур разных народов. Релятивисты вслед за Ф.Боасом утверждают, что все культуры равные, но разные. Они мало интересуются установлением сходства между культурами, а различия интерепретируют с качественной стороны. Для релятивиста английский сплин и русская хандра не подобны друг другу. Релятивисты стремятся избежать даже намека на предпочтение собственной группы, пытаясь понять людей «на их собственном языке» и «исходя из их ценностей». Поэтому проводятся emic исследования, избегающие сравнений и с использованием методов, специально созданных для данной культуры и на ее языке.



Другая противоположная ориентация заключается в абсолютизации сходства между культурами: отрицается любая специфика, игнорируются очевидные различия между ними, игнорируется роль культуры. В сравнительно-культурных исследованиях используются неадаптированные методики, созданные в США и Западной Европе. Психологические феномены, такие как интеллект, рассматриваются как одинаковые во всех культурах. В результате делается вывод, что люди в одной культуре более интеллектуальны, чем в другой а культуры одинаковые, но неравные. Это – псевдо-etic подход. Психологи при проведении сравнительных исследований исходят из ценностей и норм собственной культуры.



Сторонники универсализма, третьей ориентации, полагают, что базовые психологические процессы – общие для людей повсюду, но на их развитие оказывает культура. Сами культуры равные, внешне разные, но в основе своей одинаковые. В исследованиях проводятся сравнения, однако без оценок и предпочтений своей культуры, используются методики, адаптированные к изучаемой культуре. В настоящее время используется etic-emic-etic подход.

Каждый человек, вероятно, может вспомнить ситуации из своей жизни, когда общение с другими людьми было ясным, понятным и легким. Это общение с любимыми людьми, с близкими друзьями, когда все происходило само собой, без напряжения и раздумий. В таких ситуациях присутствует естественное желание понять другого человека, не обидеть его, не сделать что-то не так и т.д. Такой тип общения и понимания человека называется эмпатией. Эмпатия основана на умении поставить себя на место другого, взглянуть на все его глазами, почувствовать его состояние и учесть все это в своем поведении и поступках. Она предполагает большую чувствительность, сензитивность к состоянию партнера. При межкультурной коммуникации, чтобы понять коммуникативное поведение представителей другой культуры, необходимо рассматривать его в рамках их культуры, а не своей, то есть здесь следует проявлять больше эмпатии, чем симпатии.

Симпатия получила распространение в самых разных видах коммуникации, и она подразумевает, что человек мысленно ставит себя на место другого. Но при симпатии используются свои собственные способы интерпретации поведения других людей. Согласно теории Беннета, если мы следуем «золотому правилу нравственности» («поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой») при общении с носителями других культур, то тем самым мы проявляем симпатию, потому что рассматриваем приемлемость их поведения со своей точки зрения.



Специфика межкультурной коммуникации заключается в том, что в ней определяющим становится эмпатический подход, т.е. мысленное, интеллектуальное и эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека, в его чувства, мысли, ожидания и стремления. Эмпатия основывается на предположении, что в одинаковых обстоятельствах все люди переживают одинаковые чувства и ощущения и это позволяет им понять другие точки зрения, идеи и различные культурные явления. На этом основании возникает способность человека представить себя на месте другого человека, принять его мировоззрение, понять его чувства, желания, поступки. Здесь все основывается на опыте другого человека, а не нашем собственном. В связи с этим Беннет предлагает альтернативу «золотому правилу нравственности» — «платиновое правило», которое выражает сущность эмпатического подхода: «поступай с другими так, как они поступали бы сами с собой».

Ценностные установки в МКК

В повседневной житейской практике человек сам определяет для себя полезность или вредность различных предметов и явлений окружающего мира с точки зрения добра и зла, истины и заблуждения, справедливого и несправедливого. Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. В результате формируется ценностное отношение к миру, в соответствии с которым все предметы и явления рассматриваются человеком по критерию важности и пригодности для его жизни. Ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению, событию, процессу и т.п. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. Исходя из такого понимания К. Клакхон и Ф. Стродбек определили ценности как «сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем» (Kluckhon С., Strodbeck F).

Их теория ценностных ориентаций основана на трех положениях:

1) Люди во всех культурах призваны решать одни и те же общие человеческие проблемы.

2) Набор доступных решений ограничен, но каждое решение в той или иной культуре может иметь разный ранг внутри данного набора.

3) Хотя одно из решений предпочитается членами данной культуры больше других, все потенциальные решения имеются в каждой культуре.

В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому вполне оправданно говорить о системе ценностей, поскольку ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены по отношению друг к другу. Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых ценностей, служащих ему руководством в жизни. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире. Благодаря этой системе обеспечиваются целостность данной культуры, ее неповторимый облик, необходимая степень порядка и предсказуемости.

В науке принято все культурные ценности систематизировать на две основные группы. Во-первых, это совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества. В эту группу включаются также выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты. Во-вторых, к числу культурных ценностей были отнесены оправдавшие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и пр., которые ведут к интеграции общества, к росту взаимопонимания между людьми, их комплиментарности, солидарности, взаимопомощи и т.д. Обе группы культурных ценностей на практике составляют «ядро» любой культуры и определяют ее неповторимый характер.

Среди громадного числа разнообразных восприятий, тем не менее, можно выделить группу таких, которые совпадают и по характеру оценок, и по содержанию. Такого рода ценности получили название универсальных, или общечеловеческих. Их универсальный характер обусловливается тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека и на всеобщих свойствах социального взаимодействия. Так, например, нет ни одной культуры в мире, где оценивалось бы положительно убийство, ложь и воровство. В каждой культуре существуют лишь свои границы терпимости этих явлений, но общая их негативная оценка однозначна.

Рассмотрение культуры как системы ценностей логично ставит вопрос о формах их существования и сферах распространения. В культурной антропологии принято выделять четыре основные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и художественную культуру. В контексте межкультурной коммуникации из этих сфер наиболее важное значение имеет сфера быта, представляющая собой исторически первую сферу возникновения и существования культурных ценностей.

Несмотря на наличие идеологии, религии и искусства бытовая культура и сегодня остается основополагающей для формирования личности, поскольку это формирование начинается еще в дет­стве. когда человек не способен к освоению культурных ценностей идеологии, религии и искусства. Специфика бытовой культуры состоит в том, что она вырабатывает те ценности, которые имеют основополагающее значение для межкультурной коммуникации. Именно быт является хранителем исторической памяти культуры, поскольку он значительно устойчивее идеологии и религии и изменяется гораздо медленнее, чем они. Поэтому именно бытовая культура в большей степени содержит в себе ценности «вечные», общечеловеческие и этнические. Кроме того, именно бытовые ценности являются основой существования идеологии, религии и искусства. Нормы и ценности бытовой культуры являются самодостаточными. Это значит, что, пользуясь только ценностями бытовой культуры, человек может иметь устойчивые ориентиры для жизни в условиях соответствующей культуры. Ценности бытовой культуры рождаются в процессе житейской практики и имеют утилитарную направленность. Культурные ценности, как уже было отмечено, в жизни каждого человека имеют разное значение. Поэтому одни люди являются приверженцами ценностей коллектива, а другие - ценностей индивидуализма. Так, человек в США в первую очередь считает себя индивидом, а уж потом членом социума, в то время как во многих других странах, таких, как Япония, люди в первую очередь считают себя членом социума и только потом индивидами.

Рассмотрим ценностные ориентации во взаимосвязи с основными общечеловеческими проблемами, решение которых носит культурно обусловленный характер. Сюда относятся:

1) Отношение к человеческой натуре. Считается, что люди по своей природе добрые, дурные, добрые и дурные одновременно или нейтральные по отношению к добру и злу. Людей можно также считать поддающимися изменению или неизменяемыми по природе. Комбинация этих 6 измерений выражается в мнениях о том, что человеческая натура – добрая и подверженная изменениям, добрая и неизменяющаяся, дурная и подверженная изменениям, дурная и неимзсеняемая, соединяющая добро и зло, нейтральная.

Исходя из этих мнений, могут быть разные стратегии поведения. Если члены культуры уверены, что люди злы по природе, они скорее предпочтут контроль за человеческой деятельностью, например, будут опираться на репрессии, на действия полиции и т.д. Если же они считают, что люди добрые по природе, то они будут делать упор на свободу личности и саморегуляцию. Если члены культуры убеждены, что люди могут изменяться, то сделают упор на обучение и другие способы воздействия на личность, если же они считают, что люди неизменны, то не будут тратить время и деньги на обучение.

2) Направленность деятельности. Кросс-культурное исследование в Мексике и США показало, что мексиканцам свойственна направленность на бытие (ценность опыта). Примером может быть любой народный праздник, «чисто импульсивное удовольствие», целостное проживание каждой минуты жизни, у американцев - направленность на делание (ценность действий), действие ради действия. Когда наблюдается диссонанс между требованиями среды и действиями человека, мексиканцы скорее изменят свои действия, а американцы изменят среду. Русским свойственна направленность деятельности на становление, для русской культуры важнейшая ценность - не деятельность, не опыт, а рост и изменение личности.

3)Отношение к природе. Выделяют три основных типа отношения человека к природе: покорение, гармония, подчинение природе.

Гармония – это отсутствие противопоставления человека, природы и сверхприродного. Примером могут служить традиционные культуры Китая, Кореи, Японии. В подчинении природе заложена уверенность в том, что природа не может быть поставлена под контроль человека. Примером может служить испано-американская культура.

4) Ориентация ко времени. Она может характеризоваться ориентацией человека на прошлое, настоящее и будущее.

Ориентация на прошлое - старообрядцы н России, народы Северного Кавказа, ориентация на настоящее - культуры стран Латинской Америки, ориентация на будущее - культура США.

5)Отношение к другим людям. Ценности отражаются в направленности социальных отношений. Направленность может быть иерархичной, взаимной (основанной на внимании к людям), равной по статусу (ориентация на мнение супруга), индивидуалистической (ориентированной на себя, собственные цели).

3) Основные виды культурных норм

Наилучшим предсказателем поведения человека в процессе общения является ситуация общения (образец социального взаимодействия). Среди признаков, характеризующих ситуацию, нас интересуют: нормы и правила взаимодействия, роли, репертуары- участников. Нормы, правила, роли - это факторы ситуации межкультурного взаимодействия, оказывающие влияние на эффективность общения. Нормы- это принципы, предписывающие поведение в той или иной культуре, разделяемые членами данной культуры. В каждой культуре формируется система долженствовании и запретов, которые предписывают, как обязан человек поступать в той или иной ситуации, или указывают ни в коем случае чего-то не делать. Различные способы человеческого общения также диктуются культурными нормами, которые предписывают, как должны общаться или обращаться друг к другу младшие и старшие возрасту или чипу, мужчины и женщины, законопослушные граждане и преступники, туземцы и иностранцы и т.д. при этом зачастую официальные законы играют меньшую общественную роль, чем правила и запреты, сложившиеся в значительной мере стихийно.

Нормы включают в себя оценку и интерпретацию поведения представителя той или иной культуры. Культуры различаются по степени жесткости норм и правил. Нормы правосудия и взаимности - основные нормы, оказывающие влияние на поведение членов разных культур. Норма правосудия складывается из норм справедливости и равенства. Люди, принадлежащие к индивидуалистическим культурам, чаще соглашаются с нормой справедливости, а члены коллективистских культур поддерживают норму равенства. Например, китайцы предпочитают норму равенства, а американцы - норму справедливости, причем, норма равенства применялась китайцами при распределении наград больше по отношению к членам ингруппы, чем аутгруппы. В России также изучалось понимание справедливости. У российских респондентов оказалось более развитой способность к изменению и нарушению законов, чем у респондентов из других стран. В их сознании существует разграничение понятий «закон» и «мораль». Понятие «справедливости» связано с областью нравственности, а законы считаются несправедливыми, тогда как у западных респондентов понятия «закон», «мораль», «справедливость» на первоначальном уровне морального развития слиты воедино. Россияне до сих пор считают морально приемлемой «ложь во спасение». Справедливость всегда будет дороже истины, даже если для ее восстановления приходится прибегать ко лжи.

Норма взаимности содержит два взаимосвязанных условия: необходимо помогать тем, кто помогал вам, нельзя причинять вред тем, кто оказывал вам помощь. Члены коллективистских культур признают важность обязательных норм взаимности (ориентированы на группу, ее потребности), а

члены индивидуалистских культур - важность добровольных норм взаимности (основаны на свободном выборе человека).

Правила- это предписания, определяющие, как должно вести себя в данной ситуации. В отличие от норм, «пропитанных культурой» принципов, усваиваемых в процессе социализации, культурные правила общения более индивидуализированы и зависят от ситуации и личностных особенностей участвующих в общении людей. Нарушение норм предполагает применение мер морального и этического воздействия на личность, а нарушение правил - нет. Правила не имеют ценности истины, условны, о них можно договориться. В исследовании в Японии, Гонконге, Италии и Великобритании, посвященном половым ролям, была доказана универсальность правила уважения частных прав другого человека. Правило сохранения тайны подтвердилось в Гонконге. Италии, Британии, не соблюдалось в японской культуре. Правило недопустимости публичной критики «работало» в Японии и Гонконге, а в Британии, Италии нарушалось. В индивидуалистских культурах вербальное самораскрытие важнее сохранения групповой гармонии.

Роль- это система ожиданий определенного поведения от субъекта, связанная с его позицией в группе. Существуют 4измерения ролевых отношений, подверженных культуре: степень личностной значимости отношений, степень ожидаемой формальности поведения, степень иерархичности отношений, степень разрешаемого отклонения от «идеальной» роли. Например, в греческой культуре ролевым отношениям приписывается большая личностная значимость по сравнению с американской культурой. В коллективистских культурах общение более формально и подчинено ритуалам, а в индивидуалистских - менее формально, личностно окрашено.

Практически с самого начала культурной деятельности человека возникает потребность в регулировании его поведения и общения с другими людьми. Необходимость этого вызвана тем, что материальные продукты культуры, которые создаются людьми, лишь показывают границы их возможностей, но они не определяют, как должны действовать люди в различных отношениях между собой. Поэтому вместе с созданием ценностей культуры стали одновременно формироваться также требования к поведению человека, которые регулировали как распределение этих ценностей, так и разнообразные отношения между людьми. Первоначально они представляли собой правила, регулирующие человеческое поведение, позднее в науке они получили название норм. Изначально нормы служили указателями на то, где, как, когда и что должны были делать люди в повседневной жизни. Различные нормы имели разную степень влияния и значения в поведении людей, и те из них которые приобретали наибольшее влияние, становились общепринятыми.

В зависимости от способа, характера, цели, сферы применения, границ распространения, строгости исполнения все многообразие поведенческих норм было разделено на следующие виды: традиции, обычаи, обряды, законы, нравы.

Одним из первых регуляторов человеческого поведения стали нравы, которые были предназначены регулировать повседневное поведение людей, способы реализации ценностей, оценивать различные формы их отношений и т.д. Из всех культурных норм нравы являются наиболее подвижными и динамичными, поскольку призваны регулировать текущие события и поступки. Нравы это моральные оценки допустимости тех или иных форм как собственного поведения, так и поведения других людей. Нравы не предполагают немедленного их практического исполнения, а ответственность за их нарушение в целом значительно меньше, чем во всех других нормах. Эта ответственность носит относительный характер, поскольку наказание за нарушение нравов может быть разным — от неодобрительных взглядов до смертной казни, но наиболее распространенным наказанием в этом случае является устное порицание. Например, если вы громко чавкаете во время обеда в обществе, то, возможно, в вашу сторону будут направлены лишь неодобрительные взгляды людей, которые вас слышат. Но в некоторых культурах, наоборот, считается нормой «потягивать» свой суп, и эта манера не вызывает никаких реакций окружающих.

Первоначально слово «традиция» обозначало «предание», подчеркивавшее наследственный ха­рактер соответствующих культурных явлений. В настоящее время назначение традиций сводится к регуляции межличностных и межгрупповых отношений, а также передаче социального опыта от поколения к поколению. Понятие традиции более общее по отношению к обычаю. Традиция-сложная система взаимосвязанных между собой элементов обычаев, ценностей, норм, идеалов, убеждений, являющихся регуляторами поведения человека, это своего рода устные «культурные тексты», аккумулирующие в себе совокупность образцов социального поведения. В настоящее время трактовка традиции расширилась за счет включения в нее устойчивых для культуры (стереотипных) форм поведения, т.е. обычаев, тогда как ранее традицию относили к духовной сфере жизни общества, а обычай к сфере наблюдаемого поведения. Доступнее всего для межкультурного изучения выработанные культурой модели поведения - обычаи, непосредственно проявляющиеся в поведении ее отдельных членов (общепринятые образцы действий, предписывающие правила поведения для представителей одной культуры.). Регулятивная роль обычаев заключается в том, что они предписывают строго установленное поведение в определенных ситуациях. Обычаи возникли в незапамятные времена как традиционные формы поведения, благодаря которым обеспечивалась культурная стабильность. В такой их роли было заинтересовано все общество. Влияние обычаев, главным образом, распространяется на область частной жизни людей. По своему назначению они призваны регулировать взаимоотношения и коммуникации внешнего характера, то есть отношения с близкими и дальними родственниками, со знакомыми и соседями, публичное поведение человека за пределами собственного дома, бытовой этикет со знакомыми и незнакомыми людьми и др. Соблюдая определенные обычаи, можно есть за столом или сидя на полу, использовать столовые приборы или только собственные руки, добиваться бесшумного пережевывания пищи или чавкать, как это делали гости в китайских домах, чтобы показать, что пища вкусна.

Характер и основные черты обычаев соответствуют образу жизни общества и его социально-сословной структуре. По этой причине одинаковые, на первый взгляд, обычаи в разных культурах приобретают совершенно разное содержание. Примерами здесь могут служить различия в разных культурах по отношению к свадебным обрядам и половым контактам.

Свадебный обряд предполагает множество форм проявления. Сегодня в Северной Америке вполне естественной является ситуация, когда молодой человек встречает молодую девушку, они влюбляются и женятся. Несомненно, такая свадьба не является чем-то необычным; во многих государствах нужно свидетельство о браке, и простая церемония бракосочетания неизбежна, по даже по сравнению с другими культурами это — минимум контроля. У многих народов принято, чтобы главы семей заключали договор о браке. Как у древних греков, так и до недавнего времени в Китае, жених и невеста вообще не имели права видеться до свадьбы. В западном обществе с его идеалом романтической любви девушка ужаснулась бы при одной мысли быть проданной будущему мужу, не имея права принимать личного участия в этом решении. В других культурах, напротив, продажа невесты считается нормой: родственники назначают цену за невесту, которую добровольно готова заплатить другая сторона. Согласно обычаям некоторых народов Африки девушка не может выйти на улицу вместе с будущим мужем, прежде чем он не выкупит ее.

Пост и коллективные трапезы, относятся не только к наблюдаемому поведению, но и к другому типу обычаев. Это обычаи, в которых стереотипизации подвергаются не только внешние аспекты поведения, а особенности культуры проявляются в глубинной структуре стереотипа поведения. Такой обычай неразрывно связан с другими элементами традициями. Так в русской деревне существовал обычай «помочи», включавший элементы хозяйственно-трудового, бытового, фольклорного, ритуального характера, в центре которого – совместный неоплачиваемый труд крестьян для совместного завершения срочного этапа работ у отдельного хозяина. В «помочах» отражались также коллективистские ценности русской культуры (ценность самой общины как основы существования человека); нравственные нормы (норма милосердия, норма равенства).

Разновидностью традиции является обряд, который представляет собой массовое выражение религиозной или бытовой традиции. Его главной отличительной чертой является не избирательность, а массовость, поэтому влияние обрядов не ограничивается какой-то социальной группой, оно относится ко всем носителям данной культуры. Как правило, обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением, свадьбой, вступлением в новую сферу деятельности, переходом в другую возрастную группу, смертью. Однако наиболее известными и распространенными являются религиозные обряды, особенно связанные с использованием пищи.

Наряду с традициями и обычаями неотъемлемой частью культуры любого народа является право, которое представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах. Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Право представляет собой совместный договор людей о правилах поведения. Эти правила являются общеобязательными для всех, а их исполнение контролируется государством. Своим строго нормативным характером право отличается от обычаев, которые представляют собой распространенную практику поведения, типичные действия, то, что случается по обыкновению.

 

Дополнительные материалы

МИР ЦЕННОСТЕЙ

ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ. Чтобы ориентироваться в мире цен­ностей, необходимо прежде всего разоб­раться, что понимается под словом «цен­ность». Существует целая философская наука о ценностях — аксиология (от греч, afyaценность). Анализ различ­ных аксиологических подходов к опре­делению понятия ценности увел бы нас слишком далеко. Не вдаваясь в него, будем исходить из следующих представ­лений. Материальный или духовный объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения каких-либо своих желаний и потреб­ностей. Человеческие представления о том, что собою представляют ценнос­ти, называются ценностными представ­лениями. К ним относятся, например, представления о таких ценностях, как добро, красота, комфорт и т, д. Созда­вая в своем воображении мысленные об­разы объектов, в максимальной степе­ни удовлетворяющих их желания и по­требности, люди формируют идеалы ~~ образцы, эталоны ценности. Содержа­ние идеалов обычно рисуется человеку не слишком отчетливо и зачастую даже как следует не осознается. Но тем не менее в сравнении с существующими лишь в воображении и не всегда ясно осознаваемыми идеалами люди оцени­вают ценность реально существующих материальных и духовных благ.

Ценность определяется не столько свойствами объекта, сколько свойства­ми человека — его отношением к объек­ту. Свойства объекта тут, несомненно, приходится учитывать, но решающее значение имеют не они сами по себе, а сложившиеся в культуре представления о них и о том, как и какими средства­ми люди должны удовлетворять свои потребности (а также то, в какой мере данный человек освоил эти представ­ления и разделяет их).

ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ

Мир ценностей сложен и трудноописуем. Ценности разнообразны и неодно­родны. Среди них можно выделить фи­нальные, инструментальные и произ­водные ценности.

Финальные ценности — это высшие ценности и идеалы, важнее и значимее которых нет ничего. Они являются ко­нечными целями человеческих устрем­лений. Это самоценности, т. е. такие ценности, которые ценны сами по себе, а не потому, что служат средствами для достижения каких-либо иных ценностей. Стремление к ним не нуждается ни в каких обоснованиях — наоборот, стремление к другим ценностям обосновывается тем, что последние позволяют приблизиться к финальным ценностям. Финальные ценности — это, например, человеческая жизнь, свобода, справедливость, красота, счастье, любовь, дружба, честь и достоинство личности, законность, гуманизм... Относительна таких ценностей бессмысленно спрашивать: зачем или для чего они нужны. Они нужны сами по себе. По словам философам. Мамардашвили, «это вещи, производящие сами себя».

«Для чего нужна свобода и что она? Свобода ничего не производит, да и определить ее как предмет нельзя. Свобода и изводит только свободу, большую свободу. А уж затем она —- условие других которые может сделать человек».

То же можно сказать и о других финальных ценностях. Счастье, дружба, справедливость, честь, гуманизм необходимы людям не ради решения каких-то других задач, а ради самих себя. Чем больше люди обладают этими ценностями, тем больше у них возможной и далее увеличивать свое владение ими. Эти ценности и нужны лишь для того,чтобы была возможность иметь их в еще большей степени. А наличие их открывает пути к множеству других ценностей. Люди способны использовать финальные ценности в качестве фундамента для действий, ведущих к различного рода жизненным успехам, но тяга к финальным ценностям обусловлена не расчетом на достижение других благ, а тем,что без них нет вообще возможное жить достойной человека жизнью. Инструментальные ценности -средства и условия, необходимые, в конечном счете, для достижения и сохранения финальных ценностей.

Так, красивые безделушки, изящная художественные изделия, которыми окрашивают свое жилье, могут иметь инструментальную ценность как средства, позволяющие наслаждаться красотой; занятия спортом могут быть инструментальной ценностью как условие сохранения и укрепления здоровья — финальной ценности; продвижение по службе может рассматриваться человеком в качестве инструментальной ценности, по отношению к которой финальной ценностью является возможность реализации своих личностных возможностей или творческих замыслов, а то и просто власть, обеспечиваемая начальственной должностью.

Производные ценности — это следствия и выражения других ценностей, имеющие значимость лишь как символы последних.

Так, подарок — производная ценность, знак любви, дружбы, уважения. Производной ценностью является медаль или грамота, символизирующие заслуги, которыми человек гордится. Можно относиться как к ценности, например, к какой-то реликвии — старой вещи, фотографии, записке, потому что она напоминает о дорогих душе переживаниях.

Ценности во многих случаях оказываются несовместимыми друг с другом. Человек нередко вынужден ради ценностей жертвовать другими. С проблемой выбора одной из двух альтернативных ценностей всякий человек постоянно сталкивается в условиях повседневной жизни.

Общение в кругу семьи и общение с друзьями – и то и другое есть ценность. Но нередко человек оказывается перед необходимостью выбрать: либо провести вечер у домашнего очага, либо пойти на встречу с друзьями. Какой из этих ценностей отдать предпочтение?

Образование — это ценность, и отдых – тоже ценность. Но приходится либо отказывать себе в отдыхе, чтобы заниматься образованием, либо отказаться от получения образования, но зато иметь время для того, чтобы отдыхать в свое удовольствие.

Иногда в столкновение друг с другом приходят и финальные ценности. Например, жизнь есть ценность, и честь есть ценность; но бывают ситуации, когда человек жертвуют жизнью, чтобы защитить свою честь. Дворянин предпочитал погибнуть на дуэли, чем стерпеть оскорбление чести. Слова испанской революционерки Долорес Ибаррури «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях» стали крылатым выражени­ем, девизом, с которым идут на смерть в борьбе за свободу.

У каждого человека образуется бо­лее или менее упорядоченная иерархи­ческая структура ценностных ориента­ции, т. е. ценностных представлений, с помощью которых он ориентируется в мире ценностей и определяет, какие из ценностей являются для него более, а какие — менее значимыми. В этой структуре на вершине иерархии нахо­дятся высшие, финальные ценности. На более низких уровнях иерархии рас­положены инструментальные и произ­водные ценности.

Иерархия ценностных ориентации у разных людей строится по-разному. Одна и та же ценность может быть фи­нальной для одного человека и инст­рументальной для другого.

Так, для пушкинского Скупого рыца­ря деньги были финальной ценностью, а его сын рассматривал их лишь как инструмен­тальную ценность — финальной он считал чувственные наслаждения, которые стано­вятся доступными благодаря деньгам.

На вершине иерархии ценностных ориентации может быть эгоистический интерес, а может быть и альтруисти­ческое стремление жертвовать всем ради блага других людей. Личность может ставить во главу угла индивидуальную свободу, не считаясь ни с какими кол­лективными мнениями, или, наоборот, ориентироваться на конформистское следование этим мнениям, или же стре­миться гармонически сочетать свои ин­дивидуальные интересы с коллектив­ными.

Можно заметить определенную раз­ницу между мужским и женским типа­ми структуры ценностных ориентации. Женщины, как правило, более концен­трированы на ценностях домашнего очага, семейного мира, здоровья и бла­гополучия детей, собственного имиджа (мода, макияж, украшения). Старая немецкая формула «трех К» — Kinder, Kuche, Kirche (дети, кухня, церковь) — хотя и критикуется сейчас как уста­ревшая и не соответствующая произ­водственной, культурной и обществен­ной активности современных женщин, тем не менее остается в силе для по­вседневной жизни многих представи­тельниц прекрасного пола. По мнению М. Кагана, «у женщины ценностная до­минанта — стабильность, покой, по­рядок, гармония, традиция, у мужчи­ны — динамизм, нарушение сложивше­гося порядка вещей, обновление бытия, изобретение все новых и новых форм деятельности».

У человека высокой культуры фи­нальными являются духовные ценнос­ти. Они имеют приоритет не только над материальными («не хлебом единым жив человек»), но и над всеми други­ми ценностями, которые выполняют по отношению к ним инструментальную функцию или являются производными от них.

Следует заметить, что в аксиологии сделано немало различных попыток сис­тематизации всего множества ценностей. Г. Риккерт, один из родоначальников ак­сиологии, разделял все ценности на 6 клас­сов: логические (в научных достижениях), эстетические (в произведениях искусства), мистические (в культах), религиозные, нравственные, личностные. Философ и пси­холог Г.Мюнстерберг в начале XX в. пред­ложил различать два типа ценностей — жизненные (напр, любовь, счастье) и куль­турные (например, поэзия, музыка), а в каждом из этих типов — логические, эс­тетические, этические и метафизические ценности. Один из видных немецких фи­лософов нашего века М. Шелер выстраи­вал ценности в иерархию: на низшей ее ступени находятся ценности чувственные («приятное»), над ними — жизненные или витальные («благородное»), еще выше — духовные, в том числе — эстетические («прекрасное»), морально-правовые («спра­ведливое»), гносеологические («истинное»), а на верхней ступени — религиозные («святое»). Современный французский аксиолог И. Гобри выделял в качестве основ­ных 4 ценности: пользу, красоту, истину и добро.

В современной русской литературе культурологии свой вариант систематизации ценностей предлагает Б. Ерасов, согласно которому существуют следующие типы ценностей: 1) витальные — жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и т. д.; 2) coциальные — семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и пр.; 3) политические — гражданские свободы, законность, мир и др.; 4) моральные — добро, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям и т. п. 5) религиозные – Бог, Священное Писание, вера и пр.; эстетические — красота, стиль, и др. Другой вариант содержится в книге Я Г. Выжлецова, где выделяются ценности духовные (в религии, нравственности, искусстве), социальные (политические, правовые, моральные), экономические и материальные. Возражая против отнесения экономических и материальных благ к миру ценностей, М. Каган отмечает, что они «есть нечто, подлежащее бухгалтерскому учету» и могут быть лишь носителями ценности, а не самими ценностями. В аксиологической теории Кагана мир ценностей представляется как система, в которой ценности разных видов — художественные, экзистенциальные (составляющие смысл жизни нравственные, правовые, политические, религиозные и др. — находятся в слоями структурных отношениях.

 

Регулятивные парадигмы

Формы и способы регуляции чело­веческого поведения разнообразны. На физиологическом уровне регуляторами его выступают нервные процессы, по­средством которых осуществляются рефлекторные реакции на внешние и внутренние раздражители. На психоло­гическом уровне индивидуальные осо­бенности поведения личности обуслов­ливаются такими факторами, как мо­тивация, воля, эмоции, интеллект, склонности, интересы, черты характе­ра и т. п. Однако здесь речь пойдет не о физиологических и психологических, а о социокультурных механизмах ре­гуляции человеческого поведения. Под ними понимаются регулятивы (нормы, требования, правила, программы), ко­торые задаются людям существующей в данном обществе культурой.


Просмотров 918

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!