Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Основные направления методического руководства лепкой



В изобразительной деятельности дошкольников стар­шего возраста творчество играет все более важную роль. Это свя­зано с развитием личности ребенка. Понимая это, педагог ста­рается организовать детскую деятельность так, чтобы они виде­ли все краски жизни, ее удивительные проявления, научились любить прекрасное, чтобы им открылось особое видение мира и захотелось в творчестве выразить свои чувства и мысли. Педагог должен так продумывать свои занятия, чтобы обучение развива­ло личность ребенка, а не превращалось в тренировку изобрази­тельных умений. Поэтому главной задачей является формирова­ние творческого склада ума, развитие воображения, эмоцио­нальной впечатлительности у старших дошкольников, т.е. раз­витие их личности через изодеятельность. Занятия лепкой дают для этого все возможности.

Дети старшего, возраста уже достаточно хорошо владеют приемами и способами лепки, что открывает большие возможности для расширения тематики и воплощения твор­ческих идей детей. Направление работы педагога: помогать де­тям в освоении новых способов лепки (скульптурный — в предметной и сюжетной лепке; гончарный и ленточный — в декоративной) и приемов украшения лепного изделия; подвес­ти к пониманию зависимости выразительности образа от ма­териала для лепки, передачи объема, пропорций, движений, использования дополнительных деталей, украшения; стимули­ровать свободную индивидуальную, а также совместную дея­тельность воспитанников.

Обращение к образцу; показ способа действия; проблемно-творческие задания.

В работу детей вводятся новые способы лепки и украше­ния. Поэтому мы снова возвращаемся к образцу и показу способа исполнения того или иного изделия.

Рассматривание образца идет в направлении от общего к
частному и от частного к общему. Однако особое внимание
обращается на способы передачи художником позы, движе­ния, характера образа, его настроения.

Например, посмотрите на этого волчонка, — говорит воспитатель! — Его можно испугаться? Он страшный? Да, совсем не страшный, а почему? Вглядитесь в мордочку волчонка. Что ты, Сережа, видишь? Правильно, волчонок будто бы улыбается. Улыбается добродушно. Значит, какой он? Добрый. А какое у него настроение? Радостное, веселое. Каким же образом показал художник, что волчонок веселый? Вот видите, зубы не оскаленные, как у злых волков, и уголки пасти немного приподняты вверх". Овладение детьми скульптурным способом лепки, спо­собами декоративной лепки (гончарный, ленточный), а также способами украшения (рельеф, налепливание) требует точного показа последовательности выполнения лепного изделия.



При ознакомлении детей с новым способом лепки педагог дает им образец, который вместе с детьми рассматривает и анализиру­ет. Затем образец убирают. После этого необходимо показать новый способ лепки. Педагог демонстрирует приемы, постоянно обращаясь к опыту детей. Поэ­тому воспитателю нужно хорошо владеть различными спосо­бами лепки, но, безусловно, более эффективным будет показ художника или народного умельца.

Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа тре­буют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встре­чались, например уточка-свистулька по типу народ­ной игрушки.Способ изображения исходной формы знаком детям; поэтому воспитатель показывает лишь, как из овала вытягиваются шея, голова и хвост.

 

Проблемно-творческие задания по лепке вводятся в комплексную деятельность старших дошкольников.



Например, тема: "Кого встретила Снегурочка в лесу". Детям предлагается подумать и рассказать, кого в лесу могла встретить Снегурочка, как происходила встреча; далее — лепка действующих лиц и праздник встречи в музыкальном сопровождении.

В работе со старшими дошкольниками воспитатель чаще, чем с младшими, использует продуктивные методы - эвристический и исследовательский. Очень важно, чтобы в этом возрасте дети приобрели необходимые учебные умения, включающие практиче­ские и интеллектуальные действия. Одно из них - умение читать схему. На занятии лепкой педагог предлагает детям научиться лепить человека в движении, так, чтобы фигура его была устой­чивая и можно было изменять его позу. Педагог показывает детям брусок пластилина и схему его разрезания, где голова, руки и но­ги вылеплены из целого куска. Вместе с детьми он разбирает схе­му, задавая им вопросы: «На этом рисунке изображен кусок пла­стилина, из которого мы должны вылепить человека, но не обыч­ным способом, приставляя к туловищу голову, руки и ноги, а из целого куска, где-то пережимая его, а где-то надрезая. Где у нас будет голова? Как мы ее выделим? (нужно пережать брусок в том месте, где должна быть шея; это показано стрелками с двух сто­рон бруска). Как мы выделим ноги? Что нам предлагают сделать на схеме? (Надрезать брусок снизу.) Как мы выделим руки? Как это изображено на схеме? (Сделать 2 косых надреза ниже головы.) Какой длины должны быть надрезы?» Разобрав с детьми схему, педагог разрезает в нужных местах свой брусок и спрашивает де­тей, что нужно сделать, чтобы руки и ноги были круглыми? На своем бруске показывает, как округлить и выделить на ноге стопу. Дальше он спрашивает детей, как изобразить движение ног (сги­бая их в коленях), как сделать фигуру устойчивой, как согнуть руки, чтобы они не были похожи на палки. Когда фигурка стано­вится устойчивой, он предлагает каждому из детей вылепить свой образ - грибника с корзинкой, или лыжника, или хоккеиста. При анализе воспитатель отмечает те фигуры, в которых более выра­зительно передано движение.



Следующую схему дети разбирают самостоятельно. Таким образом на занятиях лепкой педагог развивает у детей конструктивные способности. При анализе отмечает выразительность и эстетическое оформление-аккуратность при вылепливании дета­лей, заглаженность поверхности, дополнительные украшения и пр. К анализу необходимо привлечь детей.

 

В старшей группе воспитатель предоставляет де­тям больше самостоятельности в выборе те­мы, в возможности обдумать ее заранее. Детей учат планировать свою работу во время наблюдений, рассматривания иллюстраций, прослушивания литературных произведений. Для этого их пре­дупреждают, что они будут лепить тот предмет, который рассмат­ривают на картинке или о котором им читают. Таким образом ребята как бы настраиваются на предстоящее занятие, старают­ся четко воспринять особенности предмета и в какой-то степени обдумать его изображение. Если ребенок будет твердо знать, над чем он должен работать, то это даст ему возможность более це­ленаправленно и уверенно заниматься лепкой. Например, за день до работы над декоративными пластинками детям нужно пока­зать и предложить нарисовать предполагаемую для изображения пластинку.

Важно, чтобы дети научились понимать и передавать в лепке характер изображаемого. Поэтому воспитатель должен подбирать для изображения предметы с ярко выраженными чертами. Как и в предыдущей группе, дети предварительно рассматривают пред­меты. Иногда можно придумать игры с теми игрушками, которые предстоит детям вылепить. Но игра не дает возможности плано­мерно обследовать предмет.

В изобразительной деятельности нужно разви­вать у детей зрительное восприятие окружающего на основе при­обретенных знаний и опыта. В начале занятия ребята рассматри­вают предмет. Для демонстрации желательно иметь специальное приспособление — подставку с поворотным кругом, что даст воз­можность показать ребенку противоположную сторону предмета. После этого предмет снова возвращают в прежнее положение.

Дети 5—6 лет уже в состоянии проанализировать строение, форму предмета. Воспитатель, обводя жестом форму, предлагает ребятам рассказать о ней, дать описание ее характерных особен­ностей. Если дети затрудняются ответить, то воспитатель это де­лает сам.

Многие способы лепки детям знакомы. Они умеют создавать основные формы, видоизменять их, а, следовательно, воспитателю нет надобности прибегать к показу изображения на каждом заня­тии. Все чаще он полагается на самостоятельность детей в реше­нии тех или иных вопросов.

Задача воспитателя — понять замысел ребенка и помочь ему, если это необходимо, в его осуществлении. Тем ребятам, которые неудачно выбрали способ лепки, нужно объяснить, что есть дру­гой, наиболее удобный и подходящий.

Важно, чтобы дети из множества возможных способов научи­лись выбирать наиболее эффективный, который позволит создать выразительный образ. Например, собаку или кошку можно выле­пить способом вытягивания из целого куска глины или из отдель­ных частей.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают лепкой по представлению, с натуры, по памяти. По содержанию лепка мо­жет быть сюжетной, предметной, декоративной. Дети умеют да­вать эстетическую оценку лепным изображениям. В старшей группе воспитатель применяет методы и приемы, ко­торые определяются конкретной темой и общими задачами. С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно слож­но, так как все время приходится сравнивать с образцом свое изделие. Лепка с натуры требует предварительного знакомства с предметами. Для этого лучше объединять детей, в небольшие груп­пы. Каждый берет предмет в руки и, ощупав его форму, рассказы­вает. На занятии натуру рассматривают еще раз. Воспитатель определяет пропорции и уверенным движением руки подчеркивает форму предмета, затем задает детям вопросы, направляющие их внимание на характерные особенности формы, на ее решение. Если дети знают, как лепить, они приступают к изображению, в про­тивном случае воспитатель частично показывает необходимые спо­собы.

Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий — развивать самостоятельность в решении образа, воспринятого ра­нее, творческая активность в способах лепки. Для создания отчет­ливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт.

Воспитатель проводит с детьми наблюдения за живыми объекта­ми, читает художественную литературу, рассматривает иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т. д.

Важно, чтобы дети не просто рассматривали предметы, иллю­страции, а учились выделять свойства, качества предметов, необходимые для изображения. (Воспитатель, например, говорит: «Дети, мы скоро будем лепить по сказке «Колобок» — про то, как колобок встречал разных зверей. Я вам прочту сказку и покажу кар­тинки, а вы будьте внимательными — постарайтесь запомнить, с кем встречался колобок: иначе вам будет трудно лепить».)

 

Дети младшего дошкольного возраста лепят конструктивным способом, составляя целое из отдельных частей; это им понятнее, доступнее, потому что у них еще нет целостного восприятия. Но конструктивный способ мешает соблюдать правильные пропор­ции, чаще всего к маленькому туловищу животного прикрепляют слишком большие конечности. Лепка вытягиванием позволяет ребенку почувствовать всю массу туловища животного и сораз­мерность конечностей. Движение при таком способе лепки пере­дается так же более естественно. Для более точной передачи дета­лей полезно использовать фотографии животных в разных позах или скульптуры малых форм. Они дают все необходимые сведения о животном и не навязывают ему чужой манеры изображения.

 

Лепка из отдельных частей более длительна и в результате детского исполнения дает в основном статичный образ, а из цело­го куска дает возможность сразу наметить основные детали, ус­тановить их в нужном положении. Этот способ сложный, но в старшей группе дети с ним знакомы и могут самостоятельно его применять. Трудность вытягивания формы из целого куска для ребенка заключается в том, что нужно на глаз определить коли­чество глины для той или иной части. Дети 5—6 лет способны вы­полнить это задание, но дальнейший процесс — уточнение пропор­ций и формы — ребенку еще сложен. Здесь и должен помочь вос­питатель, указывая на недостатки в изображении. Наводящими вопросами, дополнительным анализом формы педагог подсказы­вает некоторые изобразительные средства.

Кроме того, необходимо использовать художественное слово: читать интересные рассказы, сказки, стихи, в которых ярко раскрывается тот или иной образ. Иногда используются загадки, но, как и в средней группе, надо подобрать тексты так, чтобы описание предмета больше касалось перечисления частей, формы, размеров, действий. Например;

С рожками, бородкой,

Хвост совсем короткий,

Забодает, если зол.

Кто это? (Козел).

 

Детей нужно познакомить и с крупной, обобщенной формой в лепке, где нет деталей, но четко видны пропорция и пластика формы. Самый подходящий материал для этого - снег. Нужно только показать детям эту увлекательную лепку. Она может быть и чисто-белая, раскрашенная, с инкрустацией. Можно предложить : детям вообразить себя скульпторами и каждому придумать свой памятник, рассказав, что они не всегда ставятся людям, иногда и животным, например котам, собакам, даже насекомым. После знакомства с городской скульптурой дети охотно возьмутся за создание своей. Их привлекает простор для творчества.

Лепку можно использовать и как элемент конструирования по­строек из песка, глины, природного материала. Досадно, что леп­ка больших форм мало практикуется в детском саду, сконцентри­рованность на пластилине и малых формах однобоко развивает детей. В такой лепке воспитатель - соавтор и вдохновитель, а не сухой наставник. Дети любят взрослых, которые играют с ними.

Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые предметы. В связи с этим показ способов лепки и объяснение по­следовательности изображения отпадают, а предварительная подго­товка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов.

Во время беседы в начале занятия уточняется композиционное решение. Например, дети лепят кошку с котятами. Решается, ка­кой должна быть подставка, в каком положении могут быть котята и кошка. Поощряются интересные композиционные решения. В про­цессе занятия воспитатель следит за каждым ребенком, за тем, как создается форма предмета, как передаются пропорции, действия,

композиция.

Вопросами и советами воспитатель направляет детей на инте­ресное решение темы. Так, увидев, что ребенок, решивший ле­пить играющих котят, вылепил их в статичном положении, вос­питатель советует подумать («Подумай, что нужно сделать с фигур­ками, чтобы они были похожи на играющих котят»).

Если ребенок затрудняется, педагог уточняет свой вопрос («Подумай, в каком положении могут быть лапы у котят, когда они играют друг с другом»). Вопросы без прямых советов приучают дошкольников думать во время занятий над образами. В том слу­чае, когда дети затрудняются в правильной передаче формы, про­порций, воспитатель прибегает к индивидуальной работе: показывает игрушки, картинки, уточняет представления ребенка; способ лепки на отдельном куске глины показывает в крайнем случае.

На результаты лепки оказывает влияние ситуация, которую создает воспитатель. Так, перед занятием он может заметить де­тям, что вылепленную посуду можно использовать для игры, добав­ляет, что обожженная в муфельной печи посуда украсит куколь­ную столовую. Поэтому каждый должен постараться и вылепить красивый сосуд, который можно украсить рельефом или расписать красками.

Для игры дети используют также вылепленных птиц, зверей; загоны и клетки они делают из картона.

Ситуации могут быть и другого характера. Воспитатель гово­рит детям, что они будут лепить фигурки для предстоящей выстав­ки или сделают броши, бусы для своих мам, бабушек, сотрудников детского сада к празднику 8 Марта.

Чтобы заинтересовать детей, воспитатель в начале занятия может прочитать четверостишие, загадать загадку. Тем самым он создает у детей хорошее настроение и направляет их внимание в начале занятия на обдумывание образа. Педагог выбирает стихи и загадки, которые содержат яркую характеристику особенностей, при­сущих предметам.

Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению, то воспитатель предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли передана форма, какими способами лепили. Иногда оценку работам дают не сами ав­торы. В таком случае воспитатель следит за тем, чтобы оценка детей была справедливой, тактичной, не обижала тех, кто выпол­нил работу. Если ребята лепили с натуры, воспитатель при анали­зе направляет их внимание на изображение формы, пропорций, про­сит сравнить с натурой.

Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются не­сколько иначе: сначала рассматривается замысел в целом, потом разбираются форма, пропорции, изображение движения, способы лепки. Формы анализа могут быть разные: дети сидят на своих мес­тах, и воспитатель задает им вопросы; воспитатель вызывает к се­бе некоторых детей, и они анализируют чью-то работу; все изде­лия размещают на специальном столе, воспитатель и дети стоят около стола, рассматривают их и беседуют о качестве работ. Ины­ми словами, все зависит от творчества воспитателя, от условий и обстановки, в которой он работает с детьми.

 

 


Просмотров 619

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!