Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Рекомендуемая тематика детских работ



Технические приемы лепки: группа «Фантазеры» (шестой – седьмой годы жизни). Лепка предметная, сюжетная, декоративная

- совершенствовать умение лепить конструктивным и смешанным способами;

- обучать устанавливать фигуру в вертикальном положении, обрабатывать поверхность глиняных изделий, заглаживая мокрой тряпкой; скреплять детали, вставляя одну из них в углубление другой;

- знакомить со скульптурным, пластическим способом лепки (из целого куска) – в предметной и сюжетной лепке; с гончарным и ленточным способами лепки посуды – в декоративной лепке; со способами украшения лепного изделия: рельеф (высокий и углубленный), налеп, использовать стеки разной формы для создания фактуры.

Средства выразительности детского лепного изделия

Форма, объем, пропорции, величина, пластичность, цвет, динамика, детализация, линия (в рельефной лепке), композиция.

Техника изображения

Освоение новых способов лепки: скульптурного, гончарного, ленточного и способов украшения лепного изделия – углубленный рельеф, налеп.

Продолжается работа над обогащением содержания и средств выразительности детской лепки.

Рекомендуемая тематика детских работ

«Овощи и фрукты», «Петух и аист», «Храбрый заяц», «Ма­газин игрушек», «Лисица-хитрица», «Игрушки-свистульки», «Девочка на шаре», «Я и мой друг дядя Степа», «Моя семья», «Идет коза рогатая», «Лошадь с жеребен­ком», «Конек-Горбунок», «Три медведя», «Добрый слон», «Хо­ровод зверей», «Жили-были старик со старухой», «Наши гости на празднике елки», «Кого встретила Снегурочка в лесу», «Кто не может жить без человека», «Зоопарк», «Два Мороза», «На границе», «Космонавты», «Моя любимая игрушка», «Декора­тивные плитки», «Праздничные тарелочки», «Ваза для цветов», «Сказочная птица», «Мы — гончары», «Украсим выпечку», «Наши сувениры», «Посуда по мотивам белорусских глиняных изделий», «Экспонаты для выставки» и др.

 

К шестому году жизни дети накопили известный опыт лепки, их изделия разнообразнее не только по содержанию, но и по способу изображения.



В этот возрастной период начинается процесс окостенения кис­ти руки, крепнут мелкие и крупные мышцы рук. Благодаря этому появляется возможность для более точных и сложных действий глиной. Происходят перемены и в психике: более устойчиво вни­мание, улучшилась память. Дети уже умеют представлять себе предмет, а потом лепить. Движения во время лепки более точны, так как повысился зрительный контроль за действиями пальцев.

Вместе с тем дети старшей группы, создавая предмет, мало работают над уточнением формы. Объяснить это можно тем, что им важны наличие частей предмета и чисто внешние признаки его формы: круг­лая голова, цилиндрические ноги и т. д. Углубления, которые ос­таются при оттягивании мелких деталей на поверхности отдельных частей, не исправляются, т. е. нет стремления к тщательности изображения. В оставшееся от занятия время лепятся другие пред­меты, скажем, если изображается собачка, лепится миска.

На основе сформированных зрительных образов дети старшей группы чаще, чем в средней, лепят предметы в динамике, но дейст­вие, как правило, заранее не продумывается. Изображение предме­та чисто механическое. Например, лепится собака и случайно сильно расставляются лапы. Это напоминает бегущую собаку. Поэтому ребенок еще сильнее расставляет лапы и на вопрос воспитателя, что делает его собака, отвечает: «Она бежит за хозяином».

 

Изобразительная деятельность детей 5 лет становится разнообразнее и сложнее.



Дети этого возраста уже намного самостоятельнее в процессе работы над формой, способны подмечать наиболее яркие, краси­вые стороны предметов.

Общие задачи по лепке в этой группе следующие: необходимо развивать у детей любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять их представления о форме предме­тов, их различии и сходстве, характерных признаках, положении в пространстве.

Учитывая, что ребята этого возраста стали более самостоятель­ны в творчестве, необходимо поощрять их инициативу, сообрази­тельность. Известно, что на развитие изобразительной деятельнос­ти детей влияют знание формы предметов, их строение, но не меньшее значение имеет овладение техническими и изобразитель­ными средствами лепки.

Программа строится таким образом. Сначала дети лепят знакомые предметы, овощи, фрукты. На одном занятии они могут вылепить 2—3 предмета разной формы и величины. И немало­важно, чтобы они путем сравнения научились выделять и переда­вать наиболее яркие, характерные признаки предметов.

Воспитатель продолжает работу с детьми над изображением фигур человека и животного. Данная задача решается в этой груп­пе несколько по-иному, чем с детьми четырех лет. Используя спо­собность дошкольников к анализу, им можно предложить лепку этих предметов с игрушек-изделий народных умельцев. Надо от­метить, что лепка с натуры требует особого внимания к форме, ха­рактерным деталям и особенностям ее строения, учит следить за получающейся формой и сравнивать ее с натурой.

Техника лепки в этой группе продолжает совершенствоваться. Особое внимание уделяется работе пальцами. Основные формы предметов, туловище и голова человеческой фигуры, туловище и ноги животного предлагается лепить способом вытягивания из од­ного куска глины.



Дети должны уметь передавать признаки предметов: длинный, короткий, толстый и тонкий. В связи с тем, что тематикой в основ­ном является изображение человека и животных, возникает необ­ходимость знакомить ребят с приемами установки фигур в верти­кальном положении и учить их понимать относительную величину частей.

Воспитатель показывает, как скреплять части, чтобы они плот­но прилегали одна к другой. Предметами для изображения могут быть Снегурочка, мальчик на санках, заяц, собака, мишка. При этом дошкольники используют приемы, которые они освоили при изображении, например, дымковских игрушек на занятиях декоративной лепкой.

Для развития мелких мышц кисти руки и движений пальцами детям предлагают лепить для кукол посуду (горшки, миски, чаш­ки с блюдцами). Эти занятия развивают у ребят не только изо­бразительные навыки, но и упражняют их в таких технических при­емах, как лепка из целого куска, вдавливание, вытягивание, при­щипывание, выполнение мелких деталей и проработка фактуры (сглаживание поверхности влажной тряпочкой).

Дети учатся изображать человека и животных в действии, что придает фигуркам большую выразительность. Изображение дей­ствия в лепке усваивается ребенком быстрее, чем в рисовании, так как в лепной работе он имеет дело с реальным объемом и ему не нужно прибегать к условным средствам, как при изображении на листе бумаги. Дети передают несложные движения: поднятые ру­ки или расставленные ноги у человеческой фигуры, вытянутые впе­ред лапы у животных. Тематика заданий может быть следующая: «Петрушка танцует», «Мишка играет», «Кошка с клубком», т. е. даются те предметы, приемы изображения которых детям из­вестны.

Летом дети закрепляют свои знания в области изобразительно­го искусства, знакомясь ближе с природой, приобретая новый жизненный опыт в понимании окружающего.

Таким образом, обучение лепке в старшей группе направлено на выявление основного характера формы, пропорций, строения предмета, наибо­лее характерных деталей, передачу движения. Так, изображая любо­го зверя, дети должны вылепить характерную форму туловища в обобщенном виде, круглую голову с немного оттянутой мордой, уши, форма которых зависит от характера образа, ноги в виде столби­ков, вылепить или наметить стекой глаза и рот.

Изображение сюжета Изображение сюжета в старшей группе требует от детей активности и самостоятельности в подборе эпизода, в использовании изобразительных и технических прие­мов, в планировании всей работы.

Дети этого возраста уже знакомы с приемами лепки разных форм, достаточно хорошо умеют видеть форму в предметах и пе­редавать ее в лепке. Возрастные и изобразительные особенности детей 6—7 лет позволяют сформулировать следующие задачи:

- научить детей самостоятельно подбирать сюжеты для лепки по мотивам знакомых сказок и рассказов, а также из окружающей жизни;

- использовать знакомые приемы лепки, изображая сюжет, рас­полагать предметы на подставке;

- изображать изменение формы в зависимости от действия пред­мета.

При умелом руководстве воспитателя дети 6—7 лет могут на­учиться предварительно выбирать и обдумывать тему, причем не только содержание, но и частично материалы к ней: объем глины, длину и количество палочек-каркасов.

Программа по сюжетной лепке в этой группе, так же как и в старшей, связана не только с изображением формы. Дети продол­жают учиться передавать динамику предметов. Ставится задача достигнуть в изображении движения большей выразительности. Для этого ребят учат выполнять скульптурные композиции из 2— 3 фигур, передавая их соотношения и действия. Исследования и практика показывают, что дети с интересом передают динамич­ность фигур, но, увлекаясь изображением движения, забывают о форме, на что должен обращать внимание воспитатель. Содержа­ние для лепки можно брать из окружающей жизни: игры и забавы детей на прогулке (дома), по сюжетам любимых сказок и расска­зов, например: «По щучьему веленью», «Лиса и гуси».

Основной материал для лепки в подготовительной группе — глина. Можно использовать и цветной пластилин, чтобы дети уп­ражнялись в лепке мелких деталей. Однако необходимо помнить, что появляется новое изобразительное средство — цвет, который хотя и делает работу выразительной, но может и отвлечь от наибо­лее важного момента в лепке — формы.

В старшей группе больше места занимает коллектив­ная лепка. Она учит детей согласовывать свои действия с действи­ями товарищей, радоваться общему успеху, помогать друг другу, сообща решать, какие дополнительные детали нужны для боль­шей выразительности всей работы.

Темами для коллективной лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, рассказов, сказок, дающие композиции из 3— 4 и более фигур. Важно, чтобы работа получилась цельной и не была похожа на макет. Эпизоды для такой лепки нужно подби­рать так, чтобы фигурки располагались на подставке недалеко друг от друга, а иногда касались одна другой. Например, из сказки «Репка» можно взять эпизод, когда все персонажи, взявшись друг за друга, тянут ее или все стоят около вытащенной репки; из сказ­ки «Коза и семеро козлят» берется эпизод, когда козлята стоят вокруг козы. Иногда дети могут самостоятельно изобразить любой эпизод из сказки или жизненную ситуацию. Например, вылепить воспитателя и себя во время игр, на улице, в лесу или группу пер­воклассников, идущих с портфелями, причем важно, чтобы фигур­ки ребят были выполнены динамичными, в осенних или зимних одеждах. Во время коллективной лепки дети должны работать дружно, советоваться, обсуждать ход работы.

 

 

В старшей группе начинается работа по декоративной лепке. Дети лепят посуду, украшают ее, лепят декоративные пластинки и украшения. Умения, полученные на занятиях декоративной лепкой, дети могут переносить на предметы недекоративного характера. Для росписи изделий пользуются ангобом. (Ангоб — тончайший слой глиняной массы, наносимой на поверхность изделия из простой крас­ной глины или искусственно окрашенной глины в процессе ее изго­товления. Обычно применяется ангоб белого цвета, цветной ангоб может использоваться для росписи изделия взамен красящих матери­алов.) Воспитанники старшей группы могут работать над сюжетом из нескольких предметов.

У детей 6 — 7 лет жизни уже хорошо развита мелкая мус­кулатура рук, поэтому можно начинать заниматься декоратив­ной лепкой, требующей особой тонкости движений.

Дошкольники старшей и подготовительной групп могут сами создать интересные изделия, используя их в играх или как нас­тенные украшения, сувениры для взрослых и товарищей.

Декоративная лепка учит детей работать творчески: предвари­тельно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему, решать условно форму предмета

и роспись (например, солонка изображается в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются растительным или геомет­рическим орнаментом).

В декоративной лепке используются инструменты. Некоторые украшения можно наносить специальными печатками в виде тру­бочек, квадратов, треугольников и др. В качестве таких печаток могут быть винты с крупными шляпками, колпачки от фломасте­ров и т. д.

Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кис­ти руки, учит работать кончиками пальцев, делает их более гиб­кими и чувствительными.

Старшие дошкольники в декоративной лепке изображают красивую кружку, подставку для карандашей, расписное блюдо, декоративные пластинки, фигурки людей и животных по мотивам народных игрушек.

Желательно, чтобы лепные изделия использовались по пря­мому назначению: в качестве сувениров, для украшения поме­щений и т.д. Творческие проявления детей поощряются.

Повышаются требования к техническим умениям: вводится плас­тический способ — лепка из целого куска, уделяется внимание об­работке поверхности посуды. Обучение способам и средствам лепки идет постепенно и должно привести к более точному изображению формы, которую обрабатывают разными стеками.

 


Просмотров 1312

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!