Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 3. РАВНОВЕСИЕ ТОВАРНОГО РЫНКА



В КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛИ

1. Методологические основы кейнсианского подхода. Несоответствие инвестиционных планов и планов сбережений. Краткосрочная негибкость цен и заработной платы.

2. Кейнсианская функция потребления. Средняя и предельная склонности к потреблению. Функция сбережений. Средняя и предельная склонности к сбережению. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений.

3. Альтернативные теории потребления.

4. Инвестиции. Функция спроса на инвестиции. Планируемые и фактические инвестиции. Факторы, определяющие объем инвестиций. Нестабильность ин­вестиций. Инвестиции и доход. Понятие мультипликатора и акселератора инвестиций.

5. Равновесный объем национального выпуска в кейнсианской модели. Фактические и планируемые совокупные расходы. Определение равновесного объема выпуска методами сопоставления совокупных расходов и доходов и инвестиций и сбережений. Парадокс бережливости.

6. Равновесие и ВВП в условиях полной занятости (потенциальный уровень реального ВВП). Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы. Го­сударство в кейнсианской модели.

7. Взаимосвязь модели AD-AS и кейнсианской модели совокупных доходов и совокупных расходов.

 

Ключевые понятия и термины

Вертикальный отрезок (vertical range) – вертикальный отрезок кривой совокупного предложения, на котором отражается полный объем производства при условии полной занятости при различных уровнях цен.

Горизонтальный отрезок (horizontal range) – горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения, вдоль которого уровень цен остается постоянным при изменении объема производства.

Параметры (детерминанты) совокупного предложения (determinants of aggregate supply) – неценовые факторы, которые влияют на изменение совокупного предложения (приводят к сдвигу кривой AS).

Параметры (детерминанты) совокупного спроса (determinants of aggregate supply) – неценовые факторы, которые влияют на изменение совокупного спроса (сдвиги кривой совокупного спроса).

Промежуточный отрезок (intermediate range) – восходящий отрезок кривой совокупного предложения, лежащий между ее горизонтальным и вертикальным отрезками.



Равновесный валовой внутренний продукт (equilibrium gross domestic): 1) такая величина валового внутреннего продукта, при которой общий объем конечных товаров и услуг (внутреннее производство) равен объему потребляемых товаров и услуг (общие расходы); 2) реальный внутренний продукт, при котором кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения.

Равновесный уровень цен (equilibrium price) – уровень цен, при котором кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения.

Совокупное предложение (aggregate supply) – это общее количест-

 

во конечных товаров и услуг, которое может быть предложено (произведено) в экономике при разных уровнях цен.

Совокупный спрос-совокупное предложение (модель) (aggregate demand–aggregate supply model) – макроэкономическая модель, в которой показатели совокупного спроса и совокупного предложения используются для определения цен реального внутреннего продукта.

Совокупный спрос (aggregate demand) – график, или кривая, показывающая, на какой общий объем товаров и услуг может быть предъявлен спрос (или какой объем может быть куплен) всеми потребителями (домохозяйствами, предпринимателями, государством, иностранными государствами) при различных уровнях цен за определенный период.



Шок (срыв) предложения (supply shock) – резкое нарушение предложения какого-то товара или группы товаров, связанных между собой.

Эффект богатства (реальных наличных средств, реальных кассовых остатков, эффект Пигу) (real balances effect) – рост (снижение) уровня цен имеет тенденцию снижать (повышать) реальную стоимость (или покупательную способность) накопленного богатства в виде финансовых активов с фиксированным денежным выражением, а в результате и сокращать (увеличивать) совокупные расходы.

Эффект импортных закупок (foreign purchases effect) – обратная связь между чистым объемом экспорта страны и существующим в ней уровнем цен, а также уровнем цен в других странах.

Эффект процентной ставки (эффект Кейнса) (interest-rate effect)– повышение (снижение) уровня цен, приводящее к повышению (снижению) спроса на деньги; при неизменном их предложении повышается (понижается) процентная ставка и в результате снижается (повышается) объем совокупных расходов.

Эффект храповика, или инерционный эффект (ratchet effect), – тенденция уровня цен к повышению в случае возрастания совокупного спроса; тенденция уровня цен к сохранению стабильности в случае сокращения совокупного спроса.

 

Литература: [3, с. 81–126; 4, с. 79–97; 5, с. 52–86; 7, с. 37–70; 9, с. 416–435; 10, с. 144–203; 12, с. 43–70; 13, с. 71–108; 14, с. 212–214; 17, с. 75–87].

Тесты и задачи

1. Кейнсианский отрезок на кривой совокупного предложения:

 

а) имеет положительный наклон;

б) имеет отрицательный наклон;

в) представлен вертикальной линией;

г) представлен горизонтальной линией.

2. Когда экономика находится в стадии депрессии, в краткосрочном периоде рост AD приведет:

а) к повышению цен, но не окажет влияния на динамику ВВП в реальном выражении;

б) к увеличению объема ВВП в реальном выражении, но не окажет влияния на уровень цен;



в) к повышению и уровня цен, и объема ВВП в реальном выражении;

г) к повышению цен и сокращению объема ВВП в реальном выражении.

3. Кейнсианская модель предполагает:

а) вертикальную кривую AS на уровне потенциального ВВП;

б) горизонтальную кривую AS на некотором уровне цен, соответствующем уровню ВВП ниже потенциального;

в) кривую AS с небольшим положительным наклоном, отражающую воздействие эффекта процентных ставок;

г) вертикальную кривую AD.

4. Когда все ресурсы задействованы, достигнут потенциальный объем ВВП, рост совокупного спроса ведет к:

а) увеличению предложения товаров;

б) снижению цен при неизменном предложении товаров;

в) росту цен при неизменном предложении;

г) все вышеперечисленное.

5. Личные потребительские расходы домохозяйств – это:

а) расходы домохозяйств на приобретение товаров и услуг длительного пользования;

б) расходы домохозяйств на приобретение товаров и услуг длительного и кратковременного пользования;

в) трансфертные платежи и налоги;

г) расходы домохозяйств на приобретение товаров и услуг и личные налоги.

6. Совокупный спрос в макроэкономике – это:

а) государственные расходы и инвестиционный спрос предприятий;

б) спрос домохозяйств и чистый экспорт;

в) спрос всех макроэкономических субъектов экономики;

г) спрос домохозяйств и инвестиционный спрос предприятий.

7. Объем потребления и объем сбережений в сумме равны:

а) объему дохода;

б) больше дохода в условиях экономического роста;

в) всегда меньше дохода;

г) меньше дохода в условиях кризиса.

8. Предельная склонность к потреблению – это:

а) прирост потребления по отношению к приросту сбережений;

б) соотношение между объемом потребления и дохода;

в) прирост объема потребления на единицу прироста дохода;

г) все вышеперечисленное неверно.

9. Сбережения – это:

а) все накопленное имущество домохозяйств и сбережения населения;

б) реальные кассовые остатки всех рыночных субъектов;

в) часть дохода, вложенная в ценные бумаги;

г) часть дохода домохозяйств, неизрасходованная в данном периоде времени.

10. Инвестиции – это:

а) часть дохода, неизрасходованная в текущем периоде;

б) вложения во все виды производственных и непроизводственных ресурсов;

в) приобретение недвижимости;

г) приобретение товаров длительного пользования, а также валюты и золота.

11. Дж. М. Кейнс утверждает, что объем потребительских расходов в стране зависит, прежде всего, от:

а) места жительства потребителя;

б) возраста членов семьи;

в) темпов прироста предложения денег;

г) уровня располагаемого дохода.

12. Связь между предельной склонностью к потреблению и к сбережению выражается в том, что:

а) их сумма равна 1;

б) отношение между ними характеризует среднюю склонность к потреблению;

в) их сумма равна располагаемому доходу;

г) их сумма равна 0.

13. Если люди не тратят весь свой доход на потребление и помещают неизрасходованную сумму в банк, то можно сказать, что они:

а) сберегают, но не инвестируют;

б) инвестируют, но не сберегают;

в) не сберегают и не инвестируют;

г) и сберегают, и инвестируют.

Ответы:1. г); 2. б); 3. б); 4. в); 5.б); 6. в); 7. а); 8. в); 9. г); 10. б); 11. г); 12. а); 13. а).

Задача.Экономика описана следующими данными:

Y = C + I; I = 50;

C = 100 + 0,8 Y.

Определите:

а) равновесный уровень дохода;

б) равновесный уровень сбережений и потребления.

Решение:

а) первоначальный равновесный уровень выпуска может быть найден в результате решения уравнения

Y = C + I = 100 + 0,8Y + 50.

После алгебраических преобразований имеем значение равновесного объема производства:

Y = 750;

б) в равновесии соблюдается равенство сбережений и инвестиций, т.е. равновесный уровень сбережений S = I = 50. Равновесный уровень потребления равен:

C = Y – S = 750 – 50 = 700.

Равновесный уровень потребления может быть найден и из потребительской функции после подстановки в нее равновесного дохода:

C = 100 + 0,8 × 750 = 100 + 600 = 700.

Ответ: C = 700.

 


Просмотров 334

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!