Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Стандарт на процесс или услугу. 2 часть



Торговый ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный в торговойсети.

Простой ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам.

Сложный ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам.

Укрупненный ассортимент товаров — ассортимент товаров, объединенных по общим признакам в определенные совокупности товаров.

Развернутый ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный разновидностями товаров.

Структура ассортимента товаров — соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе.

Магазин с комбинированным ассортиментом товаров — предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности.

Магазин со смешанным ассортиментом товаров — предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.

Ассортиментный номер — утвержденный номер, проставляемый на упаковке с консервированной продукцией.

В товароведении и маркетинге распространено деление ассортимента по двум уровням —широте (width of the product mix) иглубине (depth of the product mix).

Широта — общая численность ассортиментных групп.

Глубина — число ассортиментных позиций в каждой конкретной группе.

С течением времени товарный ассортимент обычно расширяется. Расширить свой товарный ассортимент фирма может двумя способами: наращивая (увеличивая широту) его или насыщая (увеличивая глубину).

Наращивание ассортимента происходит тогда, когда фирма выходит за пределы того, что производит (или чем торгует) в настоящее время. Наращивание может идти либо вниз (выпуск более компактной и недорогой продукции), либо вверх (выпуск более высококачественной продукции), либо в обоих направлениях одновременно.

Насыщение товарного ассортимента происходит за счет добавления новых изделий в рамках существующей номенклатуры. Перенасыщение ассортимента ведет к уменьшению общей прибыли, так как товары начинают подрывать сбыт друг друга, а потребители оказываются сбитыми с толку.



Ассортименту присуща еще такая характеристика, как сбалансированность.Сбалансированным является ассортимент, логично и последовательно в рациональных пропорциях сочетающий различные товарные группы.

Ассортиментный перечень— это список наименований продукции, представленной в продаже. Торговое предприятие обязано иметь утвержденный ассортимент­ный перечень товаров в соответствии с товарным профилем и специа­лизацией предприятия, которые определяются лицензией.

Ассортиментные перечни для организации торговли в магазинах, на предприятиях общественного питания, на рынках, в местах улич­ной торговли должны быть согласованы и утверждены в соответству­ющем подразделении Администрации города (Департамент потреби­тельского рынка и услуг).

В соответствии с требованиями санитарных нормтовары в ассор­тиментном перечне должны удовлетворять правилам товарного сосед­ства, нормам складирования. Продукты, имеющие специфический за­пах (сельди, специи и т. п.), должны быть представлены отдельно от продуктов, воспринимающих запахи.

Ассортиментный минимум — это минимальный перечень товаров, ко­торый должен присутствовать в продаже.

В любой экономической ситуации жители населенных пунктов России должны быть обеспечены социально-значимыми товарами по­вседневного спроса, в том числе товарами, на которые осуществляется государственное регулирование цен. В ассортиментный минимум может входить определенное количе­ство наименований продукции с торговой наценкой не более 10%.



 

ТЕМА 7. Количество товара

Международная система единиц официально возникла в октябре 1960 г. и была признана и принята почти всеми странами, хотя масш­табы ее фактического использования различны. Система базируется на семи основных единицах, по одной в каждой из семи категорий (табл. 1).

Помимо основных, система включает дополнительные и производ­ные единицы.

Таблица 1

Основные единицы СИ

 

Величина Наименование единицы измерения Сокращенное русское обозначение
Длина метр м
Масса килограмм кг
Время секунда с
Сила электрического тока ампер А
Температура кельвин К
Количество вещества моль моль
Сила света кандела кд

 

Система СИ позволяет увеличивать или уменьшать значение единиц при помощи соответствующих приставок. Сокращенный диапазон приставок включает:

Гига [G] 1 000 000 000 (Тысяча миллионов = миллиард)

Мега [М] 1 000 000 (Миллион)

Кило [к] 1 000 (Тысяча)

Гекто [h] 100 (сотня)

Дека [da] 10 (десять)

Деци [d] 0,1 (десятая часть)

Санти [с] 0,01 (сотая)

Милли [м] 0,001 (Тысячная часть)

Микро [р] 0,000 001 (Миллионный)

Нано [п] 0,000 000 001 (Тысяча миллионный)

Пико [р] 0,000 000 000 001= 10 -12

Единицы измерения в Российской Федерации, в соответствии с общероссийским классифи­катором единиц измерения, подразделяются на семь групп: единицы длины; единицы площади; единицы объема; единицы массы; технические единицы; экономические единицы; единицы времени.

Количество товара представляет самостоятельный раздел договора куп­ли-продажи. При определении количества товара стороны должны со­гласовать: единицу измерения количества, систему мер и весов, порядок установления количества. Количество товара указывается в характер­ных для него единицах измерения: мерами массы, объема, длины, площа­ди, в штуках, в условных единицах, комплектах. Оно может быть уста­новлено также в денежном выражении. Выбор единиц измерения зависит от характера самого товара и сложившейся практики междуна­родной торговли.



В контракте купли-продажи оговаривается также, включается ли тара и упаковка в количество поставляемого товара. В зависимости от этого различают: вес брутто (gross weight) — масса товара вместе с внутренней и внешней упаковкой, включая упаковочные материалы; вес легальный нетто (legal net weight) - масса товара без всякой упа­ковки; вес брутто за нетто - масса товара с тарой, когда стоимость тары приравнивается к стоимости товара (в тех случаях, когда масса тары составляет не более 1-2% массы товара и когда цена тары мало отли­чается от цены такой же весовой единицы товара). В этом случае мас­сой тары как бы пренебрегают и брутто принимается за нетто.

Если методика определения количества товара стандартизирована, то в договоре указывается номер стандарта, которым следует руковод­ствоваться при определении количества товара.

Основной единицей измерения для всех товаров, классифицируемых по ТН ВЭД РФ, является килограмм. Если для данного товара преду­смотрена дополнительная единица измерения, ее код проставляется в графе 41 ГТД.

ТЕМА 8. Качество товара

Согласно ГОСТ 15467-79 «Качество продукции - совокупность свойств про­дукции, обусловливающих ее пригодность удовлет­ворять определенные потребности в соответствии с назначением».

По ГК РФ, ст. 469 качественный товар:

—это товар, соответствующий условиям договора купли-продажи;

—это товар, пригодный для целей, для которых то­вар такого рода обычно используется;

—это товар, который соответствует образцу или описанию.

Качество товара - совокупность потребительских свойств товара. Потребительское свойство товара — свойства товара, проявляющееся при его использо­вании потребителем в процессе удовлетворения по­требностей (ГОСТ Р 51303-99).

Стандарт ИСО 9000:2000 определяет, что качество — практическое воплощение удовлетворения потребностей и ожиданий; техническое свойство объекта, относящееся к потребностям и ожиданиям.

Требование качества — требование, касающееся всей суммы неотъем­лемых характеристик объекта и их значений.

Международный стандарт ИСО 8402:1994 «Управление качеством и обеспечение качества — Словарь» определяет требования к качеству как выражение отдельных потребностей или их перевод в набор коли­чественно или качественно установленных требований к характери­стикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки.

Требования к качеству продукции сложились в нашей стране в рамках системы стандартов «Система показателей качества продукции» (СПКП). Установленные для группы продукции требования к качеству учитываются при разработке продукции, постановке ее на произ­водство, оценке, определении конкурентоспособности.

Характеристика качества— характеристика, относящаяся к по­требностям иожиданиям. Существуют различные классы характеристик качества, такие как:

• физические,например твердость металла, вязкость жидкости, степень плотности бумаги;

• психологические, например аромат, вкус, красота;

• этические, например вежливость продавцов, честность обслу­живающего персонала;

• связанные со временем, например надежность, безотказность, безопасность.

Потребительский показатель качества товара - количественная ха­рактеристика одного или нескольких потребительских свойств товара, рассматриваемая применительно к условиям его потребления.

Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции к определенной группировке и определяют назначение, ти­поразмер, область применения и условия использования продукции.

ГОСТ 2.116-84 «ЕСКД. Карта технического уровня и качества про­дукции» устанавливает следующие определения.

Аналог— продукция отечественного или зарубежного производ­ства, подобная сравниваемому изделию, обладающая сходством функ­ционального назначения и условий применения.

Базовый образец— образец продукции, принятый для сравнения при оценке ее технического уровня и качества, характеризующий пе­редовые научно-технические достижения на установленный период.

Конкретная продукция— марка (модель, тип) продукции, характе­ризующаяся определенными конструктивно-технологическими реше­ниями и конкретными значениями ее целевого назначения.

Типовой представитель продукции— представитель группы изде­лий, планируемых к выпуску или выпускаемых по одному нормативно-техническому документу и образующих типоразмерный (параметричес­кий) ряд, по результатам оценки уровня качества которого принято оценивать все изделия, входящие в данную группу.

Модификация изделия— разновидность, полученная путем изме­нения базового изделия с целью расширения или специализации сфе­ры его использования.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека во всех режимах ее использо­вания, хранения, транспортирования или утилизации.

Показатели экологичности характеризуют свойства продукции, определяющие вредные воздействия на окружающую среду, возника­ющие на любой стадия жизненного цикла продукции.

Функциональные показатели характеризуют техническую сущность продукции, свойства, определяющие пригодность продукции выпол­нять свои функции в заданных условиях использования по назначению. Сущность продукции может быть раскрыта через ее физические, хими­ческие, механические, технологические и другие свойства.

 

ТЕМА 9. Стандартизация и унификация

Стандартизация — деятельность по установлению правил, общих принципов, характеристик, рассчитанных для многократного исполь­зования на добровольной основе, направленная на достижение упоря­доченности и повышение конкурентоспособности в области производ­ства и оборота продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Стандартизация осуществляется в целях:

• повышения уровня безопасности жизни, здоровья граждан, а также жизни и здоровья животных и растений, имущества фи­зических или юридических лиц, государственного или муници­пального имущества, окружающей среды, в том числе для содей­ствия выполнению требований технических регламентов;

• стимулирования научно-технического прогресса;

• повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

• экономии и рационального использования ресурсов;

• технической и информационной совместимости;

• сопоставимости результатов измерений и испытаний, техничес­ких и экономико-статистических данных на международном и национальном уровнях;

• взаимозаменяемости продукции.

Национальным органом по стандартизации в России является Госу­дарственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). В ведении Госстандарта России нахо­дятся государственные инспекторы по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений, центры стандартиза­ции, метрологии и сертификации, а также предприятия, учреждения и учебные заведения. Постоянными рабочими органами по стандартиза­ции являются технические комитеты (ТК). ТК специализируются в за­висимости от объекта стандартизации.

Деятельность по установлению альтернативных требований отно­сится к сфере стандартизации, а по установлению обязательных тре­бований — к сфере технического регулирования.

Техническое регулирование — деятельность по установлению обя­зательных требований, добровольных правил, общих принципов, харак­теристик в отношении продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации, работ или услуг, а также по контролю за соблюдением обязательных требований.

Обязательные требования устанавливаются только в целях обеспе­чения: защиты жизни, здоровья физических лиц, в том числе их отдель­ных категорий, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, в том числе жизни и здоровья жи­вотных или растений.

Уровни стандартизации различаются в зависимости от того, участ­ники какого географического, экономического, политического регио на мира принимают стандарт. Если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.

Региональная стандартизация— деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, экономического или политического региона мира.

Национальная стандартизация- стандартизация в одном конк­ретном государстве. Национальная стандартизация может также осу­ществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом, в том или ином секторе экономики (на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий и учреждений.

Стандартизацию, которая проводится в административно-террито­риальной единице (провинции, крае) принято называть администра­тивно-территориальной.

Нормативный документ— документ, устанавливающий правила, руководящие принципы или характеристики различных видов дея­тельности или их результатов.

1. Стандарт — нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определен­ной области.

2. Документ технических условий(technical specification) может представлять собой стандарт или часть стандарта и устанавли­вает технические требования к продукции, процессу, услуге. В этом документе обычно указываются и методы, которые ис­пользуют для проверки соответствия этим требованиям.

3. Свод правилможет представлять собой стандарт или часть стан­дарта. Обычно разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования, технического обслуживания или экс­плуатации объектов.

4. Регламент— в отличие от указанных выше документов, которые в целом являются рекомендательными, регламент носит обяза­тельный характер, в этом документе содержатся обязательные правовые нормы. Принимает регламент орган власти. Разновидность регламентов — технический регламент — содержит технические требования к объекту стан­дартизации.

Виды стандартов:

1. Основополагающий стандарт- содержит общие положения для определенной области. Его используют как документ, на ос­нове которого разрабатывают другие стандарты.

Терминологический стандарт.

Стандарт на продукцию.

Стандарт на процесс или услугу.

Стандарт на совместимость.

6. Методические положения— описывают способ осуществления некоторого процесса.

7. Описательные положения— описание конструкции, состава де­талей, состава материалов.

8. Стандарт с открытыми значениями— содержит перечень харак­теристик, которые конкретизируются в договорных отношениях.

Стандарт — документ, в котором устанавливаются для доброволь­ного многократного использования правила, общие принципы, харак­теристики продукции, процессов (методов) производства, эксплуата­ции и утилизации, работ или услуг. Стандарт может также включать или исключительно содержать требования к терминологии, символи­ке, упаковке, маркировке или этикетированию.

Основополагающие стандартысодействуют техническому един­ству в различных областях науки, техники ипроизводства. К числу основополагающих относятся комплексы стандартов, имеющие об­щую целевую направленность, например стандарты по безопасности труда. Основополагающие стандарты бывают двух типов — организа­ционно-методические и общетехнические.

Стандарт на продукцию— нормативный документ, содержащий требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продук­ции назначению.

Стандарты общих технических условийсодержат общие тре­бования к группам однородной продукции. Они включают раз­делы: классификация, основные параметры, общие требования к показателям качества (обычно обязательные), упаковке, мар­кировке, требования безопасности; требования охраны окружа­ющей среды; правила приемки продукции; методы контроля, транспортирования и хранения; правила эксплуатации, ремонта и утилизации.

Стандарты технических условийсодержат требования к конк­ретной продукции (услуге). Эти стандарты содержат дополни­тельные конкретизированные требования к объекту стандартиза­ции: указание о товарном знаке или знаке соответствия; особые требования, касающиеся безопасности и охраны окружающей среды.

Стандарты на работы (процессы)устанавливают требования к конкретным видам работ. Особое место занимают требования безопа­сности для жизни и здоровья людей при осуществлении технологиче­ских процессов.

Стандарты на методы контроляустанавливают методики контро­ля, которые обеспечивают объективность оценки обязательных тре­бований к качеству продукции. Критерий объективности метода — воспроизводимость исопоставимость результатов.

Существуют также терминологические стандарты, стандарты на совместимость, стандарты с открытыми значениями.

Технический регламент— федеральный закон или постановление Правительства Российской Федерации, а в случае, прямо предусмот­ренном Федеральным законом, указ Президента Российской Федера­ции, устанавливающий обязательные для применения и соблюдения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, процессам и методам производства, эксплуатации и утилизации), а также устанавливающий в случае не­обходимости процедуры оценки соответствия обязательным требова­ниям, и (или) требования к терминологии, упаковке, конструкции, способу исполнения, маркировке или этикетированию, если это необ­ходимо для достижения целей принятия технических регламентов.

В Российской Федерации принимаются:

• общие технические регламенты;

• специальные технические регламенты.

Характеристика показателей стандартизации и унификации

Взаимозаменяемость — способность объекта быть использованным без модификации вместодругого для выполнения тех же требований.

Параметр продукции — это количественная характеристика ее свойств. Набор установленного значения параметров называется па­раметрическим рядом. Разновидностью параметрического ряда явля­ется размерныйряд. Процесс стандартиза­ции параметрических рядов заключается в выборе и обосновании це­лесообразной номенклатуры и численного значения параметров. Ре­шается эта задача с помощью математических методов.

Унификация изделий— приведение изделий к единообразию на основе установления рационального числа их разновидностей.

Результаты работ по унификации оформляются по-разному. Это могут быть: альбомы унифицированных конструкций деталей, узлов, сборочных единиц; стандарты типов, параметров и размеров, конструкций, марок и др.

В зависимости от области проведения унификация изделий может быть межотраслевой, отраслевой и заводской. В зависимости от мето­дических принципов осуществления унификация может быть внутри­видовой (семейств однотипных изделий) и межвидовой или межпро­ектной (узлов, агрегатов, деталей разнотипных изделий).

Степень унификации характеризуется уровнем унификации про­дукции — насыщенностью продукции унифицированными, в том чис­ле стандартизированными, деталями, узлами и сборочными единица­ми.

ТЕМА 10. Патентно-правовые показатели

Патентная чистота (юридическая безупречность) — юридическое свойство объекта техники (конструкции, машины), заключающееся в том, что он может быть свободно использован в данной стране без опасности нарушения действующих на территории этой страны патентов исключительного права, принадлежащих третьим лицам.

Обладающими патентной чистотой в отношении какой-либо страны называются такие объекты, которые не подпадают под действие патен­тов на изобретения, полезные модели или промышленные образцы, вы­данных уполномоченным патентным ведомством и имеющих силу на территории данной страны. Кроме того, объекты не должны нарушать зарегистрированные товарные знаки, а также фирменные наименова­ния и указания мест происхождения товаров. К нарушению патента мо­жет привести реализация, экспонирование или предложение к продаже на территории страны только конкретного материального объекта (уст­ройства, способа, вещества).

Под устройствами и веществами, патентная чистота которых про­веряется, соответственно понимаются:

• изделия и орудия производства, т. е. машины, приборы, обору­дование, аппараты, конструкции (в том числе строительные), их составные части (детали), а также все другие изделия, которые могут быть охарактеризованы конструктивными или схемными признаками и их сочетанием;

• материалы, составы (композиции), пасты, пластмассы, краски и т. п., характеризуемые сочетанием компонентов (ингредиентов), их соотношением, структурой и т. д., в том числе и полученные химическим путем.

Патентная чистота определяется только в отношении конкретных стран и только на определенную дату. Экспертиза на патентную чис­тоту заключается в отыскании всех действующих в данной стране (странах) патентов исключительного права, имеющих отношение к объекту, их анализу, а также в изучении обстоятельств, которые могли бы способствовать беспрепятственной реализации данного объекта в соответствующей стране (странах).

Для расчета показателя патентной защиты устройств, защищенных авторскими свидетельствами в РФ, можно использовать формулу:

(1)

где s — число групп значимости; Мi — коэффициент весомости i-й груп­пы значимости сборочных единиц изделия; Ni — количество сбороч­ных единиц i-й группы значимости, защищенных авторскими свиде­тельствами в РФ; Ni0 — общее количество сборочных единиц изделия в i-й группе значимости.

Разновидностями коммерческих обозначений являются указания на источник, наименование места происхождения товара и товарный знак.

Указания на источник происхожденияпредставляют собой какое-либо наименование, выражение или знак, показывающие, что продукт илиуслуга произведены в той или иной стране, регионе или конкретном месте. (Мадридское соглашение).

Наименование места происхождения:в него входит название стра­ны, населенного пункта, местности или другого географического объек­та, используемое для обозначения товара, особые свойства которого ис­ключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями, людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одно­временно. Таким образом, географические названия, имеющие допол­нительную смысловую нагрузку в сфере потребления, являются наиме­нованиями мест происхождения товаров.

Товарный знак:в соответствии с Законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», к товарным знакам и знакам обслуживания относят обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных това­ров и услуг других юридических или физических лиц. Товарный знак регистрируется по одному или нескольким классам.

Россия является участником ряда международных соглашений, ка­сающихся товарных знаков. Это в первую очередь Парижская Конвен­ция по охране промышленной собственности и Мадридское соглашение о международной регистрации знаков.

ТЕМА 11.Соответствие

Градация (класс, сорт)— категория или разряд, присвоенные объек­там, имеющим то же самое функциональное применение, но различ­ные требования к качеству.

1. Градация отражает предусмотренное или признанное различие в требованиях к качеству. Упор делается на взаимосвязь функ­ционального использования и затрат.

2. Объект высокого класса (например, гостиница «люкс») может быть неудовлетворительного качества и наоборот.

3. Когда класс обозначен численным значением, высшему классу обычно присваивается 1, а с понижением класса — соответственно 2, 3, 4 и т. д. Когда класс обозначен количеством знаков, на­пример числом звездочек, то обычно низший класс имеет мень­шее число звездочек.

Методы определения качественных характеристик устанавливают­ся в нормативных документах на продукцию.

Градации качества в зависимости от присущих сырью дефектов.Дефектность исходного сырья (материала) может быть выражено понятием «сорт».

Градации качества в зависимости от свойств продукции, присущих ей от природы, но не являющихся дефектами.По этому признаку выделяют, например, сорта пушно-меховых то­варов. Сорт шкурки определяется тем, насколько густым и полноволосым является мех. Для отдельных видов животных сорт определяется состоянием хвоста (шилообразный, мокровидный, метелкой) или пят­нами синевы на мездре. Все эти показатели связаны с сезоном забоя животного. Чистопородный крашеный каракуль подразделяется на сорта (их 26) в зависимости от характера завитка.Различные ботанические сорта имеют свежие плоды (яблоки, гру­ши). Качественные показатели французских вин непосредственно свя­заны с местом их производства.

Градации качества в зависимости от комплекса значений показателей, установленных нормативными документами.Качество промышленной продукции в большей мере определяется технологией производства. Показатели свойств продукции различаются значениями, установленными нормативным документом для того или иного сорта. Сорт может определяться степенью отклонения качества продукции от требований нормативной документации, в частности чис­лом, видом и значимостью допущенных отклонений. Одни и те же откло­нения применительно к более высокому сорту квалифицируются как де­фекты (пороки), к менее высокому — как допустимые отклонения. Такое содержание вкладывается в понятие сорта товаров легкой промышлен­ности (за некоторым исключением), посуды и пр. Сорт этой продукции устанавливается на заключительном этапе производства и обусловлива­ется главным образом качеством технологического процесса.

Градации качества в зависимости от совокупности потребительских свойств.Совокупность потребительских свойств продукции одного назна­чения позволяет выделять различные марки, типы, классы, группы сложности и аналогичные классификационные группировки.


Просмотров 445

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!