![]() Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу! ![]() Дисциплины:
Архитектура (936) ![]() |
![]() Стандарт на процесс или услугу. 2 часть
Торговый ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный в торговойсети. Простой ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам. Сложный ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам. Укрупненный ассортимент товаров — ассортимент товаров, объединенных по общим признакам в определенные совокупности товаров. Развернутый ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный разновидностями товаров. Структура ассортимента товаров — соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе. Магазин с комбинированным ассортиментом товаров — предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности. Магазин со смешанным ассортиментом товаров — предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров. Ассортиментный номер — утвержденный номер, проставляемый на упаковке с консервированной продукцией. В товароведении и маркетинге распространено деление ассортимента по двум уровням —широте (width of the product mix) иглубине (depth of the product mix). Широта — общая численность ассортиментных групп. Глубина — число ассортиментных позиций в каждой конкретной группе. С течением времени товарный ассортимент обычно расширяется. Расширить свой товарный ассортимент фирма может двумя способами: наращивая (увеличивая широту) его или насыщая (увеличивая глубину). Наращивание ассортимента происходит тогда, когда фирма выходит за пределы того, что производит (или чем торгует) в настоящее время. Наращивание может идти либо вниз (выпуск более компактной и недорогой продукции), либо вверх (выпуск более высококачественной продукции), либо в обоих направлениях одновременно. Насыщение товарного ассортимента происходит за счет добавления новых изделий в рамках существующей номенклатуры. Перенасыщение ассортимента ведет к уменьшению общей прибыли, так как товары начинают подрывать сбыт друг друга, а потребители оказываются сбитыми с толку. Ассортименту присуща еще такая характеристика, как сбалансированность.Сбалансированным является ассортимент, логично и последовательно в рациональных пропорциях сочетающий различные товарные группы. Ассортиментный перечень— это список наименований продукции, представленной в продаже. Торговое предприятие обязано иметь утвержденный ассортиментный перечень товаров в соответствии с товарным профилем и специализацией предприятия, которые определяются лицензией. Ассортиментные перечни для организации торговли в магазинах, на предприятиях общественного питания, на рынках, в местах уличной торговли должны быть согласованы и утверждены в соответствующем подразделении Администрации города (Департамент потребительского рынка и услуг). В соответствии с требованиями санитарных нормтовары в ассортиментном перечне должны удовлетворять правилам товарного соседства, нормам складирования. Продукты, имеющие специфический запах (сельди, специи и т. п.), должны быть представлены отдельно от продуктов, воспринимающих запахи. Ассортиментный минимум — это минимальный перечень товаров, который должен присутствовать в продаже. В любой экономической ситуации жители населенных пунктов России должны быть обеспечены социально-значимыми товарами повседневного спроса, в том числе товарами, на которые осуществляется государственное регулирование цен. В ассортиментный минимум может входить определенное количество наименований продукции с торговой наценкой не более 10%.
ТЕМА 7. Количество товара Международная система единиц официально возникла в октябре 1960 г. и была признана и принята почти всеми странами, хотя масштабы ее фактического использования различны. Система базируется на семи основных единицах, по одной в каждой из семи категорий (табл. 1). Помимо основных, система включает дополнительные и производные единицы. Таблица 1 Основные единицы СИ
Система СИ позволяет увеличивать или уменьшать значение единиц при помощи соответствующих приставок. Сокращенный диапазон приставок включает: Гига [G] 1 000 000 000 (Тысяча миллионов = миллиард) Мега [М] 1 000 000 (Миллион) Кило [к] 1 000 (Тысяча) Гекто [h] 100 (сотня) Дека [da] 10 (десять) Деци [d] 0,1 (десятая часть) Санти [с] 0,01 (сотая) Милли [м] 0,001 (Тысячная часть) Микро [р] 0,000 001 (Миллионный) Нано [п] 0,000 000 001 (Тысяча миллионный) Пико [р] 0,000 000 000 001= 10 -12 Единицы измерения в Российской Федерации, в соответствии с общероссийским классификатором единиц измерения, подразделяются на семь групп: единицы длины; единицы площади; единицы объема; единицы массы; технические единицы; экономические единицы; единицы времени. Количество товара представляет самостоятельный раздел договора купли-продажи. При определении количества товара стороны должны согласовать: единицу измерения количества, систему мер и весов, порядок установления количества. Количество товара указывается в характерных для него единицах измерения: мерами массы, объема, длины, площади, в штуках, в условных единицах, комплектах. Оно может быть установлено также в денежном выражении. Выбор единиц измерения зависит от характера самого товара и сложившейся практики международной торговли. ![]() В контракте купли-продажи оговаривается также, включается ли тара и упаковка в количество поставляемого товара. В зависимости от этого различают: вес брутто (gross weight) — масса товара вместе с внутренней и внешней упаковкой, включая упаковочные материалы; вес легальный нетто (legal net weight) - масса товара без всякой упаковки; вес брутто за нетто - масса товара с тарой, когда стоимость тары приравнивается к стоимости товара (в тех случаях, когда масса тары составляет не более 1-2% массы товара и когда цена тары мало отличается от цены такой же весовой единицы товара). В этом случае массой тары как бы пренебрегают и брутто принимается за нетто. Если методика определения количества товара стандартизирована, то в договоре указывается номер стандарта, которым следует руководствоваться при определении количества товара. Основной единицей измерения для всех товаров, классифицируемых по ТН ВЭД РФ, является килограмм. Если для данного товара предусмотрена дополнительная единица измерения, ее код проставляется в графе 41 ГТД. ТЕМА 8. Качество товара Согласно ГОСТ 15467-79 «Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением». По ГК РФ, ст. 469 качественный товар: —это товар, соответствующий условиям договора купли-продажи; —это товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется; —это товар, который соответствует образцу или описанию. Качество товара - совокупность потребительских свойств товара. Потребительское свойство товара — свойства товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей (ГОСТ Р 51303-99). Стандарт ИСО 9000:2000 определяет, что качество — практическое воплощение удовлетворения потребностей и ожиданий; техническое свойство объекта, относящееся к потребностям и ожиданиям. Требование качества — требование, касающееся всей суммы неотъемлемых характеристик объекта и их значений. Международный стандарт ИСО 8402:1994 «Управление качеством и обеспечение качества — Словарь» определяет требования к качеству как выражение отдельных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки. Требования к качеству продукции сложились в нашей стране в рамках системы стандартов «Система показателей качества продукции» (СПКП). Установленные для группы продукции требования к качеству учитываются при разработке продукции, постановке ее на производство, оценке, определении конкурентоспособности. Характеристика качества— характеристика, относящаяся к потребностям иожиданиям. Существуют различные классы характеристик качества, такие как: • физические,например твердость металла, вязкость жидкости, степень плотности бумаги; • психологические, например аромат, вкус, красота; • этические, например вежливость продавцов, честность обслуживающего персонала; • связанные со временем, например надежность, безотказность, безопасность. Потребительский показатель качества товара - количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств товара, рассматриваемая применительно к условиям его потребления. Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции к определенной группировке и определяют назначение, типоразмер, область применения и условия использования продукции. ГОСТ 2.116-84 «ЕСКД. Карта технического уровня и качества продукции» устанавливает следующие определения. Аналог— продукция отечественного или зарубежного производства, подобная сравниваемому изделию, обладающая сходством функционального назначения и условий применения. Базовый образец— образец продукции, принятый для сравнения при оценке ее технического уровня и качества, характеризующий передовые научно-технические достижения на установленный период. Конкретная продукция— марка (модель, тип) продукции, характеризующаяся определенными конструктивно-технологическими решениями и конкретными значениями ее целевого назначения. Типовой представитель продукции— представитель группы изделий, планируемых к выпуску или выпускаемых по одному нормативно-техническому документу и образующих типоразмерный (параметрический) ряд, по результатам оценки уровня качества которого принято оценивать все изделия, входящие в данную группу. Модификация изделия— разновидность, полученная путем изменения базового изделия с целью расширения или специализации сферы его использования. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека во всех режимах ее использования, хранения, транспортирования или утилизации. Показатели экологичности характеризуют свойства продукции, определяющие вредные воздействия на окружающую среду, возникающие на любой стадия жизненного цикла продукции. Функциональные показатели характеризуют техническую сущность продукции, свойства, определяющие пригодность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению. Сущность продукции может быть раскрыта через ее физические, химические, механические, технологические и другие свойства.
ТЕМА 9. Стандартизация и унификация Стандартизация — деятельность по установлению правил, общих принципов, характеристик, рассчитанных для многократного использования на добровольной основе, направленная на достижение упорядоченности и повышение конкурентоспособности в области производства и оборота продукции, выполнения работ и оказания услуг. Стандартизация осуществляется в целях: • повышения уровня безопасности жизни, здоровья граждан, а также жизни и здоровья животных и растений, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, в том числе для содействия выполнению требований технических регламентов; • стимулирования научно-технического прогресса; • повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; • экономии и рационального использования ресурсов; • технической и информационной совместимости; • сопоставимости результатов измерений и испытаний, технических и экономико-статистических данных на международном и национальном уровнях; • взаимозаменяемости продукции. Национальным органом по стандартизации в России является Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). В ведении Госстандарта России находятся государственные инспекторы по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений, центры стандартизации, метрологии и сертификации, а также предприятия, учреждения и учебные заведения. Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК). ТК специализируются в зависимости от объекта стандартизации. Деятельность по установлению альтернативных требований относится к сфере стандартизации, а по установлению обязательных требований — к сфере технического регулирования. Техническое регулирование — деятельность по установлению обязательных требований, добровольных правил, общих принципов, характеристик в отношении продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации, работ или услуг, а также по контролю за соблюдением обязательных требований. Обязательные требования устанавливаются только в целях обеспечения: защиты жизни, здоровья физических лиц, в том числе их отдельных категорий, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, в том числе жизни и здоровья животных или растений. Уровни стандартизации различаются в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического регио Региональная стандартизация— деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, экономического или политического региона мира. Национальная стандартизация- стандартизация в одном конкретном государстве. Национальная стандартизация может также осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом, в том или ином секторе экономики (на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий и учреждений. Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае) принято называть административно-территориальной. Нормативный документ— документ, устанавливающий правила, руководящие принципы или характеристики различных видов деятельности или их результатов. 1. Стандарт — нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. 2. Документ технических условий(technical specification) может представлять собой стандарт или часть стандарта и устанавливает технические требования к продукции, процессу, услуге. В этом документе обычно указываются и методы, которые используют для проверки соответствия этим требованиям. 3. Свод правилможет представлять собой стандарт или часть стандарта. Обычно разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования, технического обслуживания или эксплуатации объектов. 4. Регламент— в отличие от указанных выше документов, которые в целом являются рекомендательными, регламент носит обязательный характер, в этом документе содержатся обязательные правовые нормы. Принимает регламент орган власти. Разновидность регламентов — технический регламент — содержит технические требования к объекту стандартизации. Виды стандартов: 1. Основополагающий стандарт- содержит общие положения для определенной области. Его используют как документ, на основе которого разрабатывают другие стандарты. Терминологический стандарт. Стандарт на продукцию. Стандарт на процесс или услугу. Стандарт на совместимость. 6. Методические положения— описывают способ осуществления некоторого процесса. 7. Описательные положения— описание конструкции, состава деталей, состава материалов. 8. Стандарт с открытыми значениями— содержит перечень характеристик, которые конкретизируются в договорных отношениях. Стандарт — документ, в котором устанавливаются для добровольного многократного использования правила, общие принципы, характеристики продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации, работ или услуг. Стандарт может также включать или исключительно содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикетированию. Основополагающие стандартысодействуют техническому единству в различных областях науки, техники ипроизводства. К числу основополагающих относятся комплексы стандартов, имеющие общую целевую направленность, например стандарты по безопасности труда. Основополагающие стандарты бывают двух типов — организационно-методические и общетехнические. Стандарт на продукцию— нормативный документ, содержащий требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции назначению. Стандарты общих технических условийсодержат общие требования к группам однородной продукции. Они включают разделы: классификация, основные параметры, общие требования к показателям качества (обычно обязательные), упаковке, маркировке, требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила приемки продукции; методы контроля, транспортирования и хранения; правила эксплуатации, ремонта и утилизации. Стандарты технических условийсодержат требования к конкретной продукции (услуге). Эти стандарты содержат дополнительные конкретизированные требования к объекту стандартизации: указание о товарном знаке или знаке соответствия; особые требования, касающиеся безопасности и охраны окружающей среды. Стандарты на работы (процессы)устанавливают требования к конкретным видам работ. Особое место занимают требования безопасности для жизни и здоровья людей при осуществлении технологических процессов. Стандарты на методы контроляустанавливают методики контроля, которые обеспечивают объективность оценки обязательных требований к качеству продукции. Критерий объективности метода — воспроизводимость исопоставимость результатов. Существуют также терминологические стандарты, стандарты на совместимость, стандарты с открытыми значениями. Технический регламент— федеральный закон или постановление Правительства Российской Федерации, а в случае, прямо предусмотренном Федеральным законом, указ Президента Российской Федерации, устанавливающий обязательные для применения и соблюдения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, процессам и методам производства, эксплуатации и утилизации), а также устанавливающий в случае необходимости процедуры оценки соответствия обязательным требованиям, и (или) требования к терминологии, упаковке, конструкции, способу исполнения, маркировке или этикетированию, если это необходимо для достижения целей принятия технических регламентов. В Российской Федерации принимаются: • общие технические регламенты; • специальные технические регламенты. Характеристика показателей стандартизации и унификации Взаимозаменяемость — способность объекта быть использованным без модификации вместодругого для выполнения тех же требований. Параметр продукции — это количественная характеристика ее свойств. Набор установленного значения параметров называется параметрическим рядом. Разновидностью параметрического ряда является размерныйряд. Процесс стандартизации параметрических рядов заключается в выборе и обосновании целесообразной номенклатуры и численного значения параметров. Решается эта задача с помощью математических методов. Унификация изделий— приведение изделий к единообразию на основе установления рационального числа их разновидностей. Результаты работ по унификации оформляются по-разному. Это могут быть: альбомы унифицированных конструкций деталей, узлов, сборочных единиц; стандарты типов, параметров и размеров, конструкций, марок и др. В зависимости от области проведения унификация изделий может быть межотраслевой, отраслевой и заводской. В зависимости от методических принципов осуществления унификация может быть внутривидовой (семейств однотипных изделий) и межвидовой или межпроектной (узлов, агрегатов, деталей разнотипных изделий). Степень унификации характеризуется уровнем унификации продукции — насыщенностью продукции унифицированными, в том числе стандартизированными, деталями, узлами и сборочными единицами. ТЕМА 10. Патентно-правовые показатели Патентная чистота (юридическая безупречность) — юридическое свойство объекта техники (конструкции, машины), заключающееся в том, что он может быть свободно использован в данной стране без опасности нарушения действующих на территории этой страны патентов исключительного права, принадлежащих третьим лицам. Обладающими патентной чистотой в отношении какой-либо страны называются такие объекты, которые не подпадают под действие патентов на изобретения, полезные модели или промышленные образцы, выданных уполномоченным патентным ведомством и имеющих силу на территории данной страны. Кроме того, объекты не должны нарушать зарегистрированные товарные знаки, а также фирменные наименования и указания мест происхождения товаров. К нарушению патента может привести реализация, экспонирование или предложение к продаже на территории страны только конкретного материального объекта (устройства, способа, вещества). Под устройствами и веществами, патентная чистота которых проверяется, соответственно понимаются: • изделия и орудия производства, т. е. машины, приборы, оборудование, аппараты, конструкции (в том числе строительные), их составные части (детали), а также все другие изделия, которые могут быть охарактеризованы конструктивными или схемными признаками и их сочетанием; • материалы, составы (композиции), пасты, пластмассы, краски и т. п., характеризуемые сочетанием компонентов (ингредиентов), их соотношением, структурой и т. д., в том числе и полученные химическим путем.
Для расчета показателя патентной защиты устройств, защищенных авторскими свидетельствами в РФ, можно использовать формулу:
где s — число групп значимости; Мi — коэффициент весомости i-й группы значимости сборочных единиц изделия; Ni — количество сборочных единиц i-й группы значимости, защищенных авторскими свидетельствами в РФ; Ni0 — общее количество сборочных единиц изделия в i-й группе значимости. Разновидностями коммерческих обозначений являются указания на источник, наименование места происхождения товара и товарный знак. Указания на источник происхожденияпредставляют собой какое-либо наименование, выражение или знак, показывающие, что продукт илиуслуга произведены в той или иной стране, регионе или конкретном месте. (Мадридское соглашение). Наименование места происхождения:в него входит название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями, людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно. Таким образом, географические названия, имеющие дополнительную смысловую нагрузку в сфере потребления, являются наименованиями мест происхождения товаров. Товарный знак:в соответствии с Законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», к товарным знакам и знакам обслуживания относят обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Товарный знак регистрируется по одному или нескольким классам. Россия является участником ряда международных соглашений, касающихся товарных знаков. Это в первую очередь Парижская Конвенция по охране промышленной собственности и Мадридское соглашение о международной регистрации знаков. ТЕМА 11.Соответствие Градация (класс, сорт)— категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству. 1. Градация отражает предусмотренное или признанное различие в требованиях к качеству. Упор делается на взаимосвязь функционального использования и затрат. 2. Объект высокого класса (например, гостиница «люкс») может быть неудовлетворительного качества и наоборот. 3. Когда класс обозначен численным значением, высшему классу обычно присваивается 1, а с понижением класса — соответственно 2, 3, 4 и т. д. Когда класс обозначен количеством знаков, например числом звездочек, то обычно низший класс имеет меньшее число звездочек. Методы определения качественных характеристик устанавливаются в нормативных документах на продукцию. Градации качества в зависимости от присущих сырью дефектов.Дефектность исходного сырья (материала) может быть выражено понятием «сорт». Градации качества в зависимости от свойств продукции, присущих ей от природы, но не являющихся дефектами.По этому признаку выделяют, например, сорта пушно-меховых товаров. Сорт шкурки определяется тем, насколько густым и полноволосым является мех. Для отдельных видов животных сорт определяется состоянием хвоста (шилообразный, мокровидный, метелкой) или пятнами синевы на мездре. Все эти показатели связаны с сезоном забоя животного. Чистопородный крашеный каракуль подразделяется на сорта (их 26) в зависимости от характера завитка.Различные ботанические сорта имеют свежие плоды (яблоки, груши). Качественные показатели французских вин непосредственно связаны с местом их производства. Градации качества в зависимости от комплекса значений показателей, установленных нормативными документами.Качество промышленной продукции в большей мере определяется технологией производства. Показатели свойств продукции различаются значениями, установленными нормативным документом для того или иного сорта. Сорт может определяться степенью отклонения качества продукции от требований нормативной документации, в частности числом, видом и значимостью допущенных отклонений. Одни и те же отклонения применительно к более высокому сорту квалифицируются как дефекты (пороки), к менее высокому — как допустимые отклонения. Такое содержание вкладывается в понятие сорта товаров легкой промышленности (за некоторым исключением), посуды и пр. Сорт этой продукции устанавливается на заключительном этапе производства и обусловливается главным образом качеством технологического процесса. Градации качества в зависимости от совокупности потребительских свойств.Совокупность потребительских свойств продукции одного назначения позволяет выделять различные марки, типы, классы, группы сложности и аналогичные классификационные группировки.
![]() |