Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Стандарт на процесс или услугу. 1 часть



Содержание

  Стр.
1. Цели и задачи курса …………………………………………………
2.Учебно-тематический план курса……………..……..………………
3. Содержание курса………………… ………………………….……..
4. Планы практических занятий……………………………..…………
5. Вопросы к экзамену……………………………………………….....
6. Вопросы для самостоятельного изучения ………………………….
7. Список рекомендуемой литературы ………………………….……..
8. Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов ……………………
9. Тестовые материалы, используемые в рейтинговой системе……..
10. Методические материалы для преподавателей……………………
11. Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения…………………………………………………………………
12. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ студентами заочной формы обучения………………………….

Цели и задачи курса

Дисциплина "Товароведение, экспертиза и стандартизация" предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности “Маркетинг”.

Дисциплина относится к федеральному компоненту общепрофессиональных дисциплин специальности.

Цель дисциплины - ознакомление студентов с понятиями товара, методами и правилами классификации продукции и товаров, системами кодирования товаров, требованиями сертификации, осуществлением экспертизы качества товаров, с правовыми и нормативными документами, регулирующими деятельность по обеспечению соответствующего качества товаров.

Задачи дисциплины – формирование навыков в решении теоретических и практических задач в области анализа качества товара и осуществления ассортиментной политики предприятий торговли.

По окончанию изучения курса «Товароведение, экспертиза и стандартизация» студент должен знать теоретические основы дисциплины, а именно: цели и задачи товароведения, принципы классификации и кодирования товаров, управление ассортиментом товаров, показатели качества продукции, управление качеством. На практических занятиях студент должен овладеть следующими навыками: классификация товаров по различным основаниям, определение подлинности штрих-кодирования продукции, определение влияния показателей качества на потребительские свойства товаров, проведение экспертизы отдельных групп товаров, документального оформления процедуры сертификации.



Обучение строится на сочетании лекций и практических занятий.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне.

Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинаров, либо по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.

Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед педагогом. Индивидуальное занятие не является аудиторным.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Изучение дисциплины на дневном отделении осуществляется по единой тематической программе в соответствии с учебным планом с использованием индивидуального консультирования и самостоятельной работы студентов.



Для проверки эффективности преподавания дисциплины проводится контроль знаний студентов. При этом используются следующие виды контроля:

· текущий контроль, включающий выполнение студента тестовых заданий с оценкой проделанной работы;

· рубежный контроль, состоящий из выполнения и защиты курсовой работы по дисциплине и сдачи экзамена.

Текущий рейтинг-контроль проводится преподавателем в процессе проведения всех видов занятий. Промежуточный рейтинг-контроль предназначен для практической комплексной оценки освоения разделов курса, и осуществляется путем проведения тестовых испытаний раз в месяц.

 

 

Учебно-тематический план курса

 

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ Всего часов Кол-во аудиторных часов Кол-во часов самостоятельной работы
Лекции Практика
Понятие и сущность товароведения  
Классификация  
Классификаторы продукции и товаров
Кодирование товаров
Основы сертификации  
Ассортимент товаров  
Количество товара  
Качество товара
Стандартизация и унификация  
Патентно-правовые показатели  
Соответствие
Закон о защите прав потребителей
Приемка товара  
Цена и стоимость товара  
Маркировка
Тара и упаковка
Транспортирование товаров  
Хранение товаров
Теоретические основы экспертизы  
Порядок проведения экспертизы качества товара и количества товарных мест и/или товара
  Всего часов

Содержание курса



ТЕМА 1. Понятие и сущность товароведения

Товароведение - прикладная экономическая дисциплина, изуча­ющая полезные свойства продуктов труда, классификацию, стандар­тизацию, закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру, факторы, обусловливающие качество товаров, способы сто контроля и оценки, условия сохранения товаров при их транспортиро­вании и хранении (Советский энцикло­педический словарь).

Развитие рыночных отношений, изменивших приоритеты эконо­мических наук в последнее десятилетие, отводит товароведению но­вую роль.

Товароведение – деятельность по планированию и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к месту использования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для себя.

Товароведение использует метод системного подхода. Этот метод предусматривает раскрытие целостности объекта, выявление многообразия типов связей, сведение их в единую целостную картину.

Товароведение рассматривает в качестве объекта продукцию, которая может быть материальной или нематериальной; внутренним продуктом или предложенным; намеренной или ненамеренной.

Продукция в товароведении подразделяется следующим образом:

1. По сфере изготовления: продукция материального производства и непроизводственную сферу.

2. По сфере реализации: товары народного потребления (ТНП); товары производственного назначения (ТПН), или промышлен­ные товары.

Товары народного потребления – товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использо­вания, не связанного с предпринимательской деятельностью. Торговля товарами народного потребления является розничной торговлей. Товары народного потребления в товароведении делят на непродо­вольственные товары и пищевые продукты. Отдельно рассматривают­ся табачные изделия.

Товары производственного назначения – это товары, предназначенные для продажи (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) с целью их использования в хозяйственной деятельности. Товары производственного назначения продаются в системе оптовой торговли.

3. По степени переработки

1) Сырье – это продукция, предназначенная для дальнейшей переработки, результатом которой не является изделие. Сырье подразделяется на природное и химическое.

2) Материалы – это продукция, предназначенная для производства изделий и других материалов.

3) Изделия – это единица промышленной продукции, количество которой может исчисляться в штуках или экземплярах. Изделием называется любой предмет или набор предметов производства, подлежащих изготовлению на предприятии. Определены следующие виды изделий: деталь, сборочная единица, комплекс, комплект.

4) Продукты – это продукция, являющаяся результатом труда, но не изделием, и предназначенная для потребления.

5) Расходные изделия – это образцы промышленной продукции, количество которых измеряется в единицах длины, объема или массы, но только если такие образцы выпускаются в стандартной промышленной упаковке, повреждение которой может затруднить их использование.

Товар – любая вещь, неограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

Товары выступают объектами торговых правоотношений. В нашей стране эти отношения регулируются нормами гражданского права.

ТЕМА 2. Классификация

Одной из существующих задач товароведения является разработка научных основ и принципов классификации и кодирования товаров.

Кодирование – знак или совокупность знаков, принятых для обозначения классификационной группировки и (или) объекта классификации.

Различают иерархический и фасетный методы классификации.

При иерархической классификации группировки вышестоящего уровня выделяются по основаниям более существенным, чем группировки нижестоящего уровня. Иерархической классификации соответствует последовательный метод кодирования, при котором код образуется из кодов последова­тельно расположенных подчиненных группировок.

Фасетная классификация, на основании которой строятся прей­скуранты, другие ценовые справочники, распределяет товары по неза­висимым друг от друга признакам. Фасетной классификации соответствует параллельный метод кодирования, при котором код образуется из кодов независимых группировок.

Серийно-порядковый метод кодирования – это такое обра­зование кода из чисел натурального ряда, что серии или диапазоны этих чисел закрепляются за определенными объектами классифика­ции с общими признаками.

Существуют следующие правила классификации.

Первое правило классификации. Основание классификации должно быть определено признаком, существенным для решения задачи с по­мощью данной классификации. Если не указывать основания класси­фикации, она может быть подменена простым перечислением множе­ства объектов.

Второе правило классификации – члены деления должны исключать друг друга.

Третье правило классификации – деление на каждом его этапе должно производиться только по одному основанию.

Четвертое правило классификации — деление должно быть сораз­мерным – объем делимого понятия должен быть равен объединениюобъемов членов деления.

Пятое правило классификации — каждое понятие, полученное в результате деления, должно быть определено.

Классификация выступает как метод познания некоторого множе­ства объектов, являясь, таким образом, методом изучения товаров.

ТЕМА 3. Классификаторы продукции и товаров

Совокупность общероссийских классификаторов образует Единую систему классификации и коди­рования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК). Объектом классификации и кодирования в ЕСКК является информация в различных областях хозяйственной деятельности - это стати­стика, финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность. Координацию работ вЕСКК осуществляют два федеральных органа: Госстандарт России и Госком­стат России.В качестве основных методов классификации приняты иерархический и фасетный, а в качестве методов кодирования — по­следовательный, параллельный, порядковый и серийно-порядковый.

В перечень общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, включающих информацию о продукции и товарах, входят: ОК стандартов (ОКС); ОК продукции (ОКП); ОК изделий и конструкторских документов (ЕСКД); ОК единиц измерения(ОКЕИ); ОК деталей, изготавливаемых сваркой, пайкой, склеиванием и термической редкой (ОКД); ОК видов экономической деятельности, продукции и услуг
(ОКДП).

Ряд российских классификаторов полностью соответствует между­народным классификациям или стандартам — этоОКДП, ОКС, ОКЕИ.

Наиболее распространен внутри страны общероссийский класси­фикатор продукции (ОКП). Классификатор используется: при решении задач каталогизации продукции; при сертификациипродукции по группам однородной продук­ции; для статистического анализа производства; для структуризации информации с целью проведения марке­тинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций.

Группировка продукции построена по иерархической системе классификации. Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции. Вся продукция распределяется по классам (98), подклассам, группам, подгруппам и видам.

Для создания таможенного тарифа и представления сведений по меж­дународной статистике внешней торговли используется классифика­тор «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности России» (TН ВЭД РФ). Классификационные Группировки отдельных видов продукции выделяются для товаров, которые в достаточной сте­пени представлены в международной торговле. Товары расположены по принципу «от сырья через полуфабрикаты кготовой продукции».

ТЕМА 4. Кодирование товаров

В 1932 г. был разработан линейный код, ставший основой штриховой идентификации. В начале 1970-х гг. в США был принят уни­версальный код UPC (Universal Product Code), который мог приме­няться как в промышленности, так и в торговле. В 1977 г. в Европебыла установлена Европейская система кодирования EAN (European Article Numbering), ставшая международным стандартом кодирова­ния. EAN/UCC — это глобальная международная система товарных номеров, образованная на основе Европейской (European Article Num­bering Association — EAN International) и Северо-Американской (Uni­form Cods Council - UCC) ассоциации товарной нумерации.

В настоящее время штриховой код наносится на 99% продукции, выпускаемой различными фирмами. Каждому объекту торговли или совокупности продаваемых изде­лий приписан глобальныйуникальный номер EAN/UCC. Этот номер известен как глобальный товарный номер (GTIN). GTIN не содержит никакой информации о товаре. Это только единый во всем мире уни­кальный и однозначный номер идентификации. Рассматриваемые ниже товарные штриховые коды применяется для кодирования GT1N в розничной торговле.

Серийный код транспортной упаковки (SSCC), предназначен дляуникальной идентификации транспортной упаковки. Это единственный обязательный элемент стандартной этикетки EAN/UCC. SSCC - незначащий 18-разрядный цифровой номер фиксированной длины, который не содержит каких-либо классификационных элементов.

Штриховые коды подразделяются на две группы: товарные и технологические. Товарные штриховые коды используются для идентификации производителей товаров. Технологичес­кие штриховые коды наносятся налюбые объекты для автоматизированного сбора информации об их перемещении и последующем при­менении потребителями. Эти коды могут использоваться отдельно или вместе с товарными кодами. Примером является серийный код транспортной упаковки.

Товарный штриховой код EAN-13 состоит из 13 цифр. Номер EAN-13 имеет следующую структуру:

• первые 2-3 цифры – это префикс, или код национальной организации-члена EAN International.

• Первые 7-9 цифр, включая префикс, – это регистрационный номер предприятия внутри национальной организации.

• Следующая группа цифр – это порядковый номер продукции внутри предприятия.

• Последняя 13-я цифра – контрольное число. Оно вычисляется из предыдущих двенадцати.

Для целей штрихового кодирования различают единичную и груп­повую упаковку товара. Под единичной упаковкой понимают отдельную единицу товара, которая проходит через кассу. Под групповой упа­ковкой понимают объединение в единой тарегруппы единичных упако­вок для продажи через кассу. Единичная и групповая упаковки одноименного товара должны иметь различные номера ЕAN-13. Если на групповую упаковку нанесен штриховой код с номером EAN-13, то не должно быть видно штрихового кода единичной упаковки.

На транспортную тару, которая используется для целей складиро­вания и транспортирования товаров, наносится 14-разрядный номер EAN-14, по которому можно определить код ЕAN-13 продукции, которая находится внутри транспортной упаковки. Код имеет в своем составе 12 информацион­ных разрядов EAN-13 (кроме контрольного), которые указывают на упакованную продукцию.

Для расчета контрольного разряда в EAN-8, ЕAN-13, ITF-14, вклю­чая и американские коды UPC, используется один и тот же алгоритм вычислений («по модулю 10»):

Пронумеровать все разряды справа налево от 1 до 14 начиная с по­зиции контрольного разряда (1-й),

ШАГ 1. Начиная со 2-го сложить значения всех ЧЕТНЫХ разря­дов.

ШАГ 2. Полученную сумму умножить на 3.

ШАГ 3. Начиная с 3-го сложить значения всех НЕЧЕТНЫХ разрядов.

ШАГ 4. Сложить результаты, полученные во 2 и 3 шагах.

ШАГ 5. Значение контрольного разряда является наименьшим чис­лом, которое в сумме с величиной,полученной в шаге 4, дает число, кратное 10.

В настоящее время распространение получили методы радиочастной идентификации товаров. Система RFID состоит из радиочастотной метки или транспондера; считывателя информации; устройства для обработки информации.

Считыватель содержит в своем составе передатчик и антенну, посредством которых излучается электромагнитное поле определенной частоты.

Радиочастотная метка обычно включает в себя приемник, передатчик, антенну и блок памяти для хранения информации. Иногда в состав конструкции метки включается источник питания, тогда они называются активными. Пассивные метки не имеют собственного источника питания, а необходимую для работы энергию получают из поступаю­щего от считывателя электромагнитного сигнала.

Информация в устройство памяти радиочастотной метки может быть занесена различными способами. В зависимости от этого различают следующие типы меток:

Read Only - работают только на считывание инфор­мации.

WORM - метки для однократной записи и многократного считывания информации.

R/W - метки многократной записи и многократного считывания информации.

ТЕМА 5. Основы сертификации

Сертификация продукции – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации (не более 3-х лет).

Сертификат качества – свидетельство, удостоверяющее качество фактически поставленного товара и его соответствие условиям договора.

Сертификат качества выдается компетентными организациями, торговыми палатами, специальными лабораториями, как в стране экспорта, так и в стране импорта.

Обязательной сертификации соответствия стандартам по требо­ваниям безопасности подлежат следующие товары народного по­требления: товары для детей; продовольственные товары; товары для профилактики и лечения заболеваний, технические средства реабилитации инвалидов; парфюмерно-косметические товары и мыло туалетное; текстильные товары; швейные изделия и головные уборы; трикотажные изделия; пушно-меховые и овчинно-шубные изделия; обувь; строительные материалы; оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабже­ния, сантехника; хозяйственные товары; культтовары, товары для досуга и развлечений; спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства, охотни­чьи и рыболовные принадлежности; легковые автомобили и мотовелотехника; средства для домашнего содержания животных, а также по уходу за растениями; товары бытового назначения для защиты гражданина от опасных (вредных) внешних воздействий.

Государственная ветеринарная инспекция России:

1) осуществляет нормирование ветеринарно-санитарных показателей, характеристик и вредных факторов;

2) осуществляет ветеринарно-санитарную оценку продукции животного происхождения в процессе производства и реализации, результатом которой является оформление ветеринарного сертификата (свидетельства);

3) осуществляет экспертизу НТД на соответствие требованиям ветеринарного законодательства;

4) принимает с учетом результатов испытаний решения о дальнейшем использовании продукции животного происхождения, не отвечающей требованиям НТД по показателям безопасности;

5) принимает участие в контроле безопасности при ввозе в Российскую Федерацию продуктов и сырья животного происхождения;

6) утверждает методы ветеринарно-санитарной и токсикологической оценки продукции и методы определения ветеринарно-санитарных показателей и характеристик;

7) принимает решения о признании ветеринарных сертификатов, выданных зарубежными и международными организациями; устанавливает порядок сертификации ветеринарных препаратов.

Контролю органов государственного ветеринарного надзора подлежат все виды животноводческих грузов, ввозимых любым видом транспорта и всеми видами отправлений.

Карантинное свидетельство — документ, который выдается официальными органами по карантину или защите растений экспортирующей страны и удостоверяет, что соответствующие материалы не заражены вредителями и болезнями и что они происходят из благополучных в карантинном отношении районов.

Карантинные ограничения — ограничения, которые вводятся специальными властями, ответственными за принятие мер по предупреждению распространения инфекционных заболеваний.

Карантинный надзор — осуществляемые государством санитарные мероприятия по предотвращению завоза в страну заразных эпидемических заболеваний и сельскохозяйственных вредителей.

Министерством культуры РФ контролируются культурные ценности, к которым относятся: редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы, представляющие интерес для палеонтологии; ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и обществ, а также связанные с жизнью национальных деятелей, мыслителей, ученых и артистов и с крупными национальными событиями; археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические открытия; составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических мест; старинные предметы более чем 100-летней давности, такие как надписи, чеканные монеты и печати; этнологические материалы; художественные ценности, такие как: полотна, картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки); оригинальные гравюры, эстампы и литографии; оригинальные художественные подборки и монтажи из любых материалов; редкие рукописи и инкунаболы, старинные книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный и т. д.), отдельно или в коллекциях; почтовые марки, налоговые и аналогичные им марки, отдельно или в коллекциях; архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы; мебель более чем 100-летней давности и старинные музыкальные инструменты.

В сфере экономики выделяют группы социально значимых, жизненно необходимых товаров, товаров первой необходимости, на которые регулируются цены или устанавливаются льготы по налогообложению. С другой стороны, такие предметы роскоши, как ювелирные изделия, автомобили, а также спиртные напитки и некоторые другие товары облагаются дополнительным налогом — акцизом.

Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти осуществляют регулирование цен на следующие группы товаров: газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам); газ попутный нефтяной, газ сухой отбензиненный; широкая фракция легких углеводородов; газ, сжиженный для бытовых нужд (кроме реализуемого населению); продукция ядерно-топливного цикла; электроэнергия и тепловая энергия, тарифы, на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией; продукция оборонного назначения; драгоценные металлы и сплавы; прокат, промышленные изделия и зуботехническая продукция из драгоценных металлов, их лом и отходы; алмазное сырье, драгоценные камни; протезно-ортопедические изделия.

Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют регулирование цен на следующие группы товаров: газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам; газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств); электроэнергия и тепловая энергия, тарифы, на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями; топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению; торговые надбавки к ценам на-лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Регулирование цен осуществляется путем установления: фиксированных цен; предельных цен; надбавок; предельных коэффициентов изменения цен; предельного уровня рентабельности; декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг.

На производство и торговлю некоторыми социально-значимыми товарами распространяются налоговые льготы. Реализация некоторых товаров не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (НДС) или облагается по сокращенной ставке.

Облагаются акцизами следующие товары (продукция): спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%; алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино натуральное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5% за исключением виноматериалов); пиво, табачные изделия, ювелирные изделия; бензин автомобильный и дизельное топливо, моторные масла; легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5кВт.

Подакцизным минеральным сырьем признаются нефть, стабильный газовый конденсат, природный газ.

 

ТЕМА 6.Ассортимент товаров

Класс товаров — совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение.

Группа товаров — совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей.

Вид товаров — совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением.

Разновидность товаров — совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков.

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.

Товарная номенклатура — совокупность всех ассортиментных групп товаров.

Ассортиментный перечень товаров — часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже.

Промышленный ассортимент товаров — ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием.


Просмотров 272

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!