![]() Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу! ![]() Дисциплины:
Архитектура (936) ![]() |
![]() Обработка и интерпретация результатов. Все суждения группируются в 10 установочных шкал:
Все суждения группируются в 10 установочных шкал: 1 шкала: отношение к людям (позитивность отношения к людям): суждения 1, 2, 4,6; 2 шкала: альтернатива между чувством долга и удовольствием: суждения 3, 5, 7, 8; 3 шкала: отношение к детям (значение детей в жизни человека): суждения 9, 11, 13, 16; 4 шкала: ориентация на преимущественно совместную или же преимущественно раздельную деятельность, автономность супругов или же зависимость супругов друг от друга: суждения 10, 12, 15, 35; 5 шкала: отношение к разводу: суждения № 14, 18, 21, 24; 6 шкала: отношение к любви романтического типа: суждения 17, 19, 22, 26; 7 шкала:оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни: суждения 20, 25, 28,29; 8 шкала: отношение к «запретности секса» (представление о запретности сексуальной темы): суждения № 23, 27, 30, 31; 9 шкала: отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи (ориентация на традиционные представления): суждения № 32, 33; 34, 36; 10 шкала: отношение к деньгам (легкость трат - бережливость): суждения № 37, 38, 39, 40. По каждой шкале считается среднее арифметическое значение четырех ответов; альтернативам приписываются следующие значения: 4 («да, это так»); 3 («вероятно, это так»); 2 («вряд ли это так»); 1 («нет, это не так»), т.е. обработка по шкалам ведется следующим образом: 1 шкала (-1-3+4+6):4 -чем выше балл, тем более оптимистичное представление респондента о людях вообще; 2 шкала (3-5-7+8):4 -чем выше балл, тем выраженнее ориентация респондента на долг по сравнений с удовольствием; 3 шкала (9+11+13-16):4 - чем выше балл, тем более значимой представляется респонденту роль детей в жизни человека; 4 шкала (10+12+16-35):4 - чей выше балл, тем выраженнее у респондента ориентация на совместную деятельность супругов во всех сферах семейнойжизни; 5 шкала (-14+18-21+24):4 - чем выше балл, тем менее лояльно отношение респондента к разводу;' 6 шкала (17+19+22+26):4 - чем выше балл, тем выраженнее ориентация на традиционно представляемую романтическую любовь; 7 шкала (20-25+28-29):4 - чем выше балл,тем менее значимой представляется сексуальная сфера в семейной жизни; 8 шкала (23+27-30+31):4 - чем выше балл, тем более запретной представляется респонденту сексуальная тема; 9 шакала (-32-33+34-36):4 - чем выше балл, тем менее традиционно представление респондента о роли женщины; 10 шкала (-37+38-39+40):4 - чем выше балл, тем более бережливое отношение респондента к деньгам, чем ниже - тем легче он считает возможным их тратить. Методика отвечает психометрическим критериям валидности и надежности. Опросник может быть использован при изучении различных проблем семьи в контексте проведения научного исследования. В то же время методика может выполнять и диагностическую функцию при коррекционной работе с парой.
5.2.3. Методика «Незаконченные предложения» (авторский вариант Saks – Sidney1 в модификации Заеко Т.А.)
Метод незавершенных предложений является проективным. В его основе лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Таким образом, метод позволяет выявлять как осознаваемые, так и неосознаваемые установки человека. Он является достаточно простым по технике реализации и, в то же время, гибким и легко приспособляемым для различных конкретных целей. Наиболее известным является вариант Saks–Sidney, адаптированный в лаборатории медицинской психологами Ленинградского НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева. Он состоит из 64 незавершенных предложений. Они разделяются на 16 групп по 4 предложения; каждая из этих групп соответствует определенной сфере отношений человека — к самому себе, к другим людям и т.д. Предлагаемый нами вариант методики является модификацией варианта Saks–Sidney. Цель методики: изучение системы личностных отношений супругов, их семейных установок. _____________________ 1. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. Описание методики Методика состоит из 64 предложений, которые могут быть разделены на 16 тематических групп (по 4 предложения в каждой): отношение к семье как таковой, отношение к собственной семье, положение личности в структуре семьи, отношение к партнеру, отношение к себе, отношение к детям (родительские установки), отношение к любви романтического типа, отношение к сексу, отношение к разводу, отношение к конфликтам, главенство и ответственность в семье, права и обязанности супругов, отношение к отдыху и досугу, отношение к родительской семье, отношение к матери, отношение к отцу. В предлагаемый нами вариант методики из первоначального варианта Saks–Sidney вошли в неизменном виде следующие группы предложений: · отношение к матери; · отношение к отцу; · отношение к семье; · отношение к сексуальной жизни (предложения «Супружеская жизнь кажется мне…», «Когда я вижу женщину вместе с мужчиной…»). Как и в варианте Saks–Sidney в предлагаемой нами модификации методики первая, начальная часть предложения указывает сферу или объект отношения; завершая его, испытуемый выражает имеющееся у него отношение в своем ответе.
![]() |