Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Обработка и интерпретация результатов



Психологическая дистанция анализируется по параметру длины. Для определения длины психологической дистанции (измерения расстояния от фигуры испытуемого до иной фигуры) введены условные обозначения:

1 – одна клеточка по прямой в любую сторону от фигуры испытуемого.

1,5 – одна клеточка по диагонали в любую сторону от фигуры испытуемого.

0 – при наложении фигуры на фигуру.

Таким образом: минимальная психологическая дистанция – 0, максимальная психологическая дистанция – 4,5. Примеры значений психологической дистанции приводятся на рисунке № 2.

 

  3,5     4,5
         
             
3          
2,5     1,5    
         
             

 

Рис. № 2

 

Наименьшие показатели психологической дистанции характеризуют отношения с наиболее близкими и значимыми людьми для испытуемого. Длинная дистанция в диаде «испытуемый – член большой семьи» указывает на отчужденность и скорее конфликтный характер отношений между ними. О том же свидетельствует вынос фигуры за пределы поля.

Феноменология психологической дистанции различной длины представлена в таблице № 1.

Таблица № 1

Феноменология психологической дистанции

 

Длина психологической дистанции Феноменология
  Короткая Привязанность, боязнь разлуки, иногда навязчивость, «прилипчивость»
  Средняя Доброжелательность, отзывчивость, приветливость
  Длинная Отстраненность, замкнутость, нежелание общаться, избегание разговоров и встреч

 

Согласно предлагаемой модели построения психологического пространства, в нем возможно существование 3-х различных областей, или зон, определяемых длиной психологической дистанции. Каждая из данных областей соответствует определенному виду взаимоотношений испытуемого с членами семьи и другими людьми. Их характеристика содержится в таблице № 2.



Таблица № 2

Области психологического пространства, определяемые по типу связи между людьми

Область Характеристика Длина психологи-ческой дистанции Рефлексив-ные пережива-ния
Симбио-тическая Очень тесная связь с другими людьми, отношения взаимозависимос-ти Короткая (0-1,5) Я не принадле-жу сам себе. На меня давят.
Плодо-творная Оптимальная зона для построения взаимоотношений с другими людьми и личностного развития. Средняя (2-3) Мне никто не мешает. Я могу положиться на других и на себя.
Отчуж-денная Отсутствие общности с другими людьми, отстраненность от них. Длинная (3,5-4,5) Я одинок и никому не нужен. Вокруг меня никого нет.

Расположение данных областей психологического пространства на игровом поле изображено на рисунке № 3.

 

 

  3,5     4,5
         
             
3          
2,5     1,5    
         
             

 

- фигура испытуемого

- симбиотические отношения



- плодотворные отношения

- отчужденные отношения

 

Рис. № 3

 

В чистом виде преобладание какого-либо одного вида взаимоотношений по отношению ко всем членам большой семьи встречается редко. Как правило, характерно сочетание различных видов взаимоотношений: так симбиоз в основном типичен для взаимоотношений матери и маленького ребенка, жены и мужа (на первом этапе существования семьи); плодотворные отношения и чаще отношения отчуждения - для взаимоотношений с родителями и родственниками мужа (жены). Однако симбиотические взаимоотношения отнюдь не являются нормой для отношений между матерью и ребенком старшего возраста, а также для отношений между супругами при большем стаже семейной жизни.

Поскольку данная методика относится к классу проективных, то она рассчитана, прежде всего, на качественную обработку и интерпретацию полученных данных. Предлагаемый количественный подход является скорее дополнительным средством для облегчения анализа при сопоставлении результатов определения психологической дистанции у разных испытуемых.

Достоинствами предлагаемой методики являются ее экономичность, вариативность в выборе объектов для измерения психологической дистанции, отсутствие больших временных затрат на ее проведение и обработку полученных данных.

 

Семейная социограмма

(Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис)1

Назначение методики

Тест «Семейная социограмма» позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, определить характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.

Тест «Семейная социограмма» относится к рисуночным проективным методикам. Для проведения обследования испытуемым выдают бланки: на каждом бланке нарисован круг диаметром 110 мм.

Члены семьи выполняют задание индивидуально.



Инструкция: «Перед Вами на листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя, членов семьи в форме кружков и подпишите их имена».

Интерпретация результатов.

Авторами предложены критерии, по которым производится оценка результатов тестирования:

____________________

1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. С. 301 – 304.

1) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение кружков относительно друг друга;

дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет забыт. В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший по сравнению с другими кружок «Я» говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший — о пониженной самооценке. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тесто поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположениеиспытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, большую информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей. В качестве примера можно привести тест матери девочки (рис. № 1), больной шизофренией (примерно в 3% случаев тестирования здоровых социально адаптируемых родителей встречается такой результат, который условно называется авторами «матрешкой»).

 

Рис. № 1 Лена — дочь, Петр — отец, Я — мать девочки

 

Другой пример иллюстрирует динамику семейных взаимоотношений в процессе семейной психотерапии.

В начале психотерапии мать изобразила себя, сына и своих родителей водну «линию» (с мужем она в разводе). Интерпретируя результаты тестирования, можно сказать, что у испытуемой недостаточно дифференцированное отношение к членам семьи и опосредованное (через бабушку) отношение к отцу (рис. № 2):

 

 

Рис. № 2

 

При завершении семейной психотерапии мать мальчика сказала, что у нее «есть своя семья — это я и мой сын. К вам, родители, у меня есть уважение, но мои семейные дела для меня важней». Заключительная социограмма имела вид, приведенный на рис. № 3.

 

 

Рис. № 3

 

Использование теста «семейной социограммы» позволяет в считанные минуты в ситуации «здесь-и-теперь», до сеанса семейной психотерапии или во время сеанса, наглядно представить себе взаимоотношения в семье, а затем, показав свои бланки, обсудить, что получилось.

Проективная методика «Семейная социограмма» может использоваться в семейной психотерапии и семейном консультировании «для экстернализации неосознаваемого контекста взаимоотношений между членами семьи». Существует мнение, согласно которому использование данного теста в качестве методики научного исследования затруднительно (С.И. Чаева, 1994).

Бланк теста «Семейная социограмма»

Инструкция.

Перед Вами на листе круг. Нарисуйте себя в нем самого и членов вашей семьи в форме кружков и подпишите их.

 

 
 

 

 

2.3. опросник «Семейные роли»

(автор модификации Черников А.С.)1

 

Назначение методики:выявление ролевой структуры семьи. Опросник является модификацией психотерапевтической техники «Ролевая карточная игра» (авторы техники Джина Огден и Энн Зевин, 1970) и помогает определить вклад каждого члена семьи в организацию совместной жизни (роли-обязанности), а также типичные варианты поведения в конфликтных ситуациях (роли взаимодействия). Кроме того, опросник позволяет косвенно оценить статус членов семьи и степень их влияния на принятие семейных решений.

Инструкция:«Впишите имена членов Вашей семьи и отметьте количеством звездочек, насколько перечисленные роли характерны для каждого из них:

*** - его (ее) постоянная роль;

** - довольно часто он (она) это делает;

* - иногда это относится к нему (к ней).

Некоторые из упомянутых ролей не свойственны Вашей семье или никогда не исполняются тем или иным ее членом; в этом случае оставьте графу пустой. Возможно, в Вашей семье есть свои уникальные роли, отсутствующие в общем списке, - допишите их.

Затем среди всего списка выделите три роли, которые Вы считаете наиболее важными для жизни семьи».

_________________

1. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. – М.: Независимая форма «Класс», 2001. С. 113 – 114, 196 – 197.

 

Бланк

 

РОЛИ ИМЕНА
Роли-обязанности: Организатор домашнего хозяйства                
Закупщик продуктов                
Зарабатывающий деньги                
Казначей                
Его превосходительство плохой исполнитель всех своих обязанностей                
Убирающий квартиру                
Выносящий мусор                
Повар                
Убирающий со стола после обеда                
Тот, кто ухаживает за животными                
Организатор праздников и развлечений                
Мальчик на побегушках                
Человек, принимающий решения                
Починяющий сломанное                
         
         
Роли взаимодействия: Буфер, посредник в конфликте                
Любитель поболеть                
Сторонник строгой дисциплины                
Главный обвинитель                
Одинокий волк                
Утешающий обиженных                
Уклоняющийся от обсуждения проблемы                
Создающий другим неприятности                
Держащийся в стороне от семейных разборок                
Приносящий жертвы ради других                
Семейный вулкан                
Затаивающий обиду                
Шутник                
         
         
               

Члены семьи, которые чаще других играют важные роли, как правило, обладают большей властью в семье. Методику можно проводить индивидуально или со всей семьей в целом. Она очень наглядна, информативна и в групповом варианте может служить основой для обсуждения семейной ситуации и разницы в восприятии членов семьи.

 

2.4. проективные рисуночные МЕТОДИКи «РИСУНОК СЕМЬИ» и «кинетический рисунок семьи»1

Исторически использование методики «Рисунок семьи» (РС) связано с общим развитием «проективной психологии». В настоящий момент трудно определить «пионера» в использовании «Рисунка семьи» для изучения межличностных отношений.

Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы

________________________

1. Общая Психодиагностика/Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 206 – 221.

 

В. Вульфа (Wolff W., 1947),В. Хьюлса (Hulse W., 1951), И. Минковского, М. Поро, Л. Кормана (Corman L., 1964) и др. Сегодня наиболее известна модификация Р. Бернса и С. Кауфмана (Burns R., Каufman S., 1972), — «Кинетический рисунок семьи» (КРС).

В работах советских авторов также обращается внимание на связь между особенностями рисунка семьи и внутрисемейными межличностными отношениями (Захаров А.И., 1977; 1982; Кольцова Н.Н., 1980; Мухина В.С., 1981; Хоментаускас Г.Т., 1985 и др.).

Назначение методики

Проективная методика «Рисунок семьи» (как и «Кинетический рисунок семьи») является полифункциональной. В зависимости от целей исследования, от методологической базы, на которой строится исследование, методику «Рисунок семьи» и ее модификации можно использовать с одной стороны для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотношений между членами семьи («семья глазами ребенка»). С другой стороны, данную методику можно рассматривать как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам, особенности «Я-образа» ребенка, его половой идентификации. Оба этих аспекта – «семья глазами ребенка» и «развитие ребенка в семье», - так или иначе, являются объектом интереса семейных психологов и исследователей в области психологии семьи. Полифункциональность методики позволяет одновременно отнести ее также к группам методов, предназначенных для диагностики детско-родительских и сиблинговых отношений.

Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение методики в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности вжиться в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной методике.

Диагностическая процедура

Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Ребенку дается инструкция:

(РС) -«Нарисуй, пожалуйста, свою семью».

(РС) –«Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь».

(КРС) –«Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».

(КРС) –«Нарисуй, пожалуйста, свою семью, где каждый член семьи и ты делают что-нибудь. Постарайся рисовать целых людей, не «мультяшек» и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого, делающим что-нибудь, какое-либо действие»*.

Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, необходимо просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 мин). При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе. При опросе нужно попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.). При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» ит. п.).

После опроса можно (но не обязательно) попросить ребенка решить шесть условных ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные. Российский психолог Е.И. Рогов предлагает следующие шесть ситуаций:

· Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?

· Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

· Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

· Ты имеешь «№» билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

· Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

· Ты получил в. подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Интерпретация методики «Рисунок семьи»

Для интерпретации психологу необходимо располагать объективной информацией:

а) о возрасте исследуемого ребенка;

б) о составе его семьи, возрасте братьев и сестер;

в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретацию рисунка условно можно разделить на три части:

1. Анализ структуры «Рисунка семьи»;

2. Интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи;

3. Анализ процесса рисования.

 


Просмотров 2520

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!