Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






К выполнению дипломных работ



Методические указания

для студентов специальности 080102.65 «Мировая экономика»

 

 

Набережные Челны

Методические указания к выполнению дипломных работ для студентов специальности 080102.65 «Мировая экономика»/ Составитель: О.В. Мингалеева, Г.Р. Сибаева – Набережные Челны: ИНЭКА, 2012, 47 с.

 

 

В методических указаниях к выполнению дипломных работ рассмотрены вопросы процесса подготовки, написания и защиты дипломной работы студентами специальности «Мировая экономика». Приведены примерные темы дипломных работ, изложены требования по структуре работы, оформлению, содержанию. В приложении включены образцы документов, необходимых для написания и оформления дипломной работы.

Указания предназначены для студентов специальности «Мировая экономика».

 

Рецензент: д.т.н., проф., заведующий кафедрой ЭОУП - Кузнецов Б.Л.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………...
2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ …...
2.1 Основные этапы разработки дипломной работы………………
2.2 Организация проведения преддипломной практики …..……...
2.3 Процедура разработки дипломной работы…………………….
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ……
4 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………...

ВВЕДЕНИЕ

Выполнение дипломной работы является завершающим этапом профессиональной подготовки специалиста. В процессе подготовки дипломной работы студент закрепляет полученные теоретические знания и практические навыки по избранной специальности.

Поскольку дипломная работа представляет собой самостоятельное научное исследование, ее написание позволяет студенту максимально раскрыть свой творческий потенциал, существенно углубить знания по избранной теме, внести и аргументировать предложения по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в стране, регионе, на предприятии.



Настоящие методические указания предназначены для студентов специальности 080102.65 «Мировая экономика». Цель данных указаний – оказать методическую помощь студентам в написании и оформлении дипломной работы.

Методические указания включают несколько разделов: общие положения, этапы подготовки дипломной работы, требования к структуре и содержанию дипломной работы и порядок оформления дипломной работы.

 

 

1ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Дипломная работа – это самостоятельно проведенное студентом, логически завершенное научное исследование, имеющее теоретическую и практическую значимость, в котором проведен анализ реальных экономических проблем (ситуаций) и предложены обоснованные способы их решения для конкретного экономического субъекта (предприятия, организации, региона, страны, интеграционного объединения).

Целью дипломной работы является систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний и практических навыков, полученных в академии, а также получение опыта самостоятельной разработки экономической проблемы.

В дипломной работе по специальности 080102.65 «Мировая экономика» должны быть исследованы проблемы мировой экономики и международных экономических отношений, в том числе особенности экономического сотрудничества России (и отдельных ее регионов) со странами мира, а также проблемы развития и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России на примере отдельных отраслей, предприятий и организаций.



Тематика дипломных работ должна быть актуальной, учитывать реальные задачи и потребности внешнеполитических и внешнеэкономических организаций и предприятий. Примерная тематика дипломных работ представлена в приложении А.

Выполнение дипломной работы предполагает глубокое теоретическое осмысление выбранной темы на основе изучения и критического анализа работ российских и зарубежных экономистов, выявление дискуссионных вопросов и аргументированное изложение собственной точки зрения по ним.

Дипломная работа непременно должна иметь практическую значимость. Поэтому в процессе ее выполнения студенту необходимо всесторонне изучить и проанализировать фактический материал по теме исследования, используя различные методы экономического анализа.

Основные задачи дипломной работы:

- теоретически обосновать сущность и взаимосвязи экономических понятий, явлений, проблем, рассматриваемых в дипломной работе;

- провести анализ существующих концепций по исследуемой проблеме, выявить дискуссионные или недостаточно разработанные аспекты, обосновать собственную точку зрения по изучаемой проблеме;

- квалифицированно описать и проанализировать законодательные и нормативные документы, регулирующие вопросы, рассматриваемые в дипломной работе;

- дать экономическую характеристику состояния объекта исследования (интеграционного объединения, страны, региона, предприятия, организации) за определенный период времени (желательно за последние три года), выявить существующие проблемы, представив их в виде «дерева проблем» и «дерева решений»;

- проанализировать отечественный и зарубежный опыт решения аналогичных проблем и возможность его применения для объекта исследования;



- разработать и обосновать предложения по решению выявленных проблем, оценить экономический эффект от реализации предложений.

Содержание и оформление дипломной работы должно соответствовать следующим требованиям:

- актуальность темы дипломной работы;

- теоретическая проработанность исследуемой проблемы, аргументированность авторской позиции;

- самостоятельность сбора и обработки фактического материала;

- использование различных методов анализа фактического материала (социологических, статистических, экономико-математических и др.);

- обоснованность выводов и практическая значимость предложений;

- логическая последовательность изложения материала;

- грамотность текста дипломной работы;

- соответствие стандартным требованиям, предъявляемым к оформлению дипломной работы (требованиям нормоконтроля).

Дипломная работа выполняется в сроки, определенные графиком учебного плана. Время, отводимое на подготовку дипломной работы, устанавливается государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части требований к итоговой государственной аттестации выпускника.

На сбор фактических материалов и написание дипломной работы по дневной форме обучения дается 17 недель (из них 8 недель преддипломной практики и 9 недель на выполнение дипломной работы), а по заочной форме – 18 недель (соответственно 9 и 9 недель).

 

 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

2.1 Основные этапы разработки дипломной работы

 

1 Подготовительный этап

Основной целью данного этапа является обоснование темы и оформление задания на дипломную работу. Этап включает:

§ выбор направления для разработки дипломной работы; формулирование темы дипломной работы и обсуждение (уточнение) ее с научным руководителем (предполагаемым научным руководителем или преподавателем кафедры). При выборе темы студенту следует учитывать свои научные интересы, опыт практической работы на предприятии (в организации), возможность получения информации по теме дипломной работы. В отдельных случаях студент может предложить тему дипломной работы, не входящую в тематику, утвержденную кафедрой, аргументировав свой выбор.

Наличие заказа на разработку темы дипломной работы от организации (предприятия) отражает ее практическую значимость и учитывается при защите дипломной работы.

Студенты знакомятся с тематикой дипломных работ выпускающей кафедры на четвертом курсе перед производственной практикой. Закрепление тем дипломных работ осуществляется на пятом курсе перед преддипломной практикой.

§ написание заявления для утверждения темы работы и дипломного руководителя;

§ утверждение темы и научного руководителя по дипломной работе. Вопрос о закреплении тем и руководителей дипломных работ рассматривается на заседании кафедры. При обсуждении учитывается актуальность и практическая значимость тем. По одной теме может выполнять дипломную работу только один студент. После утверждения на заседании кафедры, заведующий кафедрой делает представление на имя ректора академии, и закрепление тем и руководителей дипломных работ оформляется приказом.

§ оформление под руководством научного руководителя задания на дипломную работу, включая ориентировочный план и график работы с указанием сроков и очередности отдельных этапов работы по сбору материалов, изучению источников и литературы, написанию отдельных глав и разделов (Приложение Б);

§ утверждение задания на дипломную работу заведующим кафедрой.

2 Преддипломная практика

Основной целью прохождения преддипломной практики является получение студентом практических навыков для выполнения своих функциональных обязанностей по специальности в соответствии с получаемой квалификацией. Организация проведения преддипломной практики рассмотрена ниже.

3 Разработка дипломной работы

Разработка дипломной работы осуществляется в соответствии с утвержденной темой, заданием и планом написания дипломной работы. На разработку дипломной работы в соответствии с учебным планом отводится девять недель. В завершенном виде дипломная работа представляется для утверждения заведующему кафедрой. Порядок разработки и оформления дипломной работы изложен ниже.

4 Защита дипломной работы

Дата защиты доводится до студента руководством кафедры.

 

 

2.2 Организация проведения преддипломной практики

 

Преддипломная практика проводится на 5 курсе в 10 семестре для дневной формы обучения. Продолжительность практики – 8 недель для очной формы обучения (9 недель для заочной формы обучения). Студенты специальности «Мировая экономика» проходят практику на предприятиях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность различного профиля и различных организационно-правовых форм, а также на предприятиях, содействующих внешнеэкономической деятельности (Торгово-промышленная палата, совместные предприятия и др.).

Место прохождения практики студенты определяют, как правило, самостоятельно при условии согласования с руководством кафедры и с руководством той организации, где предполагается прохождение практики. Кафедра оказывает содействие в поиске и определении мест прохождения преддипломной практики. Студентам, которые проходят преддипломную практику или работают в одном учреждении, разрешается писать дипломную работу по одинаковому направлению при условии отражения в работе разных аспектов проблемы и использования несовпадающего эмпирического материала. При этом темы дипломных работ данных студентов должны быть различными.

Учебно-методическое руководство преддипломной практикой обеспечивается кафедрой мировой экономики.

Организационное руководство практикой осуществляет зав. кафедрой мировой экономики вместе с ответственным преподавателем: оказание помощи студентам в подборе мест для практики, распределение студентов по местам практики, проведение собраний, оформление направлений и писем на практику, поддержание связи с руководителями практики на местах, консультирование студентов по различным вопросам организации преддипломной практики, сбор, проверка и анализ отчётов студентов о практике, проведение защиты, написание отчёта о результатах практики.

Научные руководители дипломных работ отвечают за содержательную часть практики в соответствии с темами дипломов: разработка индивидуального плана прохождения практики, выявление и формулирование проблемы дипломного исследования, определение направления, объекта и предмета исследования, круга данных как базы для анализа, выводов и предложений.

На кафедре мировой экономики во время прохождения практики и написания дипломных работ студентам предоставляется возможность проконсультироваться по вопросам международного права у преподавателя, ведущего соответствующие дисциплины.

При прохождении практики рекомендуется соблюдать следующую последовательность:

1 Знакомство с системой работы в организации и подразделении прохождения практики.

2 Работа в подразделении.

3 Сбор материалов для дипломной работы.

4 Подведение итогов, выработка рекомендаций.

5 Оформление отчета о преддипломной практике.

6 Оформление дипломной работы.

Студент в период прохождения преддипломной практики должен:

· Выполнять профессиональные функции работников подразделения.

· Исполнять указания и поручения руководителей практики и подразделений.

· Систематически вести дневник практики, записывая в него в хронологическом порядке объем и виды работ, выполненные в течение рабочего дня.

· Собрать практический материал, необходимый для написания отчета о практике и для выполнения дипломной работы.

· По окончании практики в установленный срок представить на кафедру отчет о ее прохождении и защитить его.

· Своевременно оформлять и представлять для проверки научному руководителю главы и части дипломной работы.

По окончании практики в течение недели студент на основании дневника и других материалов составляет развёрнутый отчёт о проделанной работе. Отчёт студента о прохождении преддипломной практики позволяет оценить результаты преддипломной практики как одной из форм обучения, оценить возможности студента как специалиста.

Отчёт о преддипломной практике выполняется самостоятельно каждым студентом в письменной форме. Отчёт должен отражать деятельность студента во время практики и его подготовленность к выполнению дипломной работы. Объём – 25-30 страниц без приложений через 1,5 интервала, шрифт 14. Представляется целесообразным иметь следующую структуру отчета:

1 Титульный лист

2 Содержание отчета

3 Общая характеристика места прохождения практики, сфера деятельности компании, фирмы, подразделения, предприятия, объединения.

4 Характеристика экономического и финансового состояния фирмы, подразделения, банка, предприятия, объединения.

5 Характеристика внешнеэкономической деятельности фирмы, подразделения, банка, предприятия, объединения. Вид и характеристика продукции, услуги, являющейся предметом импорта или экспорта. Обоснование экспортной/импортной цены. Структура управления производством экспортной продукции. Порядок оформления и содержание контрактов (копии документов приложить к отчету). Система взаимодействия с государственными таможенными органами (имеет ли предприятие льготы по таможенным пошлинам, их объем и характеристика), привести образец грузовой таможенной декларации (ГТД) и других документов, необходимых для декларирования груза.

6 Приложения. Особое внимание уделить нормативным материалам, которые студенты использовали в процессе работы на практике и при написании дипломной работы. Иллюстрационный материал, таблицы, диаграммы, рисунки выносятся, если имеют большой объем, в приложения.

Для выхода на защиту отчета студент сдает на кафедру дневник прохождения практики, заполненный по всем разделам и подписанный автором, руководителем практики от предприятия, подтверждающим достоверность статистических данных и выводов по предприятию, приводимых в отчете, и руководителем практики от кафедры.

Основным назначением дневника прохождения практики является отражение в нем работы, проделанной на предприятии. Записи в дневник вносятся ежедневно.

В дневнике отражаются:

1 Календарный план работы студента в период практики. Календарный план должен охватить все разделы практики. Фактическое выполнение календарного плана выявляется на основании записей в дневнике.

2 Производственная работа. Здесь записывается краткое содержание выполняемых работ.

3 Работа студента по изучению новейших достижений науки, техники и предпринимательского опыта. Находясь на практике, студент должен выявить прогрессивные направле­ния в организации и управления ВЭД, в планировании ее и формах контроля за исполне­нием контракта. В дневнике указывается, что конкретно изучено.

4 Перечень изученной студентом литературы, справочников, должностных инструкций.

В дневнике руководителем практики от предприятия записываются поощрения и замечания, полученные студентом во время практики. Руководитель дает отзыв и ставит оценку работе студента, подписывает его и заверяет круглой печатью предприятия.

Защита отчёта по преддипломной практике проводится на заседании комиссии кафедры мировой экономики в специально назначенные дни. При непредоставлении отчета по практике в установленные сроки или получении неудовлетворительной оценки при защите отчета студент отчисляется за академическую неуспеваемость.

 

2.3 Процедура разработки дипломной работы

 

1 Написание дипломной работы осуществляется в соответствии с заданием на дипломную работу и календарным графиком (планом), в котором должны быть определены конкретные сроки выполнения отдельных этапов работы, сроки сдачи готовой работы и ее предполагаемой защиты. Контроль за его выполнением осуществляется научным руководителем дипломной работы.

Перед началом работы над дипломной работой может проводиться общее собрание студентов и преподавателей, на котором разъясняются основные требования, предъявляемые к дипломным работам, указываются сроки их представления на кафедру и рецензирования, решаются организационные вопросы.

На заседании кафедры также может обсуждаться ход разработки дипломных работ.

В процессе выполнения дипломной работы научный руководитель проводит индивидуальные консультации, которые выступают не только как средство оказания помощи студентам, но одновременно являются и формой контроля за выполнением дипломной работы. При невыполнении намеченного плана и графика подготовки работы руководитель обязан потребовать у студента объяснения причин отставания и сообщить об этом заведующему кафедрой.

Иногородние студенты могут работать с руководителем и получать его консультации с помощью различных телекоммуникационных средств (Интернет в интерактивном режиме, электронная почта и т.д.).

2 Подбор и изучение литературы по теме работы.

Источниками фактического материала могут являться: данные международных организаций; государственная и таможенная статистика Российской Федерации и других стран мира; данные, опубликованные в периодической печати; аналитические отчеты, подготовленные органами государственного управления и местного самоуправления; учредительные документы и отчетность предприятий и организаций, а также фактический материал, собранный студентом самостоятельно во время производственной и преддипломной практик.

Анализ фактического материала, характеризующего объект исследования, целесообразно проводить за период не менее трех лет, с тем, чтобы иметь возможность оценить динамику экономических показателей и выявить тенденции развития изучаемого объекта.

Студенту следует обратить внимание на точность используемых данных и правильность расчетов, поскольку ошибки могут привести к неверным выводам об экономическом состоянии объекта исследования.

3 Текстуальное оформление дипломной работы в соответствии со сроками представления отдельных разделов научному руководителю для первичной проверки, доработка отдельных разделов с учетом его замечаний.

4 Техническое оформление (печать, брошюровка и т.д.) дипломной работы и представление ее научному руководителю.

5 Подготовка отзыва научным руководителем.

После представления законченной и оформленной работы руководитель проверяет ее и дает о выполненной работе письменный отзыв (Приложение В).

В отзыве должна быть оценена актуальность темы, ее теоретическая и практическая значимость, отмечаются полученные в дипломной работе результаты. Проводится анализ выполненной работы в целом. Дается характеристика студента как будущего специалиста. Отмечается также отношение студента к выполнению работы, его инициатива, выявляется степень самостоятельности проведенного исследования, определяется, носит ли работа исследовательский характер или в ней содержится лишь описание сложившейся практики.

Наряду с достоинствами работы руководитель отмечает ее недостатки. Научный руководитель в целом оценивает выполненную работу.

В заключение он высказывает свое мнение о возможности допустить работу к защите на ГАК и присвоить студенту квалификацию в соответствии с избранной специальностью.

Студент, не выполняющий требований руководителя и консультантов, может быть отстранен от выполнения дипломной работы и не допущен к защите.

За принятые в дипломной работе решения и за правильность всех данных отвечает студент – его автор. Руководитель и консультанты дипломной работы не несут ответственности за ошибочное положение в проекте (работе), если на это было указано студенту, но последний настаивает на своем решении. Различие мнений должно быть отражено в отзыве руководителя.

6 Подготовка доклада, иллюстрационного материала (таблиц, графиков и т.д.) и презентации для защиты дипломной работы.

7 Прохождение нормоконтроля и предварительной защиты дипломной работы на кафедре осуществляется за 7 дней до ее защиты.

Законченная дипломная работа подписывается студентом и представляется на кафедру нормоконтролеру, который проверяет соответствие ее оформительским требованиям. При отсутствии замечаний нормоконтролер ставит свою подпись на титульном листе работы. Если замечания имеются, то работа возвращается студенту для их исправления, а затем повторно проверяется нормоконтролером.

После прохождения нормоконтроля дипломная работа представляется заведующему кафедрой МЭ для решения вопроса о допуске ее к защите. Допущенная к защите дипломная работа обсуждается на кафедре, то есть студент проходит предзащиту.

8 Рецензирование дипломной работы.

После прохождения предзащиты дипломная работа направляется на отзыв рецензенту, который должен являться специалистом в данной области. Как правило, рецензентом на дипломную работу предлагается руководитель практики от предприятия. В отдельных случаях его может назначить кафедра.

Рецензент обязан тщательно ознакомиться с дипломной работой и дать на нее развернутую рецензию (Приложение Г). В рецензии должны быть отмечены актуальность темы, соответствие содержания работы избранной теме, теоретическая и практическая подготовленность студента; обоснованность выводов и практическая ценность предложений, выдвинутых в дипломной работе, наличие элементов новизны и степень самостоятельности разработок студента. Оценивается общая грамотность и качество оформления работы. Выявляются основные недостатки работы, и выносится общая оценка (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная).

Рецензия подписывается и скрепляется печатью организации, которую представляет рецензент. С содержанием рецензии студент знакомится до защиты.

9 Защита дипломной работы.

Полностью законченная и оформленная работа сдается на кафедру на бумажном и электронном носителе (на диске) вместе с отзывом руководителя, рецензией, аннотацией и одним экземпляром иллюстрационного материала не позднее 5 дней до ее защиты.

Студент может представить в ГАК материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной дипломной работы (отзывы, справки о практическом использовании предложений, опубликованные статьи и тезисы докладов по теме работы).

Защита дипломных работ проводится на открытых заседаниях Государственной аттестационной комиссии. Председатель ГАК представляет студента и его работу, а затем предоставляет слово дипломнику для доклада основных положений дипломной работы. Для доклада студенту предоставляется 10 минут. В докладе он должен кратко и логически обосновано изложить сущность стоявшей перед ним цели, перечислить основные решаемые задачи, пути и способы их решения, пояснить разработанные процедуры, стратегии, модели и т.д., изложить сущность проведенных расчетов и экспериментов, представить полученные результаты и их экономическую эффективность.

Студенты, имеющие намерение защитить диплом на английском языке, готовят свой доклад по теме дипломной работы на английском языке, но для членов ГАК имеют переведенный на русский язык вариант доклада.

К докладу студент должен подготовить для членов ГАК раздаточный иллюстративный материал, который должен помочь ему продемонстрировать членам ГАК сущность и результаты выполненной работы. Иллюстрационный материал должен быть выполнен на листах А-4 и сброшюрован в отдельную папку. Количество раздаточных материалов должно быть не менее количества членов ГАК.

В иллюстрационном материале (до 10-12 листов) должны быть представлены: титульный лист (образец представлен в Приложении Д), объект, предмет, цель и задачи исследования, основное содержание и результаты работы (в виде таблиц, графиков, схем, алгоритмов, диаграмм и т.д.), отражающих сущность и практическую значимость работы.

После выступления студента члены ГАК задают ему вопросы по теме работы. Полнота и глубина ответа влияют на общую оценку дипломника. После ответов на вопросы слово предоставляется рецензенту и руководителю. При их отсутствии рецензия и отзыв зачитываются секретарем ГАК. В заключении защиты предоставляется слово студенту. Он может ответить на замечания рецензента, выступающих, изложив свои аргументированные доводы.

Итоги защиты проводятся на закрытом заседании ГАК. При решении об оценке работы принимается во внимание актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, обоснованность выводов и предложений, учитываются оценки в рецензии, отзывы руководителя, убедительность выступления студента на защите и правильность ответов в процессе защиты. Защита дипломной работы оценивается дифференцированно (оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Решение принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов «за» и «против» голос председателя является решающим.

Решение ГАК об оценке защиты выпускником дипломной работы объявляется в тот же день.

Секретарь ГАК во время заседания ведет протокол, в котором фиксирует время начала и окончания защиты работы, вопросы, заданные студенту, и ответы на них, а также итоговую оценку и особые мнения членов комиссии.

Протоколы заседаний ГАК подписываются председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии.

По завершении работы ГАК секретарь проставляет оценки в зачетные книжки, где весь состав комиссии ставит подписи.

Студентам, не защищавшим дипломную работу по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), предоставляется возможность защиты дипломной работы без отчисления из вуза. В этом случае, дополнительная защита дипломной работы организуется на основании заявления студента в срок не позднее 4-х месяцев со дня подачи заявления.

Выпускник, получивший неудовлетворительную оценку по результатам защиты работы, подлежит отчислению из образовательного учреждения.

ГАК при получении студентом неудовлетворительной оценки может принять следующие решения:

-признать целесообразным повторную защиту той же дипломной работы (с последующей доработкой с учетом полученных замечаний);

-закрепить за студентом новую тему работы;

В данном случае, срок повторной защиты той же или новой дипломной работы определяется не ранее, чем через 3 месяца с даты предыдущей защиты и не более, чем через пять лет после защиты дипломной работы впервые.

Повторная защита дипломной работы не может назначаться более двух раз.

По итогам защиты ГАК может рекомендовать лучшие работы выпускников к внедрению в практическую деятельность субъектов экономики, к опубликованию, предоставлению на различные конкурсы, а их авторов – для обучения в аспирантуре.

Работы, имеющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в учебном процессе, на их основе совместно с автором работы могут быть разработаны учебно-методические рекомендации по изучению тех или иных тем дисциплин по специальности 080102.65 «Мировая экономика».

После защиты дипломные работы хранятся не менее пяти лет. Условия их хранения должны исключать возможность их утраты и плагиата.

 

3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Структура дипломной работы, как правило, выглядит следующим образом:

- Титульный лист (Приложение Е);

- Задание на выполнение дипломной работы;

- Аннотация (Приложение Ж) (объем – 1 страница, 1 экземпляр подшивается в работу после задания на дипломную работу, 1 экземпляр прикладывается к дипломной работе вместе с рецензией и отзывом);

- Содержание (Приложение К) - 1страница;

- Введение - (с него проставляется нумерация страниц дипломной работы – шестая страница) – объем 4 - 5 страниц;

- Теоретическая часть – 25 - 30 страниц;

- Аналитическая часть – 35 - 40 страниц;

- Проектная часть – 25 – 30 страниц;

- Заключение – 5 – 7 страниц;

- Ключевые слова – 1 страница (примерно 10-15 слов);

- Список использованных источников;

- Приложения.

Главы дипломной работы, как правило, состоят из параграфов (2 – 4 параграфа в каждой главе). При написании работы следует соблюдать соразмерность между главами и параграфами (объем одного параграфа не должен быть менее 5 страниц). При этом необходимо сформулировать названия глав так, чтобы они не повторяли названия всей работы, но отражали содержание входящих в них параграфов. В конце каждой главы следует давать краткие выводы.

Рассмотрим подробнее отдельные элементы структуры дипломной работы:

1 В аннотации должны быть указаны цель и задачи работы, объект исследования, практическая значимость работы, полученные результаты и область их применения. Аннотация должна содержать сведения об объеме дипломной работы, количестве таблиц, иллюстраций и источников литературы.

2 Во введении обосновывается актуальность темы, ее практическая значимость, определяются цели и задачи работы, объект и предмет исследования, круг рассматриваемых проблем; в соответствии с целью и задачами показывается структура дипломной работы.

Актуальность темы – это свойство информации, которую будущий специалист собирается изложить в своем исследовании, быть значимой и востребованной другими людьми в каких-либо сферах деятельности в настоящее время. Поэтому для описания актуальности темы необходимо показать ее соответствие общественным потребностям, выделив при этом объект и предмет исследований, без характеристики которых будет невозможно перейти к цели работы.

Объект – это то пространство, в рамках которого ведется исследование, а предмет – это та грань жизнедеятельности объекта, которая подлежит специальному изучению и, возможно, преобразованию. Например, для специальности «Мировая экономика» объектом, в широком смысле слова, является современное мировое хозяйство, а предметом – международные экономические отношения и механизм их реализации. Поэтому в качестве объекта исследования могут быть выбраны национальные экономики отдельных регионов, международные экономические организации и вообще любые структуры, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. В качестве предмета исследования предлагается рассматривать наиболее типичные и характерные особенности их внешнеэкономических отношений, а также правовые нормы и инструменты по их реализации (международные экономические договоры, соглашения и т. д.).

Цель работы предполагает формулировку желаемого конечного итога работы и позволяет описать задачи работы, так как для определения задач выделяются те действия, которые надо совершить, чтобы достичь цели.

Введение должно содержать обзор источников и литературы, который является важным элементом научного исследования, поскольку цель его состоит в том, чтобы охарактеризовать и оценить степень изученности темы предшественниками и внести определенную научную новизну в исследование темы. При этом указываются фамилия и инициалы автора, название работы.

3 Теоретическая часть разрабатывается студентом на основе изученной литературы и нормативных документов. В ней определяются основные понятия и проблемы по рассматриваемой теме, приводятся важнейшие типологии и классификации, рассматриваются различные подходы к ним. Характеризуется степень изученности основных вопросов темы, излагаются дискуссионные моменты, обосновывается авторская позиция. В главе может быть проанализирована эволюция изучаемых экономических явлений, их национальные и региональные особенности, тенденции развития.

В главе должно быть приведено описание передового зарубежного опыта и передового отечественного опыта по теме с иллюстрациями в форме статистических данных, графиков и т.п.

При написании данной главы студент должен продемонстрировать глубокие теоретические знания по специальности «Мировая экономика», творческий подход к осмыслению самостоятельно изученной литературы, способность обосновать и изложить результаты своей научно-исследовательской работы.

4 Аналитическая главаобязательно должна содержать экономическую характеристику объекта исследования, динамику изменения его экономических показателей. Эта глава базируется на анализе фактического материала, собранного студентом во время прохождения преддипломной практики. При обработке фактического материала студент использует различные методы, демонстрируя способность самостоятельно оценивать экономическое состояние региона, отрасли, предприятия; выполняет необходимые расчеты. В результате анализа должны быть отмечены достоинства и недостатки существующей системы управления объектом исследования, оценена нормативная база, регулирующая изучаемые вопросы, выявлены факторы, влияющие на развитие объекта, сформулированы проблемы, требующие решения.

Объект исследования должен быть представлен только в той части, в какой это необходимо для решения задач, стоящих перед дипломной работой.

Обычно изложение материала аналитической главы сопровождается таблицами, графиками, схемами и т.д.

5 Проектная глава дипломной работы должна носить прикладной характер и иметь практическую направленность.

Для написания этой главы используется собранный практический материал, инструктивная и специальная литература, данные статистических сборников и др. информация. В этой главе на основе проведенного анализа в первой главе и аналитических положений второй главы разрабатываются предложения по совершенствованию объекта исследования или процесса его функционирования. Описываются получаемые результаты на основе разработанных предложений, рассматриваются результаты моделирования, проведения экспериментов, анализа экспертиз и др. Возможно решение третьей главы в форме мероприятий, проекта, программы.

В этой главе должно быть проведено технико-экономическое обоснование разработанных предложений с использованием известных в теории принятия решений и исследовании операций методов. Должны быть показаны результаты реализации разработанных в дипломной работе предложений в виде достигаемого экономического эффекта. Должен быть проведен анализ полученных результатов на основе оценки экономической эффективности.

Теоретический и практический материалы, содержащиеся в работе, должны быть изложены логически последовательно, выводы и рекомендации сформулированы четко и убедительно.

6 Заключение должно представлять собой краткое изложение сделанных автором выводов и рекомендаций, отражать предложения по их практическому использованию, а также численные значения достигаемого экономического эффекта (эффективности).

7 Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание дипломной работы и включать от 10 до 15 ключевых слов в именительном падеже, напечатанных в строку, через запятые. Перечень оформляется на отдельном листе.

8 Список использованных источников должен включать не менее 40 источников.

В его составе должны быть:

-Законодательные и нормативные акты: Законы РФ, Кодексы, Указы Президента РФ, постановления Правительства, приказы Министерств, инструкции, нормативно-правовые акты субъектов РФ, нормативно-правовые акты местного самоуправления.

-Учебные пособия и монографии российских и зарубежных авторов.

-Статьи из журналов и газет.

-Электронные источники.

Для выпускников специальности 080102.65 «Мировая экономика» обязательным является наличие нескольких источников на языке оригинала. В тексте работы должны быть ссылки на все позиции списка литературы. Отсутствие ссылок расценивается, как неумение работать с источниками, и может повлиять на оценку выпускной работы.

9 В приложении могут помещаться формы статистической и бухгалтерской отчетности, результаты расчетов на ЭВМ, различный вспомогательный материал по теме работы.

 

 

4 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Изложение текста и оформление проекта выполняют в соответствии с требованиями настоящего стандарта ГОСТ 7.32-2001. Страницы текста дипломной работы и включенные иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327-60.

Дипломная работа должна быть напечатана машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора межстрочных интервала шрифтом «Times New Roman» размером 14 или 12. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее - 20 мм.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки допускается только черными чернилами или черной тушью. Опечатки, описки, графические неточности допускается исправлять закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным способом и черной тушью рукописным способом. В работе следует использовать только принятые сокращения русских слов и словосочетаний по ГОСТ 7.12-93, например, т.е.; т.к.; т.д. и другие.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту проекта (приложения нумеруются). Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки (в т.ч., если ориентация страницы – альбомная).

При необходимости таблица или рисунок могут быть размещены на странице с альбомной ориентацией. При этом текст с пояснениями размещается на странице с книжной ориентацией. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета. Иллюстрации и таблицы на листе формата АЗ учитывают как одна страница.

Текст основной части делят на разделы, подразделы, пункты. Заголовки разделов печатают симметрично тексту прописными буквами. Заголовки подразделов печатают с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной). Абзацы в тексте начинают отступом, равным пяти пробелам компьютерного текста или пяти ударам пишущей машинки. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Слова, напечатанные на отдельной строке прописными буквами (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ), должны служить заголовками соответствующих структурных частей работы. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3 интервалам, между заголовками раздела и подраздела – 2 интервалам. Подчеркивать заголовки не допускается. Каждый структурный элемент следует начинать с нового листа.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Введение и заключение не нумеруются. Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой. После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят. Пример — 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.Номер пункта включает номер раздела, подраздела и порядковый номер пункта, разделенные точкой. Пример — 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т. д.

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Например,

1 Типы и основные размеры

1.1

1.2 Нумерация пунктов первого раздела документа

1.3

Оформление таблиц и иллюстраций в отчете должно соответствовать ГОСТ 1.5-93 и ГОСТ 2.105 – 95, ЕСКД.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в отчете. Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати.

Иллюстрации и таблицы в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, например: «Рисунок 1». Допускается нумерация в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации или таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: «Рисунок 1.1, Таблица 1.1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки после самого рисунка, например:

Рисунок 1.1 — Детали прибора

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, «Рисунок А.3». При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Название таблицы располагают над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире, пример:

«Таблица 1 — Детали прибора»

При переносе части таблицы на другой лист (страницу) указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1» без названия с левого края.

Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае — боковик.

Головка       } Заголовки граф } Подзаголовки граф Строки (горизонтальные ряды)
       
         
         

 

Боковик (графа для заголовков) Графа (колонки)

 

В таблицах помещать графу «Номер по порядку» не допускается. Нумерация граф и строк дается в том случае, если на них необходимо давать ссылку в тексте. При необходимости нумерации показателей в таблицы порядковые номера должны указываться перед их наименованием, например:

 

Таблица 3.2 - Характеристика оборудования

Наименование показателя Марка оборудования
Мк-30 М-40 М-59
Длина, м      
Ширина, м      

 

Цифры в графах должны быть выровнены по разрядам. В одной графе должно быть соблюдено одинаковое количество десятичных знаков для значений величин.

Например, правильно: 1,50; 1,75; 2,00 и неправильно: 1,5;1,75; 2.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В. 1», если она приведена в приложении В.

Выше и ниже каждой таблицы или рисунка должна быть оставлена одна свободная строка.

Формулы в отчете следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (´), деления (:). Причем знак в начале следующей строки повторяют. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего проекта арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Допускается нумерация формул в пределах раздела, например: (3.1) (первая формула третьего раздела).

Формулы, помещаемые в приложениях, нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).

В работе должны быть ссылки на использованные литературные источники и приложения. Ссылки в тексте на источники допускается приводить в подстрочном примечании или указывать порядковый номер по списку источников, выделенных квадратными скобками. Ссылки на иллюстрацию в тексте указываются в виде «… на рисунке 1.2»; на формулы – в виде «… в формуле (2.1)». На все таблицы должны быть ссылки в отчете. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Список использованных источников должен содержать перечень источников, использованных при выполнении дипломной работы, и оформлен согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008. Нумеровать список следует арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа. Источник литературы должен представляться строго в соответствии с библиографическим описанием.

Связь текста с источниками осуществляется подстрочными ссылками или ссылками, приводящимися внутри текста. В ссылках используют порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке. В тексте этот номер берется в квадратные скобки, например, [5]. При указании в основном тексте на страницу источника, последняя так же заключается в квадратную скобку. Например: [5, С. 24] или [5,24], что означает: 5 - источник, 24 - страница.

Подстрочные ссылки на источник используют в тексте дипломного проекта, когда ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их размещать нежелательно, чтобы не усложнять чтение. Источник, на который дается подстрочная ссылка, в библиографический список не включается. Подстрочная ссылка и текст связываются цифрой или звездочкой в показателе, расположенной в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль ссылаемого автора. Например:

_________________________________________

*Г.Н. Смирнова, А.А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов. Проектирование экономических информационных систем.: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001, 512 с.

Полное описание источника дается только при первой ссылке.

 

Перечень сокращений и обозначений должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы физических величин и термины, справа — их детальную расшифровку.

Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.

В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа, за исключением справочного приложения «Библиография», которое располагают последним.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц. При необходимости такое приложение может иметь «Содержание».

Приложениям или частям, выпущенным в виде самостоятельного документа, обозначение присваивают как части документа с указанием в коде документа ее порядкового номера.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Дипломная работа является самостоятельным трудом студента, который выполняется под руководством ведущих преподавателей кафедры.

Навыки, приобретенные студентами в процессе обучения и закрепленные при написании дипломной работы, реализуются в дальнейшем в их практической работе. К ним относятся: умение работать с законодательной, нормативной и специальной литературой, постоянно обновлять и повышать уровень своих знаний, видение финансово-экономической стратегии развития предприятия, умение сочетать финансовую стратегию с оперативной работой, проводить анализ эффективности хозяйственной и внешнеэкономической деятельности предприятия, определять и прогнозировать его финансовое состояние и возможности выхода на новые рынки, привлекать инвестиции, в т.ч. и зарубежных партнеров, и рационально вкладывать собственные средства.

В дипломной работе в полной мере раскрываются знания, умения и навыки студента, полученные им в период обучения в Академии.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ

 

Факультет______________________________________________________________________

Кафедра_______________________________________________________________________ Специальность_________________________________________________________________

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой________________

«___»_________________ ____г.

З А Д А Н И Е

по дипломному проекту (работе)

 

________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

1. Тема ДР____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

утверждена приказом по институту от «___»___________________г.№___________________

2. Срок сдачи студентом законченной работы_________________________________________

3. Исходные данные к (проекту) работе ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Содержание расчетно-пояснительной записки, (перечень) подлежащих разработке вопросов

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

5. Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

К а л е н д а р н ы й п л а н

 

№№ Наименование этапов дипломного проекта (работы) Срок выполнения этапов работы Примечание
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Студент-дипломник_______________________________________________________________

Руководитель ДР _________________________________________________________________


Просмотров 284

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!