Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Составитель Уфимцева Г.Г., доц., канд. истор. наук



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по курсу «Отечественная история»

для студентов заочного отделения технических специальностей

 

 

Уфа 2003

 

Для студентов-заочников: планы, литература, методические советы

 

Составитель Уфимцева Г.Г., доц., канд. истор. наук

Рецензент Верещагин А.С., доц., канд. истор. наук

 

 

© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2003

 

История – «наука о людях во времени», о людях вообще и о конкретном человеке в частности – является одним из лидеров гуманитарного образования. На ее основе развиваются и история науки вообще, и история любой конкретной науки, и историография, и политология, и целый ряд других наук, а они, в свою очередь, обогащают ее.

Предметом изучения курса истории России является процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития российского общества и государства как части мирового процесса истории человечества. Вузовский курс истории России – далеко не вся история Российского государства. В нем рассматриваются лишь наиболее важные проблемы, которые определяют главный путь исторического развития России.

Общим результатом работы студента по изучению курса истории России является комплексное знание им содержания, сущности и характера исторического процесса в России как составной части всемирной истории человечества. Полученные знания, в том числе в ходе самостоятельной работы, должны расширить общий кругозор студента, повысить интеллектуальное развитие, сформировать у него навыки, необходимые для оценки современной ему действительности.

Порядок изучения курса истории России, планы лекций и семинаров, учебная и научная литература, методические советы – все это поможет студентам – заочникам самостоятельно изучить программный материал по данной дисциплине.

Высшее заочное образование имеет свои особенности, свою специфику. Оно основано на сочетании учебных занятий (лекции, семинары, консультации и т.д.), проводимых под руководством и с помощью преподавателей, с самостоятельной работой студентов. При этом ведущим методическим принципом является самостоятельная работа студентов.



Основными видами самостоятельной работы студентов-заочников по истории России являются:

1. Изучение рекомендованной литературы в целом и по определенной тематике. Конспектирование материала, составление планов, тезисов, выписки.

2. Регулярное чтение изданий периодической печати.

3. Выполнение письменных контрольных работ, рефератов.

4. Выполнение практических заданий на семинарских занятиях.

Успех самостоятельной работы во многом зависит от высокого сознательного отношения к учебе, от плодотворного индивидуального занятия. Для этого важно четко представлять себе объем и содержание учебного курса. Программа курса «История России» охватывает период с образования древнерусского государства и до сегодняшних дней. Структура курса позволяет студентам в определенной последовательности изучить историю России.

В соответствии с учебным планом студенты-заочники технического вуза изучают историю России в первом семестре. Учебная программа курса рассчитана в заочной системе обучения на 18 аудиторных часов (12 часов– лекции, 6 часов – семинары). Планом предусматривается написание студентами одной контрольной работы, отводится время на индивидуальные и групповые консультации, предусматривается экзамен. В начале первого семестра студентам читается установочная лекция, проводятся консультации. Студенты получают в библиотеке учебную литературу, знакомятся в учебно-методическом кабинете с указаниями кафедры истории для последующей работы, должны выбрать тему контрольной работы и получить консультацию по ее выполнению. В период зимней экзаменационной сессии студенты прослушают обзорные лекции, участвуют в работе семинаров, последние имеют цель уточнить, дополнить знания студентов, позволяют преподавателю проконтролировать индивидуальную работу студентов. К семинарам необходимо тщательно готовиться заблаговременно, как и по всему курсу в целом, в период подготовки к сессии. По окончании лекций и семинаров студенты сдают экзамен. Студент допускается к сдаче экзамена лишь при условии зачтенной контрольной работы, которая выполняется и присылается в вуз до начала экзаменационной сессии.



Ниже приводятся планы всех лекций и семинаров, проводимых в период экзаменационной сессии. За ограниченностью времени экзаменационных сессий и количества аудиторных часов на занятия по истории России не все перечисленные вопросы могут быть рассмотрены, однако по некоторым из них преподаватель дает методические советы. Для самостоятельной работы дается перечень основных вопросов, которые помогут в самопроверке усвоения материала, приложена тематика контрольных работ.

К каждой теме лекции и семинара дан полный список рекомендованной литературы, который помогает студентам в изучении курса. Однако литература по истории России не ограничивается только этим перечнем. В ходе самостоятельной работы студенты могут изучать и другие книги, пособия, справочники, что позволит им значительно расширить исторические знания, высветить альтернативы общественного развития на разных этапах истории страны, раскрыть сложности борьбы вокруг проблем исторического выбора и причины победы определенных сил в тот или иной период, выработать собственное отношение к историческому прошлому.



 

Лекции

Тема 1. Основные тенденции формирования средневекового общества

и Древняя Русь. Образование и развитие Московского централизованного государства (2 часа)

План лекции

1. Древняя Русь в мировом сообществе цивилизаций.

2. Русские земли в период феодальной раздробленности. Последствия золотоордынского ига.

3. Проблема образования русского централизованного государства.

4. Государство Ивана Грозного. Россия в XVII веке.

 

Вопросы для самостоятельного изучения

 

1. Предмет науки истории, методы исторического познания.

2. Типы цивилизаций. Россия в мировом сообществе цивилизаций.

3. Восточные славяне. Образование Древнерусского государства. Принятие Русью христианства и его влияние на историческую судьбу России.

4. Особенности общественно-политического устройства Древнерусского государства. Причины раздробленности Руси, борьба с кочевыми народами.

5. Возвышение Москвы и начало объединения русских земель XIII - XV вв. Формирование единого государства.

6. Завершение образования российского государства. Иван Грозный и его политика.

7. Реформы Избранной рады, опричнина.

8. Противоречия и кризисы в политической, социально-экономической жизни российского общества. Смута: причины, сущность, проявления, последствия.

9. Россия после Смуты. Первые Романовы на российском престоле, их политика. Становление абсолютизма.

10. Церковный раскол, причины и результаты.

11. Территориальное расширение России в XVI –XVII веках.

 

Литература

1. Хрестоматия по истории России. В 4-х томах.

2. Том I.С древнейших времен до конца XVIII века. - М..: МИРОС, Междун. отношения,1994.

3. Бердяев Н.А. Судьба России. - М.,1990.

4. Бушуев С.В.,Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко – библиографические очерки. Кн.I. - М.,1992.

5. Головатенко А. История России: спорные проблемы. –М.,1994.

6. Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М.,1992.

7. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начало ХХ века. –М.,1991.

8. История России. С древнейших времен до конца XVII века. –М.,1996.

9. Карамзин Н.М. История государства российского.- М.,1990.

10. Кучкин В.А. Первый московский князь Даниил Александрович //Отечественная история. – 1995. - №1.

11. Кобрин В., Юрганов А. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси //История СССР. – 1991. - №4.

12. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, 1993.

13. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М.,1987. - Т 4,6.

14. Морозова Л.Е. Смутное время в России. –М.,1990.

15. Наше Отечество. Опыт политической истории: В 2-х томах. –М.,1991.

16. Отечественная история. Учебник для вузов. /Под ред. проф. Ш.М.Мунчаева.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999. С. 4-110.

17. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. –М.,1991.

18. Платонов С.Ф. Учебник Русской истории. - М.,1993.

19. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. - М.,1993

20. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. –М.,1988.

21. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века.- М.,1995.

22. Скрынников Р.П. Иван Грозный и его время. – М.,1991. - Серия История. - №7.

23. Скрынников Р.Р. Борис Годунов. –М.,1992.

24. Соловьев С.М. Актуальные вопросы изучения народных движений (политические заметки о крестьянских войнах в России) //История СССР. - 1991. - №3.

25. Чистякова Е.В., Соловьев С.М. Степан Разин и его соратники. –М.,1988.

26. Ципин В. От крещения Руси до нашествия Батыя //Вопросы истории.- 1991. - № 4, 5.

27. Яковенко И. Православие и исторические судьба России //Общественные науки и современность. – 1995. - №2.

 

Даты важнейших событий


Просмотров 298

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!