![]() Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу! ![]() Дисциплины:
Архитектура (936) ![]() |
![]() Распоряжение ОАО "РЖД" от 31.05.2011 N 1186р «Об утверждении Положения о железнодорожной станции» - основа организации деятельности железнодорожных станций
Железнодорожные станции являются основным звеном железных дорог, где образуются и погашаются грузопотоки, организуются и распределяются вагонопотоки. Железнодорожные станции подразделяются на пассажирские, грузовые, смешанные, сортировочные, участковые, промежуточные. Типовые схемы железнодорожных станций на рисунке 3. Рис. 3.Схемы пассажирских станций. а) Сквозной тип станции. I-II, 3,4,6,7,8 - пути для приема и отправки поездов. 5 - ходовой путь, 3,9 - пути для пропуска транзитных поездов, 10,11 - локомотивный тупик, 12 - 20 - пути для стоянки отцепляемых вагонов. ----- пути пропуска грузовых поездов б) Тупиковый тип станции. I, II, 2-4, 6-9 - пути для приема и отправления поездов, 10 - вытяжные пути, 11,12 - пути для отцепляемых вагонов ПТС - пассажирская техническая станция, Ппр - парк для стоянки пригородных составов, БП - багажные и почтовые устройства, ПТ - пешеходный туннель, ЛХ - локомотивное хозяйство. Пассажирские железнодорожные станции это раздельные пункты железных дорог, где осуществляются операции с пассажирскими поездами и вагонами (прием, отправление, пропуск и технический осмотр транзитных поездов, экипировка вагонов, подготовка составов в рейс), а также обслуживание пассажиров, для которых оборудуются соответствующие сооружения и устройства Пассажирские станции в зависимости от объемов перевозок (размеров движения поездов) и категорий обслуживания пассажиров (дальние, пригородные), как правило, имеют: - пути для приема и отправления поездов, выполнения маневровых операций и временной стоянки отдельных пассажирских вагонов; - вокзалы с помещениями для пассажиров и обслуживающего персонала; - приемо-отправочные платформы, различные переходы, связывающие здание вокзала, платформы и привокзальную площадь между собой; - технические парки для формирования поездов, очистки, ремонта, экипировки и стоянки пассажирских составов и вагонов; - багажные и почтовые устройства и сооружения (помещения, склады, багажные платформы, технические тоннели); - устройства смежных хозяйств (локомотивного, вагонного, контактной сети, автоматики, связи), освещения, канализации, водоснабжения. Помещения вокзала в зависимости от предназначения делятся на: операционные (кассовый зал, справочное бюро, помещения для приема и выдачи багажа и ручной клади, телеграф, почта); ожидания и культурно-бытового обслуживания пассажиров (залы ожидания, комнаты длительного отдыха, буфеты, комнаты матери и ребенка, залы официальных делегаций и т.д.); служебные и для пригородных пассажиров, которые размещаются либо в отдельной части вокзала, либо в отдельном здании. Помещения вокзала должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить пассажирам максимум удобств при непременном соблюдении санитарных норм и противопожарных требований. Пассажирская железнодорожная станция, вокзал и привокзальная площадь проектируются как единый комплекс сооружений и устройств, предназначенных для удобного и безопасного обслуживания пассажиров. Пассажирские платформы сооружаются для обеспечения удобной, быстрой и безопасной посадки и высадки пассажиров по каждому пути приема и отправления поездов. Платформы могут быть низкие и высокие. Пассажирские платформы, как правило, должны иметь навесы или павильоны. Длина навесов определяется в зависимости от потока пассажиров. Переходы, соединяющие пассажирские платформы с вокзалом и привокзальной площадью, подразделяются на наземные, надземные (мосты) и подземные (тоннели). Особое место занимают железнодорожные станции в аэропортах. В настоящее время около 150 аэропортов мира имеют железнодорожное сообщение с центром города. На Всемирной конференции по развитию аэропортов, которая прошла в Мадриде в 2010 году, обсуждалась проблема доступа пассажиров в аэропорт. Одним из главных решений этой проблемы считают установление скоростного железнодорожного сообщения «город - аэропорт» на электрической тяге. Как наиболее экономичный и имеющий наименьшее негативное воздействие на окружающую среду. Одно из требований к железнодорожным станциям в аэропорту это то, что станции должны размещаться на минимальном расстоянии от аэровокзала для обеспечения минимального времени затрачиваемого пассажирами для доступа к пунктам досмотра или регистрации в аэровокзале. В России действуют несколько таких ж/д станций: Домодедово, Шереметьево, Внуково, Сочи. Владивосток, Казань, Екатеренбург. Планируется в России к 2018 году обеспечить ещё несколько аэропортов железнодорожным сообщением.
Рис. 4. Ж/Д станция в аэропорту Внуково
Рис. 5 Ж/Д станция в аэропорту Стокгольма Грузовые станции. Рис. 6 Грузовая железнодорожная станция. К сооружениям и устройствам грузовой станции относятся: станционные пути, предназначенные для приема, отправления поездов, сортировки вагонов и маневровой работы; устройства, обеспечивающие безопасность и управление системами сигнализации, блокировки и автоматизации; грузовые устройства; здания для пунктов управления техникой и технологией; вспомогательные устройства. На грузовых станциях выполняются следующие операции: технические - расформирование и формирование поездов, подача и уборка вагонов на грузовых фронтах, обработка составов по прибытию и отправлению; ![]() грузовые - погрузка, выгрузка, перегрузка, сортировка; коммерческие - прием, выдача и взвешивание грузов, оформление перевозочных документов, исчисление провозных плат и расчеты с отправителями и получателями, розыск грузов. Для грузовых станций характерны три основные группы устройств: - пути и устройства, обеспечивающие прием и отправление поездов и сортировку вагонов (приемо-отправочные, ходовые, сортировочные, маневровые устройства); - собственно грузовые устройства (грузовые склады, платформы и площадки, погрузочно-выгрузочные пути и машины и установки для погрузки и выгрузки грузов и др.); - устройства для обработки информации, в том числе документов (телефонная и громкоговорящая связь, промышленное телевидение, механизированная почта для пересылки документов между технической и товарной конторами и пунктами погрузки, выгрузки, вычислительная техника на рабочих местах исполнителей. Помимо грузовых станций, расположенных на магистральных железных дорогах, в крупных городах создают городские товарные станции, которые могут включаться в прямое железнодорожное или прямое смешанное сообщение В зависимости от схемы путевого развития станции могут быть сквозными и тупиковыми. Станции, обслуживающие крупные административно-промышленные центры, проектируют преимущественно тупиковыми, участковые и промежуточные - сквозными. В зависимости от значения станции и объема работы грузовые железнодорожные станции подразделяются на классы: внеклассные, I, II, III, IV, V класса. Разделение на классы производится по количеству баллов зависящих от ряда признаков: объему грузовой работы, числу перерабатываемых вагонов, размерам поездов, размерам технического оборудования, числу примыкающих железнодорожных путей, значимости населенного пункта, где расположена железнодорожная станция. Организационная структура управления строится по линейно-функциональному принципу. Начальник станции руководит нижележащими звеньями производственной системы не непосредственно, а через функциональные подразделения. Руководство эксплуатационной работой грузовой станции, контроль за выполнением суточных, сменных планов и заданий, организацию обработки поездов и вагонов осуществляет заместитель начальника станции по технической работе. Руководство грузовой и коммерческой работой в целом по станции возлагается на заместителя начальника станции по грузовой работе, а непосредственное руководство этими операциями на местах общего пользования осуществляется заведующим грузовым двором и сменным инженером по грузовой и коммерческой работе. Оперативное руководство работой станции, контроль за выполнением суточных и сменных планов, организацией грузовой и коммерческой работы, обработкой поездов и вагонов возложены на заместителей начальника станции и сменных руководителей (маневровых диспетчеров и дежурных по станции).
![]() |