Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Классификация тестовых заданий



Вопрос классификации тестов представляет определенную сложность.

I. Если критерием считать область исследования, то тесты под­разделяются на следующие виды:

1) тесты достижений — тесты развития, интеллекта, общей результативности, школьной успеваемости, профессиональной пригодности;

 

2) психометрические личностные тесты — на интересы, установки, личностные структурные тесты.

II. По назначению тесты можно разделить на психологические, педагогические, диагностические,

несущие профессии графические и прогностические функции.

III. В педагогике тесты классифицируются следующим образом:

1) тесты школьной успеваемости;

2) комбинированные тесты школьной успеваемости и профессиональной пригодности;

3) тесты, определяющие уровень развития ребенка и его готовность к школе;

4) тесты интеллекта и профессиональной пригодности;

5) тесты на внимание и умение концентрироваться;

6) социальные тесты.

IV. С точки зрения структуры и содержания тесты бывают:

1) гомогенные, если они составлены по материалам одной учебной дисциплины и в частности по ее отдельному разделу, теме;

2) гетерогенные, если они составлены для измерения уровня подготовленности студентов по нескольким дисциплинам. Этот вид теста используется для комплексной проверки в периоде станционных мероприятий образовательного учреждения;

3) интегративные, если они нацелены на диагностику подготовленности выпускника образовательного учреждения, в частности молодого специалиста средней и высшей профессиональной школы. Особенность этих тестов заключается в том, что правильные ответы строятся на синтезированных знаниях по нескольким учебным дисциплинам одновременно;

4) адаптивные, если задания даются испытуемому с учетомответа на предыдущее задание.

V. Формально тесты могут быть классифицированы в две большие группы:

1) по целевым, функциональным, содержательным признакам они бывают: по цели применения – констатирующие, диагностические, прогностические; по виду контроля – тесты текущего, рубежного, итогового контроля; по статусу контролирую­щей программы – стандартизированные, стандартизированные. В зависимости от формы проведения, целей и содержания тестового контроля выделяют тесты индивидуальные/групповые, устные/письменные, бланковые (условно называемые как тест «карандаш – бумага») и предметные, в которых используются рисунки, карточки и карандаш, бумага;



2) по формальным признакам тесты различаются: по объекту контроля – языковые, коммуникативные; по направленности тестовых заданий – дискретные, комплексные; по характеру заданий – тесты на скорость или на сложность выполнения и т.д.

VI. Отдельно следует выделить так называемые тесты «школьной успеваемости». Различают три вида (по Кюффнеру) методов тестирования, фиксирующих успеваемость: в целом при завершении какого-либо периода обучения; в обширных сегментах целей; на каком-либо отрезке учебного занятия.

Все перечисленные выше классификации тестов имеют конкретные виды тестовых заданий. Все существующие на сегодняшний день разновидности заданий являются своеобразной интерпретацией трех классов тестовых заданий Рюттера, который считал, что микроструктуру тестового задания можно представить как вопрос, который предполагает какой-либо ответ и несет какую-либо информацию.

I. В зависимости от оформления поля ответов тестовые задания бывают следующие.

Открытые, где ответ не задан ни тестируемому, ни обработчику теста. Пример данного теста – составление рисунков, схем. Такие задания разделяются на следующие виды:



– открытые задания по формообразованию;

– открытые задания на интерпретацию;

– открытые задания на ассоциацию.

Полузакрытые, где ответ известен только обработчику. Ониразделяются на следующие виды:

– со свободным ответом;

– ассоциативные задания;

– задания на дополнение;

– задания на подстановку;

– задания на построение;

– задания на изменение структуры.

Закрытые, где ответ задан как тестируемому, так и обработчику. Эти тесты имеют такие задания, как:

– задания на интерпретацию;

– альтернативные задания, задания с выбором ответа;

– выбор на основе ассоциаций;

– выбор на основе дополнения, на основе подстановки, на основе расширения;

– задания на установление связи, на перестановку, на репрезентацию.

II. Для практических целей достаточно разграничить свободную форму, предполагающую выбор ответа из нескольких предложенных. Поэтому тестовые задания можно классифицировать следующим образом.

Свободная форма ответа:

– тесты с пропусками. Пропущенные в предложении слова или части предложения должны быть восстановлены, после того как понята вся часть теста;

– задания на дополнение, предполагающие некоторое дополнение в рисунках, схемах;

– задания с кратким ответом, которые могут быть сформулированы вербально или графически;

– микросочинения. Цель таких заданий – выработка умения излагать мысли предельно кратко в одно-два предложения по типу вопрос – ответ.

Формы, предполагающие выбор ответа:

– задания на установление связи, соответствия между кем/чем-либо;

– задания на альтернативные формы. Здесь предполагаются всего два ответа, обозначающие заданную информацию как истинную или ложную. Поэтому ответ состоит в выборе «правильно/неправильно», «да/нет»;



– задания на выбор ответа. Чаще всего предлагается выбор одного ответа из 4 или 5 предложенных.

Следует отметить, что тестирование осуществляется не только с помощью стандартизированных тестов, разработанных специалистами-тестологами. В учебной практике каждому педагогу приходится обращаться к тестам как методу педагогического контроля и разрабатывать их самостоятельно.

Общие требования к содержанию тестовых заданий при компоновке теста.

1. По форме построения все тестовые задания:

– должны соблюдать однозначность и правильность решения, достигаемую за счет отсутствия двусмысленных формулировок;

– должны соблюдать одинаковые правила оценки ответов, т. е. все тестируемые поставлены в равные условия для решения теста;

– должны быть функционально валидными, т.е. соответствовать выявляемому уровню;

– должны быть содержательно валидными, т. е. включать только те задания, которые изучались и являются системообразующими; располагать задания по степени возрастания трудности;

– должны соблюдать логическую форму высказывания, предполагающую отсутствие тяжеловесных конструкций, компактность формулировки тестового утверждения в форме истинного или ложного высказывания;

– -должны быть краткими, позволяющими минимумом средств добиться ясности смысла содержания задания: тщательный подбор слов, символов, графиков и т.д.;

– должны иметь четкую, компактную, доступную пониманию инструкцию, которая на протяжении всего времени, отведенного на решение теста, должна быть перед глазами испытуемого;

– должны соблюдать правила построения ответов. Ответы в тесте могут предлагаться в разных вариантах: выборочные, формульные, числовые, текстовые, графические. Они должны следовать принципу «исключенного третьего», когда не допускаются формулировки типа «все ответы правильные», «правильного ответа нет» и т.д., включать правдоподобные ответы при требовании выбрать правильный ответ.

Требуемый ответ из числа предложенных к заданию кодируется в виде цифр или букв.

 

2. Содержание в тестовом задании должно отвечать следующим условиям:

– репрезентативности, т. е. как можно более полно отражать знание студентами учебной дисциплины;

– научной достоверности, т.е. отражать знание студентами современных концепций, теорий, технологий, взглядов на психолого-педагогические явления;

– соблюдению «предметной чистоты», т.е. чем меньше в тесте заданий, включающих в себя междисциплинарные элементы, тем чище содержание дисциплины.

Типы вопросов

Отбор заданий для контроля требует установить для проверки каких знаний, умений и/или навыков предназначено данное задание, а также сформулировать цели включения его в банк контрольных заданий. При этом необходимо учитывать следующее:

− задания должны отвечать целям обучения;

− ответы на задания должны позволять однозначно определить уровень сформированности у обучаемых требуемых знаний, умений и навыков;

− число заданий для итогового контроля по теме по возможности должно быть минимальным.

Задания, предлагаемые студентам при контроле, могут быть разного типа. Каждый тип задания предполагает определенную деятельность студента при его выполнении и ввод ответа. Можно выделить следующие типы заданий:

1) меню (выбор одного или нескольких из многих);

2) вычисление (ввод целого, действительного числа или нескольких чисел);

3) слово (ввод одного или нескольких слов);

4) фраза (ввод предложения);

5) формула (ввод формулы);

6) соответствие (выбор соответствующего из меню для каждого из заданных предложений, рисунков или фото);

7) «горячие» точки (определение места на графике, рисунке, фото);

8) последовательность (ввод последовательности действия или выбор её из меню);

9) гипертекст (выбор слова или параграфа из текста);

10) звук (ввод ответа в зависимости от услышанного задания).

Результаты сравнительного анализа использования различных типов вопросов в программах, предназначенных для КЗ, приведены на рис.1.

Наиболее часто используемыми являются вопросы типа меню (32%) и типа слово, предполагающие ввод одного слова (17%). К наиболее редко используемым относятся звуковые задания (1%), которые встречаются, в основном, в специализированных обучающих системах, как правило, для обучения иностранному языку.

 

Рис.1. Используемые типы вопросов.

Организация контроля знаний тесно связана с решением задачи выбора типа используемых вопросов, способа их представления на экране и формирования контрольных заданий обучающей программы.

У нас в техникуме мы для проведения итоговой государственной аттестации также используем тесты самого простого, 1 уровня. Это задания закрытого типа, т.е. меню.

При подготовке компьютерных тестов следует особое внимание уделять формату входного файла: Поскольку компьютер может понять только строго заданную последовательность символов (она определяется программой), особое внимание нужно уделить именно формату. Не должно быть посторонних символов и признаков форматирования, даже если вам кажется, что без них текст сливается в сплошную нечитаемую массу.

К использованию тестов в итоговой аттестации можно относиться по разному. Я сама являюсь противником использования тестов на ИГА, и одна из причин в том, что, как мне кажется, результаты тестирования плохо коррелируются с реальными знаниями.

В МорГУ (Владивосток) было проведено интересное исследование, целью которого было определить роль и место компьютерного тестирования в итоговом контроле знаний. Исследование велось для естественно-математических дисциплин (Дискретная математика и Теория вероятностей). В рамках исследования контроль проводился в три этапа: контрольная работа, письменный экзамен и компьютерный тест.

Объектом исследования стали 179 студентов 1-2 курсов различных факультетов. В таблице приведено распределении е отметок, полученных в результате применения различных форм контроля.

Метод Неуд. Уд. Хор. Отл.
Дискретная математика
Тест
Экзамен
Контрольная
Теория вероятности
Тест
Экзамен
Контрольная

 

Из результатов видно, что компьютерный тест вполне заменяет контрольную работу в силу высокого значения коэффициента корреляции.

Однако, по моему мнению, он не может заменить экзамена, подготовка к которому включает в себя проработку материала, запоминание теорем. Развивает культуру речи, умение выражать свои мысли, вырабатывает навыки логического рассуждения и делает запоминание более долговременным. Компьютерный тест не позволяет судить об этих достижениях учащегося.

 

Королев В.А.,

доцент кафедры специальных юридических дисциплин


Просмотров 2331

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!