Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Методы проверки и оценивания знаний, умений, навыков студентов на уроках русского языка и литературы



 

В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, т.е. информация, которая поступает от студента к преподавателю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Канал обратной связи важен для преподавателя, так как позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся. Не менее важна обратная связь для студентов, ибо благодаря ей они могут видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по ее корректированию.

Диагностирование, контроль, проверку и оценку знаний, умений я провожу в логической последовательности:

· Обычно в начале семестра провожу предварительное выявление уровня знаний в тестовой форме, в форме сочинения, аннотации, развернутого ответа на вопросы, аналитического чтения и т. д. (функция – определение знания важнейших элементов курса, направленное на устранение пробелов);

· в процессе дальнейшего обучения – текущая проверка (функция – способствует упрочнению знаний);

· рубежная проверка по устному разделу или теме урока (функция – систематизация и обобщение);

· итоговая проверка проводится в конце семестра или по завершению изучения дисциплины.

Все перечисленные выше виды контроля могут осуществляться с помощью разнообразных методов проверки знаний, умений, навыков (Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и студента, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладение требуемыми знаниями, умениями и навыками):

Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний.

В своей практике чаще использую фронтальный опрос, который предполагает работу преподавателя одновременно со всей аудиторией, и провожу в виде беседы по вопросам. При отборе вопросов и постановке перед студентами учитываю следующее:



– как правило, вопросов должно быть не более пяти, они должны непосредственно относиться к проверяемой теме;

– формулировка вопроса должна быть однозначной и понятной отвечающему;

– недопустимо предлагать студентам вопросы, требующие множества ответов, т.е. вопросы открытой формы или так называемые «тестовые» вопросы с ответом «да/нет».

Чтобы задействовать в опросе как можно большее количество студентов, часто использую смешанную форму работы, сочетающую в себе индивидуальный и фронтальный опрос. Например, одна группа отвечает у доски, вторая – оценивает ответ в качестве экспертов, третья – предлагает свой вариант ответа, четвертая – задает дополнительные вопросы отвечающим. Еще одна группа составляет аннотацию, которая строится на ответах на следующие вопросы:

– назовите план ответа товарища;

– установите взаимосвязь частных и общих закономерностей в развитии темы (вопроса);

– определите степень прогрессивности явлений, изложенных в ответе по заданному вопросу;

– какова практическая направленность ответа;

– отметьте использование в ответе новых, дополнительных знаний;

– выделите четкость и логическую последовательность изложения мысли при ответе;

– дайте оценку ответу.

Существенную роль при проведении контрольного опроса играет создание психологического комфорта, который обеспечивают:



– ситуация успеха;

– заблаговременное предъявление педагогического требования к ответам студентов;

– демонстрация преподавателем интереса к ответу студента через технику активного слушания;

– недопустимость вторжения преподавателя в ответ студента, исключе-
ние – если ответ студента заведомо неверный;

– выставление оценки за ответ.

В качестве стимулирования активности студентов лучше применять самооценку и взаимооценку, но при условии выделения четких критериев;

– объективность отметки при детальном разборе ответа студента («Ваш ответ заслуживает отметки..., поскольку...»). Недопустимо выставление отметки без комментариев, как, впрочем, и применение преподавателем так называемого комплемента «шоковой терапии»: «Вы хороший студент, но ставлю вам двойку»;

– незатянутый контрольный опрос по времени. Это – главное. Следует избегать групповых форм работы, построенных на диалоге.

В конце опроса преподаватель дает заключительные комментарии по качеству ответов всех студентов.

– не следует увлекаться вопросами с точной формулировкой раздела, параграфа, поскольку они заставляют работать механи­ческую память обучаемых;

– вопросы должны носить репродуктивный и познавательный характер: «Кто? Где? Когда? Что? Зачем? Почему? Какой? В чем?..»;

– все предполагаемые вопросы формулируются заблаговременно и выписываются в плане или конспекте урока;

– вопрос задается всем студентам. Ответы даются или по принципу круга, где каждый следующий отвечает на поставленный педагогом вопрос, или по желанию студентов;

– следует соблюдать динамику ответов: не затягивать паузы между ответами студентов, если требуется задать наводящий вопрос, то следует попросить ответить на заданный вопрос другого студента или попросить дополнить отвечающего;

– форма работы со студентами в системе вопросов может быть разной. Например, чтобы уйти от системы, когда один отвечает, а 3–4 человека слушают, остальные занимаются своими делами, использую опрос «тройкой». На заданный преподавателем вопрос отвечают три студента одновременно: ответ первого дополняет второй, третий комментирует, остальным предоставляется право оценивания ответа всех троих.



Использую также индивидуальный опрос, который направлен на выявление знаний конкретного студента. Формы опроса разнообразные: карточки-задания, решение педагогических ситуаций, тестирование, работа с высказываниями, работа у доски, с книгой, разнообразные интеллектуальные задания.

Например, студентам предлагаю опорные слова изученной темы, нужно показать их взаимосвязь и зависимость; или – составить графическую схему изученного материала, заполнить таблицу, вписать недостающие компоненты в опорную схему. Можно использовать задание «Работа с планом», возможные варианты:

1) дать другое название пункту плана, не искажая его содержания;

2) составить план по прочитанному параграфу или первоисточнику;

3) составить тезисный, цитатный план и т.д.

Письменная проверка наряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков студента. При письменном фронтальном опросе использую мини-контрольные, дидактические тесты, программированные опросы, перфокарты и т.д.

Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направление для индивидуальной работы с каждым.

На уроках русского языка, русского языка и культуры речи систематически провожу словарные и текстовые диктанты с последующей комментированной проверкой, когда в работу включается вся группа. Студент называет орфограмму – сомнительную букву – объясняет. В процессе такой работы (написания одного диктанта из 30–35 слов с комментированной проверкой), студент твердо усваивает написание 10–15 слов. Слова, в которых допускаются ошибки, выписываются в конец тетради, в словарик «Пиши правильно!» и включаются в следующие диктанты. Параллельно ведется работа по лексике (выясняются значения непонятных слов) и орфоэпии (правила постановки ударений и произношения) с использованием словарей.

Не менее эффективны взаимопроверки диктантов с выставлением оценок и комментированием.

Основным достоинством письменного опроса является самостоятельный характер работы студентов, обеспечивающий объективность данной формы контроля при условии предъявления индивидуальных заданий, развитие умений студентов выражать свои мысли в письменном виде. Так, по литературе пишем письма литературным героям или от их имени составляем киносценарии. Темы сочинений часто студенты получают такие, которые не спишут ни в одних шпаргалках! (например, при изучении «Войны и мира»: «В чьей семье хотел бы я жить: Ростовых или Болконских? Почему?», «Что есть красота, и почему ее обожествляют люди…» (Женские образы в романе «Война и мир»); «Рассуждения господина де Лень» (по роману «Обломов» и т. д.). После изучении жизни и творчества Л.Н. Толстого, обязательно составляем «Правила моей жизни». Я считаю, что уроки литературы – это уроки нравственности. У А. Солженицина в произведении «Один день Ивана Денисовича» главный герой говорит, что с 3 класса им говорили о политэкономии, с 5 – о Фейербахе, т. е. нравственные ценности были отодвинуты, поэтому сейчас основная цель литературы – научить видеть и ценить добро, быть гуманным. А данные формулировки тем (с предварительной работой), я думаю, способствуют этому.

Особо хочу остановиться на подготовке и написании студентами контрольной работы. Здесь наблюдаются:

– поверхностное восприятие студентами сути контрольного вопроса. Студент, схватывает ключевое слово и сразу приступает к выполнению, но такая поспешность и непро­думанность грозит ему неудовлетворительной оценкой;

– неполнота ответов, которая выражается в схематичном изложении материала, без аргументов и примеров;

– многословность ответов, связанная с плохим знанием содержания. Студент пишет общими многозначительными фразами обо всем, что он знает, а чаще – о чем слышал. Такое «растекание по древу» лишь на первый взгляд создает иллюзорное впечатление объема знаний.

Чтобы избежать подобных недостатков, оглашаю студентам систему требований по выполнению контрольной работы, выделяю критерии оценки знаний и даю инструкции.

Например: «Уважаемый студент! Ваши знания, помноженные на следование данным рекомендациям, позволят преподавателю с удовольствием поставить вам за выполнение контрольной работы отличную оценку:

прочитайте внимательно вопросы контрольной работы;

вспомните все, что вы знаете;

подумайте, почему вопросы сформулированы так, а не иначе. Что включает в себя каждый из них?

В качестве критериев оценивания контрольных работ выступают способность грамотно, логично, кратко изложить в терминах и понятиях основные идеи рассматриваемого вопроса и способность связать теоретические сведения с практикой реальной жизни».

Практически после изучения каждой темы выполняем тестовые задания (составляю всегда многовариантные). Нужно отметить, что эффективность изучения темы выше, если студентам дается задание самим составить тесты, к которым они дают и ответы, т. е. самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащегося, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки. Часто студенты готовят задания для других групп (можно выявить рейтинг качества знаний групп).

Эффективность диагностики результатов обучения обеспечивается комплексным использованием преподавателем всех видов, форм и методов контроля.

Весьма интересную технологию оценивания, объединяющую в себе и учет достижений, и навыки самооценки обучаемого, представляет следующая работа. Чтобы доказать свои знания и умения, студент собирает все свои продукты учебно-познавательной деятельности по данной теме (разделу), а затем для оценивания отбирает те, которые либо являются обязательными учебными заданиями для оценивания преподавателем, либо, по мнению учащегося, наиболее полно отражают его усилия. Поэтому разрешается делать пометки: «Самая удачная, самая любимая... работа». Оценка деятельности обучаемого со стороны преподавателя осуществляется в направлении выделения из представленных работ тех, которые лучше всего отражают творчество, оригинальность учащегося и заслуживают достойной оценки. В реализации данной технологии существенным является система заданий, получаемых учащимися, и примерное распределение общей оценки по всем этим заданиям.

При таком подходе, я думаю, не будет ни занижения, ни завышения оценок.

Преподавательский труд всегда был и будет нелегким, но когда в процессе кропотливой работы со студентами я читаю в одном из сочинений: «Если у меня когда-то родится сын, я назову его Андреем в честь Болконского, а если – дочь – Наташей в честь Ростовой» – это бальзам на душу! Или недавно во время изучения темы «Женские образы в романе «Война и мир»: после прочтения эпиграфа к уроку: «…Так что есть красота, и почему ее обожествляют люди, сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?», один студент восклицает: «Обожаю такие темы!» – это и есть те минуты, ради которых стоит работать.

Список использованной литературы

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М.,2000.

2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М.,2001.

3. Гузик Н.П. Учить учиться. – М., 1981.

4. Основы профессионально-педагогической деятельности преподавателя среднего профессионального образования: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Т.А. Даутова. – Уфа: БЭК, 2006

 

Колдаева Е. А.,

старший преподаватель кафедры
компьютерных технологий
и средств эксплуатации КС


Просмотров 841

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!