Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Требования к организации педагогического контроля и оцениванию студентов



ТЕЗИСЫ

Научно-методической конференции

«Совершенствование контроля знаний,
умений и навыков студентов
как средство повышения
качества образования и подготовки
конкурентоспособных специалистов»

 

 
Уфа 2007

«Все люди одинаково успешно
могут овладеть любыми областями
знаний. Дело не в способностях, а в
организации процесса обучения»

Сеймур Пейперт

«…Метод преподавания можно изучить из книг или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только
длительной и долговременной практикой…»

К.Д. Ушинский

 

Даутова Т. А.,

начальник научно-методической части,

отличник народного образования РБ

Требования к организации педагогического контроля и оцениванию студентов

 

Контроль знаний, умений, навыков студентов – один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффективность управления педагогическим процессом.

Контроль – это совокупность действий, позволяющих выявить качественные и количественные характеристики результатов обучения, оценить, как освоен студентами материал учебной программы.

Выделяют три функции контроля:

1) диагностическая – призвана выявить и оценить интересующие нас свойства студентов, а также уровни его знаний, умений и навыков.

2) обучающая – имеет целью оптимизировать самостоятельную работу студентов, активизировать их познавательную деятельность при подготовке к текущим занятиям, а также в период написания контрольных работ, рефератов, и подготовки к зачетам и экзаменам.

3) воспитательная функция состоит в формировании у обучаемых ответственного и творческого отношения к ученым дисциплинам, а через них – любви к профессии, в развитии у каждого культа учебы.

Система контроля включает разнообразные формы: экзамены, зачеты, устный опрос, контрольные работы, отчеты по производственной практике и т.д. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места. Например, устный опрос позволяет выявить не только знания, но и владения устной речью, может помочь исправить ошибки речи. Письменные работы дают возможность определить глубину и прочность усвоения материала, но требует больших затрат времени преподавателя.



Педагогический контроль подразделяют на предварительный, текущий, рубежный и итоговый. На характеристиках этих видов я не буду останавливаться, потому что коллеги расскажут подробнее о них.

По организации и проведению контроля в техникуме приняты свои внутренние нормативные документы:

– Рекомендации по проведению текущего контроля знаний.

– Положение о промежуточном контроле знаний.

– Положение об ИГА

В этих документах определены, цели, условия подготовки и проведения аттестации, их формы и методы; определены требования к контролю знаний студентов и критерии оценивания.

Посещение открытых занятий, занятий молодых преподавателей и занятий с целью знакомства с методикой работы преподавателей или в рамках внутритехникумовского контроля, свидетельствует о том, что ряд преподавателей испытывают трудности, связанные с педагогическими требованиями к организации контроля и оцениванием результатов.

К организации контроля за учебной деятельностью студентов предъявляется определенные педагогические требования:

· индивидуальный характер контроля, предполагающий выдачу индивидуальных заданий студентам и такую организацию контроля, которая бы исключила подсказки;



· систематичность, регулярность контроля, побуждающая студентов к активизации познавательной деятельности;

· всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все основные разделы учебной программы, обеспечивать проверку знаний, умений, навыков;

· разнообразие форм контроля;

· объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные суждения и выводы преподавателя, основанные на недостаточном понимании студентов или предвзятом к ним отношениям;

· дифференцированный подход, учитывающий особенности личных качеств каждого студента;

· тактичность преподавателя;

· единство требований преподавателей, осуществляющих контроль за учебной работой студентов в данной группе.

Очень важно на всех этапах оценки знаний проявлять полную объективность. Нельзя связывать оценку результатов деятельности с оценкой личности студента. Если преподаватель негативно оценивает личность студента, да еще в присутствии сокурсников, воспитательный эффект от этих действий будет нулевым и, возможно, отрицательным.

Студент уходит от всякого общения с таким преподавателем и перестает воспринимать в дальнейшем его советы, даже самые добрые и полезные.

Надо уметь оценивать личность студента без обидных высказываний, деликатно. Студенты очень ценят те отношения между ними и преподавателями, в которых их принимают без личностных оценок, без условий, независимо от того, как они учатся, при всех ошибках и недостатках.

И уж совершенно недопустимо, когда оценочные суждения превращаются в морализованные. Объективные оценочные суждения должны помочь студенту глубже разобраться в каком-то вопросе, увидеть свои сильные и слабые стороны, найти правильный путь для достижения знаний.

В деликатной форме, учитывая индивидуально – типологические особенности студента, ему нужно дать понять, каковы его действительные знания, избавить его от иллюзий, если он переоценивает свои силы, или поддержать, если он их недооценивает.



Объективно выставленная оценка развивает у студентов чувство уважения к науке, учебному заведению и к преподавателю, стимулирует их на дальнейшую учебу. При этом необходимо помнить, что завышение преподавателем оценки безнравственно, так как он приучает студентов думать, что можно учиться без трудовых усилий.

Заниженная оценка знаний студентов вызывает у них ощущение несправедливости, может убить желание учиться. Следует помнить, что контроль знаний, оценивание результатов обучения (особенно зачет и экзамен) – самые эмоциональные и весьма сложные формы обучения. Поэтому задача преподавателя – делать все, чтобы побольше было положительных эмоций; быть доброжелательным и объективным к студентам.

Преподавателю следует помнить, что главная цель конкретной оценки – вознаградить студента за его трудолюбие, а не наказывать за слабые знания или их отсутствие.

Вместе с тем, педагогическая практика показывает, что многие преподаватели, несмотря на стремление быть объективными, при опросе и оценке ответов студентов допускают некоторые ошибки. В их числе чаще других встречаются следующие:

1. Искажение оценки зависит от отношения к студенту, в частности:

– проявление снисходительности приводит к завышению оценки;

– строгое отношение к студенту ведет к занижению оценки;

– при высоких знаниях проявляется тенденция к снижению уровня оценки, а при слабых – возникает некоторая жалость к студенту, что нередко ведет к завышению оценки.

2. Успех на зачете и экзамене порой зависит не только от знаний, но и умений студентов приспосабливаться к экзаменационной ситуации:

– студенты, устойчивые к экзаменационному стрессу, умеют вступать в контакт с экзаменатором, те у кого хорошо развита речь, как правило, получают оценки выше, чем они того заслуживают;

– студентам застенчивым и обладающим повышенным чувством ответственности, к тому же не умеющим приспосабливаться к экзаменационной ситуации, часто оценки занижаются.

3. При определении максимально объективной оценки студенту дидактика рекомендует преподавателям учитывать ряд факторов и обстоятельств:

– правильность ответа на вопросы (грамотное и достаточно глубокое изложение законов, принципов, правил, конкретных фактов);

– полнота ответа;

– творческое применение знаний в сложных практических ситуациях;

– логика изложения материала в процессе ответа (оцениваются не только знания, но и умения их излагать, логика рассуждений);

К дополнительным факторам, которые влияют на оценку, относятся:

– культура речи (или ее отсутствие);

– убежденность или безразличие;

– прочность знаний или их поверхностность;

– трудолюбие, проявленное при изучении курса или леность в учебе;

– сообразительность или тугодумие.

Всесторонний учет и гибкое использование данных факторов и обстоятельств позволит преподавателям с достаточно высокой объективностью оценить ответы студентов и выставить каждому студенту такую оценку, какую он по праву заслужил.

 

Хайруллина Л.З.,

доцент кафедры ОГД

 


Просмотров 1485

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!