Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Культурные переменные и мотивация, связанная с идентичностью



Любые культурные переменные, которые обостряют восприимчивость индивида к факторам, угрожающим его идентичности, повышают вероятность личных столк­новений. Культурные переменные, подобные тем, которые предполагает концеп­ция культуры чести (см., например, Cohen, Vandello & Rantilla, 1998), также могут повысить вероятность проявлений физической жестокости, вызванных угрозой идентичности. Если мы будет рассматривать угрозу идентичности как опосредую­щую переменную личностного уровня, оказывающую влияние на ответное пове­дение, можно сделать вывод, что события, которые представляют опасность для идентичности, вызывают ответное поведение (акт возмездия) у представителей четырех культурных групп, изучением которых занимались Тедеши и соавторы (Tedeschi et al., in preparation). Различия в агрессивном поведении, которое явля­ется реакцией на угрозу идентичности у названных культурных групп (американцы, китайцы из Гонконга, японцы и немцы), объясняются разным уровнем восприим­чивости к угрозе идентичности.

Интерпретация требует учета того факта, что культурные переменные могут оказывать влияние как на когнитивную деятельность, так и на практические дей­ствия. Индивид может быть весьма восприимчив к угрозе идентичности, однако избегать открытого проявления своей реакции, защищая свое эго.

Тедеши и соавторы (Tedeschi et al., in preparation) высказывают предположе­ние, что различия в философских традициях и исторически сложившихся услови­ях существования привели к разному уровню коллективизма в четырех перечис­ленных культурах. Коллективизм проявляется в практике социализации, сориен­тированной на ценность социальной гармонии. Поэтому можно предположить, что нанесение оскорблений будет чаще встречаться в индивидуалистических культу­рах, менее озабоченных вопросами социальной гармонии, что ведет к более ост­рым проявлениям личной конфронтации. Представители индивидуалистических культур меньше сдерживают свою агрессивную реакцию на враждебные проявле-

ния со стороны окружающих. Однако при этом можно предположить также, что представители коллективистских культур будут более восприимчивы к угрозе идентичности группы по сравнению с теми, кто принадлежит к индивидуалисти­ческому обществу. Меньшая склонность к контратаке препятствует обострению конфликта (Felson & Stedman, 1983). На основании приведенного выше анализа можно сделать вывод, что японцы в меньшей степени, по сравнению с американ­цами, склонны к убийству среди «своих», но могут вести себя куда более агрессивно по отношению к «чужим», которые представляют для них угрозу.



Интеракционистская теория с точки зрения кросс-культурного подхода

Преимущество традиционного теоретического подхода к объяснению кросс-куль­турных различий состоит в том, что данная теория предлагает комплекс медиато­ров и модераторов, оказывающих влияние на социальное поведение, которые мож­но выразить через уже выявленные культурные переменные. На ранней стадии такой подход представляет собой попытку осмысления вопроса, поскольку специ­алист по социальной психологии просто размышляет о том, насколько адекватно каждый из культурных факторов выражается через процессы, постулированные теорией. Затем такие теоретические размышления должны пройти проверку в ходе кросс-культурной интерпретации. Так, например, вероятность личного возмездия за неправомерные действия со стороны другого человека, судя по всему, связана с представлениями о том, как должны действовать члены общества или обществен­ные институты для восстановления справедливости. Эти представления рассмат­риваются и оцениваются как с точки зрения принадлежности к определенной груп­пе, так и с точки зрения характера карательных мер.

Таким образом, теоретики обращают наше внимание на оперативные психоло­гические переменные, которые поддаются кросс-культурному тестированию и оценке. А значит, теперь мы можем узнать, как наши теоретики применяют этот подход в условиях разных культур, пытаясь понять, каким образом культурные переменные влияют на психологические процессы.


Просмотров 290

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!