Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Культурные переменные и мотивация социального контроля



Тедеши и Фелсон (Tedeschi & Felson, 1994) полагают, что угрозы и карательные меры часто применяются для того, чтобы контролировать поведение окружающих. В этом смысле агрессивные действия представляют собой всего лишь отвратитель­ные формы социального воздействия.и служат властным интересам личности, осу­ществляющей контроль. Личность, от которой исходят угрозы, добивается покор­ности, чтобы с помощью тех, кому она угрожает, достичь желаемых результатов. Такая форма насилия является не самой предпочтительной формой воздействия с учетом возможности возмездия и негативной реакции со стороны окружающих.

Тот, кто намерен прибегнуть к тактике насилия, учитывает процедурный смысл таких действий. Так, Махатма Ганди питал отвращение к проявлениям жестоко­сти при выражении протеста, но был не против применения ненасильственной так­тики сопротивления. В субкультурах менонитов и квакеров проповедуется и прак­тикуется отсутствие насилия и принуждения, а в качестве самого сурового наказа­ния для нарушителей используется избежание контактов с ними. Исследования в области возрастной психологии показали, что агрессивные мальчики, в отличие от неагрессивных, считают насилие эффективной формой контроля окружающих (Boldizar, Perry & Perry, 1989). Это значит, что установки на действенность и прием­лемость насильственной тактики делают агрессию более распространенным явлением.

Таким образом культурные различия в агрессивном поведении можно интер­претировать с учетом процедурного смысла таких действий. Есть основания пола­гать, что совокупность этих смыслов в определенной степени связана с Я-концеп-цией личности. Ким и его коллеги обнаружили, что респонденты, склонные к вза­имозависимому Я-конструированию, выражают большее отвращение к насилию или оскорблению окружающих, чем склонные к независимому Я-Конструирова­нию(Kim et а!., 1996; Kim, Sharkey & Singelis, 1994). Таким образом, судя по всему, культурные вариации вербальных проявлений агрессивности связаны с оценкой такого поведения с точки зрения Я-конструкции. Подобную связь с Я-конструи-рованием можно обнаружить при выборе стратегии разрешения конфликта (см., например, Bond, Leung & Schwartz, 1992) и других типов социального поведения, связанных с сохранением гармонии межличностных отношений.



Современные гипотезы, касающиеся культурных параметров эго, учитывают также задачи и тактику поведения индивида в ситуации социального конфликта. Маркус и Китаяма (Markus & Kitayama, 1991), обращаясь к индивидуализму и коллективизму, рассматривают концепции независимого и взаимозависимого Я. Они считают, что

для многих культур западное представление о личности, как о сущности, для кото­рой характерны определенные внутренние атрибуты и которая изолирована от контекста, не является адекватным отражением представлений об эго. Скорее эго будет рассматриваться ими как включенное в систему взаимосвязей с контекстом, иное по своей сущности, а именно, «эго взаимосвязанное с окружающими» (р. 225).

Обучи и Тедеши (Ohbuchi & Tedeschi, 1998) обнаружили, что цели и тактика японцев и американцев в ситуации конфликта различны. Возможно, опосредован­ное влияние на эти различия оказывают Я-конструкции респондентов. Японцы, принадлежащие к коллективистской культуре и предположительно склонные к более взаимозависимой Я-конструкции, демонстрируют устойчивое стремление сохранить отношения с оппонентом. Более того, они стремятся решить конфликт, используя разного рода обходные пути, например привлекая третьих лиц в каче­стве посредников и предлагая компромиссные решения. Американцы, представля­ющие индивидуалистическую культуру, обнаруживают большую склонность к решению конфликта в индивидуальном порядке и к тактике конфронтации. Если взаимозависимые Я-конструкты связаны со стремлением сохранить социальную гармонию, а независимые — с индивидуальными интересами (и, вероятно, с более пренебрежительным отношением к социальным взаимосвязям), тогда культурные различия в склонности к принудительным мерам (например, агрессивному пове­дению) можно объяснить с точки зрения Я-конструктов.



Ценность определенных объектов и потребность в них различны в разных куль­турах. Следовательно, источники конфликта и соперничества, а также цели, к ко­торым стремится индивид, воздействуя на окружающих, также различаются меж­ду собой. У мбути в Африке мужчины стремятся захватить территорию для охоты (Turnbull, 1965). Основной причиной конфликтов среди янаномо в Бразилии яв­ляется дефицит женщин (Chagnon, 1976). В обществах с коллективной формой собственности конфликты из-за собственности встречаются достаточно редко (Knault, 1987).


Просмотров 292

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!