Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Религиозные убеждения и ценности



Религиозные убеждения и свойственные культуре взгляды на репутацию семьи также оказывают влияние на взгляды женщин и их работу за пределами дома ,Rapoport, Lomski-Feder & Masalia, 1989). Латинская Америка и Ближний Восток имеют много общего в'отношении идеалов, связанных с личной репутацией и ре-

путацией семьи, и эти идеалы увязывают мужественность мужчины с сексуальной чистотой женщины и оказывают влияние на полоролевую ориентацию и разделе­ние труда в семье (Youssef, 1974). В обеих культурах замужняя женщина, прини­мающая участие в общественном труде, вызывает негодование, а если женщины и работают, их контакты с мужчинами при этом должны быть сведены к минимуму. Несмотря на примерно одинаковый уровень экономического развития, доля жен­щин в общей рабочей силе значительно выше в Латинской Америке, чем на Ближ­нем Востоке. Развитая структура расширенной семьи, которая опирается на муж­чин, на Ближнем Востоке, строго контролирует участие женщин в труде за преде­лами дома, однако в Латинской Америке власть родственников-мужчин смягчается за счет весьма значимой роли священников (Youssef, 1974). Тем не менее образо­вание, которое открывает дорогу к престижным должностям, помогает женщинам в обеих культурах преодолеть стоящие перед ними преграды.

Экономические факторы

Экономические факторы, судя по всему, оказывают влияние на культурные прак­тики, связанные с тендерными проблемами. Выкуп за невесту представляет собой разновидность компенсации за экономические потери семьи, которая теряет воз­можность использовать труд дочери (Heath, 1958), и встречается чаще там, где тру­довой вклад дочери является ощутимым. Приданое невеста получает в тех культу­рах, где доля ее труда в семье относительно невысока.

В соответствии с теорией Кронка (Cronk, 1993), когда родители имеют высо­кий социально-экономический статус, преимуществами в семье пользуются сыно­вья, а когда этот статус низок, расположением пользуются дочери. Например, му-когодо в Кении занимают самое низкое положение в региональной иерархии бо­гатства, престижа и, следовательно, в возможности вступить в брак и оставить потомство. Из-за низкого социально-экономического статуса для мужчин мукого-до весьма проблематично найти себе невесту, поскольку у них нет средств, чтобы заплатить за нее выкуп. Поскольку мужчина может иметь столько жен, сколько по­зволяют его средства, женщины всегда в дефиците, поэтому женщины мукогодо легко находят себе мужей, часто из более обеспеченных и обладающих более высо­ким социальным статусом соседей.



Экономические условия могут привести и к тендерным предубеждениями в отношении родителей к детям. Соотношение рождений мальчиков и девочек у мукогодо является обычным, но перепись населения 1986 года показала, что на 98 девочек в возрасте до 4 лет приходится только 66 мальчиков. Хотя данные об уничтожении младенцев мужского пола отсутствуют, очевидно, что более высокий уровень смертности мальчиков связан с предпочтением, которое оказывается де­вочкам. По сравнению с мальчиками, девочек дольше не отнимают от груди, обыч­но лучше кормят и чаще показывают врачу. Родители больше вкладывают в тех Детей, на которых возлагают больше надежд на улучшение материального положе­ния или продолжение рода (Trivers & Willard, 1973).

У кочующих в Пакистане и северной Индии каньяр женщины обеспечивают более половины дс&ода большинства семей, занимают доминирующее положение в общественной жизни и при решении вопросов личного характера (Cronk, 1993).



Выкуп за невесту весьма высок, и нетрудно понять, почему рождение девочки стано­вится праздником, а появление на свет мальчика встречает куда меньший энтузиазм. Культурные практики такого рода представляют собой полную противополож­ность тому, что происходит в других традиционных культурах (таких, как Индия, Китай, Турция, Корея), где мальчики высоко ценятся в семье и их рождение — большая радость (Kagitcibasi, 1982). Убийство младенцев женского пола (Krishna-swamy, 1988), избиение жен (Flavia, 1988) и сожжение невест (Ghadially & Kumar 1988) представляют собой культурные практики, свидетельствующие о пренебре­жительном отношении к женщинам в ряде традиционных индийских культур. Предпочтение, которое оказывается мальчикам, по-прежнему достаточно ощути­мо в США (Oakley, 1980; Pooler, 1991), а также в незападных странах (Hammer, 1970), несмотря на то что многие религиозные традиции и экономические условия, в связи с которыми сформировалось это предпочтение, уже не имеют отношения к современной культуре.

Участие женщин в политике

В кросс-культурном аспекте мужчины принимают в политике более активное учас­тие и имеют в этой связи большие возможности, чем женщины (Ember, 1981; Masters, 1980; Ross, 1985,1986). При исследовании выборки из 90 обществ, не имеющих раз­витой промышленности, было обнаружено, что участие женщин в политической жизни выше при наличии острых внутренних конфликтов и напряженности в об­ществе, но при невысокой вероятности внешних конфликтов и войн (Ross, 1986).

Издавна существующие стереотипные представления о дихотомии обществен­ного/мужского и частного/женского предполагают, что мужчина находится на виду у общества, он активен в бизнесе, политике и культуре, в то время как жен­щины остаются дома и заботятся о доме и семье (Peterson & Runyan, 1993). Одна-ко.кросс-культурные исследования не подтверждают наличие такой дихотомии, поскольку женщины активно работают и участвуют в общественной жизни за пре­делами дома, а мужчины занимаются среди прочего и семьей (Vianello et al., 1990).

Действительно, Гиббоне и его коллеги (Gibbons et al., 1991,1993) показали, что в соответствии с представлениями подростков, которые принадлежат разным куль­турам, роль женщины предполагает как выполнение обязанностей по дому, так и работу за пределами дома. Представления подростков о роли женщины отражают изменения в условиях жизни и в отношении к женщине во всем мире.


Просмотров 365

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!