Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Влияние культурных параметров на межнациональные различия в суждениях, касающихся эмоций



Большая часть кросс-культурной научно-исследовательской работы в этой и в дру­гих областях рассматривает культуру как фактор, действующий в масштабах стра­ны. Хотя это и стандартный подход, он ограничивает наши возможности интерпре­тации наблюдаемых различий. То есть когда культура рассматривается как не­который фактор, действующий в масштабах страны, и в процессе исследования обнаруживаются определенные различия, они могут объясняться лишь различи­ем культур разных стран, поскольку культура как таковая не подвергается ника­кому анализу. Однако недавно ряд авторов стал призывать к отказу от такой прак­тики и к переходу к исследованиям, которые позволяют «раскрыть» воздействие культуры на психологические переменные (например, Bond & Tedeschi, глава 16 наст, изд.; Poortinga, van de Vijver, Joe & van de Koppel, 1987; van de Vijver & Leung, 1997). Под таким раскрытием понимается идентификация специфических психо­логических параметров культуры, которые могут приводить к различиям между странами в отношении представляющих интерес переменных, учет и оценка этих параметров, включая статистическую оценку степени, в которой они влияют на различия между странами. Таким образом, конкретные, поддающиеся оценке па­раметры культуры на психологическом уровне заменяют общий неспецифический конструкт, известный нам как культура.

Когда такие параметры включаются в исследование и оцениваются в его про­цессе, то это позволяет эмпирически доказать, что участники отличаются (или нет) по отношению к данным конструктам, снимая необходимость строить догадки. У исследователей в таком случае нет необходимости опираться на впечатления, рассказы или стереотипы при интерпретации различий, поскольку оценка данных параметров обеспечивает методологический контроль характера воздействия куль­туры. Эта оценка позволяет уточнить связь культуры и зависимых переменных на основе количественного определения степени, в которой культура влияет на раз­личия между странами. Таким образом, исследователи могут не только ставить вопрос о том, влияют ли такие конструкты, как индивидуализм-коллективизм, на межнациональные различия, но и какова глубина этого влияния. Включение критериев такого рода в будущие кросс-культурные исследования является необ­ходимым условием эволюции в данной области, если исследователи действитель­но намерены понять, какие моменты культуры ведут к появлению кросс-культур­ных различий и почему это происходит.



Исследование, проведенное Мацумото и соавторами (Matsumoto, Consolacion et al., 1999), было уникальным не только благодаря данным, которые касались суж­дений, связанных с мимическим выражением эмоций, но также в связи с оценкой данных, полученных от респондентов в отношении двух важнейших культурных конструктов — индивидуализма-коллективизма (ИК) и статусной дифференциа­ции. Индивидуализм-коллективизм использовался для объяснения многих меж­национальных и кросс-культурных различий в поведении и, безусловно, является наиболее известным, хорошо изученным и значимым параметром культуры, суще­ствующим на сегодняшний день (Triandis, 1994, 1995). Индивидуалистические

культуры обычно делают акцент на уникальных особенностях личности, поощряя ее автономию и независимость. В коллективистских культурах принадлежность к группе ценится выше, чем индивидуальность, поощряется согласие, сплочен­ность и сотрудничество. Под статусной дифференциацией понимается степень, в которой в рамках определенной культуры поведение по отношению к окружающим меняется в зависимости от различий в общественном положении между взаимо­действующими субъектами. Некоторые культуры делают эти различия весьма зна­чительными, давая в руки людей, занимающих более высокое общественное поло­жение, большую власть; в других культурах уровень этой дифференциации не столь значителен, взаимодействие людей друг с другом происходит более-менее независимо от различий, связанных со статусом. Так же как индивидуализм-кол­лективизм, дифференциация, связанная со статусом и властью, является одним из важнейших параметров культурной изменчивости (Hofstede, 1983, 1984).



Чтобы определить влияние индивидуализма-коллективизма и дифференциа­ции в зависимости от статуса на межнациональные различия в оценке эмоциональ­ных состояний, о которых говорилось выше, Мацумото с коллегами (Matsumoto, Consolacion et al., 1999) отдельно сравнивали оценки внешнего и внутреннего про­явления эмоций, которые были даны американцами и японцами, с учетом и без учета оценок переменных индивидуализма-коллективизма и дифференциации в зависимости от статуса (та же самая методика использовалась при оценке воздей­ствия индивидуализма-коллективизма на межнациональные различия в куль­турных нормах проявления эмоций, которой посвящена работа Мацумото и соав­торов (Matsumoto et al., 1998)). Проведенный анализ показал, что приблизитель­но 90 % колебаний в оценках объяснялось этими двумя культурными переменными. Последующий анализ выявил, что фактор индивидуализма-коллективизма сам по себе достаточен, чтобы внести различия в оценки. Таким образом, данное ис­следование впервые эмпирически доказало, что различия между американцами и японцами, касающиеся суждений в отношении внутренней и внешней интен­сивности эмоций, могут почти всецело объясняться культурными различиями, связанными с индивидуализмом-коллективизмом и дифференциацией в зави­симости от статуса.



Выводы

Данные, которые имеются в нашем распоряжении на сегодняшний день, говорят о том, что восприятие эмоций содержит как универсальные, так и культуро-специ­фичные элементы. В другом месте (Matsumoto, 1996) я предложил схему, подоб­ную нейрокультурной теории выражения эмоций Экмана и Фризена, которая по­зволяет описать, откуда берутся черты культурного сходства и различия при вос­приятии или оценке эмоций. Данная модель предполагает, что оценка эмоций осуществляется под влиянием а) программы распознавания мимики, которая но­сит врожденный и универсальный характер (подобно программе восприятия ми­мики Экмана и Фризена) и б) обладающих культурной спецификой норм декоди­рования, которые интенсифицируют, ослабляют, маскируют или определенным образом направляют восприятие (ср. Buck, 1984). Когда мы воспринимаем эмо­ции других людей, процесс распознавания аналогичен процессу сопоставления

с универсальным прототипом мимического выражения определенных эмоций. Однако перед вынесением окончательного суждения на стимул накладываются усвоенные в процессе научения нормы, касающиеся восприятия выражения эмо­ций такого рода у окружающих. Самые последние исследования говорят о том, что эти нормы могут различаться в зависимости от устойчивых социокультурных па­раметров, таких как индивидуализм-коллективизм или дифференциация в зави­симости от статуса. Данный механизм можно считать такой же основой эмоцио­нальной коммуникации в разных культурах, как и нейрокультурную теорию вы­ражения эмоций Экмана и Фризена.


Просмотров 320

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!