Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Дифференциация з — ж в слогах



1. Прочитайте слоги и словосочетания парами. Скажите, какими звуками от­личаются эти пары.

за – жа жа – за аза – ажа ожа – оза

зо – жо жо – зо озо – ожо ажо – азо

зу – жу жу – зу узу – ужу ажу – азу

зи – жи жи – зи изи – ижи ижи – изо

зе – же же – зе езе – еже оже - озе

2. Прослушайте слоги. Напишите первую букву каждого слога.

за, жа, жу, зу, жи, зы, зе, же, зо, зё; жла, зла, жло, зло, зли, жли, зла, шла, зме,

жму, жмы, зна

3. Прослушайте звукосочетания. Запишите только согласные.

ажа, аза, ужу, узу, узы, ужи, ыжи, езы, язы, ежи, ежу, езу

4. Прослушайте, запомните, повторите и запишите ряды слогов в той же после­довательности.

за — жа — за жа — за — жа за — жа — за — жа

зо — жо — зо жо — зо — жо жо — зо — жо — зо

зу — жу — зу жу — зу — жу зу — жу — жу — зу

5. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой з, во вторую — с буквой ж.

а) жи, зи, за, жа, жу, же, зе, зу, зё, зы, зю

б) жда, зла, жду, злу, зна, жна, жно, жне, зне, зно, эре

в) ажа, аза, озу, ожи, аже, изю, изи, ези, оже, ужу, ожу

6. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку логопеда. (Используется материал предыдущих задании.)

Дифференциация з — ж в словах

1. Прослушайте слова. Назовите и запишите буквы з, ж.

а) в начале слова:

зал, жаба, жук, зубы, жалко, забор, зев, жара, жир, зебра, зуб, звон, звук, злой, ждать, жнейка, здание, здешний

б) в середине слова:

можно, озимые, нужно, озноб, езда, измена, ожидание, межа, поджарить, узы, узелок, ужи, кружечка, узнать, уздечка

2. Выделите слоги с з, ж из слов.

а) из начала слова:

закон, жакет, изба, журавль, животное, зима, живот, земля, дружба, возили, вязанка, кузнец

б) из середины слова:

ежики, лужайка, ужинать, узнали, вазелин, бумажный, однаж­ды, указательный, ухаживал, узенький, музыка, мерзлота

3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отли­чаются эти пары. С каждым словом устно составьте предложение.

коза — кожа лоза — ложа

узы — ужи зевать — жевать

4. Закончите слово, добавив пропущенный слог.

а) за или жа:

Ли..., ко..., ло..., сту..., ко..., ро..., са..., гро..., сле..., гла..., лу...

б) зы или жи:

во..., но..., ро..., та..., эта..., ко..., лы..., сле..., вож..., стри..., арбу..., чи..., стреко...

в) зу или жу:

ве..., во..., ле..., хо..., бу..., вя..., гры..., сту..., вле..., бро...



5. Вставьте в слова пропущенные слоги за или жа.

пи...ма ма...ли вя...ли

по...ли ...ноза ...лейка

во…тый ле...ли ска...ли

са...ли ...студил ...лила

6. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков з, ж. Составьте схемы этих слов, надпишите буквы з, ж над нужным слогом, под схемой запишите соответствующее ей слово.

звезда, зажигалка, задержал, заржали, заржавел, жажда, злак, железо, железный, зажал, жужжит, зазвенел, замок, жестянка, кружева, раздражает, книжный, гвоздика, кружит, резвый, залежи, заряжает, зажимает, лужайка, базар, завизжала, визжит, дре­безжит

7. Словарные диктанты:

а) с опорой на схему и выделенные буквы з, ж;

б) с делением на слоги и проговариванием.

(Используется лексический материал предыдущих заданий.)

Дифференциация з—ж в предложениях

1. Составьте словосочетания со словами пунктов а и б.

а) влажная, железный, свежий, пассажирский, зеленая, желез­ная, зимняя, полезное, железное, заряженное

б) ружье, кольцо, животное, дорога, стужа, поезд, лужайка, замок, воздух, земля

2. Закончите словосочетание, отвечая на вопросы. (Используется лексический материал предыдущего занятия.)

стужа (какая?) ... поезд (какой?) ... ружье (какое?) ... лужайка (какая?) ... замок (какой?) ... кольцо (ка­кое?) ... земля (какая?) ... воздух (какой?) ... живот­ное (какое?) ...

3. Запишите предложения. Вставьте недостающее слово, ответив на вопрос.

После дождя (какой?) воздух. Корова (какое?) животное. После дождя земля (какая?). Дети гуляли на (какой?) лужайке. На калитке висел большой (какой?) замок.

4. Закончите предложения по картинкам. Запишите их. Подчеркните букву з зеленым карандашом, ж — жёлтым. (Картинки подбирает логопед.)

Зоя нашла зеленого (жук). У Лизы новые (лыжи). Во мху жи­вут (ужи). В зоопарке живет полосатая (зебра). Женя и Зина ждут (поезд). В дождь надо брать (зонт).



5. Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы.

...убры ...ивут в ...аповедниках. ...уки бывают ра...ные: ...ук-олень, ...ук-носорог. Е...ик ...ивет в норе, а у зайца нет ...илья. Е... и ...аяц - дикие ...ивотные.

Жильцы.

У дома ...дет гру...овик. На гру...овике приве...ли вещи. В новый дом ...аселяются ...ильцы. Новые ...ильцы будут ...ить на пятом эта...е. Скоро ...ильцы ...аселят все эта...и. Новые дома удобны для ...илья.

Медвежата.


Не ...нали медве...ата, - Е…ики - …ано…ы

Что колются е...ата, Испугались е…ики:

И давай с е...атами Несут щипцы и но…ики.

Играть, как с медве...атами. И давай по штучке

Вдруг медве...ата в сле...ы: Вынимать колючки.

6. Прослушайте рассказ. Нарисуйте к нему картинку. Напишите изложение по плану.

Весна.

Наступила долгожданная весна. Засверкало солнце. Зажурчали ручейки. Ожила трава. На деревьях зазеленели первые листочки. Птицы радостно готовят себе гнезда. Все рады весне.


План.

1. Приход весны.

2. Солнце.

3. Ручейки.

4. Трава.

5. Листочки.

6. Птицы.

Методическое указание. Логопед составляет план вместе с учащимися и запи­сывает его на доске. Учащиеся рисуют картинку и после этого пишут изложение.

7. Прочитайте рассказ. Правильно ли он составлен? Подумайте, как составить рассказ правильно. Составьте и запишите его. (Текст деформированного рассказа записывается на доске.)

Жучка.

Ежик испугался и убежал. У нас есть собака Жучка. Раз во двор забежал ежик. Жучка сторожит двор. Жучка залаяла на ежа.

Гнездышко.

Утром пришли дети, а гнездышко было пустое. Дети нашли гнездышко и сняли его на землю. Птичка свила гнездышко на кусте. В гнездышке было три птенчика. Жалко было детям птен­чиков.

Зайка.

Один раз зайка убежал в заросли малины. У Жоры папа охот­ник. Зайка жил у Жоры всю зиму. Он принес Жоре зайца. Жора поймал зайку и отнес в живой уголок.

8. Диктанты

Зрительный диктант

Зима.

Зимой снежок лежит на земле белым ковром. Ярко блестят снежинки. Зина и Женя взяли коньки. Они побежали на озеро. На озере их ждали подруги. Они дружно катались на коньках.

Слуховые диктанты (с делением слов на слоги и их проговариванием)

Сторож.

В лесу жил сторож Захар. Его домик был около озера. Зимой Захар ходил с ружьем на

охоту. Он выслеживал зверей. Летом он сторожил колхозные поля. Захар хорошо знал лес.

Ушан.

Однажды осенью я шел с охоты. Дорога была завалена жел­тыми листьями. Они лежали пушистым слоем. Вдруг вижу что-то темное. Это оказался зайка с длинными ушами. Взял я его на руки. Зайка съежился и задрожал, а бежать не собирался. Я взял его домой и прозвал Ушан. Прижился у нас зайчонок.

Дифференциация с — ц

1. Назовите первый звук в словах сово, цапля. Охарактеризуйте звуки с, ц. Сравните их по артикуляции. Скажите, в чем сходство и различие этих зву­ков.

2. Скажите, какие из данных звуков похожи по артикуляции: о, ц, у, с.

3. Образуйте слоги и звукосочетания. Прочитайте их.

с с с ц ц ц

а о у ы и е

ц ц ц с с с

 

с ц с ц с ц

у у а а о о и ы е о о е

ц с ц с ц с

 

Дифференциация с — ц в слогах

1. Прочитайте слоги и звукосочетания парами. Какими звуками отличаются эти

пары?

са – ца ца – са аса – аца осе – оце

со – цо цо – со осо – оцо есо – ецо

су – цу цу – су усу – уцу усе – уце

сы – цы цы – сы исы – ицы исе – ице

2. Запишите первые буквы каждого слога.

са, ца, цу, сы, су, це, се, си, цы, ся, цо, со

3. Прослушайте звуковые сочетания, запишите только согласные.

ацу, исе, иса, уцу, ицу, есу, ису, ецу, оцы, осы,оси

4. Прослушайте и запишите ряды слогов в той же последовательности.

са — ца — са со — цо – со ца — са — ца цу — су — цу

са — ца — са — ца су — цу — су со – со – цо цо - со — цо — со

5. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой с, во вторую—с буквой ц. (Использовать материал предыдущих заданий.)

6. Запишите слоги и звуковые сочетания под диктовку логопеда. (Используя материал предыдущих заданий)

Дифференциация с — ц в словах

1. Прослушайте слова. Запишите первые буквы этих слов.

сад, цапля, сок, сук, сабля, цепи, сало, сани, целый, цыпки, сыпать, цифра, цирк, сила, циркуль, сухо

2. Прослушайте слова. Запишите слоги с буквой с или ц.

яйцо, коса, овца, весы, овцы, несу, носы, лицо, концы, кольцо, водица, роса, пуговица, красавица

3. Закончите слово, вставив слоги:

а) са или ца:

ли..., ов..., пти..., колба..., лиси..., кури..., голо..., пугови..., мельни..., поло..., ле..., ули...

б) со или цо:

ли..., коле..., яй..., про..., коль...

в) сы или цы:

ве..., паль..., огур..., но..., ножни..., бу..., пугови..., глобу..., бои..., молод..., какту..., мельни..., колод...

4. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отли­чаются эти пары слов. Устно с каждым словом составьте предложение.

цвет — свет, цел — сел, светик — цветик, селиться — целиться

5. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков с и ч. Составьте схемы слов. Надпишите буквы с, ц над соответствующим слогом, под схемой напи­шите нужное слово.

спица, лисица, синица, гусеница, столица, страница, станция, пословица, мастерица, сахарница, месяц, песец, ситец, отец,) скво­рец, птица, демонстрация

6. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

ку...ок, ...апля, по...адка, ...епь, реди...ка, ...веток, кури...а, фоку..., мельни...а, ...такан, огуре..., ...тук, ле..., яй...о, голо..., куни...а, ...ундук, ...веты, капу...та, ...игейка, крыль...о, ака...ия, опера...ия, ...тан...ия, ...е...три...а, ...толи...а, по...лови...а, гу...ени...а, ...ахарни...а, ...ите..., ме...я..., ...вине..., летопи...е..., ли...твенни...а, ком...омоль...ы, колхозни...а, демон...тра...ия, занимает...я, кусает...я, спускает...я, целит...я

7. Составьте слова из слогов. Запишите слова. Разделите их на слоги. Под­черкните букву с синим карандашом, букву ц — черным.

ни, ца, гу, се; ни, са, хар, ца; ца, ни, ку; три, сес, ца; мо, пись, сец, но; но, бро, не, сец; ци, нас, тур, я; си, ца, ли; тер, цис, на; цы, со, ком, моль; сти, кон, ту, ция.

8. Отгадайте загадки. Напишите отгадки по слогам. Подчеркните буквы с, ц раз­ными карандашами.

На шесте — дворец. Пять братцев,

Во дворце — певец. Всем одно имя.

А зовут его .... Годами равные,

Ростом разные.


На пальце одном

Ведерко вверх дном.

Рогатый, а не бодается.

 

Доброе, хорошее

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

Отгадки: скворец, пальцы, наперсток, солнце, месяц.

9. Словарные диктанты

а) с опорой на схему и выделенные буквы;

6) с делением на слоги. (Используются ранее отработанные слова.)

Дифференциация с — ц в предложениях

1. К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркните буквы с, ц разными карандашами.

акация расцвели
солнце цветет
цветы светит
водица клюётся
курица льется
дворец кусается
куница строится
боец отрывается
пуговица целится
огурец созревает

 

2. Спишите словосочетания, деля слова на слоги. Подчеркните буквы с, ц.

курица с цыплятами у крыльца акация собака на цепи

клумба с цветами солнце за лесом старая мельница

пестрая курица свежая водица знакомая улица

старая медведица сладкий леденец свежее лицо

3. Составьте и запишите предложения со словосочетаниями, данными в пре­дыдущем задании.

4. Закончите предложения, вставив пропущенные слова. Запишите предложения.

Зиме конец, летит ... . Курица зовет ... . Сахар хранится в ... . Лист в книге называется ... . Москва—... нашего государства. Детеныш птицы называется ... . Опасный вредитель для садов и огородов — ... . Поезд подходит к ... . В году двенадцать ... . Се­годня целый день светит ... .

5. Спишите текст и пословицы, деля слова на слоги. Подчеркните буквы с, ц.

На кусты напали гусеницы. Синица съела гусеницу. Лисица гонится за зайцем. У брата есть сестрица. Красавица девица сидит в темнице, а коса на улице. Перелетные птицы — вестники весны. По улице движется демонстрация. На собрании выступали ком­сомольцы.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Над сосной летит синица, под сосной сидит лисица.

Орел — царь-птица, а сокола боится.

6. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Сад.

Это ...ад. В ...аду много ...ветов. Е...ть и а...тры, и на...тур...ии, и цикламены, ...вета ...елый день в ...аду. Она ...ама поливает ...веты. Кра…ивый у ...веты ...ад.

Лиса и заяц.

Увидела ли...и...а зай...а. Подкрала...ь к нему. Зая... заметил ли...и...у и в ку...ты. Ли...и...а за ним. Зая... за ку...т, и ли...и...а за ку...т. Куда зая..., туда и ли...и...а. ...елый день гоняла...ь ли...и...а за зай...ем, но так и не поймала. Молоде... зая...!

Подумайте и скажите, почему заяц молодец. Ответ запишите.

7. Диктанты

Зрительные диктанты

Над лесом солнце. Птицы покинули сады. В садах появились гусеницы. Расцвела сирень. В кустах свистит синица. Любит лиси­ца сцапать в деревне курицу. Сова перекликалась со своими птен­цами. На сквере целая клумба нарциссов.

Наступила весна. Засияло солнце. Прилетели с юга скворцы и цапли. Скворцы поселились в скворечниках, а цапли стали вить гнез­да. Скворцы и цапли стали выводить птенцов.

Курица и лисица.

Курица гуляла со своими цыплятами. Вдруг показалась ли­сица. Она хотела схватить цыпленка. Курица увидела лисицу. Она кинулась на нее и отбила цыпленка.

Слуховые диктанты

Писать с послоговым проговариванием слогов.

Птицы.

Наступила осень. Многие птицы улетают на юг. Они летят це­лыми стаями. На юге целые дни светит яркое солнце. На лугах цветут цветы. Когда наступит весна, перелетные птицы снова вернут­ся в родные края.

Наши друзья.

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы съедают листья. Деревья погибают. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы и другие птицы. Зимой ребята помогают птицам. Они для птиц делают кормушки. В кормушки насыпают корм. Синицы, снегири и другие птицы при­летают к этим кормушкам. Птицы — наши друзья. Их надо беречь.

8. Прослушайте текст, запишите, как запомнили.

Цирк.

В пятницу мы ходили в цирк. В центре цирка находится арена. Над ней висят трапеции и кольца. На кольцах кувыркаются акро­баты, по канатам ходят канатоходцы. На арене веселят зрителей клоуны. Они смеются, шутят, публика смеется. По арене носятся красивые кони, а на них смелые наездницы. В цирке есть звери­нец. Мне нравится ходить в цирк.

(Логопед напоминает учащимся, как правильно писать слова находится, несутся, смеются: «Слышим звук ц, а пишем тс».).

Цапля и лиса.

Около леса было болото. На болоте жила цапля. У цапли были маленькие птенцы. Около болота стояла осина. Под осиной лисица вырыла себе нору. У лисицы были маленькие лисята. Лисица стала охотиться на птенцов, когда цапля охотилась за лягушками. При­летела цапля и стала бить лисицу крыльями. Лисица убежала. Цап­ля успокоила своих птенцов. Вопросы: Кто жил на болоте?

Кто был у цапли?

Как устроилась лисица?

Что делала цапля?

Что делала в это время лисица?

Чем закончилась эта история?

Дифференциация ч — ш

1. Назовите первый звук в словах чайник, шапка. Охарактеризуйте звуки ч, ш. Сравните их по артикуляции.

2. Скажите, какие из этих звуков похожи по артикуляции: ч, и, ы, ш, п.

3. Прочитайте слоги и звуковые сочетания.

а а ч ш ч

о о а о у

ч ш ш ч ш

у у

и и ш ч ш

и е ю

ч ш ч

Дифференциация ч — ш в слогах

1. Прочитайте слоги и звукосочетания парами. Скажите, какими звуками от­личаются эти пары.

ча – ша ша – ча аша – ача оше – оче

чо – шо шо – чо ошо – очо уше – уче

чу – шу шу – чу ушу – учу оши – очи

чи – ши ши – чи уши – учи ешу – ечу

2. Прослушайте слоги. Запишите первую букву каждого слога.

ча, ша, чу, шу, ше, че, чо, шо, ши, чи; чта, шта, што, что, чле, шле, чка, шка, чре, шту, чту

3. Прослушайте звуковые сочетания, запишите только согласные.

оша, оши, очи, ачу, ечу, ешу, еши, ашо, ачо, аче, оче

4. Прослушайте, запомните, повторите и запишите ряды слогов в той же последовательности.

ча – ша – ча шу — чу — шу ча — ша — ча — ша

ша – ча – ша чу — шу — чу шо — чо — чо — шо

чо – шо – чо ши — чи — ши чу — шу — шу — чу

шо – чо – шо чи — ши — чи ши — чи — ши — чи

5. Запишите слоги и звуковые сочетания в две строчки: в первую — с буквой ч, во вторую — с буквой ш. (Используются слоги и звуковые сочетания предыдущих заданий.)

6. Запишите под диктовку логопеда слоги и звуковые сочетания. (Используется материал предыдущих заданий.)

Дифференциация ч — ш в словах

1. Прослушайте слова, найдите звуки ч, ш и запишите соответствующие буквы.

а) из начала слова:

червяк, шапка, чемодан, шкатулка, чай, шар, чайник, школа, чул­ки, штаны, часы, шутка, чтение, шпилька, шпалы, чистота, чисто, штамп, чихать

б) из середины слова:

учет, решать, решето, почтение, мишень, кричать, ошибка, получка, отлучка, мышонок, горошина, кулачок, младший, новичок, стручок, хороший, ребятишки, сучок

в) из конца слова:

врач, малыш, грач, галош, калач, наш, плач, ваш, обруч, душ, кир­пич, шалаш, сыч

2. закончите слово, дописав слоги.

а) ча, ша (вспомните, как всегда пишется слог ча):

ка..., ту..., Ма..., ку..., кры..., ветре..., Ми..., лап..., да..., на..., зада..., Па..., переда..., све..., поро..., отда..., еда..., уда...

б) чи, ши (вспомните, как всегда пишется слог ши):

но..., на..., мы..., да..., у..., ту..., гало..., кала..., зада..., малы..., ветре..., ланды..., гра..., мол..., пи..., ды..., ни...

3. Сравните по звучанию и смыслу пары слов. С каждым словом устно приду­майте предложение.

Даша — дача кошка — кочка

туча — туша кручу — крушу

4. Измените слова по образцу. Запишите.

Образец: кошка — кошечка.

лягушка — ..., катушка — ..., опушка — ..., ракушка — ..., ку­кушка — ..., крошка — ..., шапка — ..., мошка — ..., подушка — ...

5. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков ш, ч в словах. Со­ставьте схемы слов. Надпишите буквы ш, ч над соответствующим слогом. Под схе­мой напишите слово по слогам.

крошечка, подушечка, строчка, чашка, чешуя, крошка, лягушеч­ка, лягушачий, кошачий, паучки, мошки, игрушечный, крошечный, пшеничный, гречневая, ночная

6. Прослушайте и запишите ряды слов:

лягушка — лягушечка — лягушонок — лягушачий;

кошка — ко­шечка — кошачий;

крошка — крошечка — крошечный

7. Запишите слова в три строчки: в первую — с буквой ч, во вторую — с бук­вой — ш, в третью — с буквами ч, ш.

чулок, шапка, чайник, чешуя, шуба, шина, чайка, машина, почка, печка, мошка, мачта, крошечный, почта, калач, малыш, силач, чешется, плач, шоколад, кошечка, чашка, чемодан

8. Вставьте в слова пропущенные буквы ш или ч.

лап...а, кру...а, ...ахта, сту...ит, ...ервяк, ...топать, ...угун, ...иж, ко...ка, о...ки, клю..., поту...и, лу..., кирпи..., ...еренок, пе...енье, ...ту...ка, ...а...ки, то...е...ка, ...емодан.-.ик, ...еп...ик, ...а...е...ка, бу­ка...е...ка, ...айни...ек, ...уло...ки, ба...ма...ки, ...у...у, ...е...уя

9. Словарные диктанты:

а) с опорой на схему и выделенные буквы ш, ч,

б) с делением слов на слоги;

в) без опор.

(Используется материал предыдущих заданий.)

Дифференциация ч — ш в предложениях

1. К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из вто­рого столбика. Запишите получившиеся словосочетания. Подчеркните буквы ш, ч разными карандашами.

сочная шоколад

крошечное пятнышко

черное груша

сливочный мышка

заточенный каша

горячая ватрушка

молочная карандаш

коричневая шляпа

гречневая ручка

чистые паштет

большая человек

школьная ладошки

широкий каша

печеночный чашка

чуткий ручей

2. Закончите предложения подходящими по смыслу словосочетаниями. (Исполь­зуются ранее отработанные словосочетания.)

Бабушка сварила ... (какую? что?). На грушевом дереве созрели ...(какие? что?). У белой кошки было одно ... (какое? что?). У малышки всегда ... (какие? что?). Наташа любит ... (какой? что?). В углу шуршит ... (какая? кто?). Со стола упала и разбилась ... (какая? что?). Под горой течет ... (ка­кой? что?). Миша надел на голову ... (какую? что?).

3. Придумайте и запишите предложения со словосочетаниями.

молочная лапша, печеночный паштет, ночной шорох, керамичес­кий горшок, школьная ручка

4. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы ч, ш.

У Ма...и новая ...а...ка. Папа пьет ...ай из боль...ой коричневой ...а...ки. Бабу...ка пе...ет ватру...ки. Ми...а любит горя...ие ватру...ки. Вну...ка вы...ивала деду...ке поду...е...ку.

Кошка.

Это ко...ка Ма...ка. Она в ...улане поймала мы...ку. Хозяин ее моло...ком напоил. Сидит Ма...ка на поду...е...ке и песенки мурлы...ет. А ее котено...ек сам с собой играет.

Дифференциация ч — ш в связных текстах

1. Диктанты.

Зрительный диктант

В лесу мы наткнулись на колючий шиповник. Издали мы услы­шали шум горной речки. На опушке стояла маленькая избушечка. В нашем магазине утром продают горячие плюшки, ватрушки и калачи. Гречневая каша очень полезна. Миша любит сливочный шоколад. В этом году уродились сочные груши. Из норки выскочил крошечный мышонок.

Слуховой диктант

Летом.

Миша и Наташа летом жили на даче. Речка была далеко. Надо было идти через пшеничное поле. Дети часто ходили на речку пеш­ком. Речка была широкая. Вода в речке чистая. Миша и Наташа по­строили на берегу речки шалаш. В шалаше они хранили удочки. Миша ловил удочкой ершей, а Наташа читала книгу.

2. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы полными предло­жениями и выполните задание.

Рёвушка.

Стоит Машенька на крылечке и плачет. Подходит к ней петушок и спрашивает: «Ты чего, Машенька, плачешь? Давай лучше жучков искать».— «Не хочу жучков искать, хочу плакать». Подходит к Ма­шеньке котеночек: «Что ты, Машенька, плачешь? Давай лучше мышек ловить».— «Не хочу мышек ловить, хочу плакать». Подходит к Машеньке теленочек и говорит: «Давай, Машенька, реветь со мной». «Давай»,— сказала Машенька. И заревела. Но тут подошла к ней корова Ревушка, посмотрела сердито на Машеньку и сказа­ла: «Ты что это, Машенька, меня передразниваешь?» Испугалась Машенька и перестала плакать.

Вопросы и задание.

Что сказал Машеньке петушок?

Что сказал Машеньке котеночек?

Что сказал Машеньке теленочек?

Что сказала Машеньке корова Ревушка?

Кого называют ревушкой?

Запишите по порядку, кто подходил к Машеньке.

Дифференциация ч — щ

1. Назовите первый звук в словах чашка, щетка. Охарактеризуйте звуки ч, щ. Скажите, чем похожи эти звуки,в чем их различие.

2. Из данного ряда звуков выберите похожие по артикуляции звуки: о, ч, и, п, щ, в.

3. Прочитайте слитно слоги и звукосочетания.

а а а а

о о о о

ч у щ у у ч у

и и и и

е е е е

 

Дифференциация ч — щ в слогах

1. Прочитайте слоги и звукосочетания. Скажите, какими звуками отличаются эти пары.

ча — ща ща — ча ач — ащ ащ – ач ача – аща

чо — що що — чо оч — ощ ощ – оч очо – ощо

чу – щу щу – чу уч – ущ ущ – уч учу – ущу

чи — щи щи – чи ич – ищ ищ – ич ичи - ищи

че — ще ще – че еч – ещ ещ – еч ече - еще

 

2. Прослушайте слоги. Запишите первую букву каждого слога.

ча, ща, щу, чу, чи, щи, че, ще

 

3. Прослушайте слоги. Запишите последнюю букву каждого слога.

ач, ащ, оч, уч, ущ, ещ, еч, ощ

4. Прослушайте звукосочетания. Запишите только согласные.

аща, ача, ущу, учу, еще, ечо, ечи, ищи, очо, уче, уще.

5. Прослушайте, запомните, повторите и запишите ряды слогов в той же

последовательности. (Вспомните, как пишутся ча, ща.)

ча — ща — ча — ща

ще — че — че — ще

6. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой ч, во вторую— с буквой щ. (Используется материал предыдущих заданий.)

 

7. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку логопеда. (Используется материал предыдущих заданий.)

Дифференциация ч — щ в словах

1. Прослушайте слова, найдите звуки ч, щ, запишите соответствующие буквы.

а) в начале слова:

щетка, четко, челнок, щи, щавель, чистота, щепка, чистый, чары, щелка, щеки, чтение.

б) в конце слова:

хрящ, меч, борщ, мяч, плач, вскачь, хвощ, сыч, клещ.

в) в середине слова:

свечка, трещина, морщины, качели, веревочка, вещевой, тачанка, тащить, защитник, начало, качка, стачка, пещера

2. Найдите и запишите слоги с буквами ч, ш.

а) в начале слова:

чета, щенок, человек, щипать, щиты, чижик, чудо, щеки, чехол, щен­ки, чихнуть.

б) в середине слова:

защита, початок, пощада, кричали, вещание, морщины, печали, защищали, ищейка, починка, начинка, перчатки, морщинки.

в) в конце слова:

вещи, ключи, встречи, плющи, ищу, кричу, стучу, тащу, кузнечик, стрекочет, пищит.

3. Закончите слова, дописав слоги.

а) ча или ща:

ро ... , пи ... , све ... , ветре ... , ча ... , зада ... , ку ...

б) чу или щу:

та ... , то ... , пи ... , кри .... уго ... , ветре ... , наве ... , та ... , изве ... , кру ... , зачи ...

4. Вставьте в слова пропущенные буквы.

пи...а, све...а, ту...а, мо...ный, пло...адь, зада...а, по...ада, ...ит, ...естный, ...ёткий, ...а...а, ...и...е, ...у...ка, ...ено...ек, ве...и...ка, ру...и...а, то...иль...ик, вол...и...е, уро...и...е, я...и...ек, ...ето....ка, кри...а...ий

5. Прослушайте ряды слов, запомните, запишите в той же последовательности.

пищу — кричу — гощу ящик — мячик — вещи

молчу — тащу — верчу пища — куча — пуща

6. Ответьте на вопросы одним словом, запишите ответ.

Где жили первобытные люди?

Какой прибор показывает время?

Чем чистят одежду?

Чем покрыта кожа свиньи?

Как по-другому называются огурцы, капуста, свекла, лук?

Как по-другому называют диких животных?

Слова для справок: пещера, часы, щетка, щетина, овощи, хищники.

7. Словарные диктанты.

а) с опорой на схему слова и выделенные буквы ч, щ;

б) с делением на слоги;

в) без опор.

щель, чисто, щит, плащ, щепки, печка, мяч, речка, щётка, чай, мочалка, пища, щенок, дача, чаща, встреча, круча, чище, дощечка, товарищ, чугун, щебечут, кричащий, мальчики, щеночек, точиль­щик, щепочка, щепотка, чешуйка, речной, летающий, щучка, ящи­чек, палящие, удочка, болельщик, хищник, чемоданчик, строчка, ищейка, поищи, лещи, платочки

Дифференциация ч — щ в предложениях

1. Спишите словосочетания по слогам. Подчеркните буквы ч, щ.

почтовый ящик врачебная помощь поющие чижи

ночной хищник горячие щи чёткие шаги

очищенные овощи жгучие лучи летающий ящер

2. Со словосочетаниями задания 1 составьте и запишите предложения. Под­черкните буквы ч и щ разными карандашами.

3. Спишите предложения, вставьте пропущенные слова.

Письма опускают в почтовый ... . Для дождливой погоды мама ку­пила красивый ... . Надо отдать чужую ... . Мы собирали на огороде сочные ... . Очень вкусен копчёный ... . В лесу раздавался пти­чий ... .Туристы вошли в чудесное ... .

Слова для справок: ящик, плащ, вещь, овощи, лещ, щебет, ущелье.

4. Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы.

Была ...удесная погода. Мы вышли из ...а...и леса. Под деревьями росла ...ахлая трава. В ро...е поют ...ижи, кри...ат гал...ата, пи...ат сквор…ата. Птицы хлопо...ут у своих гнёзд. Мы наве...аем больных у...еников. Филин — но...ной хи...ник. Больному необходима вра...ебная помо...ь. То...иль...ик то...ит ножи.

5. Закончите предложения, отвечая на вопросы что делает? кто?

Стекла ... ... . Вещи ... ... . Ножи ... ... . Ботинки ... ... . Крышу … … .

6. Диктанты.

Зрительные диктанты

Учись защищать Родину. Нет большего счастья, чем служить на­роду. В беде

выручай товарища. Жизнь правде посвящай.

Солнце освещает землю. Журчат ручейки. Зазеленела роща. Мы видели грача.

Весну встречай. Ребятишки повесили скворечники. Грачи вьют гнезда. Повсюду щебечут

птицы.

 

Слуховые диктанты

Овсянки.

Шел я по улице и увидел овсянку. Величиной птица с воробья. Спинка у нее серо-коричневая с черными полосками. Брюшко жел­тое, грудка серо-желтая, щеки желтые, да еще на голове желтая шапочка. Разукрашена не очень ярко, а выглядит симпатично.

(Выписать на доске слова серо-коричневая, серо-желтая, сим­патично.)

Весной.

Весной оживает вся природа. Тает снег. Греет солнышко. Стано­вится теплее. На реке ломается лед. Дети развешивают на деревьях скворечники. На деревьях появляются почки. В лесной лощине расцвел подснежник. После зимней спячки просыпаются насекомые и лягушки. Прилетают с юга первые птицы и начинают вить гнезда. Люди готовятся к севу.

Живые удочки.

Обитатели в море встречаются удивительные. Раз мы вытащили на палубу небольшую рыбу. У нее была зубастая пасть, а из головы росла удочка. Это хищная рыба — удильщик. Живет эта рыба в глубинах морей и ловится редко. На конце удочки рыба-удильщик зажигает фонарик. Он горит во мраке, как ночной светлячок. Глу­пые рыбешки плывут посмотреть на фонарик и попадают в пасть рыбы.

Дифференциация ч — ц

1. Назовите первый звук в словах чайка, цапля. Охарактеризуйте эти звуки. Сравните их по артикуляции, назовите сходство и различие.

2. Прочитайте слоговые цепочки. Повторите их, как запомнили.

ча – ца – ча ца – ча – ца

ча – ца – ча – ца ца – ча – ца – ча

3. Прочитайте буквы слитно. Повторите получившиеся звукосочетания.

ч ц ч ц

а а о а е о и у

ц ч ц ч

4. Прослушайте слоги. Запишите:

а) первую букву каждого слога:

ча, чо, ца, чу, цо, цы, чи, це, че

б) последнюю букву каждого слога:

ач, ац, уц, уч, оц, ыц, оч, ич, иц, ец, еч

5. Прослушайте звукосочетания. Запишите только согласные.

ача, учу, уча, ица, ечо, ецо, юца, уче, уце, ечи

6. Прослушайте, запомните, запишите ряды слогов в той же последователь­ности.

цу — чу — цу чу — цу — цу — чу цо — чо — цо — чо

чу — цу — чу цу — чу — чу — цу чо — цо — чо — цо

цы — чи — чи — цы чи — цы — цы — чи

7. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой ч, во вторую — с буквой ц.

ча, цу, ач, уц, чу, чи, еч, це, оц, ца, яч, яц; чре, цве, чле, цвё, чте, чти, чмо, ача, аца, учу, уце, еце, ица, учи, уче, аце

8. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку логопеда. (Используется материал предыдущих заданий.)

Дифференциация ч — ц в словах

1. Прослушайте слова. Определите наличие звука ч или ц в словах. За­пишите их.

а) в начале слова:

цапля, цепь, чувство, челка, цвет, чулки, цукаты, чурка, царапать, чистый, чтение, цветок, чтит

Слова для объяснения: чтит, цукаты.

б) в середине слова:

пчелка, огурцы, печка, сверчок, разноцветный, стручок, пальцы, молодцы, строчка, курочка, борцы, платочек, отцветает, цикады

Слово для объяснения: цикады.

в) в конце слова:

огурец, плач, палец, грач, кузнец, силач, врач, богач, матрац, калач, мяч, молодец, ситец, колодец, скворец, птенец

2. Прослушайте слова. Выпишите слоги с буквами ч, ц. (Вспомните, как пи­шутся ча, чу.)

а) из начала слова:

чудо, цены, ценит, часы, цукат, читай, цени, цари, чайка, цветок, чтение, цапля, чистый, челнок, очки

б) из конца слова:

грачи, огурцы, строчу, молчу, свеча, стручок, мельницы, кру­жевница, круча, телятница, туча, ударница, баловница

в) из середины слова:

кричали, оценивали, встречали, отсвечивали, отсрочка, оцепили, ворчливый, остроконечная, отцветает, зацветает, отечество

3. Рассмотрите картинки. Скажите, что на них изображено. Запишите названия картинок. Подчеркните буквы ч, ц карандашами разного цвета.

Приблизительный перечень картинок, подби­раемых логопедом: огурец, палец, стручок, очки, цепь, сморчок, ножницы и т.д.

3. Закончите слова, вставляя в них слог ча или ца.

ули... да... мельни... пугови... зада…

столп... уда... ку... пти...

кру... кори... ту... больни... горли...

5. Закончите слова, дописав слог чи или цы. Слова третьего столбика раздели те на слоги.

огур… ­кала... умель... ту... гра...

паль... вра... уда... щип... от...

красави... москви... стрель... рукодельни... сквор...

6. Измените слово так, чтобы появился звук ч. Запишите пары этих слов.

Образец: улица — уличный, овца — овечка.

рукавица—... луковица—... кольцо—... крыльцо—...

огурец —... лицо —... пуговица—... водица—...

цветок—... улица—... страница —... птица —...

синица —... теплица —... щипцы —...

7. Измените слова по образцу.

Образец: лиса — ли-сич-ка, ли-си-ца.

сестра—...—... коса—...—... вода—...—...

куры—...—... земля — ... — ... лук — ... — ...

лик—...—... лиса—...—...

8. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков ч, ц в словах. Составь­те схемы этих слов. Надпишите буквы ч, ц над нужным слогом, под схемой запишите соответствующее слово. Разделите слова на слоги.

цепочка, горчица, волчица, учительница, цветочница, ученица, учетчица, молочница, чулочки, чудесница, цыпляточки, чесночница, чертежница, летчица, пулеметчица

9. Спишите слова, вставляя пропущенную букву ч или ц.

...ерта, ...епь, ...веты, ...ерешня, ...истый, сите..., сила..., молоде..., мя..., та...ка, ли...о, коне..., вра..., ка...ка, яй...о, бор...ы, тка.-.иха, пож­ни...ы, ветре...ный, но...ная, ме...татель, по...тальон, гор...и...а, гор...и...ный, доще...ка, пере...ни...а, ...ирка..., ...ти...а, ...емодан...ик, за...епо..ка, ...е...еви...ная, пе...ено...ный, ...ыплято...ки, вол...и...а, буфет...и...а, ...епо...ка, ...вето...ек

Дифференциация ч — ц в предложениях

1. Составьте с данными словосочетаниями предложения.

проточная водица черная курица

крошечная царапина узорчатое полотенце

четырнадцатое число отличная оценка

2. Составьте словосочетания со словами первого и второго столбиков. С каждым составленным словосочетанием придумайте и запишите предложение.

горячая бабочки

разноцветные яичница

чудесная сердечко

чужие горшочек

цветочный цыплята

чуткое сказочка

3. Составьте словосочетания, используя слова первой и второй строчек. Придумайте с этими словосочетаниями предложения. Запишите их.

а) кузнечики, черешни, солнце, котеночек, пулеметчица, коло­кольчики

б) печет, строчит, стрекочут, цветут, царапается, красуются

4. Закончите предложения, вставив подходящие по смыслу слова с буквой ч или ц. Подчеркните буквы ч, ц разными карандашами.

Снесла курочка ... . Летом целый день печет ... . Лисица охоти­лась на ... . Куница утащила ... . Среди колокольчиков стрекочут ... . ... Аленушка печалится о ... Иванушке. Вчера было тринадцатое число, а завтра будет ..., а послезавтра будет ... число. Из малень­кого цыпленка вырастет большая ... .

5. Составьте предложения из данных слов. Запишите их. Подчеркните буквы ч, ц.

волчица, играть, волчата, с; кусты, из, выскочили, зайцы; цапля, переходить, кочки, с, кочку, на; пчелы, полететь, гречишное,на,поле; пчелы, садиться, цветы, акация, на; ласточки, у, были, птенцы, четыре; гнездо, ласточка, на, было, чердак

Дифференциация ч — ц в связных текстах

1. Спишите тексты, подчеркните буквы ч, ц разными карандашами.

Гнездо.

На чердаке было гнездо ласточки. У ласточки было четыре птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь птенцу. Митя был на улице. Он увидел птенца. Мальчик поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.

Пчелы.

Вечером посадили рой пчел в улей. Всю ночь пчелы шумели. Утром пчелы летали с цветка на цветок. Они собирали цветочный мед. К улью пчелы вернулись с добычей.

2. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы ч или ц. Подчеркните их разны­ми карандашами.

Пти...ьи гнезда.

Гра...и вьют гнезда на деревьях. Весной выводят птен...ов. Гра...и приносят птен...ам ...ервей. ...ервя...ки — это добы...а гра...ей. Не разоряйте птич…ьих гнёзд! Пти…ы – наши друзья. Они уни...тожают ...ервяков и гусени... . Берегите пти...!

Кури…а.

Двад...ать один день сидела кури...а на яй...ах. Наконе... из яи... стали появляться ...ыплята. Их было двенад...ать. ...етыре ...ыпленка ...ерненьких. Восемь ...ыплят пестрых. Кури...а повела ...ыплят на ули...у. Там она их у...ила искать ...ервя...ков.

Весной.

Весной первыми прилетают гра...и и сквор...ы. Гра...и собираются ...елыми стаями и на...инают вить гнезда. Для сквор...ов готовы скворе...ники. Скоро гра...и и сквор...ы на...нут выводить птен...ов. Поговорка — ...вето...ек, послови...а — ягодка. Не разбивши яй...а, не сделаешь яи...ни...у. А это веселая пти...а — сини...а, которая ...асто ворует пшени...у, которая в темном ...улане хранится в доме, который построил Джек. (Перевод С. Я. Маршака.)

3. Диктанты.

Зрительный диктант

Методические указания. Логопед записывает предложение на доске, дает возможность учащимся прочитать написанное один-два раза. Затем предложение закрывается листом бумаги. После напи­сания всего текста логопед открывает текст диктанта, давая возмож­ность учащимся проверить написанное.

Заяц.

Мальчики ходили в лес за черникой. Из кустов выскочили зайцы. Это была зайчиха с зайчатами. Зайцы прыгали с кочки на кочку. Мальчики гнались за зайцами. Они забыли про чернику. Долго гонялись мальчики за зайцами, но зайцы ускакали.

Письмо по памяти

Методические указания. Логопед читает текст, выясняет у уча­щихся, все ли им понятно. Затем читает еще раз. Учащиеся пи­шут текст, как запомнили.

Мы у нашего крыльца

Посадили деревца.

Поливали их водой,

Чистой, свежей, ключевой.

Лето.

Солнце печет.

Липа цветет.

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

На пасеке.

Мой дедушка пчеловод. Он работает на пасеке. Дом у пчел — улей. Вместо дверцы леток. Через него пчелы влетают в улей.

Целый день пчелы летают с цветка на цветок. Они собирают нектар.

А потом из нектара получится целебный мед.

Предупредительный диктант

Свое весеннее расписание есть у деревьев и у цветов. Ива цветет в апреле, а ландыш — в конце мая. Никогда не зацветает яблоня раньше черемухи, а черемуха раньше березы. Весной просто по цветущей ветке узнать, какой нынче месяц в году. Если цветет ореш­ник — это апрель. Если на березе сережки — начало мая, а цветени­ем сирени заканчивается весна.

Проверочные диктанты

Весной целыми днями птицы хлопочут. После четверга будет пятница. На обочине дороги зацвели одуванчики. Кукушка кладет яйца в чужие гнезда. Ходит курочка с цыплятами по двору. Сидит девица в темнице, а коса на улице. Вдоль по речке, по водице плы­вет лодок вереница. Под осинкою на кочке гриб в малиновом платоч­ке. Птицу узнают по полету, а человека по работе. Добыча ловца не ждет. (Пословица.)

Летом на лугу.

Небо безоблачное. Ярко светит солнце. Запахи цветов привле­кают пчел. Они садятся на лепестки цветов и собирают нектар.

Тут же кружатся бабочки. Они перелетают с-цветка на цветок. Переносят на лапках пыльцу. В траве заливаются кузнечики.

4. Составьте рассказ по опорным словам. Озаглавьте его.

целая охапка, рюкзачки, удочки, удачная прогулка, печеная кар­тошка, чудесные цветы, колокольчики, кузнечики, бабочки


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!