Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Проблема единиц анализа психики



Проблема единиц анализа является одной из ак­туальнейших методологических проблем любой нау­ки, в том числе и психологии. Историю психологии можно рассматривать не только как историю разви­тия представлений о предмете науки, но и как много­кратное изменение представлений о единицах ана­лиза психики. Н. Д. Гордеева и В. П. Зинченко отме­чают, что «осознанное выделение единицы анализа — признак методологической зрелости того или иного направления в науке и начало систематического по­строения теории» (Гордеева, 1982. С. 5). В истории психологии практически каждая значительная на­учная школа формулировала свои представления о единицах анализа психики — ощущениях, представле­ниях, идеях (ассоцианизм); структурных отношениях между фигурой и фоном (гештальтпсихология); ре­акции или рефлексе (соответственно реактология и рефлексология); поведенческом акте (бихевиоризм). В необихевиоризме данная проблема была одной из центральных для Э. Толмена, дополнившего схему «стимул — реакция» промежуточными переменны­ми. Свой подход Толмен назвал молярной теорией (ср.: моль в химии — мера количества вещества), подчеркивая значимость проблемы единиц анализа. Проблема единиц анализа была очень значимой для Ж. Пиаже. В его теории в качестве единицы ана­лиза выступает интеллектуальная операция, облада­ющая свойством обратимости и включенная в груп­пировки. Однако «современная психология, характе­ризующаяся небывалым накоплением все новых и новых фактов, проявляет недостаточный интерес, а порой и удивительную беззаботность к выделению и определению единиц анализа психики» (Гордеева, 1982. С. 12). Обсуждая причины такого положения и падения интереса психологов к проблеме, Н. Д. Гор­деева и В. П. Зинченко называют следующие причи­ны:

1. нечеткость определения онтологического и гносе­ологического статуса единиц анализа;

2. отсутствие четко сформулированных требований к единицам анализа как основам для теоретиче­ской реконструкции нередуцируемой психиче­ской реальности.

В отечественной психологии проблема единиц анализа психики была подробно проанализирована Л. С. Выготским (1982. Т. 2). Л. С. Выготский разли­чал анализ по единицам и анализ по элементам.



Анализ по элементам — попытка разделить изуча­емое целое на составные части, которые сами по себе не дают представления ни о целом, ни о его функцио­нировании. Анализ по единицам предполагает выделение в изучаемом объекте некоторых содержатель­ных единиц, которые содержат в себе значимые свойства целого объекта. Изучение единиц анализа дает представление о свойствах изучаемого объекта. Для различения этих вариантов научного анализа Выготский предложил следующую метафору, кото­рая стала затем общеизвестной. Анализ по элемен­там в химии — разложение изучаемого химического вещества, например воды, на элементы. Кислород и водород, получаемые в результате такого анализа, по своим химическим и физическим свойствам не име­ют ничего общего с исходным веществом. Анализ по единицам — исследование свойств молекулы воды, которая как мельчайшая частичка целого дает пред­ставление о его свойствах.

Проанализировав ряд работ психологов, и прежде всего «Мышление и речь» Л. С. Выготского, Н. Д. Гор-деева и В. П. Зинченко сформулировали ряд требова­ний к единице анализа психики:

1. Единица анализа должна быть не диффузным и не синкретическим целым, построенным из эле­ментов, т. е. путем соединения всего со всем, а структурным образованием, внутренне связанной психологической структурой.



2. Единица должна содержать в виде противополож­ностей свойства целого. Другими словами, едини­ца должна в целом вычленять главные его внут­ренние противоположности и фиксировать их в себе. Эти противоположности (как в единице, так и в целом) всегда связаны в некоторое осмыслен­ное единство.

3. Единицы жизнедеятельности,сохраняющие струк­турные свойства целого, должны быть способны к развитию, в том числе и к саморазвитию, т. е. они должны обладать порождающими свойствами и возможностями трансформации в нечто иное по сравнению со своими исходными формами.

4. Единица должна быть живой частью целого.Л. С. Вы­готский использовал термины «живое единство», «живая клеточка». В то же время такая единица сама должна быть единым далее неразложимым целым, своего рода системой. Последнее нужно понимать в том смысле, что дальнейшее разложение этого це­лого на элементы возможно, но оно убьет его как живое и целое.

5. Необходимо исходить из таксономического подхо­да к единицам психологического анализа.Послед­ний в достаточно отчетливой форме был выра­жен вработе А. Н. Леонтьева (1975), который, как известно, выделил три уровня организации дея­тельности и три типа психологических единиц анализа жизнедеятельности: отдельную (или осо­бенную) деятельность, действие и операцию.

6. Единицы анализа психики,которые выполняют функции генетически исходных, должны иметь реальную чувственно созерцаемую форму.Это по­ложение было сформулировано В. В. Давыдо­вым (1972), развивавшим представления о еди­нице анализа психики как о генетически исход­ной «клеточке» или «неразвитом начале развитого целого»

7. Анализ, расчленяющий сложное целое на еди­ницы, должен создавать возможность синтетиче­ского изучения свойств,присущих какому-либо сложному единству (целому) как таковому.



Выделяемые единицы анализа должныне только отражать внутреннее единство психических про­цессов, но также должны позволять исследовать отношение той или иной изучаемой психологиче­ской функции (или процесса) ко всей жизни созна­нияв целом и к его отдельным важнейшим функ­циям Глубокий анализ данной проблемы, проведенный Н. Д. Гордеевой и В. П. Зинченко, позволил многим другим исследователям формулировать свои пред­ставления о единицах анализа изучаемой психологи­ческой реальности, исследовать предшествующие те­ории с точки зрения данной проблемы.

В истории отечественной психологии эта проб­лема поднималась неоднократно. Как известно, Л. С. Выготский решал ее не только применительно к проблеме мышления и речи. Единицей анализа мышления стало для Выготского значение— по вы­ражению Н. Д. Гордеевой и В. П. Зинченко, такая единица анализа была компромиссным вариантом. Выготский был одним из первых в отечественной психологии, кто поставил данную проблему по от­ношению к личности. Единицей анализа личности для Выготского стали .ключевые переживаниякак далее неразложимые внутриличностные инстан­ции, которые опосредуют внешние воздействия. Вспомнив знаменитый тезис С. Л. Рубинштейна о том, что внешнее действует через внутренние усло­вия, можно сказать, что ключевые переживания и являются теми внутренними личностными услови­ями, которые опосредуют внешние воздействия.

Проблема единиц анализа психики решалась раз­ными авторами по-разному. В некоторых случаях в качестве единиц анализа предлагались психические состояния (установкау Д. Н.Узнадзе). А. Н. Леонтьев в качестве единицы анализа психики предлагает дея­тельность:«Деятельность есть молярная, не аддитив­ная единица жизни» (Леонтьев, 1975. С. 81). Такое определение на первый взгляд трудно для понима­ния, но оно в предельно емкой форме указывает на то, что деятельность в качестве единицы анализа пси­хики отвечает некоторым существенным методологи­ческим требованиям к единице анализа — она является минимальным проявлением целого, содержащим его свойства (молярная), и позволяет произвести теорети­ческую реконструкцию целого не как простой суммы единиц, его составляющих («не аддитивная»)

Опираясь на исследования Н. А. Бернштейна и А. А. Ухтомского в области физиологии, В. П. Зинченко, развивая идею С. Л. Рубинштейна, предлагает действие в качестве единицы анализа психики. В работе Н. Д. Гор-деевой и В. П. Зинченко (1982) на основе исследований при помощи микроструктурного анализа предложена схема функциональной структуры действия. В дальней­шем эта схема использована при анализе переходных условий перехода человека на более высокие уровни «вертикали духовного развития» (Зинченко, 1997).

Проблема единиц анализа ставилась в психоло­гии применительно к изучению личности. Как еди­ницы анализа личности предлагались значащие пе­реживания (Ф. В. Бассин), личностные смыслы (А. Н. Леонтьев). Л. И. Божович, как было отмечено в гл. 4, сформулировала понятие внутренней пози­ции, а в качестве единицы анализа личности пред­ложила поступок. Развивая теорию личности, сформулированную Л. И. Божович, было бы право­мерно предложить в качестве единицы анализа внутреннюю позицию, а поступок рассматривать как внешнее проявление внутренней позиции лич­ности.

Итак, проблема единиц анализа является одной из ключевых методологических проблем психологии. О ней необходимо знать не только теоретикам. Любо­му психологу, изучающему научную теорию, необхо­димо уметь анализировать ее, выделять сильные и сла­бые стороны теории, удерживать рефлексивную пози­цию, сохраняя рационалистическое, критическое отношение к ней. Одним из важнейших показателей методологической обоснованности теории является выделение в ней единиц анализа с учетом требований, перечисленных в данной главе.


Просмотров 373

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!