Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Проблема объективного метода в психологии



Данная проблема является одной из центральных методологических проблем психологии. Познава­тельная ситуация в психологии очень трудна в силу того, что предмет исследования имеет сложнейшую систему детерминации, а объект познания является одновременно и его субъектом. Кроме того, по М. Бунге, следует различать науки, где результат независим от метода, и науки, где результат и операция с объектами образуют инвариант: «факт есть функция от свойств объекта и операции с ним» (Дружинин, 2002). Психо­логия относится к наукам, где факт максимально за­висим от метода его получения. Поэтому проблема создания объективного метода становится особенно трудноразрешимой.

Историю психологии можно рассматривать как не­прерывную историю поиска возможных средств объек­тивного изучения психической реальности. При этом, как отмечают В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили (1977), различные варианты решения проблемы коле­бались между двумя полюсами: «...либо объективность метода достигается ценой отказа от понимания пси­хической реальности, либо сохранение психического достигается за счет отказа от объективности анализа» (Зинченко, 1977. С. 109). Вследствие отмеченной ав­торами банальной идеи поместить психическую реальность в пространство мозга и «объявить предме­том психологии мозг» в психологии «термин «объек­тивное описание» употребляется в качестве синони­ма термина «физиологическое описание», а «психо­логическое» — в качестве синонима «субъективное» (Там же. С. ПО).

Впервые проблема объективного метода была по­ставлена в бихевиоризме (Дж. Уотсон, 1913). Как из­вестно, единственным объективным методом изуче­ния психики в бихевиоризме были признаны наблю­дение и эксперимент, которые давали возможность изучать психическую реальность по принципу «чер­ного ящика». Понятый таким образом, объективный метод основывался на тех правилах научного наблю­дения, которые характерны для классического идеала научной рациональности (Мамардашвили, 1984). Мало того, лозунг бихевиоризма: «Хватит изучать, как чело­век думает...» — означал отказ от изучения субъектив­ного мира.



Бихевиоризм оказал огромное влияние на дальней­шие поиски объективного метода. В 1900—1910 гг. по­являются первые интеллектуальные тесты, а несколько позже — классическая теория тестов. Естественнона­учные представления о психике, и в частности бихевиоризм, стали для них теоретической основой. Как и ме­тоды научного исследования в бихевиоризме, тесты со­здавались в соответствии с правилами классического идеала научности. Не уменьшая огромного значения метода тестов, можно сказать, что требования надеж­ности и валидности теста являются количественными показателями того, насколько методика близка к идеа­лу Абсолютного наблюдения.

Эти принципы стали теоретической основой не только для тестов. Так, А. Г. Шмелев убедительно показал, что опросники личностных черт также име­ют в своей основе бихевиористскую трактовку поня­тия личностной черты (см.: Шмелев, 2002. С. 51—52). Наконец, вся теория психологического эксперимен­та, и в особенности представления об идеальном экс­перименте, или эксперименте полного соответствия, сложившиеся в психологии (Готтсданкер, 1982), явля­ется попыткой сделать эксперимент методом, облада­ющим качествами Абсолютного наблюдателя. Можно сказать, что все номотетические (см. гл. 4) методы ис­следования создавались в психологии с опорой на классический идеал научной рациональности.

В то же время в психологии создавались и методы, в основе которых были совсем другие исходные философско-мировоззренческие предпосылки. Таковы, например, психоаналитическая терапия как метод практической психологии и проективные методики, большинство из которых основано на психоаналити­ческой теории, — достаточно вспомнить ассоциатив­ный тест Юнга, методику Роршаха или тематический апперцептивный тест. Они вполне соответствовали неклассическому идеалу рациональности. Однако достигнуто это было за счет того, что в работе с таки­ми методами практически неизбежно внесение ис­следователем или практиком своего субъективного мира в понимание психической реальности другого человека. До сих пор в англоязычной литературе можно встретить противопоставление объективных и проективных методов.



Эти крайности психологи пытались преодолеть по-разному. Так, например, в конце 30-х гг. создаются различные психологические теории, представляю­щие собой компромисс между психоанализом и би­хевиоризмом (например, хорошо известная теория фрустрации — агрессии Н. Миллера и Дж. Долларда). Эти теории создавались не только как поиск «золотой середины» между господствовавшими в то время в США психологическими теориями. Они создавались как теоретические основы для метода, который по­зволял бы изучать психологическую реальность чело­века, оставаясь в то же время по возможности объ­ективным. В этом русле проводились исследования Л. Абта, Д. Рапопорта, С. Розенцвейга и многих других представителей проективной психологии того времени. Практически все они ставили себе задачу со­здать такую систему критериев для обработки и ин­терпретации проективных методов, чтобы результат по возможности не зависел бы от субъективности ис­следователя. Но, как отмечают Н. С. Бурлакова и В. И. Олешкевич (2001), несмотря на то что число формализованных критериев невероятно увеличива­лось, получаемые данные часто оставались расплыв­чатыми и трудно соединимыми между собой: «Из-за желания соответствовать научным образцам (т. е. тра­диционным, классическим идеалам научности. — Д. Л.) направленность на изучение уникального, еди­ничного (что выражало некоторую общую тенденцию, присутствующую в гуманитарных науках) все сильнее трансформировалась в линию изучения отклонений от среднестатистического индивида (от "штампован­ного" содержания, от "сюжетов-клише" и т. п.)» (Бур­лакова, 2001. С. 12).



Приведенный сюжет из истории психодиагности­ки отражает некоторые общие черты поиска объективного метода в психологии. Ситуация, в которой
оказалась психология в этом поиске, стала предметом
методологического анализа. Так появились представления о номотетическом и идеографическом подходах и соотношении между ними, сформулированные Г. Оллпортом. Как уже было сказано, психосемантические методы стали одной из попыток преодолеть крайности номотетического и идеографического подходов. Начатые еще в 1950-х гг., исследования субъективной семантики человека успешно ведутся и поныне, в том числе в современной отечественной психологии (Петренко, 1997; Шмелев, 2002).Проблема создания объективного метода была и остается одной из наиболее актуальных в отечественной психологии. Вспомним наиболее значительные достижения, сделанные на пути поиска объективного метода.

Прежде всего, к таким достижениям следует от­нести предложенный А. Ф. Лазурским метод естест­венного эксперимента. По мысли А. Ф. Лазурского, естественный эксперимент был средством преодоле­ния недостатков лабораторного эксперимента и в то же время позволял реализовать научный подход к изучению психики.

В первые послеоктябрьские годы отечественная психология испытала сильнейшее влияние марксиз­ма, который стал государственной идеологией. В этих условиях развернулись новые направления психоло­гии, целью которых было объективное изучение пси­хики. К ним относились реактология К. Н. Корнило­ва и рефлексология В. М. Бехтерева. Метод рефлек­сологического исследования был проанализирован Л. С. Выготским в его первой работе по психологии(1982. Т. 1). Как же было отмечено, одна из ключевых идей работы — необходимость учета субъективной реальности испытуемого в рефлексологическом исследовании. По мнению Выготского, только таким образом возможно преодоление идеалистического от­рыва психики от мозга и создание по-настоящему объ­ективного метода психологии. Эти идеи получили дальнейшее развитие в работах Л. С. Выготского, в ко­торых рассматривались проблемы психодиагностики. Итогом поиска для Л. С. Выготского было созда­ние им метода формирующего эксперимента, или ин­струментального метода, как сам он его называл. Преж­де всего, инструментальный метод — средство изуче­ния психологических орудий человека, существование которых для Выготского — аксиома. Психологические орудия человек использует для овладения своим пове­дением, а овладение ими «пересоздает функцию и под­нимает ее на новую ступень» (Выготский, 1982. Т. 2). Объективность метода достигается за счет того, что он позволяет изучить процесс пересоздания психоло­гической реальности при овладении человеком ору­диями (например, при обучении и воспитании).

Как и многие направления в развитии отечествен­ной психологии, поиск объективного метода, намечен­ный Л. С. Выготским, был перечеркнут печально из­вестным постановлением ЦК ВКП (б) от 7 июля 1936 г. Одна из немногих работ по этой проблеме, появивших­ся в последующие годы, принадлежит Б. М. Теплову (1950). Это был доклад на объединенной сессии Акаде­мии наук и Академии медицинских наук (так называе­мой "Павловской" сессии, которая была одной из ка­тастроф для отечественной психологии). В сущности, доклад Б. М. Теплова и не имел целью решить проб­лему объективного метода, а был отчаянной попыт­кой спасти психологию от полного уничтожения и замены ее физиологией высшей нервной деятельно­сти. Для этого Б. М. Теплов просто показывал принци­пиальную возможность изучения психики с помощью объективных методов, отвечающих критериям науч­ности и в то же время не являющихся исключительно физиологическими.

В более поздние годы в отечественной психологии выделилось несколько направлений, в которых реша­лась эта проблема. Одно из них — дальнейшее развитие экспериментально-формирующего метода Л. С. Вы­готского. Метод формирующего эксперимента разви­вали в педагогической психологии (метод развиваю­щего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова), в психологии развития (метод поэтапного (планомер­ного) формирования умственных действий и поня­тий П. Я. Гальперина). Другая линия в развитии объек­тивного метода психологии была намечена А. Р. Лурией в изучении динамической локализации психических процессов.

B. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили глубоко проанализировали проблему объективного метода в психологии. Анализ проблемы потребовал рефлексии
философских предпосылок, используемых для созда­ния объективного метода. Исходными философски­ ми предпосылками становятся ряд положений, ко­торые впоследствии были развиты В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили в более поздних работах:

1. неразложимость явлений психологической реаль­ности на элементы;

2. необходимость пересмотра традиционно резкого противопоставления материального и идеально­го, внешнего и внутреннего, объективного и субъ­ективного;

3. внесение внутренней (психологической) реально­сти в объект изучения: «...принятие того факта, что субъективность сама входит в объективную реаль­ность, данную науке, является элементом ее опре­деления, а не располагается над ней в качестве рас­творенного фантома физических событий... или за ней в виде таинственной души» (Зинченко, 1977.C .116);

4. рассмотрение сознания как психологической реальности, находящейся в зазоре длящегося опыта, позволяющей отсрочивать действие и представляющей собой пространство, куда «...втор­гаются символизирующие вещественные превра­щения объективных обстоятельств, дающие при этом вполне телесно, а не субъективно действую­щие образования, развернутые вне интроспектив­ной реальности»(Зинченко, 1977. С. 117);

5. рассмотрение психической реальности как особого, неевклидового по своим пространственным харак­теристикам поля, в котором представлены одновре­менно и предметное содержание внешних объектов, и сам субъект познания, общения и действия.

Только после такого пересмотра исходных фило­софских предпосылок возможно создание объектив­ного метода. Как один из возможных путей авторы называют создание наглядных структурно-функцио­нальных моделей психической" реальности, которые являются «и видимой вещью, и пониманием» (Там же. С. 121). В работах В. П. Зинченко намеченный подход реализован в виде создания структурно-функ­циональных моделей действия (например, Гордеева, 1982). Методика микроструктурного анализа действий позволила реконструировать его структуру.

Намеченный подход реализуется в психологии лич­ности и психосемантике, хотя и несколько по-иному. Параметры семантического поля или личностные фак­торы являются измерениями субъективной реально­сти человека. Однако психология личности исходит из принципиальной возможности их объективации с помощью психометрических методов, процедур субъ­ективного шкалирования, ранжирования списков цен­ностей. Естественно, что личностные факторы или па­раметры семантического пространства человека мыс­лятся не как пространственные в обыденно-житейском смысле и не как пространственно локализованные в коре головного мозга.

Некоторые исследования в области проективной психологии также направлены на поиск объективно­го метода в той области психодиагностики, которая традиционно противопоставлялась объективным ме­тодам. Так, Н. С. Бурлакова и В. И. Олешкевич (2001), опираясь на идеи М. М. Бахтина как общенаучную методологию и на культурно-историческую теорию Л. С. Выготского как конкретно-научную методологию, рассматривают проективный метод как средст­во вынесения вовне внутреннего диалога человека. Психодиагносту в этой ситуации отводится роль медиатора (посредника), который содействует объек­тивации внутреннего диалога при помощи внешнего средства (проективной методики).

Приведенные нами примеры не исчерпывают все­го многообразия подходов к созданию объективного метода в психологии. Попытки создания объективно­го метода идут как по линии разработки новых проце­дур и техник исследования, так и по линии переос­мысления уже известных исследовательских приемов. Однако у большинства этих попыток имеется нечто общее. Это отказ от традиционных дуалистических противопоставлений объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, материального и идеального.

Психофизическая


Просмотров 451

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!