Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Предсказательная мощность теоретического знания и теории ad hoc



Теоретическое знание в психологии оценивается по критерию предсказательной мощности (Дружи­нин, 2002). Наиболее мощными являются теории, за­коны и гипотезы всеобщего характера. Гипотезы и теории ad hoc нередко оцениваются в науке как «второ­сортные», маломощные. Между тем в психологии они нередко содержат теоретические принципы и обобще­ния, которые применимы не только к данному кон­кретному случаю, но и к более широкому классу объектов. Примером может служить предложенное Л. И. Божович (1951) понятие внутренней позиции школьника. В теории личности, которую Л. И. Божо­вич создавала на основе культурно-исторической те­ории Л. С. Выготского, понятие внутренней позиции занимает место центрального свойства личности. Другое понятие, введенное Л. И. Божович, — направ­ленность личности — в принципе выводимо из поня­тия внутренней позиции. Однако сложилось так, что данное понятие Л. И. Божович формулировала и уточ­няла вплоть до конца жизни, но проделанная ею рабо­та осталась незавершенной.

Изучение работ Л. И. Божович, а также исследова­ний, посвященных анализу данного понятия (напри­мер, Нежнова, 1991), позволяют внести ясность, что же включает в себя данное понятие. Опираясь на поздние работы Л. И. Божович, в которых данное по­нятие раскрыто наиболее полно и непротиворечиво

Т. Д. Нежнова делает вывод о том, что внутренняя по­зиция — именно то внутреннее условие, благодаря ко­торому, по С. Л. Рубинштейну, преломляются внеш­ние воздействия на ребенка 6—7 лет и он становится менее ситуативным, т. е. его мотивационные образо­вания становятся более соподчиненными. Именно устойчивость мотивации как основной показатель сформированное внутренней позиции была взята Т. А. Нежновой за основу при конструировании ме­тодики, направленной на диагностику внутренней позиции.

Анализ работ самой Л. И. Божович и других ав­торов, изучавших свойства внутренней позиции, позволяет выделить основные аспекты этого лич­ностного образования: 1) рефлексивный: осозна­ние своей позиции в данной социальной ситуации (для 6—7-летних детей — «Я — школьник» и т. д.); 2) эмоциональный: наличие внутренней позиции, подразумевающей отношение к некоторой реаль­ности или явлению; 3) мотивационный: наличие внутренней позиции, задающей направление дея­тельности человека. Направленность личности, по Л. И. Божович, является ее обобщенной характери­стикой. Как единичное проявление личности, в ко­торой обнаруживается направленность как интегра­льное свойство, может быть предложена внутренняя позиция, а поступок, который, по мнению Л. И. Бо­жович, может быть единицей анализа личности, — это внешнее выражение внутренней позиции.



Понимаемая таким образом внутренняя позиция не замкнута в рамках 6—7-летнего возраста. Очевид­но, речь идет об универсальной характеристике, име­ющей различное содержание и различные формы проявления, в зависимости от возраста. Приведен­ный нами пример показывает, что в психологии тео­ретическое положение, сформулированное ad hoc, может стать основой для более общей теории и более широкой исследовательской программы.

Рассказав об особенностях теоретического знания и видах научных теорий в психологии, мы можем об­судить несколько дискуссионных вопросов, касаю­щихся развития психологической теории. Один из них — вопрос о том, возможно ли появление единой общепсихологической парадигмальной теории в ближайшее время и возможно ли вообще создание такой теории. На этот вопрос приходится ответить отрицательно, но с некоторыми существенными ого­ворками. Об этом нет оснований говорить в связи с невысоким уровнем развития навыков методологи­ческой рефлексии и, что гораздо хуже, неумением ученых слушать другого. Уровень разработанности понятийного аппарата психологии многие авторы оценивают как низкий, но не он является единствен­ным препятствием на пути создания общепсихологи­ческой парадигмальной теории. Средством для преодо­ления такого положения дел является методологиче­ская рефлексия психологами тех теоретических схем и понятийных систем, которыми они пользуются.



Другой вопрос, тесно связанный с первым: воз­можна ли единая общепсихологическая аксиомати­ка? На этот вопрос также следует ответить отрица­тельно. Например, А. П. Стеценко (1990) убедитель­но показала это исходя из специфики психологии как науки. В принципе, как отмечает А. П. Стеценко, та­кая проблема разрешима, но через построение аксио­матики тех реальных задач, которые должна решать психология. Такая задача представляется более раз­решимой, чем создание единой парадигмальной те­ории. Между тем и построение аксиоматики таких задач неизбежно сталкивается с необходимостью соотнесения учеными их исходных теоретико-ме­тодологических основ познания, которые на этот раз обусловливают видение ими задач психологии.

Другими словами, ученому необходимы навыки ме­тодологического анализа собственных исходных основ познания. Таким образом, развитие навыков методологической рефлексии становится для психо­логов важным условием роста научной теории.


Просмотров 393

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!