Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Рефлексивность современного научного познания



Завершая рассказ об истории развития методоло­гии науки, правомерно сказать, что в ней видно возра­стание рефлексивности в отношении научного позна­ния. Так, В. С. Швырев (1978) рассматривает расшире­ние и развитие форм рефлексии научного познания как одну из важнейших линий развития науки. Само зарождение науки он связывает с переходом от до-рефлексивных представлений обыденного сознания к научным понятиям с помощью рефлексивных про­цедур. Выделяя две стадии развития науки — эмпири­ческую и теоретическую, — он различает их в том числе по критерию отрефлексированности познава­тельных процедур.

Э. Г. Юдин (1978) отмечал, что с начала XX в. нача­лось расширение сферы рефлексии над наукой. Воз­никновение и развитие целого ряда методологических подходов, о которых было рассказано в данной главе, является одним из наиболее очевидных признаков этого расширения рефлексии. Пользуясь терминоло­гией, предложенной П. П. Гайденко, он обозначает развитие научной рефлексии как движение от онто­логизма через гносеологизм к методологизму.

Онтологизм рассматривает прежде всего отноше­ния объекта и знания. Познание рассматривается как поступательное движение к истине, и рефлексия на­учного познания контролирует правильность движе­ния по пути к истине. Как отмечают В. П. Зинченко и С. Д. Смирнов, этот вид научной рефлексии характе­рен для эмпирической науки. Методологические идеи мыслителей Античности и Средних веков, а также уче­ных Нового времени, начиная с Ф. Бэкона и Р. Декар­та, направлены на разработку средств, позволяющих построить правильный путь познания.

Для гносеологизма характерно, что в фокусе вни­мания оказывается отношение познающего субъекта к познаваемому объекту. «Философы начинают искать предпосылки и последние основания научного знания в формах организации познавательной деятельности, которые влияют на содержание и логическую органи­зацию знания. Этот вид рефлексии... предполагает множественность оснований познания и относитель­ный характер истины. Об истинности знания здесь можно судить по его адекватности задаче, данному способу овладения объектом» (Зинченко, 1983. С. 12). Перенос внимания со связки «знание — объ­ект» на связку «субъект — объект» и, стало быть, пе­реход от онтологизма к гносеологизму начал осущест­вляться с момента, когда возникло сомнение в позна­вательных способностях человеческого разума, не имеющего за собой абсолютный интеллект Бога, в философии Д. Юма и И. Канта. Наиболее значимой эта проблематика стала в позднем позитивизме и ран­нем неопозитивизме.



Методологизм как наиболее характерный тип на­учной рефлексии в современной науке направлен н; анализ средств познания в самом широком смысле слова. В методологизме в центре внимания оказывает­ся соотношение «субъект — знание». Предметом ана­лиза становятся исходные философские основы науч­ного познания, конкретно-научные методологиче­ские концепции, а анализ средств познания, по словам Э. Г. Юдина, перерастает в их систематическое произ­водство, а в некоторых частях—даже в своего рода инду­стрию. Методологизм выполняет конструктивные фун­кции, в его рамках решаются такие задачи, как констру­ирование предмета науки и проектирование новых форя познавательной деятельности (Г. П. Щедровицкий).

Одна из характерных черт методологизма — поиск общенаучно - методологических основ для науки. Мето­дология науки идет в этом направлении несколькими путями. Во-первых, создаются новые общенаучно - ме­тодологические подходы (Г. Хакен, У. Матурана и Ф. Варела, И. Р. Пригожий). Во-вторых, предметом специального анализа становится возможность пере­носа методологических результатов из одной области знания в другую. Перенесение общенаучных принци­пов из одной области знания в другую характерно для современной науки начиная с середины XX в. Ученые ищут методологические основы науки не только в со­временности, но и в прошлом. Так, в отечественных гуманитарных науках роль общенаучной методологам все чаще играют взгляды М. М Бахтина (В. С. Библера, В. А. Махлина, в психологии — Т. А. Флоренской, Н. С. Бурлаковой и В. И. Олешкевича и др.).



Другая характерная черта методологизма — общена­учно - методологические концепции выполняют роль средств рефлексии не только в науке, но и в научно обо­снованной практике. Достаточно назвать широкое при­менение общей теории систем Л. фон Берталанфи как методологической основы семейной психотерапии или методологии системного проектирования Г. П. Щедровицкого в организационно - деятельностных мифах. Можно сказать, что методологическое знание посте­пенно перестает быть достоянием узкого круга ученых и все больше становится феноменом культуры.

Вопросы и задания

1. В чем состоит методологическое значение греческой философии для науки в целом?

2. Когда методология науки выделилась в отдельную область научного познания?

3. В чем состоит идея трех стадий интеллектуальной эволюции человечества по А. Сен-Симону — О. Конту? Охарактеризуйте эти три стадии.

4. Дайте характеристику сциентистского и анти­сциентистского отношения к ценности науки и на­учного познания.

5. С какими течениями в философии и логике связано возникновение неопозитивизма?

6. Дайте характеристику критериям верифицируемости и фальсифицируемости научного знания. В чем их методологический смысл?

7. Дайте определение научной парадигмы по Т. Куну.

8. Какие направления исследований были наиболее широко распространены в постпозитивизме?

9. Назовите основные исследовательские области оте­чественной методологии науки. Кто был и остается наиболее видными исследователями в данных обла­стях методологии науки?

10. Дайте характеристику трех стадий развития научной рефлексии (онтологизма, гносеологизма, методоло-гизма).

Глава 3


Просмотров 495

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!