Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Определение методологии науки



Лубовский Д.В.

Введение в методологические основы психологии

Серия: Библиотека студента

 

Издательства: МОДЭК, МПСИ, 2007 г.
Мягкая обложка, 224 стр.
ISBN 978-5-9770-0216-5, 978-5-89395-871-3
Тираж: 5000 экз.
Формат: 84x108/32 (~130х205 мм)

ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГИИ

Глава 1

Структура и функции

Методологического знания

И его значение для психологии

Методология науки как область научного познания. Иссле­довательская область методологии науки. Соотношение понятий «методология» и «наука», «науковедение», «философия», «миро­воззрение». Дескриптивная и нормативная методология. Струк­тура методологического знания: философско-мировоззренческий уровень, уровень общенаучной методологии, уровень конкрет­но-научной методологии, уровень процедуры и техники исследова­ния. Значение методологии для психологической науки. Роль ме­тодологии в формировании предмета науки. Структура предмета науки по Г. П. Щедровицкому. Базовые понятия методологии: предмет и объект исследования, познавательная ситуация. Раз­витие представлений о познавательной ситуации в психологии. Методы исследования в методологии.

Определение методологии науки

Задача данного пособия — дать психологам пред­ставление о методологических основах психологиче­ской теории и практической психологии. Мы дадим краткое предварительное определение методологии как области науки, изучающей принципы и методы получе­ния и применения знания.Задача данной главы — ввес­ти те понятия, которые будут использоваться дальше во всем пособии.

Методология науки разрабатывает проблемы при­емов, способов и методов познавательной деятельно­сти (Зинченко, 1983). Методология понимается как учение о методе, который, в свою очередь, трактуется разными авторами по-разному: либо более широко, либо более узко. В более широком смысле слова метод рассматривается как путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных зна­ний. Так, в советской литературе по философии мож­но встретить словосочетания «марксистская методо­логия», «диалектический метод». Такая трактовка по­нятия «метод» является предельно широкой. В более узком смысле слова метод — способ (прием) научного познания или практической деятельности. Напри­мер, в психологии говорят о методе тестов, методе формирующего эксперимента, методе психоанализа, если речь идет о психотерапии. Под методом в дан­ном случае имеется в виду целая группа методик ис­следования или практической деятельности, имею­щих общие значимые признаки. Это один из вариан­тов использования понятия «метод» в узком смысле. Широкое и узкое понимание метода задает раз­личные трактовки понятия «методология»: либо как философско-мировоззренческих оснований позна­ния, либо как совокупности приемов, средств и про­цедур исследования. Крайности этих двух трактовок понятий «метод» и «методология» сняты М. В. Мостепаненко: «Метод — путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов)... Методология — учение о ме­тодах и принципах познания. Поскольку метод свя­зан с предварительными знаниями, методология, ес­тественно, делится на две части: учение об исходных основах (принципах) познания и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы. В учении об исходных основах познания анализиру­ются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методо­логии непосредственно связана с философией и с ми­ровоззрением. В учении о способах и приемах иссле­дования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общую методику исследования» (цит. по: Зинченко, 1983. С. 7). Данное определение помогает понять, как соотносятся меж­ду собой методология и философия.



Методология, как и любая другая отрасль науки, имеет свою область исследований. А. П. Стеценко (1990) показывает, что под методологией понимают­ся различные области научных исследований: либо «работы, в которых обсуждаются принципы построе­ния и разрабатываются положения той или иной пси­хологической концепции, сопоставляются те или иные психологические понятия и теории», либо «определен­ный тип исследований, разрабатывающих всю сово­купность проблем, связанных со спецификой науч­ного знания (и стоящей за ним также специфичной научно-исследовательской деятельности) как цело­стной системы, а также со спецификой свойственных научному знанию форм организации (получения, от­чуждения, хранения, проверки и т. п.) в отличие от проблем, касающихся лишь отдельных теоретических обобщений» (Стеценко, 1990. С. 16).



За годы, прошедшие со времени написания цити­рованной работы, появилось немало методологических исследований, относящихся к первому из обозначен­ных направлений. Что касается работ, относящихся ко второму типу методологических исследований, то к на­стоящему времени можно назвать целый ряд публика­ций, где рассматривается специфика психологии как науки (Зинченко, 1997; Асмолов, 2002 и др.). Как правило, в таких исследованиях специфика психологии как науки рассматривается в перспективе построения психологии на основе некоторой исследовательской программы (например, культурно-исторической тео­рии Л. С. Выготского, психологической теории дея­тельности А. Н. Леонтьева и др.).



Давая определение методологии науки, следует отделить данную область знания от науки вообще, науковедения и мировоззрения. Такое разграничение поможет лучше уяснить специфику методологии как отдельной отрасли знания и понять, какие проблемы разрабатываются в ней. В. П. Зинченко и С. Д. Смир­нов отмечают, что недостаточная дифференциация этих понятий часто приводит к отсутствию содержа­тельного продвижения в разработке проблем методо­логии науки.

Наукой,как известно, называют область челове­ческой деятельности, основная функция которой — получение знаний о мире и их систематизация, на основе которой возможно построение научной кар­тины мира и научно обоснованной практики. Извест­ный методолог науки П. Фейерабенд писал, что на вопрос о том, что такое наука, существует бесконечно много ответов, но «каждый из них опирается на пред­положение о том, что существует особый научный метод, т. е. совокупность правил, управляющих дея­тельностью науки. Процедура, осуществляемая в со­ответствии с правилами, является научной; проце­дура, нарушающая эти правила, ненаучна» (Фейера­бенд, 1986. С. 127).

Методология, безусловно, является одним из ви­дов научного знания, но в ней разрабатываются лишь проблемы, связанные с принципами и методами по­лучения и применения знаний.

Философиейназывают научное знание о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания. Определенная часть философских зна­ний входит в структуру методологического знания. Какие именно философские принципы входят в ме­тодологию науки и какую роль они там выполняют — мы рассмотрим ниже.

Науковедениемназывают отрасль исследований, изучающую закономерности функционирования и раз­вития науки, структуру и динамику научной деятельно­сти, взаимодействие науки с другими социальными ин­ститутами и сферами жизни общества. В науковедении применяются методы истории, социологии, экономики, а некоторые науковедческие проблемы разраба­тываются с помощью методов психологии (напри­мер, вопросы научного творчества). Принципы и мето­ды получения знаний (т. е. то, что изучает методология) не становятся предметом науковедческих исследова­ний.

Наконец, мировоззрениемпринято называть сис­тему «взглядов на объективный мир и место в нем че­ловека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловлен­ные этими взглядами основные жизненные позиции» (Спиркин, 1983. С. 375). Нередко выделяют три вида мировоззрения как различные формы общественного сознания — обыденно-житейское, религиозное и фи­лософское. Но разграничение между ними весьма условно, поскольку для каждого человека его мировоз­зрение является сложным конгломератом и приобре­тенной жизненной мудрости, и усвоенных философ­ских знаний, и, для верующего человека, обобщением его религиозного опыта.

В деятельности психолога мировоззрение опреде­ляет его взгляд на человека, природу и пути развития его психологической реальности, сущностные харак­теристики его личности и т. д., создавая тем самым исходные предпосылки для постановки задач, выбо­ра методов работы и трактовки результатов. Но собст­венно методологическая работа не тождественна ми­ровоззрению.

В определении мировоззрения можно выделить несколько тенденций. Одна из них — отождествление мировоззрения и философских взглядов. В. П. Зинченко и С. Д. Смирнов отмечают, что такая тенденция была характерна для советской философии прошлых лет, но в настоящее время не встречается. Другая тен­денция — резкое разграничение науки и мировоззре­ния. Этой точки зрения придерживается, например, А. М. Пятигорский: «Наука не может дать ответа на все вопросы, которыми она занимается, а мировоз­зрение может дать ответы на все вопросы, которыми оно не занимается. И, конечно, в этом смысле термин "научное мировоззрение" есть чистейший вздор» (цит. по: Зинченко, 1997. С. 12). Взяв за основу положение о том, что мировоззрение не тождественно ни конкрет­ной науке, ни философии, конкретизируем представ­ление о мировоззрении на основе взглядов B.C. Сте­нина, который подчеркивает культурно-историче­скую обусловленность мировоззрения.

По мнению В. С. Степина, основа для мировоз­зренческих представлений и установок — универса­лии данной культуры. Формами, в которых они реа­лизуются, «...являются категории культуры — ми­ровоззренческие универсалии, систематизирующие и аккумулирующие накапливаемый человеческий опыт. Именно в их системе складываются характер­ный для исторически определенного типа культуры образ человека и представление о его месте в мире, представления о социальных отношениях и духовной жизни, об окружающей нас природе и строении ее объектов и т. д. Мировоззренческие универсалии определяют способ осмысления, понимания и пере­живания человеком мира» (2000. С. 120).

Мировоззренческие универсалии, по В. С. Степину, можно условно разделить на два блока.: «Первый из них образуют категории, в которых фиксируются наиболее общие характеристики объектов, преобразуе­мых в деятельности: "пространство", "время", "дви­жение", "вещь", "свойство", "отношение", "коли­чество", "качество", "причинность", "случайность", "необходимость" и т. д. Предметами, преобразуемыми в деятельности, могут быть не только объекты природы, но и социальные объекты, сам человек и состояния его сознания. Поэтому перечисленные "предметные кате­гории" имеют универсальную применимость» (Там же).

Второй блок универсалий культуры «...составляют категории, характеризующие человека как субъекта деятельности, структуры его общения, его отноше­ний к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. К ним относятся кате­гории: "человек", "общество", "я", "другие", "труд", "сознание", "добро", "красота", "вера", "надежда", "долг", "совесть", "справедливость", "свобода" и т. д.» (Степин, 2000. С. 121). Заметим, что этот список мо­жет быть продолжен фундаментальными категория­ми психологии — «личность», «общение», «деятель­ность». Представления о путях познания и методах конкретных наук не входят в систему этих мировоз­зренческих универсалий. Мировоззренческие уни­версалии определяют подходы специалистов к иссле­довательской и практической деятельности, но опосре­дованным путем. Для психолога мировоззренческие универсалии, распространенные в данной культуре, определяют взгляд на человека, косвенным путем влияют на выбор теоретических моделей и методов исследования. Уместно вспомнить, например, расхо­жее высказывание, касающееся бихевиористских эк­спериментов, о том, что для американца лабиринт — модель жизненной среды.

Для науки основное назначение методологиче­ского знания состоит в том, что оно выполняет реф­лексивную функцию,т. е. функцию интеллектуального средства, позволяющего ученому или практику вый­ти в рефлексивную позицию и осознать свои позна­вательные средства и адекватность их применения. Для современной науки характерно расширение сфе­ры рефлексии. Одно из основных направлений в со­временной методологии науки — рефлексия познава­тельных средств, имеющихся у ученого, и влияние этих средств на познание им объекта.

Принято выделять два вида методологического знания — дескриптивнуюи нормативнуюметодологию. Такое деление методологического знания было впервые осуществлено Э. Г. Юдиным (1978) и ис­пользуется в литературе, посвященной методологи­ческим проблемам психологии (Зинченко, 1983).

Дескриптивнойметодологией принято называть исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного по­знания. С. Д. Смирнов отмечает, что даже в тех случа­ях, когда мы осуществляем выбор и обоснование на­правления научного исследования, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию. Мето­дологический анализ ранее пройденных этапов раз­вития науки выполняет целый ряд функций для раз­вития научного познания. Это:

1. Катализация, стимулирование процесса научного познания. Эта функция методологического зна­ния осуществляется за счет критического осмыс­ления идей, имеющихся в культуре, анализа суще­ствующих научных теорий и концепций.

2. Организация и структурирование научного зна­ния как целого за счет его интеграции и синтези­рования, за счет разработки общенаучных средств и форм познания общенаучных понятий, катего­рий, методов, подходов, а также за счет выделения философско-мировоззренческих принципов по­знания (Юдин, 1978; Зинченко, 1983).

3. Выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного на­правления. Данная функция методологического знания становится особенно важной при планиро­вании междисциплинарных исследований (Зин­ченко, 1983).

В российской философии второй половины XX в. крупнейшими специалистами в области дескриптив­ной методологии можно назвать Б. М. Кедрова, М. К. Мамардашвили, П. П. Гайденко, В. С. Степина.

Нормативнаяметодология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследователь­ской деятельности. По Э. Г. Юдину, она выполняет три основных функции: обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме и по содержанию), дает средства для решения уже поставленных задач и улучшает организационную сторону исследований. Крупнейшим российским методологом, разрабаты­вавшим нормативные аспекты науки, был Г. П. Щедровицкий. Проблемы нормативной методологии раз­рабатываются Н. Г. Алексеевым, О. С. Анисимовым, Ю. В. Громыко, П. Г. Щедровицким и др.


Просмотров 1104

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!