Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Место производственной практики «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях» в структуре ООП ВПО



ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование.

Профиль подготовки: Логопедия.

Уровень ООП: бакалавриат.

Форма обучения: очная.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (приказ № 49 от 18.01.2010 г.) и учебного плана, утвержденного Ученым советом МордГПИ (протокол №_____ от __________________).

 

 

Разработчик: к.п.н., доцент кафедры логопедии и медицинских основ дефектологии Е. Г. Федосеева

 

Программа одобрена на заседании кафедры логопедии и медицинских основ дефектологии (протокол № 7 от 18.01.2011).

 

Саранск 2011


 

1. Цель производственной практики «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях»

Целью производственной (педагогической) практики является теоретическая и практическая подготовка студентов к работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, овладение системой про­фессио­нально-педагогических компетенций, составляющих содержание деятельности логопеда дошкольного учреждения.

 

2. Задачи производственной практики «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях»

Задачами производственной практики «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях» бакалавров по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю 050700 Логопедия являются:

в области коррекционно-педагогической деятельности:

- овладение формами организации и способами реализации коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением речи;

- освоение путей и условий организации коррекционно-педагогической среды в условиях структур образования, ее методического и технического обеспечения;

- овладение способами продуктивного взаимодействия в рамках комплексного сопровождения детей с речевыми нарушениями;



в области диагностико-консультативной деятельности:

- овладение приемами логопедического обследования дошкольников, страдающих расстройствами речи в условиях дошкольного учреждения;

- совершенствование приемов анализа и интерпретации результатов комплексного, мультидисциплинарного обследования дошкольников с речевыми нарушениями;

- освоение форм и способов проведения консультирования родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, а также других субъектов учебно-воспитательного процесса по проблемам социальной адаптации;

в области культурно-просветительской деятельности:

- освоение путей и условий организации педагогического сопровождения процессов восстановления общекультурных навыков личности, находящейся в условиях коммуникативной депривации;

- овладение приемами популяризации логопедических знаний в условиях системы образования, здравоохранения и социального развития;

- в области исследовательской деятельности:

- совершенствование аналитико-синтетических умений работы с информацией и адекватного ее использования в сфере профессиональной деятельности;

- развитие умений популяризации результатов исследовательской деятельности.

Место производственной практики «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях» в структуре ООП ВПО

Производственная практика «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях» является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю 050700 Логопедия.



Программа производственной практики «Логопедическая практика в дошкольном учреждении для детей с речевыми нарушениями» составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) "Бакалавр"), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (от 18 января 2010 г. № 49).

Производственная практика «Логопедическая практика в дошкольном учреждении для детей с речевыми нарушениями» является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных бакалавров логопедии. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умений и навыков практической работы по присваиваемой квалификации и избранному направлению подготовки, а также освоение навыков научно-исследовательской деятельности.

Производственной практике «Логопедическая практика в дошкольном учреждении для детей с речевыми нарушениями» предшествует изучение дисциплин – 1) гуманитарного и социально-экономического цикла: Основы речевой культуры дефектолога, Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов, Техника речи; 2) математического и естественно-научного цикла: Информационные технологии в специальном образовании; 3) профессионального цикла: а) Педагогика, Психология, Специальная педагогика, Специальная психология, Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения, Невропатология, Психопатология, Неврологические основы логопедии, Психолого-педагогическая диагностика лиц с речевыми нарушениями, Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях, б) вариативного компонента ФГОС ВПО: Введение в логопедическую специальность, Логопедия, Методика развития речи дошкольников (специальная), Логопедический практикум, Онтогенез языковой способности, в) курсов по выбору студентов: Основы превентивной логопедии, Развитие выразительной стороны речи у детей с речевыми нарушениями, Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированного образовательного процесса, Нейропсихологическая диагностика лиц с речевыми нарушениями, Педагогическая риторика, г) факультативов: Деонтологические аспекты в дефектологии, Клиника интеллектуальных нарушений, Организация работы логопеда лечебно-профилактического учреждения, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Производственная практика «Логопедическая практика в дошкольном учреждении для детей с речевыми нарушениями» является логическим завершением изучения данных дисциплин.



Прохождение педагогической практики является необходимой основой для последующего изучения ряда следующих дисциплин: а) профессионального цикла базового компонента ФГОС ВПО: Семейное воспитание детей с нарушениями речи, б) вариативного компонента ФГОС ВПО: Логоритмика, в) дисциплин по выбору студента: Организация досуговой деятельности с речевыми нарушениями, Формирование коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями речи, Психологические аспекты деятельности логопеда, Формирование языковой способности у детей с общим недоразвитием речи, Технологии проектирования индивидуальной образовательной траектории обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи, Логопедическое сопровождение детей с комплексными нарушениями развития, Профилактика и коррекция отклонений в здоровье у учащихся с тяжелыми нарушениями речи, а также служит базой подготовки выпускной квалификационной работы.

 

4. Место и время проведения производственной практики «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях»

Производственная (педагогическая) практика бакалавров по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» с профилем подготовки «Логопедия» осуществляется на основе договоров между ГОУ ВПО «МордГПИ» и предприятиями, учреждениями и организациями, предоставляющими места для прохождения практики на базе дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи.

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- укомплектованностью образовательных учреждений педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

- степенью квалификации логопедического персонала;

- уровнем оснащенности учебной литературой;

- наличием технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);

- наличием оборудования для проведения лабораторно-практических занятий.

Производственная (педагогическая) практика проводится в течение: 3 недель на 3 курсе в 6 семестре (практика в качестве учителя-логопеда ДОУ);

Группы формируются в составе не более 10 человек на одного руководителя.

 

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях»:

Общекультурные компетенции:

- способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

- способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

- способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

Общепрофессиональные компетенции:

- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:

- способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

- готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

- способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

- способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

- способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности
(ПК-7);

- готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности:

- готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

- способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

Специальные компетенции:

- способностью к учету индивидуально-типологических проявлений речевого дефекта и различий в динамике его преодоления (СК-1);

- готовность к использованию результатов диагностического обследования для составления индивидуальных программ коррекции нарушенных функций в соответствии с видом, формой и степенью речевых расстройств (СК-2);

- готовностью к проведению работы по профилактике вторичных нарушений речеязыкового, сенсомоторного и когнитивного развития (СК-3);

- готовность к методически обоснованному ведению документации логопеда в различных институциональных условиях (СК-4);

- готовность к реализации в профессиональной деятельности современных логопедических технологий (СК-5);

- готовность к проведению логопедических занятий с детьми с сочетанными нарушениями в развитии (СК-6).

В результате прохождения производственной практики «Логопедическая практика в дошкольном учреждении для детей с речевыми нарушениями» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

иметь представление:

- об основных направлениях работы логопеда в дошкольном учреждении для детей с речевыми нарушениями;

знать:

- механизмы, структуру и симптоматику различных форм речевой патологии (дислалии, дизартрии, ринолалии, заикания);

- особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с речевым нарушениями;

- классификации и систематизации различных нарушений речи (дислалии, дизартрии, ринолалии, заикания);

- особенности логопедической диагностики детей, страдающих расстройствами речи в условиях дошкольного учреждения;

- приемы анализа и интерпретации результатов комплексного обследования состояния дошкольников с расстройствами речи;

- диагностические показатели сформированности разных сторон мысле-рече-языко­вой деятельности у детей с речевыми нарушениями;

- формы организации и способы реализации логопедического воздействия в дошкольном образовательном учреждении;

- особенности коррекционно-педагогической среды в условиях структуры образования, ее методического и технического обеспечения;

- формы и способы проведения консультирования лиц с расстройствами речи, их родственников, работающих с ними специалистов иных профилей по проблемам восстановительного обучения и социальной адаптации;

уметь:

- проводить логопедическое обследование речевой деятельности, анализировать его результаты и диагностировать уровень сформированности и возможные отклонения речевой функции у детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями;

- ориентироваться в структуре нарушения речи у детей названной категории;

- осуществлять выбор адекватных средств и методов логопедического воздействия детей;

- реализовывать перспективное, календарное и текущее планирование содержания всех видов логопедической работы в группах разного типа (для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, заиканием);

- применять технологии индивидуального и группового обучения в условиях дошкольного образовательного учреждении для детей с речевыми нарушениями;

- определять и реализовывать во взаимосвязи коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, используя разнообразные приемы психолого-педагогического воздействия с учетом индивидуальных и личностных особенностей детей с различными нарушениями речи;

- реализовывать обеспечение материально-технической базы процесса обучения;

- осуществлять консультирование родителей, имеющих детей с расстройствами речи, их родственников, работающих с ними специалистов иных профилей по проблемам обучения и социальной адаптации;

- обеспечивать оптимальные условия для реализации комплексности
воздействия;

- популяризировать логопедические знания среди населения, содействовать повышению педагогической компетенции других участников образовательного процесса и родителей детей.

владеть:

- формами и приемами логопедической диагностики;

- способами рационального ведения логопедической документации;

- эффективными формами и приемами логопедической пропаганды;

- организации работы педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения для детей с речевыми нарушениями;

- планировать мероприятия, осуществлять разработку содержания, методов, приемов и средств воспитания в зависимости от цели мероприятия с учетом индивидуального и дифференцированного подходов.

 

Производственная практика «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях» проводится на III курсе в VI семестре.

Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.

Прохождение производственной/учебной (название вида) практики является необходимой основой для подготовки к итоговой государственной аттестации.

Структура и содержание производственной практики

6.1. Структура и трудоемкостьпроизводственной практики

Общая трудоемкость производственной практики составляет 9зачетных единиц, или 6 недель, или 324 часа.

 

№ п/п Разделы (этапы) практики Недели Общая трудоемкость Формы текущего контроля
Кредиты часы
Практика в качестве дошкольного логопеда Зачет
Ориентировочный этап 1-я 1,5 Собеседование, проверка речевых карт
Основной этап 2-я – 4-я 4,5 Проверка индивидуальной коррекционно-речевой программы; конспектов рабочих занятий, режимных моментов
Заключительный этап 5-я - 6-я Проверка конспектов зачетных занятий, воспитательного мероприятия, дневника педагогической практики, индивидуального плана работы

6.2 Виды деятельности студентов на производственной практике


Просмотров 607

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!