Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Обучение чтению в добуквенный период



ЕРМОЛАЕВА Н.К., учитель-логопед МДОУ «Белоснежка» г. Новый Уренгой, пос. Лимбяяха

Большинство педагогов полагают, что для ребенка будет лучше если он придет в школу, умея читать, поскольку в 4—5 лет учиться читать легче, чем в 7—8.

Но чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Показывая малышу букву, следует соблюдать определенные правила и принципы, которые разработал замечательный детский психолог Д.Б, Эльконин и которые выдержали уже 30-летнюю практическую проверку. О своем методе Эльконин подробно написал в статье «Как научить детей читать».

 

Общая ориентация в фонемном составе языка, различение в словах категорий фонем по их дифференциальным признакам — обязательные предпосылки обучения чтению. Существует механизм воссоздания звуковой формы при чтении:

— выяснение порядка следования фонем в слове;

— установление различительной функции фонемы;

— выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных русскому языку.

По системе Эльконина фонемный анализ включает в себя:

— интонационное выделение последовательности фонем и общий анализ слова, при котором создается модель такой последовательности;

— дифференциация гласных и согласных фонем и установление места ударения в слове, в результате чего появляется более конкретная модель фонемного состава слова;

— дифференциация твёрдости-мягкости и звонкости-глухости согласных фонем и моделирование основных фонематических отношений в слове.

При этом используются следующие приемы:

— сопоставление моделей фонемного состава слов между собой и установление их сходства и различия;

— придумывание по заданной модели слов, имеющих одинаковую фонемную структуру.

Для материализации звуков на первом этапе используются фишки одного, а затем двух и трех цветов. На втором этапе Эльконин предлагает вводить буквы, обозначающие гласные фонемы, соблюдая при этом определенные правила:

— знакомить детей с буквами, как знаками фонем, не допуская

смешения букв и фонем;

— формировать опережающую ориентацию на гласные буквы



и фонемы.

Необходимо помнить, что буквы, обозначающие гласные фонемы, имеют двоякую функцию: кроме собственного образа они ещё указывают на мягкость или твердость предшествующих согласных фонем. Еще К.Д. Ушинский предлагал знакомить детей сразу со всеми гласными буквами, вводя их парами: «а—я», «о—ё», «э— е», «у—ю», «ы—и». То же предлагает система Эльконина.

Заполнение схемы слов вначале фишками трех цветов, а затем буквами фиксирует знаковую функцию буквы и помогает объяснить детям, что данные буквы обозначают одну и ту же фонему, но ставятся после согласных, различающихся по твердости-мягкости.

На этапе «словоизменения» у детей формируется ориентация на гласные буквы и фонемы для получения нового слова при замене одной только гласной. Эльконин предлагал использовать полоску из картона, на которой написаны все гласные буквы. Ее можно прикладывать к схеме слова на картинках, заменяя одну гласную другой. Подобный способ поможет сформировать у детей основной механизм чтения: упреждающую ориентацию на гласную букву и фонему.

Похожий принцип Эльконин предлагает соблюдать и при ознакомлении с буквами, обозначающими согласные фонемы:

— дети проводят фонемный анализ, заполняя схему слова

фишками трех цветов;

— ставят на места знакомые гласные;

— определяют согласные фонемы, стоящие перед гласными.

 

Дополнительно предлагается использовать окошечки и полоски с гласными и согласными буквами.



Эльконин считал, что целесообразно знакомить детей одновременно с двумя согласными звуками — звонким и соответствующим ему глухим. Главной целью его системы обучения можно назвать чтение полных слов с четкой постановкой ударения, поскольку именно оно создает единый звуковой образ слова, стягивает произносительные единицы в целое.

Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукер-ман в своих книгах («Чтение без принуждения», «Учимся читать и писать», «Школьные трудности благополучных детей») предлагают оригинальную игровую аранжировку системы Эльконина.

Для детей главная трудность звуковых игр состоит в том, что они склонны смешивать трудноуловимые звуки с другими свойствами слова, с его значением, долго путают звук — минимальную единицу членения слова и слог — более естественную артикуляционную единицу.

 

Дети, обучавшиеся чтению по системе Эльконина, практически избавлены от наиболее распространенных ошибок первоклассников: пропусков, перестановок, грубых искажений букв. Они не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами. У них формируется интерес к языку и его законам. И наконец, самое важное, — занятия чтением и письмом не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребенка.


Просмотров 649

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!