Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Терминологический комментарий



Абилитация– первоначальное формирование способностик чему-либо. Термин приме­ня­ется преиму­щественно к детям раннего возраста с отклоне­ниями в развитии, в отличие от реа­билитации – восстановления способности к чему-либо, утраченной в резуль­тате болезни, травмы и др.

Активный словарь– слова, которые говорящий наданном языке не только понимает, но и употребляет, активно использует.

Артикуляция – деятельность, движения и позиции органов речи, нужные для произне­сения данного звука, комплексов звуков, составляю­щих слоги и слова, складывающиеся из ар­тикуляционных фаз.

Аутогенная тренировка– психотерапевтический метод лече­ния, разра­ботанный Й.Г. Шультцем в 1932 г. и предполагающий обучение па­циентов мы­шечной релаксации, са­мо­вну­шению, развитию концентрации внимания и силы представле­ния, умению контролировать непроизволь­ную умствен­ную актив­ность с целью повышения эффективности значи­мой для субъ­екта дея­тельности.

Внешняя речь– речь в собственном смысле, т. е. облеченная в звуке, имеющая звуковое выражение.

Внутренняя речь– скрытая, незвучная речь, различные виды исполь­зо­вания языка (язы­ковых значений) вне процесса реальной коммуникации.

Восприятие устной речи – построение субъективной модели осмыс­лен­ного сообщения на основе процесса активного слушания. Этот процесс включает в себя восприятие устного ре­че­вого сообщения на сенсорном уровне, вычленение сигнальных звуков в составе слова и его опознание на перцептивном уровне, установление смысла предложения и всего сообще­ния в целом. Смысловое восприятие в значительной мере зависит от инди­виду­ально-личностных особенностей слушающего или читающего, прежде всего, от гибкости мышления и направлен­ности личности.

Голос – 1) способность интонировать речь или петь;

2) со­вокупность разнообразных по своим характери­стикам зву­ков, про­изводимых путем модуляции выдыхаемого (или вдыхаемого) воздуха вибри­рующими голосовыми складками;

3) акустический феномен, состоящий в том, что звуки, образо­ванные с уча­стием голосо­вых складок, несут информацию об ин­дивидуальных осо­бенностях говорящего: его физическом и эмо­ционально-психологическом состоянии, интел­лектуальном и социокультурном уровне, профессиональ­ной и национальной при­надлежности. Голос характеризуется силой, высо­той, то­ном, тембром, резонансом, способом подачи.



Дикция –1) подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом;

2) произношение, степень отчетливости, ясности и чистоты в произне­се­нии слов, слогов и звуков в разговоре, пении; хорошая дикция предпола­гает отсутствие скороговорок, «проглаты­вания» отдельных звуков и сло­гов, де­фектов речи; она необходима для лучшего восприятия речи гово­рящего.

Жест – элемент пантомимики, выразительное движение, выполняемое руками. Жесты подразделяются на иллюстративные, обслуживающие ка­кую-либо высказываемую мысль, и выразительные, свидетельствующие об эмо­циях или намерениях человека. Ряд жестов приоб­рел ритуализирован­ное значение.

Интонация–сложный комплекс невербальных ритмико-интонацион­ных средств (просо­дических элементов), включающих мелодику, степень громко­сти, интенсивности движения тона, паузы, логическое ударение, до­полняю­щих и усиливающих эмоционально-смысловое и экспрес­сивное значение звучащей речи. Интонация помогает лучше по­нять суть высказы­вания и от­ношение говорящего как к предме­ту речи, так и к собеседнику или аудито­рии.



Кинесика – совокупность телодвижений: жестов, мимики, пантоми­мики (движения тела).

Креативность – творческие способности индивида, характеризую­щиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и вхо­дящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

Коммуникативная функция речи – использование речи для со­об­ще­ния другим какой-либо информации или побуждения их к действиям.

Логическое ударение – выделение наиболее важного слова в ряду ос­тальных слов для придания предложению точного смысла. Интонационное выделение логического слова вы­ражается в повышении, понижении или уси­лении звука голоса, в подчеркнутой артикуляции слова.

Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах их предуп­режде­ния, выявления и уст­ранения средствами специального обу­чения и воспита­ния, раздел коррекционной педагогики.

Мелодика речи–повышение и понижение тона голоса. В со­четании с ударениями и пау­зами фонетическая мелодика оформ­ляет смысловые от­но­шения между частями фразы.

Мимика – внешнее выражение психических состояний, про­являю­щееся в выразитель­ных движениях мышц лица.

Нарушения речи– отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частич­ных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т. д.) и обу­словленные расстройством нормально­го функционирования пси­хофи­зиоло­гических меха­низмов речевой деятельности.

Основной тон высказывания – одно из главных средств интонаци­онно-звуковой выра­зительности речи, с помощью которого автор передает свое отношение к тому, о чем он гово­рит. В создании «тона» большую роль иг­рают тембр голоса и другие интонационные средства.



Пантомимика – внешнее выражение психических состояний, прояв­ляющееся в выра­зи­тельных движениях тела (изменения в походке, осанке, жестах).

Паралингвистика – вокальные возможности голоса, его диапа­зон, то­нальность.

Пассивный словарь– слова понятные, знакомые, но не употреб­ляе­мые в обычном рече­вом обращении.

Пауза – остановка в процессе речи, пограничный сигнал, отделяющий друг от друга слова и предложения. Паузы могут быть грамматическими, психо­логическими (пауза припоминания, пауза умолчания, пау­за на­пряже­ния), физическими (недостаток дыхания, кашель, глотание слюны и т. п.).

Педагогическое общение оптимальное – такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для правильного фор­ми­рова­ния личности, творческого характера учебной деятельности и раз­вития учащихся, обес­печивает благоприятный эмоциональный кли­мат и позволяет максимально использо­вать в учебном про­цессе лич­ностные осо­бенности учителя.

Письменная речь– вербальное (словесное) общение при помощи пись­мен­ных тек­стов.

Психолингвистика – раздел психологии, посвященный исследованию речевого поведе­ния. Занимается описанием сообщений на основе изучения механизмов порождения и воспри­ятия речи, функций речевой деятельно­сти в обществе, связи между коммуникационными сооб­щениями и свойст­вами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в со­обще­ние, интерпретация его слушающим), связи языкового развития с раз­витием личности.

Психотехника речи– это система индивидуально-психологического управ­ления голо­сом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с усло­виями общения, раздел психотехники общения.

Релаксация– расслабление, понижение тонуса скелетной и ре­чевой мускулатуры.

Рефлексия – осознание того, как субъект воспринимается и оценива­ется другими инди­видами или общностями.

Речевая деятельность – вид деятельности (наряду с тру­довой, по­зна­ва­тельной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, це­ленаправленностью, состоит из не­сколь­ких последовательных фаз – ориенти­ровки, планирования, реа­лизации речевого плана, контроля (Л.С. Выгот­ский). Р. д. реализуется в таких ее основных видах, какслушание, гово­рение, чте­ние, письмо.

Речевая ситуация– 1) ситуация речи, ситуативный кон­текст рече­вого взаимодействия; 2) набор характеристик ситуатив­ного контекста, зна­чимых для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств.

Речевое (фонационное) дыхание –этодыхание в процессе речи, от­ли­чающееся от обыч­ного (физиологического) более быстрым вдохом и за­мед­ленным выдохом, значительным уве­личением дыхательного объема, пре­имущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голо­совых складок на вдохе и значительным сближением на выдохе.

Речевой этикет –система национально-специфических, стереотип­ных, устойчивых фор­мул общения, принятых обществом для установления кон­такта собеседников, для его поддер­жания и прерывания (в избранной тональ­но­сти, в различной обстановке общения).

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конст­рукций, создаваемых на основе определенных правил. Пра­вила языкового конструирования имеют этноспецифические особенно­сти, которые выражаются в системе фонетических, лекси­ческих, грамма­тических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Под Р. по­ни­мают как сам процесс (речевая деятельность), так и его резуль­тат (речевые тексты, устные или письменные).

Ритм речи – последовательное чередование выделенных элементов речи, имеющих смы­словое или выразительное значение, через одинаковую или пропорциональную меру времени.

Самостоятельная речь– речь без непосредственной опоры на го­то­вый образец в виде произнесенных каких-либо слов или фраз; ис­пользу­ется как вид упражнений, который служит подготов­кой к свободному применению приобретенных в результате логопе­дической работы навыков речевого об­щения. В за­виси­мости от той функции, которую выполняет речь в обще­нии, приня­то разли­чать ситуативную и кон­текстную речь.

Слушание (аудирование) – рецептивный видречевойдеятельности, на­правленный на смысловое восприятие звучащих текстов. Виды С. опре­де­ля­ются в зависимости: а) от типа ус­тановки смыс­лового восприятия тек­ста (глобальное, когда, например, нужно опреде­лить тему, сказать, о чем шла речь; детальное, когда требуется воспроизвести услышанное под­робно; кри­тическое, когда нужно дать оценку услышанному); б) от источ­ника (теле-, радиопередачи, маг­нитофонные записи и т. д.); в) от того, ви­дим мы говоря­щего или нет; г) слушаем ли мы одного или нескольких го­ворящих и т. д.

Социальная адаптация – процесс интеграции человека в общество, в результате кото­рого достигается формирование самосознания и ролевого по­ведения, способности к самокон­тролю и самообслуживанию, адекват­ных связей с окружающими.

Стресс – понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения со­стоя­ния психического напряжения, обусловленного выполнением деятель­ности в особенно сложных условиях.

Такесика – контакт общающихся людей, осуществляемый с помощью прикосновения.

Техника речи – совокупность умений и навыков, применяемых для оп­тимального зву­ча­ния речи, владение приемами эффектив­ного использо­вания речевого аппарата.

Устная речь – продуктивный типречевой деятельности, вербальное (словесное) обще­ние при помощи языко­вых средств, воспринимаемых на слух. У. р. – живая речь, которая не только произносится, звучит, но и соз­да­ется в считанные секунды, вмомент гово­рения.

Фонастения– нарушение функции голосообразования без ви­димых ор­ганических изме­нений в голосовом аппарате. При Ф. наблюдаются быст­рая утомляемость и прерывание го­лоса, неприятные ощущения в горле при пе­нии и разговоре (царапание, жжение).

Фонетическое оформление речи– звуковая сторона ре­чи, со­став­ляющая материаль­ную основу, которая обеспечивает выра­жение и раз­личе­ние смысла. Отклонение в Ф. о. р. при­водит к неприят­ному для слуха иска­жению речи, а в наи­более выраженных случаях – и к пол­ной ее нев­нятности, препятствующей общению посредством устной речи; в некото­рых случаях – к затруднениям в усвоении детьми чтения и письма.

Экспрессивная речь – процесс порождения речевого высказывания, представленного в устной или письменной форме. Начало этого процесса лежит в формировании общего замысла, затем строится внутренняя речь, пе­реводимая в конечном итоге в собственно внешнюю речь.

Экстралингвистика – темп речи, паузы, вкрапление в паузы (покаш­ли­вание, смех и др.), громкость речи.

Эмпатия – способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.

Язык– 1) система фонетических, лексических и граммати­ческих средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявле­ний и служащая важнейшим средством обще­ния людей. Будучи нераз­рывно свя­занным, в своем возникновении и развитии с данным челове­че­ским коллекти­вом, язык представляет собой явление социальное. Он обра­зует органическое единство с мышлением, так как одно без другого не су­ществует;

2) разновидность речи, харак­теризующаяся теми или иными стилисти­ческими

 


Просмотров 501

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!