Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Самостоятельная работа с книгой



Средством раскрытия этой внутренней стороны содержания является вычленение ведущей идеи. Внутренние, глубинные связи материала наиболее ярко отражаются в главной мысли содержания.

Ее выделение - первый компонент умения работать с книгой.Главная мысль выделяется в результате сложной аналитико-синтетической работы студента над содержанием, причем при большом опыте самостоятельной работы с книгой она свертыва­ется, принимает форму интуиции, догадки.

Наиболее полно и целенаправленно структурные связи со­держания текста раскрываются в сложном плане, втором компо­ненте умений работы с книгой. Умение составлять сложный план можно назвать основным умением во всем комплексе умений ра­ботать с книгой, поскольку овладение им обеспечивает высокий уровень других умений.

При формировании данного умения отрабатывается его формальная сторона: деление текста на части и озаглавливание их. Выполняя эти действия, студент зачастую не вскрывает внут­реннюю структуру содержания, не раскрывает смысловые зави­симости, что практически лишает план всякого смысла, посколь­ку он не помогает раскрывать глубинные стороны содержания, что и мешает ученику увидеть практическую пользу плана. Вот почему, анализируя содержательную сторону умений работы с книгой, в анализ необходимо включить умение состав­лять обязательно не простой, а сложный план, поскольку работа над сложным планом обусловливает необходимость проникнове­ния в структуру содержания, раскрытие его связей.

В умение работы с книгой входит третий компонент - уме­ние составить конспект, тезисы, производить рабочие записи. Эти умения зависят от предшествующих, ими обуславливаются, но в них есть и свои трудности, которые нужно учить преодолевать.

Четвертый компонент умений работать с книгой связан с формированием отношения к прочитанному, критического его осмысления, оценки. Эти умения наиболее ярко проявляются в таких видах работ, как рецензирование содержания, составление аннотации на него.

Умение работать с книгой включает и библиотековедческие сведения, умение подобрать литературу к теме. Знание приемов ра­боты с каталогами, со словарями, умение написать паспорт книги.



При высоком уровне работы с книгой студент для овладения ее содержательной стороной, как правило, обращается к следую­щему комплексу умений:

- предварительный беглый просмотр всего содержания (улавливание смысла, осознание значимости для себя содержа­тельной стороны);

- медленное, с фиксированием особого внимания на главном;

- сплошное чтение;

- выделение главного;

- анализ структуры изложения (составление сложного пла­на или же выписывание основных идей, опорных вопросов, плана изложения при подготовке к пересказу - в зависимости от цели чтения);

- вторичный беглый просмотр всего содержания. Заключительный этап работой с книгой очень важен, так как записи сделанные после изучения книги, способствуют ее пони­манию, образованию логических связей, которые помогут впо­следствии воспроизвести прочитанное.В идеале каждый пункт плана можно развернуть в тезис (ут­верждение, положение).

Таким образом, рациональная работа с книгой включает в себя комплекс разнохарактерных умений, в первую очередь, это умения, обеспечивающие овладение содержательной стороной материала: умение вычленить основную идею, замысел содер­жания, составить сложный план, (т. е. постичь внутреннюю его структуру), умение составить конспект, тезисы, сделать рабо­чие записи. Умения, определяющие отношение к прочитанно­му, критическое его осмысление, реализуются в рецензиях, ан­нотациях. И замыкающими комплекс являются библиографиче­ские умения.



Но для самообразования важно не только владеть этими умениями, но важно и уметь определить в каждый момент рабо­ты с книгой, какой комплекс умений при этом использовать, уметь выбрать его адекватно цели работы.

 

Реферат как основная форма работы с научной литературой.

Реферат- письменная исследовательская работа студента, в которой анализируется актуальная проблема теории и практики, дается ответ на вопрос: «Что нового, существенного содержит­ся в тексте реферируемых источников?» Работа над рефератом заключается в краткой записи идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, и умении сопоставлять и анализировать различные точки зрения. Студент должен обобщить концепции, точки зрения, сделать самостоятельные выводы. Специфика ре­ферата состоитв том, что в нем нет развернутых доказа­тельств, сравнений, рассуждений, оценок.

Изложение собственного мнения по проблеме реферата подразумевает: достаточное знание и понимание материала, го­товность умело передавать содержание первоисточников в пись­менной форме, делать логические выводы. Обычно рефераты го­товят к зачету по определенной дисциплине и, предполагается, что основные идеи будут донесены до всей аудитории, вызовут дискуссию.

Рефераты могут классифицироваться на следующие виды:

1) по полноте изложения:

- информативные (рефераты-конспекты);

- индикативные (рефераты-резюме);

2) по количеству реферируемых источников:

- монографические;

- обзорные;

3) по читательскому назначению:

- общие (характеристика содержания в целом, ориентация на широкую аудиторию);

- специализированные (ориентация на специалистов).



4) по составителям:

- авторефераты;

- рефераты, составленные специалистами.

Структура реферата включает библиографическое описание источника или источников и непосредственно текст реферата, в котором последовательно отражаются:

- тема, проблема, предмет, цели и содержание работы;

- методы исследования;

- конкретные результаты;

- выводы автора;

- область применения результатов работы.

В реферате используются характерные признаки поиска: раскрытие содержания основных концепций, цитирование мне­ний нескольких специалистов по данной проблеме, текстовые до­полнения в подстрочных сносках или оформление специального словаря в приложении и т. д. При написании реферата докумен­тированные фрагменты сопровождаются логическими авторски­ми ссылками.

При составлении списка изданной по теме реферата литера­туры (книг, научных статей, справочников и т. п.) нужно обра­щать внимание на новые сведения и определять целесообразность обращения к изначальному тексту первоисточника.

Требования к реферату:

1) точное изложение взглядов автора (авторов);

2) изложение всего существенного;

3) соблюдение единого стиля;

4) использование точного, краткого, научного языка;

5) изложение в логической последовательности;

6) непревышение объема, определенного рекомендациями.

7) соблюдение исследовательского характера, содержащего результаты творчества студента.

Основные части реферата.

1. План (имеет внутреннюю логику, смысловую завер­шенность).

2. Введение (краткое, 1-1,5 страницы, включающее сведе­ния об авторах и источниках: ученая степень автора, его специа­лизация, другие работы; характеристика использованных автора­ми материалов; актуальность; краткое изложение темы источни­ка, обоснование ее выбора; указание основного материала, мето­дов разработки темы; цель работы, задачи, ее рубрикация; приоритет автора, сопоставление основных точек зрения и т. д.).

3. Основная часть (2-3 параграфа, включающих все сущест­венные положения конспективно, фрагментарно, аналитически -на выбор студента; ключевые понятия и положения, вытекающие при анализе теоретических и документационных источников, ма­териалы практики, экспертные оценки по исследуемой проблеме, а также результаты эмпирических исследований).

4. Заключение (1-2 страницы, содержащие выводы автора, его обобщения, резюме).

Итоги авторского исследования должны соответствовать выдвинутой цели и задачам реферата, содержать практические рекомендации по разрешению исследуемой проблемы.

 


Просмотров 718

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!