Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема № 3. Воспитание детей раннего и дошкольного возраста с речевыми нарушениями



 

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значи­тельной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, кото­рые начинаются с первых дней его жизни (Выготский Л.С., Запоро­жец А.В., Лисина М.И., Люблинская А.А., Мухина В.И., Эльконин Д.Б. и др.).

Известно, что для развития разных психических функций, в том числе и для речи, существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки. Развивая научные положения о сензитивных периодах развития, Л.С. Выготский отмечал, что «если ребенок до 3 лет по каким-либо причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возрас­та, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труд­нее обучаться речи, чем полуторагодовалому».

В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции от­клонений в речевом развитии у детей двух-трех лет приобретает осо­бое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения (Выготкий Л.С, Винарская Е.И., Лубовский В.И., Мастюкова Е.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б. и др.).

Коррекционные воздействия в процессе работы с детьми двух-трехлетнего возраста с отклонениями в речевом развитии осуществ­ляются с учетом следующих принципов:

принцип максимальной личностной направленности коррекционного воздействия в процессе воспитания детей;

принцип приоритетной ориентации на нормально развивающиеся функции детей;

принцип формирования, развития и совершенствования соответствующей возрасту детей формы обще­ния;

принцип взаимосвязи процесса формирования полноценного ре­чевого общения и поведения ребенка;

принцип поэтапного развития речи и других высших психических функций детей; принцип пред­метно-практической направленности процесса воспитания.

Данные принципы сформулированы и обоснованы с учетом важнейших достижений в области психологии и педагогики. В логопедической и воспитательной работе используются также все основные принципы дидактики и теории воспитания.

Основная стратегия осуществляемых коррекционно-педагогических воздействий в группе ранней диагностики состоит в том, что на основе развития соответствующей возрасту детей когни­тивной активности и компетенции постепенно формируется потреб­ность в вербальном общении, стимулируется становление самостоя­тельной речевой деятельности детей в контексте онтогенетически адекватных форм общения.



Особое значение в процессе коррекционной работы придается созданию в специальной группе эмоционально-положительного пси­хологического климата. Такой подход обеспечивает благоприятный фон для тесного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога и других сотрудников с детьми и их родителями, а также расширяет возможности оптимизации процесса развития и обучения наших вос­питанников.

Важным фактором эффективности педагогического процесса, является использование особого щадящего режима пре­бывания детей в дошкольном учреждении, что реализуется, прежде всего, посредством включения обучающих и коррекционно-развивающих воздействий в спонтанную и специально организо­ванную педагогами деятельность детей в течение всего дня. Примене­ния согласованных с родителями индивидуальных вариантов участия детей в мероприятиях, проводимых в группе ранней диагностики (последнее особенно актуально в период адаптации ребенка к дошколь­ному учреждению).

Логопедическая работа в группе ранней диагностики осуществ­ляется по подгруппам и индивидуально. Подгрупповые и индивиду­альные логопедические занятия проводятся ежедневно. Все занятия организуются и проводятся в форме совместной (логопеда и детей) предметной, игровой и других видах детской деятельности.



В логопедической работе с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития мы решаем следующие основные задачи: развиваем речевое внимание, понимание речи окружающих и вызываем потребность в вербальном высказывании; формируем лексико-грамматические средства речи и диалогическую форму общения; привлекаем вни­мание детей к звуко-слоговой структуре слова; формируем речь детей во взаимосвязи с развитием ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы детей, а также развитием тонкой моторики; закрепляем и совершенствуем вербальные средства общения детей в процессе разнообразных видов детской дея­тельности. Собственно логопедическая работа дополняется комплекса­ми логоритмических упражнений, элементами игротерапии и музыко-терапии, а также упражнениями на релаксацию.

В соответствии с основными задачами логопедической работы в системе логопедических занятий выделены пять основных блоков:

I — «Речь: внимание, понимание, потребность»;

II — «Речь и позна­вательные процессы»;

III — «Вербальные средства общения»;

IV — «Слово и речевые звуки»;

V — «Речь и детская деятельность».

Первый блок занятий включает серии последовательно услож­няющихся игр, заданий, упражнений в контексте совместной деятель­ности логопеда и детей, целью которых является воспитание устойчи­вости внимания у каждого ребенка по отношению к различным раз­дражителям (сначала невербальным, затем вербальным), уточнение и расширение его возможностей в понимании обращенной речи взрос­лых, а впоследствии и других детей (сверстников и более старшего возраста). Постепенно под воздействием ненавязчивых стимулирую­щих воздействий логопеда (и под его руководством других взрослых участников эксперимента) в естественных и специально созданных ситуациях общения у ребенка усиливается проявление коммуника­тивных намерений (интенции), формируется потребность в вербали­зации отдельных аспектов общения.



Такого рода работа тесно переплетается с воспитанием когнитив­ных основ общения, чему главным образом посвящены занятия вто­рого блока. Они преследуют цель развития когнитивных предпосылок общения ребенка. Приоритетное значение мы придаем развитию ощущений и восприятия (особенно зрительного и слухового), кото­рому принадлежит особая роль в полноценном развитии ребенка раннего возраста.

Ведущее направление занятий второго блока — создание сенсорной базы для развития импрессивной и экспрессив­ной речи ребенка.

Основной задачей третьего блока занятий мы считаем формиро­вание и развитие вербальных средств общения во взаимосвязи с не­вербальными (экспрессивно-мимическими, наглядно-действенными) средствами коммуникации. Роль их на разных этапах коррекционно-развивающего воспитания меняется. На начальных этапах взаимодейтвия с неговорящими детьми мы, поощряя стремление ребенка к об­щению, удовлетворялись его невербальными реакциями на стимули­рующие воздействия взрослого и расширяли их диапазон и возмож­ности, одновременно воспитывая адекватные формы поведения детей в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Постепенно с раз­витием у детей потребности в реализации своих коммуникативных намерений с помощью речи мы разнообразными методами и приема­ми формировали у них вербальные средства общения, используя лексико-грамматический материал тем, доступных ребенку раннего воз­раста. Нами подробно разработан вербальный материал, используе­мый на занятиях данного блока.

Занятия четвертого блока направлены на воспитание у детей из­бирательного внимания к слову и речевым звукам и включают после­довательное формирование действий различения и правильного про­изношения доступных речевых звуков и слов, включающих эти звуки. Проводимые логопедом занятия данного типа способствуют воспита­нию правильных артикуляторных и акустических образов речевых звуков у детей экспериментальной группы, развитию фонационного дыхания и голоса детей. С этой целью используются разработанные нами комплексы игр, заданий и упражнений.

Последний из выделенных блоков занятий имеет интегративный характер, поскольку содействует развитию, закреплению и совершенствованию речевых действий, которым дети обучаются в процессе занятий других блоков. С этой целью используются воз­можности, прежде всего, предметной, игровой, а также изобразитель­ной, конструктивной и элементов трудовой деятельности. На протяжении всего периода коррекционно-развивающего вос­питания в течение недели проводятся, как правило, занятия каждого из блоков (не более одного в день; последовательность их может из­меняться в соответствии с конкретной ситуацией развития детей).

Преимущественное значение в процессе коррекционной логопе­дической работы (особенно на первых ее этапах) имеют индивиду­альные занятия с ребенком. Они строятся на основе комплексных ин­дивидуальных коррекционно-развивающих программ, разрабатывае­мых логопедом совместно с психологом, воспитателями и другими участниками коррекционного процесса.

Большинство занятий построено по тематическому прин­ципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинают, про­должают и развивают одну тему. Тематика занятий очень разнообразна: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми, любовь к природе. Со многими темами дети знако­мятся сначала на занятиях по расширению представлений об окружающей жизни, по ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закреп­ляют полученные знания и учатся выражать свои впечатле­ния и отношение к окружающему сначала в отдельных лек­сических и грамматических упражнениях, а в дальнейшем в связных высказываниях. И тогда переход от выполнения за­дания на подбор синонимов и антонимов к составлению рас­сказа или сказки становится естественным.

Взаимодействие логопеда (и других педагогов) с детьми проис­ходит в рамках щадящей, но не истощающей стимуляции речевого и общего психического развития детей, строится на основе современ­ных психолого-педагогических рекомендаций, модифицированных нами с учетом особенностей контингента группы и специфики кор­рекционной работы (адекватная возрасту ребенка пространственная.

 

Использованные источники:

1.Гаркуша Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников. — М., 1992.

2.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. — М., 1992.

3.Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. — М., 1988.

4.Комарова Н.Ф. Диагностика игры детей. — Нижний Новгород, 1992.

Тема №4. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с речевыми нарушениями.

 

Комплексный под­ход к решению задач развития речи и речевого общения в детских дошкольных учреждениях (взрослого с детьми и детей друг с другом, как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное уве­личение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка. При этом первостепенное значение имеет полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный период. В логопедическом дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевого нарушения, имеющих со­хранный слух и интеллект с учетом их возраста (Г.В. Чиркина).Дошкольные учреждения системы образования

Детские (логопедические) сады для детей с нарушениями речи оказывают массовую помощь детям с различными отклонениями речевого развития. Их основная задача — коррекция речевого на­рушения и подготовка к обучению в общеобразовательной школе или в специальной общеобразовательной школе для детей с тяже­лыми нарушениями речи.

Выявление детей с нарушениями речи и направление их на ПМПК осуществляется логопедами детских поликлиник, педиат­рами, психоневрологами; из дошкольных учреждений — заведующи­ми и воспитателями.

В логопедическом ДОУ осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевого нару­шения, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста. Функционируют следующие группы:

-для детей с общим недоразвитием речи,

-для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием,

-для заикающихся детей,

-для детей с нарушениями произношения отдельных звуков.

Критерием комплектования первых двух типов групп является глубина речевого недоразвития детей. При этом дети с ринолалией и дизартрией могут составить отдельные группы при наличии до­статочного контингента или зачисляются в I или II группу в зави­симости от их речевого развития.

При отборе детей осуществляется тщательная дифференциаль­ная диагностика речевых нарушений от сходных состояний — на­рушений речи при умственной отсталости, задержке психическо­го развития, нарушениях слуха, РДА и др.

Основные задачи логопедических детских садов для детей с на­рушениями речи:

коррекция речевого нарушения;

• подготовка к обучению в общеобразовательной школе;

• для детей с тяжелыми нарушениями речи — в специальной школе.

Типовым положением определены профили специальных групп:

группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);

• с общим недоразвитием речи (ОНР);

• с заиканием.

Дети с ФФН принимаются на один год с 5 лет (к этому воз­расту в норме заканчивается формирование звуковой системы речи и фонематического слуха).

Дети с ОНР принимаются на 2—3 года (в зависимости от воз­раста и уровня речевого развития) в возрасте 3—5 лет.

Дети с заиканием зачисляются в группы сроком на 1 год с 2 лет.

Дети с нарушением произношения звуков (при наличии 4—5 де­фектных звука) зачисляются на полгода с целью их постановки и автоматизации.

По окончании установленного срока дети, нуждающиеся в про­длении коррекционного обучения, повторно обследуются и при необходимости могут быть направлены в лечебно-оздоровитель­ные учреждения или психолого-педагогические центры.

При организации фронтальной работы с детьми основным кри­терием является структура речевого дефекта и степень его выра­женности (уровень речевого развития).

Предусмотрена индивидуальная логопедическая работа с каж­дым ребенком, ориентированная на коррекцию специфических затруднений в произношении звуков, восприятии, звукослоговой структуре и других видах речевой недостаточности, обусловлен­ных различными формами речевой патологии (алалией, дизартри­ей, ринолалией, заиканием и др.).

Содержание обучения и воспитания детей с нарушениями речи отражено в специальных программах для детей с заиканием(раз­работана С.А. Мироновой) и для детей с ФФН и ОНР (разра­ботана Г.В. Чиркиной и Т.Б. Фаличевой), включающих следую­щие разделы:

игра;труд;

• физическое и музыкальное воспитание;

• развитие элементарных математических представлений;

• ознакомление с окружающим миром;

• изобразительная деятельность и конструирование;

• развитие речи (специальный раздел, посвященный содержа­нию коррекционно-предупредительной работы).

Программы направлены:

на формирование речевых компонентов;

• развитие познавательных способностей, внимания, памяти, ре­чевого поведения.

Задачи, содержание и методика этого раздела работы определяют­ся в зависимости от специфики нарушения. Так как в структуре многих речевых нарушений, как правило, выделяются два типа недостаточности — собственно нарушение Речи (различных ее компонентов) и обусловленное им недоразви­тие неречевых процессов, обеспечивающих речевую деятельность. Реабилитационная программа предусматривает два направления ра­боты:

-формирование речевых компонентов (произношение, фонематическое восприятие, темпо-ритмическая организация речи и т. д.);

-развитие познавательных способностей, внимания, памяти, речевого поведения и др.

Конечной целью реабилитации ребенка с речевым нарушениями средствами образования является полноценная подготовка к обучению в массовой школе.

Опыт многолетней работы специаль­ных ДОУ доказал их высокую эффективность. Около 80% выпусков детских дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи продолжают обучение в массовых школах, около 20% в специальных школах для детей с нарушениями речи.

Деятельность специальных детских садов обеспечена Положени­ем, программами, методическими рекомендациями к отбору и комп­лектованию, методической литературой. Тем не менее, к настояще­му времени не разработано достаточного количества методик и осо­бенно дидактических материалов и пособий для детей и родителей. По мере развития сети дошкольных учреждений, обеспечиваю­щих потребность в логопедической помощи, предусматривается дальнейшая дифференциация обучения детей с различными рече­выми аномалиями (заикающихся с нормой речевого развития, детей с легкой степенью дизартрии, детей с ринолалией и др.).

 

Использованные источники:

1.Куликова ТА. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи /Под. ред. С. С. Ля­пидевского, В.И. Селиверстова. — М., 1969.

2.Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании. //Дош­кольное воспитание. — 1997. — № 12.


Просмотров 2133

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!