Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 2. «Системы логопедического и педагогического обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями»



Специфические особенности общего психического развития рассматривают Мастюкова Е.М.,Усанова О.Н., Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.,Шаховская С.Н. др. Уровень общего психического и речевого развития детей различен. Воспитанник детского сада, отстающий в обучении или имеющий трудности в поведении, испытывает диском­форт в группе. Проведение обследования речи и других высших психических функций у детей с речевыми нарушениями необходимое условие коррекционно - восстановительной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями. Комплексное медико-педагогическое обследова­ние ребенка и комплексная медико-педагогическая диагностика психоречевого развития позволяют по­нять педагогу, с кем и с чем ему предстоит работать и почему возникло недоразвитие речи (обследование, анализ и оценка речи дошкольников).

Нарушения речи собирательный термин для обозначения от­клонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому обще­нию и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.

Различаются неблагоприятные факторы, способствующие возникновению ре­чевых нарушенийу детей (по Г.В. Чиркиной.):

• внесенные - экзогенные;

• внутренние — эндогенные;

• условия окружающей среды.

Различаются следующие критические периодыразвития речевой функции:

в 1—2 года;

• в 3 года;

• в 6-7 лет.

Основные причины патологии детской речи:

различные внутриутробные патологии;

• родовая травма и асфиксия (удушье) во время родов;

• различные заболевания в первые годы жизни ребенка;

• травма черепа, сопровождающаяся сотрясением мозга;

• неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетатив­ной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Прежде чем приступить к работе по воспитанию правиль­ного произношения, воспитатель знакомится с речью каждого ребенка своей группы. Обследование речи проводится дважды: осенью, чтобы правильно спланировать работу на год, и весной, чтобы подвести итоги. Планируя обследование, воспитатель должен четко представ­лять, что ему при этом надо выявить в речи ребенка, знать, как проводить обследование, какой материал использовать, как офор­мить результаты и какие сделать выводы. При обследовании речи ребенка педагог обращает внимание на состояние звукопроизношения, словаря и фразовой речи. Если имеются нару­шения речи, (ребенок не согласовывает слова в предложении) или серьезные недостатки в звукопроизношении, следует познако­миться с данными о его здоровье, так как развитие речи тесно связано с психофизическим развитием.



Логопедическоеобследование включает в себя три основных раздела:

1) тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого и общего психического развития, которое проводится на основе беседы с родителями и анализа документов о ребенке (выписка врача, характеристика воспитателя и пр.);

2) логопедическое и психолого-педагогическое обсле­дование с подробной регистрацией вербальной и невер­бальной деятельности дошкольника;

3) анализ и педагогическая оценка всех полученных данных. Необходимо, чтобы дети с общим недоразвитием речи были обследованы детским невропатологом или психиатром, а также отоларингологом.

Планируя обследование, воспитатель должен четко представ­лять, что ему при этом надо выявить в речи ребенка, знать, как проводить обследование, какой материал использовать, как офор­мить результаты и какие сделать выводы. Материал подбирается воспитателем,логопедом и правильно оформляется. Для обследования звукопроизношения надо иметь предметные картинки на определенные звуки. Целесообразно вкладывать картинки в конверты. Воспита­тель подбирает их так, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, середине и конце слова, поскольку в разных позициях один и тот же звук произносится не одинаково. Кар­тинки должны быть красочными и доступными как по содержа­нию, так и по исполнению.



Картинки подбираются для проверки следующих групп звуков:

1 -я группа — звонкие с о г л а с н ы е, в, б, д, г:

2-я группа — свистящие с, с', з, з', ц:

3-я группа — шипящие ш, ж, ч, щ\

4-я группа — сонорные л, л', р, р', у.

5-я группа — заднеязычные к, к', г, г', х:

Для проверки словаря ребенка специальный материал не подбирают. Запас слов и умение воспроизводить их слоговую структуру можно проверять при назывании детьми предметных картинок во время обследования состояния звукопроизношения. Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все отве­ты детей записывает в тетрадь с указанием даты обследования. В тетради на каждого ребенка отводят одну - две страницы. При обследовании педагог отмечает наличие грубых видимых дефек­тов в строении артикуляционного аппарата (расщепление губы, нёба, короткая подъязычная уздечка, неправильное строение зуб­ного ряда, неправильный прикус), поскольку такие дети нужда­ются в консультации ортодонта. Затем воспитатель записывает в тетради состояние звуко-произношения: а) пропуск звука («коова», «ыба»), б) замена звука («колова», «лыба»), в) искажение звука (звук имеется, но звучит неправильно), г) смешение звуков (в одном случае звук употребляется правильно, в другом заменяется: «У Маши красный сарф»).

Отмечается также состояние словаря: а) соответствует ли словарь возрасту; б) правильно ли ребенок произносит слова или искажает их (сокращает, пропускает слоги, звуки, пере­ставляет слоги, звуки, называет только отдельные слоги). Проверяя состояние фразовой речи, воспитатель отмечает: а); как говорит ребенок — фразами или только словами; б) пра­вильно ли строит фразу — согласовывает ли члены предложе­ния в роде, числе, падеже, употребляет ли предлоги и т. д.; в) со­стояние связной речи — может ли ребенок рассказать о событии, составить рассказ по картинке и т. д.



После подведения итогов по обследованию в конце сентября или начале октября воспитатель проводит родительское собрание. Он знакомит родителей с состоянием речи их детей; объясняет, что неправильное произношение звуков может закрепиться, от­разиться на письме при обучении грамоте; рассказывает, каковы функции родителей в воспитании у ребенка правильного произ­ношения. Обследование проводится трижды в год (в сентябре, январе, мае). Во всей своей дальнейшей работе педагог учитывает особен­ности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво, исполь­зуя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывает у детей правильную речь.

Характер затруднений ребенка, особенности их проявления и возможные пути их коррекции можно выяснить в ходе педагогиче­скогообследования ребенка, которое проводится одновременно с ло­гопедическим и психологическим обследованием в контексте ком­плексного психолого-медико-педагогического изучения детей в нача­ле учебного года. Дети, поступающие в группу ранней диагностики, чаще всего до поступления в дошкольное учреждение воспитываются в домашних условиях. Учитывая различный уровень педагогической компетен­ции родителей и неодинаковые возможности в плане общего психи­ческого и речевого развития детей с задержкой в развитии речи, особое внимание следует уделять обследованию умений и навыков детей раннего возраста, имеющих задержку речевого развития. Обследование детей раннего возраста с задержкой речевого раз­вития, осуществляемое воспитателями, включает изучение уровня развития игровой деятельности, проверку состояния умений и навы­ков по основным разделам обучения:

- сенсорному воспитанию;

- физи­ческой и музыкальной культуре;

- изобразительной деятельности и конструированию, и др..

Изучение игровой деятельности проводится на основе ма­териалов, представленных в работах Д.Б. Эльконина, Н.Ф. Комаровой и др. При оценке уровня игровой деятельности детей используется модифицированный диагностический лист, разработанный Н.Ф. Комаровой, позволяющий оценить начальный уровень формиро­вания сюжетной (точнее сюжетно-отобразительной) игры детей двух-трех лет.

Характер заданий, предлагаемых детям в ходе педагогиче­ского обследования других видов их деятельности, несколько разли­чается в зависимости от времени их предъявления. В конце года в со­ответствии с возросшими возможностями детей в процессе коррекционно-развивающего воспитания задания усложняются. При разработке системы заданий для проведения педагогическо­го обследования выбираются важнейшие параметры, характери­зующие, прежде всего, степень освоенности необходимых для даль­нейшего развития детей умений, а не объем имеющихся у них знаний.

Возможными формами документации, фиксирующей результаты про­верки, могут быть следующие: тетрадь протоколов обследования, пе­дагогический лист, графики, диаграммы и др.

В начале учебного года умения детей, связанные с изобразитель­ной деятельностью и конструированием, как правило, практически не развиты. В связи с этим педагог фиксирует уровень возможностей детей в этом плане в процессе наблюдений в ходе занятий. Однако в конце года степень сформированности умений по изобразительной деятельности и конструированию специально и подробно проверяется

Пример.


Просмотров 1068

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!