Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 1. «Педагогические основы воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями»



Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леон­тьев, А.Н. Гвоздев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, В.В. Виног­радов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин). Работы представителей разных направлений науки от­четливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с первичными нарушениями речи разрабатывается в частном разделе специальной педагогики, представляющем собой научно-методическую дисциплину интегративного типа - логопе-дагогика.

Предметом логопедагогики является развитие и формирование речи при различных отклонениях от нормального онтогенеза в условиях целенаправленного педагогического процесса.

Структура педагогического (логопедического) процесса включает:

- субъект и объект педагогического процесса (динамическая система «логопед- ребенок» );

- содержание педагогического процесса;

- логопедическую диагностику;

- критерии эффективности логопедического воздействия.

Фундаментальные задачи логопедагогики:

-исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития;

-разработка методов ранней педагогической диагностики и речевых расстройств;

-определение принципов ,содержания и методов коррекционного обучения языку и речи.

Прикладные задачи:

- разработка специальных программ для детей с речевыми нарушениями;

-создание дидактических пособий, методических систем занятий и упражнений;

-составление рекомендаций для дошкольников и родителей.

Проблема развития речи дошкольников является комплек­сной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Развитие речи осуществляется в разных видах деятельно­сти детей. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их — в игровой и художественной деятельности, в по­вседневной жизни. Однако обучение родному языку, разви­тие речи на специальных занятиях являются главной зада­чей.



В настоящее время разработаны научно обоснованные системы коррекционного обучения детей дошкольного возраста, внедрены в практику и адаптированы к различным типам логопедических учреждений.

Наиболее полно представлены системы коррекционного вос­питания и обучения в вариативных программах дошкольных обра­зовательных учреждений (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Г. А. Ка­ше, Н.А.Чевелева, С.А.Миронова и др.). В общем, виде в про­граммах реализуются следующие задачи развития речи:

-структурные — осуществляется формирование разных структур­ных уровней системы языка: фонетического, лексического, грам­матического;

-функциональные — формируются навыки владения речью в общении (обмен информацией и переживаниями);

-когнитивные — формируется осознание языка и речи, последо­вательное усложнение интеллектуально-речевых действий на осно­ве усложнения мотивации и соотнесения мотива и результата. Эти задачи определяют общую стратегию коррекции речи ре­бенка, но обязательно подразделяются на ряд более конкретных задач, определяемых типом ведущего (первичного) дефекта в струк­туре речевого нарушения. Характер коррекционного воздействия и выбор методических приемов зависят от того, какие звенья рече­вой системы нуждаются в первоочередной коррекции и формиро­вании.



Решение коррекционных задач невозможно без учета исходных положений дошкольной педагогики. К ним относятся:

• принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей; он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, развитие которой связано с познанием ок­ружающего мира;

• принцип формирование речи в определенной последо­вательности — от конкретных значений к более абстрактным — путем решения речемыслительных задач. Репродуктивные формы обучения применяются в определенных пределах на начальных эта­пах коррекции; для развития частных механизмов речи: например, нормализация моторики артикуляционного аппарата; усвоение навыков слоговой структуры и др.;

• принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Учитываются психолингвистические положения о последователь­ном усложнении речевых операций — от речевого навыка к речевому умению и речевым высказываниям, подчиненным задачам общения;

• принцип формирования элементарного осознания языковых явлений. В основе усвоения речи ребенком лежит неосознанное обобщение явлений языка. У детей с речевыми нарушениями этот процесс происходит своеобразно и дисгармонично вследствие пер­вичного недоразвития языковой способности. Необходимо на ран­них стадиях коррекции формировать не только произвольность речи, но и ее осознанность. В наибольшей степени этот принцип продук­тивен при обучении и воспитании детей с общим недоразвитием речи (алалией, дизартрией, ринолалией) и при подготовке к обуче­нию и предупреждению нарушений письменной формы речи;

• принцип обеспечения активной речевой практики. Он заклю­чается в употреблении и восприятии детьми различных форм речи в меняющихся условиях общения. Для каждой формы речевого нару­шения используются наиболее адекватные частные приемы, обеспе­чивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.



Классификация методов коррекционного обучения зависит от выбора стратегии логопедического воздействия при различных ва­риантах отклонения речевой деятельности.

В настоящее время наиболее четко выделены четыре подхода к обучению языку:

-бихевиористский, при котором овладение нормативным языком. Происходит через образование речевых автоматизмов в ответ на симулы, предъявляемые ребенку специалистом;

-интуитивно-сознательный, при котором предусматривается глобальное и интуитивное овладение грамматическими моделями и последующее осознание их смысла;

-сознательный, когда сначала осознается значение грамматичес­кой структуры, затем организуется речевая практика;

-коммуникативно-деятельностный, в основе которого находят­ся идеи коммуникативной лингвистики и психологические теории деятельности. Процесс коррекции речевых нарушений строится в соответствии с процессом речевой коммуникации, т. е. отбор рече­вых единиц, лексических тем и ситуаций общения отражает прак­тические потребности и мотивы детей.

В современных логопедических методиках при обучении детей с системными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, выраженное фонетико-фонематическое недоразвитие) наиболее эффективным является коммуникативно-деятельностный подход предполагающий использование следующих методов: взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, ситуативно-тематическая организация языкового материала, концентричность в подаче и закреплении речевого материала, опора на высказывание и текст как основные единицы языко­вой системы, подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.

Одной из актуальных проблем дошкольной логопедической дидактики является классификация методов и приемов развития речи при разных формах дефекта, характеристика их применения в процессе общения детей со взрослым, в игровой и бытовой дея­тельности и т. п. (С. А. Миронова, Н. А. Чевелева, Л. Г. Соловьева, Ю. Ф. Гаркуша и др.).

Традиционно используются модификации словесных, наглядных и игровых методических приемов развития речи. Особенно широ­ко применяются словесные приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос. Свое­образие применения разных методов и приемов развития речи дош­кольников наиболее полно представлено в работах С. А. Мироно­вой, Т. Б. Филичевой, Г. А. Каше, Л. Н. Ефименковой, Н. С. Жу­ковой и другими.

Основная задача речевого развития детей дошкольного воз­раста(от трех до семи лет) — это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей (нужно заметить, что ин­дивидуальные различия речевого уровня у детей одного воз­раста могут быть исключительно велики). Соматически ослабленные дети с выраженной речевой патоло­гией направляются в психоневрологический санаторий.

 

Использованные источники:

1.Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. стр. 159-160,

174-176.

2.Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 245.

3.Программа развития речи детей дошкольного возрастав детском саду.-М.:ТЦСфера,2001.С.11-13.

 


Просмотров 1909

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!