Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидпера



Цель:предназначена для оценки психологической атмосферы (психологического климата) в коллективе.

Инструкция:Ниже приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно оценить взаимоотношения в любой группе людей. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак «´», тем более выражен это признак в вашем классе (группе, коллективе).

Экспериментальный материал:представляет собой 10 пар противоположных характеристик атмосферы в коллективе.

Для взаимоотношения в вашей группе характерны:

   
1. Дружелюбие                 Враждебность
2. Согласие                 Несогласие
3. Удовлетворенность                 Неудовлетворенность
4. Продуктивность                 Непродуктивность
5. Теплота                 Холодность
6. Сотрудничество                 Несогласованность
7. Взаимоподдержка                 Недоброжелательность
8. Увлеченность                 Равнодушие
9. Занимательность                 Скука
10. Успешность                 Безуспешность

Обработка результатов и выводы:Ответы по всем шкалам оцениваются по положению значка поставленного испытуемым от 1 до 8 баллов. Итоговый показатель для каждого из них находится в диапазоне от 10 (самый благоприятный климат) до 80 (самый неблагоприятный).



На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.

Сопоставление общегрупповых показателей с индивидуальными позволяет выделить тех школьников (членов коллектива), которые дают заниженные или завышенные оценки по всем показателям. Заниженные оценки могут рассматриваться как свидетельство неудовлетворенности положением в классе (коллективе).

Методика интересна тем, что допускается анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Тест «Подростки о родителях»

Цель: тест направлен на изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.



Теоретическое обоснование: Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 году. Эта ме­тодика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воз­действие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие – эмоциональное от­вержение, психологический контроль – психологическая автономия, скры­тый контроль – открытый контроль. При этом принятие здесь подразуме­вает безусловно положительное отношение к ребенку, вне зависимости от исходных ожиданий родителей.

Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное от­ношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как опре­деленное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

Использование опросника в ЧССР на выборке молодежи показало не­обходимость его переработки и адаптирования к социокультурным услови­ям. Модифицированный вариант опросника был предложен 3. Матейчиком и П. Ржичаном в 198З году:

В ходе международной научного сотрудничества лаборатории клиничес­кой психологии Института им. В. М. Бехтерева с Институтом психодиагнос­тики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подрост­ках 13-18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации. Она оказалась весьма полезной для отражения факторов семейного воспитания, скрытых как от врачей и психологов (педагогов), так и от самих родителей.

Проведение исследования: Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относитель­но целей и задач исследования. Затем подростку выдают регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между формулировками высказываний нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу – в мужском. Причем бланки запол­няются отдельно, вначале, например, заполняется бланк, в котором отража­ются воспитательные принципы матери, затем этот бланк сдается эксперимен­татору и только после этого выдается аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены подростком уже в применении к отцу.



Инструкция:Просим вас оценить исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для ваших родите­лей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если вы считаете, что утверждение полностью соответ­ствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), обведите кружком цифру «2». Если вы считаете, что данное высказывание частично подходит для вашего отца (или матери), обведите цифру «1». Если же, по вашему мнению, утверждение не относится к вашему отцу (или матери), то обведите цифру «0».

Экспериментальный материал:опросника, состоящий 2 бланков (отдельно на отца и мать), каждый из которых содержит по 50 вопросов.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Мой отец (моя мать) Да Частично Нет
Очень часто улыбается мне
Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет
Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня
Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться
Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает
Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться
Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять
Постоянно жалуется кому-то на меня
Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо
За одно и то же один раз наказывает, а другой – прощает
Очень любит делать что-нибудь вместе
Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу
Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал
Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу
Отказывается от многих своих дел в зависимости от своего настроения
Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно
Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан
Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу
Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет
Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер
Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения
Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано
Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен
Практически позволяет мне делать все, что мне нравится
Меняет свои решения так, как ему удобно
Часто хвалит меня за что-либо
Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь
Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился
Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе
Иногда очень легко меня прощает, а иногда – нет
Старается открыто показать, что любит меня
Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе
Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом
Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя»
Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее
Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу
Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею
Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то задену или обижу
Всегда легко меня прощает
Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало
Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо
Постоянно указывает мне, как себя вести
Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит
Проведение каникул я планирую по собственному желанию
Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным
Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я ни спросил
Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел
Пренебрегает мною, как мне кажется
Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) – это моя крепость
Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях

Обработка результатов и выводы:После того как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца.

Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов (POZ – позитивный интерес, DIR – директивность, HOS – враж­дебность, AUT – автономность и NED – непоследовательность). Далее «сы­рые» баллы переводятся в стандартизованные в соответствии с таблицами. Стандартизованные данные располагаются от 1 до 5, нормой является сред­нее значение, т. е. 3.

Если по параметру вышло 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5, то измеряемое качество выражено вполне отчетли­во. Затем на специальном бланке строятся оценочные профили отношений как к матери, так и к отцу.

Оценочный лист

Номера утвер- ждений Начисл. баллы Номера утвер- ждений Начисл. баллы Номера утвер- ждений Начисл. баллы Номера утвер- ждении Начисл. баллы Номера утвер- ждений Начисл. баллы
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
«Сырых» баллов                  
Стены                  
Шкалы POZ   DIR   HOS   AUT   NED

Таблицы перевода «сырых» баллов в стены

Мальчики 18 лет – мать

Стены Шкалы
POZ 0 - 8 9 - 13 14 - 17 18 - 19
DIR 0 - 3 4 - 7 8 - 11 12 - 16 17 - 20
HOS 1 - 2 3 - 6 7 - 10 11 - 20
AUT 0 - 5 6 - 10 11 - 14 15 - 18 19 - 20
NED 0 - 1 2 - 3 4 - 8 9 - 13 14 - 20

Мальчики 18 лет – отец

Стены Шкалы
POZ 0 - 5 6 - 10 11 - 15 16 - 19
DIR 0 - 3 4 - 6 7 - 11 12 - 15 16 - 20
HOS 1 - 2 3 - 5 6 - 9 10 - 20
AUT 0 - 5 6 - 11 12 - 15 16 - 18 19 - 20
NED 0 - 1 2 - 3 4 - 8 9 - 13 14 - 20

Девочки 18 лет – мать

Стены Шкалы
POZ 0 - 8 9 - 12 13 - 16 17 - 18 19 - 20
DIR 0 - 3 4 - 7 8 - 11 12 - 15 16 - 20
HOS 0 - 1 2 - 3 4 - 5 6 - 8 9 - 20
AUT 0 - 3 4 - 6 7 - 10 11 - 15 16 - 20
NED 0 - 1 2 - 3 4 - 6 7 - 12 13 - 20

Девочки 18 лет – отец

Стены Шкалы
POZ 0 - 4 5 - 11 12 - 14 15 - 17 18 - 20
DIR 0 - 4 5 - 8 9 - 12 13 - 16 17 - 20
HOS 1 - 2 3 - 5 6 - 9 10 - 20
AUT 0 - 4 5 - 7 8 - 11 12 - 14 15 - 20
NED 1 - 3 4 - 7 8 - 14 15 - 20

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Здесь был приведен перевод «сырых» баллов в стены только для подростков 18 лет. В полной версии данного теста приводятся схемы перевода «сырых» баллов в стены для подростков от 13 до 18 лет ( на каждый возраст) отдельно на отца и мать.


Просмотров 2460

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!