Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. 1. Возрастные границы младшего школьного возраста по Д.Б



1. Возрастные границы младшего школьного возраста по Д.Б. Эльконину…

а) от 6-7 до 9-10 лет

б) от 5-7 до 11-12 лет

в) от 8 до 12 лет

г) от 3 до 6-7 лет

2. В структуру учебной деятельности не входят…

а) мотивы учения

б) способности

в) учебные действия

г) действия контроля

3. В учебной деятельности первоклассника действуют такие мотивы учения как…

а) мотивы социального сотрудничества и учебно-познавательные мотивы

б) мотивы самообразования и широкие познавательные мотивы

в) учебно-познавательные и узкие социальные мотивы

г) широкие познавательные и широкие социальные мотивы

4. Ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте – это…

а) учебная деятельность

б) научение

в) ролевая игра

г) межличностное общение

5. Умение ребенка осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность – это…

а) внутренний план действий

б) самосознание

в) рефлексия

г) произвольность психических процессов

6. Доминирующим психическим процессом в младшем школьном возрасте является…

а) восприятие

б) мышление

в) воображение

г) внимание

7. В младшем школьном возрасте отношения ребенка с взрослыми и детьми (сверстниками) в значительной мере определяются…

а) бабушкой и дедушкой

б) старостой в классе

в) учителем

г) старшеклассниками

8. Самооценка младшего школьника в наибольшей степени зависит от…

а) оценки учителя

б) стиля семейного воспитания

в) его способностей

г) принятых в семье ценностей

9. К новообразованиям в психике дошкольника не относится…

а) рефлексия

б) внутренний план действий

в) овладение нормами коллективной жизни

г) произвольность психических процессов

10. Структурные компоненты учебной деятельности младшего школьника формируются…

а) в ходе самообразования

б) в совместной деятельности учителя и ученика

в) в ходе самовоспитания

г) в межличностном общении со сверстниками

Тема 6. Психологические особенности подросткового возраста

Базовые понятия:

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте - ______________________



_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Ведущая деятельность в подростковом возрасте - ________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Мотивация учения в подростковом возрасте - ___________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Новообразования в психике подростка - _________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Особенности личности подростка - _______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Понятие «Я-концепции» у подростка - ___________________________________________

_____________________________________________________________________________________



_____________________________________________________________________________________

Особенности мышления подростка - _____________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ауд. - 2 часа, сам. работа. – 4 часов):

РАБОЧЕЕ ПОЛЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ ПОЛЕ
студента препода-вателя
ВОПРОС 1. Кризис подросткового возраста. Роль биологического фактора в психическом развитии подростка. Понятие о темпераменте. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 2. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 3. Взаимоотношения подростка с взрослыми. Конфликты в подростковом возрасте и их причины. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 4. Межличностное общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 5. Психологические новообразования подросткового возраста. Логическая схема ответа _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 6. Развитие личности подростка. Логическая схема ответа _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 7. Чувство взрослости и основные направления в становлении взрослости у подростка. Логическая схема ответа ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 8. Особенности самосознания и «Я-концепции» у подростка. Логическая схема ответа _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 9. Развитие психических процессов в подростковом возрасте. Логическая схема ответа _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 10. Подростки «группы риска». Логическая схема ответа _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ (ауд. - 2 часа):



ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКА

1. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» ДДО

Цель:предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Также данная методика может использоваться при профориентации подростков и взрослых.

Возможно использование методики индивидуально и в группе.

Инструкция:Предположим, что после соответствующего обучения. Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли? В каждой из 20 пар предлагаемых Вам видов деятельности выберите только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставьте знак «+».

Экспериментальный материал:представляет собой текст опросника, состоящий из 20 пар описаний различных видов деятельности.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1а. Ухаживать за животными или 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным или 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок или 3б. Следить за состоянием, развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) или 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи или 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк или 6б. Тренировать товарищей (или младших) выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) или 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) или 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище или 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных или 10б. Выполнять вычисления, расчеты
11а. Выводить новые сорта растений или 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять или 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности или 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты или 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) или 15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах
16а. Делать лабораторные анализы в больнице или 16б. Принимать осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий или 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы или 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания или 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада или 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машине, телетайпе, наборной машине и др.)

Результаты: ЛИСТ ОТВЕТОВ

   
   
     
10а     10б  
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а   16б   17а
  17б 18а   18б
  19а   19б  
20а     20б  
å å å å å

Обработка результатов и выводы:Лист ответов сделан так, чтобы можно было легко подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбирать тот тип профессии, который получил максимальное количество знаков «+». Название типов профессий по столбцам:

1. «человек – природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, и лесным хозяйством;

2. «человек – техника» - все технические профессии;

3. «человек – человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

4. «человек – знак» - все профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

5. «человек – художественный образ» - все творческие специальности.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Методика «Социометрия»

Цель:предназначена для выявления межличностных отношений в классе.

Инструкция по применению методики:учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3-5 учащихся) и неопределенным (полагается указать несколько фамилий школьников своего класса). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). Зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?», «С кем бы из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе по математике?» и т.п. Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие – деловых.

Обработка полученных данных:

На основании результатов составляется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку – номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номера учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1, 2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Васильева, 2) Углова, 3) Климова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3, 5 и 6.

Если ученики выбрали друг друга (например, по данным приведенной матрицы Антонова выбрала №4 Дятлову, а Дятлова выбрала №1 – Антонову), то эти два выбора (с координатами (1,4) и (4,1) обводятся в кружочек (взаимный выбор).

Затем на основании полученных данных вычерчивается социограмма. Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек – кружочками. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг – «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий – «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый – «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией со стрелками на двух концах («) между двумя соответствующими номерами, невзаимный – сплошной линией со стрелкой (от того кто выбрал, к тому, кого выбрали - ®). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (старосты и т.п.) заштриховывают.

Матрица выбора

№ п/п Кто выбирает Кого выбирают
Антонова                        
Буланова                        
Васильев                        
Дятлова                        
Иглов                        
Климов                        
Леонов                        
Никитина                        
Орехов                        
Орфеев                        
Павлов                        
Родных                        
Семенчук                        
Тимофеева                        
Устюгова                        
Кол-во полученных выборов
Кол-во взаимных выборов                              

Социограмма


Просмотров 1014

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!