Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии



Лях М.В.

ПСИХОЛОГИЯ

Рабочая тетрадь

для студентов, обучающихся по специальности

«Специальная психология»,

и бакалавров направления «Педагогика»,

профиля «Практическая психология в образовании»

Выпуск 2

ВОЗРАСТНАЯ

Психология

Тула

Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого


ББК 88.8

Л 79

Рецензенты –

доктор педагогических наук, профессор И.Л. Федотенко

кандидат психологических наук, доцент Н.А. Степанова

Л 79 Лях, М.В.

Психология. Вып. 2. Возрастная психология: Рабочая тетрадь для студентов, обучающихся по специальности «Специальная психология», и бакалавров направления «Педагогика», профиля «Практическая психология в образовании». / М.В. Лях. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2007. – 86 с.

Рабочая тетрадь по возрастной психологии представляет собой приложение к ранее изданному учебному пособию по дисциплине «Психология», выпуск 2 – возрастная психология. Ее структура соответствует содержанию и структуре учебного пособия, что очень удобно и для студентов, и для преподавателей.

В каждой из семи базовых тем курса «Возрастная психология» рассматриваются основные понятия, выстраиваются логические схемы ответов по вопросам, совпадающим с перечнем экзаменационных вопросов по курсу, приводятся тестовые задания для проверки усвоения знаний по данной теме, дается список рекомендуемой литературы.

Отличительную особенность рабочей тетради составляет наличие в ней системы психодиагностических заданий, логическая последовательность которых ориентирована на становление у студентов профессионального самосознания и их профессиональное саморазвитие в контексте психологических особенностей студенческого возраста.

Содержание и структура рабочей тетради направлены на оказание помощи студентам и преподавателям в организации самостоятельной работы студентов в ходе изучения курса «Возрастная психология».

 

ББК 88.8

 

© М.В. Лях, 2007



© Издательство ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2007


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 4

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. 6

Тема 2. Проблема психического развития. 10

Тема 3. Проблема периодизации психического развития. 15

Тема 4. Психическое развитие ребенка от рождения до школы.. 21

Тема 5. Психологические особенности младшего школьного возраста. 33

Тема 6. Психологические особенности подросткового возраста. 38

Тема 7. Психологические особенности старшего школьного возраста: ранняя юность. 58

Тематика рефератов. 64

Тематика курсовых работ по общей и возрастной психологии. 65

Вопросы к экзамену. 66

Приложение к «Клубу 3С». 67

Психологические особенности студенческого возраста. 67

 


ВВЕДЕНИЕ

Данное издание адресовано широкому кругу студентов, обучающихся практически на всех специальностях и профилях бакалавриата в педагогическом вузе.

Изучение психологии предусматривается практически всеми стандартами высшего профессионального образования. Данное обстоятельство обусловлено все возрастающим значением психологии и психологических знаний в современном обществе. Очевидно, что студенты вузов с психолого-педагогической направленностью изучают психологию значительно глубже и в большем объеме, т.к. от успешности владения психологическими знаниями во многом будет зависеть их профессионализм.

Психология включается то в блоки психолого-педагогических дисциплин, то в блоки предметных дисциплин. Варьируется и количество часов, которое отводится на изучение данной дисциплины. В тоже время, обозначенное в стандарте содержание этой учебной дисциплины остается одинаковым, за исключением нескольких аспектов. Процесс преподавания психологии в рамках каждой из специальностей и направлений, очевидно, наряду с общими моментами должен отражать и специфику подготовки студентов. Однако этот вопрос недостаточно представлен как в образовательном стандарте, так и в учебниках и учебных пособиях по психологии.



В дисциплине психология в стандартах высшего профессионального образования в качестве базовых дидактических единиц называются курсы общей, возрастной, социальной и педагогической психологии. Анализ современной учебной и учебно-методической литературы по психологии свидетельствует о том, что лишь немногие издания рассматривают психологию как единую дисциплину. Тем более, еще меньшее количество изданий отражают в этой единой дисциплине специфику специальности или направления, в рамках которых осуществляется изучение психологии.

Особенность преподавания психологии в вузе составляет явно недостаточное количество часов, отводимых на аудиторное изучение данной дисциплины. Это приводит к тому, что значительное количество материала студенты должны осваивать самостоятельно. А для организации самостоятельной работы студентов требуются учебные пособия, написанные, с одной стороны, понятным для студентов языком, а, с другой стороны, отражающие современный уровень требований, предъявляемых к качеству знаний студентов по психологии.

Данная рабочая тетрадь предназначена в определенной мере учесть специфику преподавания психологии студентам, обучающимся по специальностям дефектологического профиля, в том числе по специальности 031900 «Специальная психология». При этом авторы стремятся представить содержание базовых разделов психологии – общей и возрастной психологии – в единстве их межкурсовых связей и связей с дисциплинами предметного блока. Первый выпуск в этом цикле рабочих тетрадей содержит материал по курсу общей психологии, соответственно второй выпуск – по курсу возрастной психологии. По курсу педагогической психологии подобная рабочая тетрадь уже издана.



Система методических материалов по дисциплине возрастная психология состоит из:

1. Учебного пособия «Психология», выпуск 2 «Возрастная психология», выпущенного издательством ТГПУ им. Л. Н. Толстого в 2007 году.

2. Рабочей тетради по возрастной психологии.

Структура рабочей тетради, подготовленной по курсу возрастной психологии, включает в себя семь разделов, соответствующих семи базовым темам в курсе возрастной психологии:

1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

2. Проблема психического развития.

3. Проблема периодизации психического развития.

4. Психическое развитие ребенка от рождения до школы.

5. Психологические особенности младшего школьного возраста.

6. Психологические особенности подросткового возраста.

7. Психологические особенности старшего школьного возраста: ранняя юность.

В каждом из этих семи разделов имеются следующие блоки информации:

1. Блок базовых понятий темы.

2. Блок основных обсуждаемых проблем. В нем имеются два поля: рабочее и рефлексивное. Рабочее поле заполняется студентом при подготовке домашнего задания и в ходе работы на аудиторных занятиях. Итоги работы студента в этом блоке представлены в виде логических схем, которые в дальнейшем могут составить основу при подготовке аналогичных вопросов к экзамену. В рефлексивном поле работают преподаватель и студент, реализуя субъектно-субъектный подход в ходе вузовского обучения: студент отслеживает успешность собственного усвоения учебного материала, а преподаватель способствует своими замечаниями становлению у студента профессиональной рефлексии.

3. Блок рекомендуемой литературы по данной теме.

4. Блок «Клуб 3С», который нацеливает студента на самопроверку, самопознание, самовоспитание. Самопроверка достигается за счет выполнения тестовых заданий. Самопознание и самовоспитание становятся возможными через самостоятельное выполнение студентом системы психолого-диагностических методик, вынесенных в приложение, адресованных ему и составленной таким образом, что в центре внимания будущего специалиста оказывается его личностные возрастные и профессионально значимые качества.

Завершается рабочая тетрадь по курсу «Возрастная психология» перечнем примерных тем рефератов, курсовых работ по общей и возрастной психологии и вопросов к экзамену по данному курсу.

Таким образом, данное учебно-методическое пособие позволит и студенту и преподавателю более успешно выстраивать свои взаимоотношения в ходе учебного процесса, будет способствовать повышению качества усвоения знаний и реализации развивающего обучения в вузе.

 


Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Базовые понятия:

Предмет возрастной психологии - ________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Разделы возрастной психологии - ________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Центральные проблемы возрастной психологии - _______________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Лонгитюдные исследования - _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Метод срезов - _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Сравнительный метод - ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Тест интеллектуального развития - ______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Метод дневниковых записей - ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ауд. - 0 часа, сам. работа – 4 часа):

РАБОЧЕЕ ПОЛЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ ПОЛЕ
студента препода-вателя
ВОПРОС 1. Понятие о предмете возрастной психологии, ее структура и задачи. Логическая схема ответа ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 2. Межпредметные связи возрастной психологии с комплексом психолого-педагогических дисциплин. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 3. Методы возрастной психологии. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.

2.Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.

3.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 1997.

4.Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 3 / Под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982.

5.Лях, Т.И. Психология. Вып. 2. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 031900 – Специальная психология / Т.И. Лях, М.В. Лях. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007.

6.Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1997.

7.Немов, Р.С. Психология. Кн. 2 / Р.С. Немов. – М., 1997.

8.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Пед. об-во России, 1995.

9.Практическая психология образования / Под. ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.

10.Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

11.Эльконин, Д.Б. Избранное / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия педагогических и социальных наук, 1996.


Просмотров 693

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!