Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Качественные особенности речевой деятельности



Культура речи - это прежде всего следование нормам литературной речи (лексическим, синтаксическим, орфоэпическим, то есть связанным с правильным произношением).

Потенциально речь - наиболее активное средство межличностного воздействия. Однако, для реализации этого воздействия она должна обладать определенными свойствами. Наиболее важными качественнымихарактеристиками речи являются:

Доступность - точный отбор языковых средств для адекватного выражения мыслей с учетом возможностей восприятия слушателей. Чрезмер­ная сложность и наукообразность речи может вызвать уважение только у слушателя, который не стремится понять сказанное. Признаком мастерства речевого взаимодействия является умение о сложных вещах говорить живо и просто. Только углубленное знание предмета дает возможность "перевести" содержание наобщедоступный язык.

• Произвольность - высокий уровень речевой активности и способности к самоуправлению, отсутствие речевых штампов, готовность поддержать или организовать разговор на любую тему. Педагог, обладающий соответствующим качеством, готов позволить себе любые отступления от запланированного хода занятия, будучи уверен в том, что всегда сможет своевременно восстановить первоначальную логику, вернуть слушателей в русло исходного обсуждения.

• Вариативность - способность об одном и том же говорить по-разному, используя различные языковые средства, приемы композиции словесного материала, стилевые особенности.

• Выразительность - умение вызвать в сознании слушателей наглядные образы с помощью примеров, метафор, аллегорий, сравнений.

• Эмоциональность - способность воздействовать на эмоции и чувства слушателей.

• Логичность - последовательность развертывания аргументации, удержание на основной идее.

• Литературность - точность употребления слов, правильность ударений, окончаний.

• Уместность - соответствие содержательных и стилистических особенностей речевого высказывания ситуации взаимодействия.

Большую роль в качественном оформлении речевой деятельности играют и так называемые вспомогательные (паралипгвистпческие) средства: темп речи, акцентирование определенных частей высказывания тем пли иным способом, эмоциональная окраска сообщения, тембр и сила голоса, дикция, мимика и пантомимика.

Регулируя темп речи, можно сделать ее не только более или менее понятной, но и выразительной. Замедление при одновременном снижении силы голоса сразу привлекает внимание аудитории.



Особенно важно регулировать темп и силу голоса в разговоре с маленькими детьми. Ведь возможности ребенка в восприятии звучащей речи ограничены. Если взрослый говорит быстро, дети не улавливают смысла сообщаемого. Громкая речь может просто их напугать. Если же ребенок привыкает, что с ним говорят только на громких тонах, то в дальнейшем он будет реагировать на речь взрослого только тогда,когда тот все более повышает голос, переходит на крик.

Эмоциональная окраска высказывания обычно дополняет содержание сообщения информацией о том, как говорящий сам относится к сказанному. Нередко именно интонация оказывается решающей в расшифровке полученною речевого сообщения. Даже маленький ребенок ориентируется большена интонацию, чем на слова.

Однако избыточная интонация (своеобразный эмоциональный раз­гул) может вызывать у слушателей ощущение неловкости. Поэтому для педагогов рекомендуют такое правило: в устной речи лучше обращаться к фактам, вызывающим эмоции, чем демонстрировать соответствующие эмоции.

То же самое касается мимики, пантомимики и в целом - выразительных жестов. В умеренном количестве они дополняют сообщение, несут значимую информацию о самом говорящем. Активные, изящные жесты, живая мимика повышают общую выразительность говорящего, привлекают внимание к сообщаемой им информации. Их избыточность вызывает у аудитории смех, раздражение, а затем отрицательные эмоции.

Трудности управления паралипгвистическим компонентом речевой деятельности в том, что обычно они малокоптролируемы. Необходимо работать над собой, использовать дополнительные технические средства, чтобы выявить и сделать объектом самоуправления те компоненты речевой деятельности, которые вступают в противоречие с сообщаемым или ослабляют силу речевого воздействия



Основные виды логопедической помощи детям.Для детей с тяжелыми нарушениями речи существуют школы и школы-интернаты, куда принимаются дети 7-12 лет с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Школы для дегей с тяжелыми нарушениями речи имеют два отделения. В первое отделение принимаются дети с обшнм недоразвитием речи тяжелой степени. В первую очередь зачисляются дети с алалиеи, афазией, дизартрией, ринолалией, а также имеющие общее недоразвитие речи в более легкой форме, но сопровождающееся заиканием. При зачислении в первое отделение учитывается уровень речевого развития, выявляемый в результате индивидуальной проверки произношения, словарного запаса, владения самостоятельной развернутой (описательно-повествовательной) речью; у ранее обучавшихся детей также выявляется степень владения навыками чтения и письма.

 

 

Схема 57

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

 

 

Во второе отделение принимаются дети, страдающие тяжелой формой заикания при нормальном развитии других компонентов речи. С каждым годом в нашей стране увеличивается сеть дошкольных учреждении для детей с речевыми нарушениями.

Это детские сады и ясли-сады с круглосуточным и дневным (12-часовым) пребыванием детей. Разрешается' акже (при наличии достаточного контингента) открывать дошкольные группы для детей с нарушениями речи при детских садах, яслях-садах, дошкольных детских домах общего типа, в школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В настоящее время увеличивается сеть логопедических пунктов при массовых общеобразовательных школах, что позволит на ранней стадии выявлять и исправлять легкие степени различной речевой патологии и охватить логопедическим обследованием значительно больший контингент детей.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!