Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ГЛАВА 13. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА



1. Требования к уроку во вспомогательной школе.

Урок - основная организационная форма учебно-воспитательной работы в школе. Проводится с постоянным составом учащихся, в границах точно установленного времени, по стабильному расписанию и четко определенному содержанию образования.

В современной педагогической теории и практике наиболее приемлемой является классификация уроков по основной дидактической цели (И.Г. Еременко).

Требования к уроку во вспомогательной школе усложняются необходимостью реализации образовательной, коррекционно-развивающей и воспитательной функций обучения.

Современные требования к уроку состоят в следующем:

• реализация в комплексе общеобразовательной, коррекционно-развивающей и воспитательной задач;

• соответствие урока принципам обучения;

• организационная четкость урока;

• оптимизация учебно-воспитательного процесса;

• соответствие содержания урока учебным программам;

• осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;

• создание условий для развития оптимальной самостоятельности учащихся.

Кроме того, к уроку предъявляются требования идеологические, дидактические, гигиенические, организационные, психологические, этические.

В работе с умственно отсталыми необходимо учитывать и специальные требования, которые обусловлены особенностями аномальных детей:

• организация охранительно-педагогического режима;

• доступная подача учебного материала: наглядность, доведенная до очевидности; опора на предметно-практическую деятельность учеников; более свободный темп обучения, глубокий индивидуальный подход и обеспечение дифференциации обучения; специальная организация учебной деятельности учеников, направленная на регулирование учебно-познавательных действий, многократное повторение материала, пропедевтику и т.д. проведение в начале урока специальной работы, направленной на приведение нервной системы учащихся в нормальное состояние, под­готовка ее к нервно-психическим нагрузкам, мобилизация и активизация мышления; создание у учеников положительного отношения к уроку; пробуждение интереса, внимания, заинтересованности к тому, что происходит на уроке;



• обеспечение по мере развития детей постепенного перехода от расчлененных к более целостным и комплексным действиям учеников, что способствует выработке у них навыков самостоятельной работы.

Цель урока

Цель урока вытекает из общих целей воспитания личности в обществе и тех задач, которые оно ставит на каждом этапе своего развития перед школой.

В этом плане цель урока включает, с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно-воспитательного процесса, а с другой, программу действии учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата.

Исходя из общей идеи современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих коррекционпых аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.

Эти аспекты цели связывают и подчиняют все стороны, все компоненты, все структуры урока, определяя успешную реализацию его основной функции. Целевые связи урока, таким образом, носят системообразующий характер, и чем выше целесообразность его конструкции и ее реализации, тем выше уровень целостности урока.

Цели урока достигаются посредством решения целого ряда учебно-воспитательных задач, на которые они распадаются. Эти задачи ставятся и решаются на каждом учебно-воспитательном моменте урока, согласно конкретной педагогической обстановке, и являются итогами достижений триединой дидактической цели.



Древняя мудрость гласит: "'Напрасно натягивать тетиву, если не знаешь, куда полетит стрела". Проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели - нет управления, без цели - нет результата.

Сама цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Цель выступает как фактор, обусловливающий способ и характер деятельности, она определяет соответствующие средства ее достижения, она является не только спроектированным конечным результатом, но и исходным побудителем деятельности, ясность цели помогает всегда найти в работе "главное звено" и сосредоточить на нем усилия. Едва ли не основная часть всех ошибок в обучении, воспитании и управлении школой проистекает из-за нечеткого представления целей деятельности учителей и руководителей школ, из-за просчетов в формулировке цели. В существующей практике традиционно предполагается, что цель почти всегда очевидна, а усилия надо сосредоточивать на поиске средств и путей ее достижения. Это далеко идущее заблуждение! Специфическим признаком любой социальной системы, а социально-педагогической в особенности, является то, что она создается для достижения определенной цели и является целеустремленной системой.

Функционирование любой социальной системы, в том числе и такой системы, как урок, всегда связано со следующими процессами.

Целеполагание. Это - процесс формирования цели, процесс ее развертывания. Это - ответственная логико-конструктивная операция, которая может осуществляться в следующем алгоритме: анализ обстановки - учет соответствующих нормативных документов - установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению - выяснение имеющихся для удовлетворения этих потребностей сил и возможностей -выбор потребностей или интересов, удовлетворение которых при данной затрате сил и средств дает наибольший эффект - формулировка цели-



Таким образом, цели возникают не стихийно. Целеполагание - достаточно сложная, наиболее ответственная и сегодня, пожалуй, самая западающая часть работы не только руководителя, но и учителя...

Целеосуществление. Это - процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека (цель - внутренняя причина) переходит в свое следствие - в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности.

Целеустремленность. Если человек действует в соответствии с поставленной целью, если весь ход его деятельности, несмотря на те или иные внешние (а нередко и внутренние) помехи, регулируется сообразно с требованием цели, если человек совершенно осознанно и планомерно движется к поставленной цели, можно говорить о том, что он действует целесообразно, целеустремленно. Целесообразность в социальных системах выступает как всеобщий и атрибутивный момент, без которого такая система эффективно функционировать не может. Каждая подсистема, каждый элемент социальной системы действует во имя одной цели, стоящей перед системой как целым. Их относительно частные цели в конечном итоге подчиняются этой основной цели. Но и последняя достигается через достижение целей элементов и подсистем, а не сама но себе. Вот почему мало сформулировать цель. Этим процесс целеполагания не должен ограничиваться. Надо уметь ее аранжировать, т.е. расписать на более частные цели подсистем и элементов, не нарушая органического единства ее элементов.

Главные цели сложных систем носят сложный характер, они проектируются очень в общем виде, в весьма абстрактных понятиях. Единая Цель системы выражается в виде развернутого построения, развернутой конструкции целей ее подсистем и элементов, которые, будучи соединенными связями, образуют так называемое "дерево целей", вершиной которого является главная цель. Накопленный опыт управления по целям позволяет сформулировать определенные правила построения "дерева целей". Они сводятся к следующему.

1. Основным фактором формирования цели системы является требование системы вышестоящей.

2. Главная цель не складывается из частных и мелких целей. Она конструируется на верхнем уровне системы, а затем распадается на подцели.

3. Главная цель или, как ее еще называют, "цель верхнего уровня" формулируется неизбежно в общем виде, в весьма абстрактных формах.

4. Ни одна цель высших уровней "дерева целей не достигается непосредственно, сама по себе, а лишь посредством достижения подцелей, на которые она распадается. Средства к достижению цели становятся ее подцелями и, в свою очередь, являются целями для следующего нижестоящего уровня "дерева целей".

5. Цели верхнего и нижнего уровнен должны быть логически связаны, нижние - выводимы из верхних.


Просмотров 602

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!