![]() Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу! ![]() Дисциплины:
Архитектура (936) ![]() |
![]() Раздел 1. Философия как социокультурный фенoмен
«Пусть никто, пока он молод, не откладывает занятий Философией» • Эпикур «Культура ума есть Философия» • Цицерон «Удивление, сомнение и вопрошание – вот три источника, которые питают философию» С. Кьеркегор Тема 1. Философия как теоретическое Мировоззрение Вопросы 1. Предмет философии и его эволюция. 2. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения. 3. Специфика философии, ее основные проблемы и структура. 4. Философия в системе культуры. Предназначение и функции философии.
Ключевые понятия: философия, предмет философии, сущность, Мир, Человек, объект, субъект; мировоззрение, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, убеждения; онтология, гносеология, аксиология, праксиология, философская антропология, социальная философия; объективная реальность, материальное, субъективная реальность, идеальное, материализм, идеализм, дуализм. Предмет философии и его эволюция Понятие Философия (от греч. «филио» – любовь и «софия» – мудрость) как «любовь к мудрости» возникает благодаря Пифагору 2,5 тыс. лет назад в Древней Греции в попытке соединить знания о мире с жизненным опытом людей, их идеалами, интересами, надеждами. Возникает вопрос: что есть мудрость?Многие античные философы обращались к этой проблеме. Так,Гераклит считал что: «…мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней». У Демокрита: «…из мудрости вытекают три способности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать, что следует». Сегоднямудрость понимается как постижение и знание всеобщего, вечного, бесконечного, единого во множестве преходящих, конечных, разнообразных вещей. Эволюция предмета философии и ее проблематики 1 этап –это возникновение философии на основе мифологии как попытка человека создать первое обобщенное объяснение бытия. Мифы – это фантастическое объяснение бытия, в котором олицетворением всеобщей необходимости и неодолимости выступают боги, а человек рассматривается как нечто случайное и несущественное. Философия – это переход от фантастического к научному объяснению мира, первое и единственное тогда концентрированное знание о мире. Поэтому философия в античности выступает как «наука обо всем». 2 этап: С увеличением объема знаний постепенно формируются частные конкретные науки со своими законами и предметом изучения (астрономия, физика, математика). К 17-18 вв. они окончательно «выделяются» из философии, а философия меняет свою сущность и предмет. Она становится «наукой наук», т.е. берет на себя функцию обобщения, классификации и регуляции научного знания. 3 этап: В 19-20 вв. философия вырабатывает собственный предмет изучения: это отношение человека и мира и наиболее общие законы, регулирующие эти отношения.Т.е., сегодня философия – это не «знание всего обо всем», и не «наука наук», а знание всеобщего, наиболее существенного, самого важного в человеческой жизни и для нее. Таким образом, философия – это система теоретических знаний о фундаментальных принципах и основаниях бытия человека в мире. Такое понимание предмета и сущности философии позволяет выделить ее основные проблемы. Ими являются: Мир, или объект; Человек, или субъект; отношения субъекта и объекта. Философия занимается анализом и оценкой различных моделей этих отношений. Философские размышления на эту тему называются рефлексией. Философская рефлексия – это не само знание, а его критический анализ и обобщение, раздумье над знанием, отношение к нему – «отношение к отношению». Поэтому рефлексивность и критицизм выступают фундаментальными характеристиками и спецификой философии. «Философский ум тем отличается от обычного здравого смысла, что для него дальнее – это самое интимное: бесконечность Бытия в Пространстве и Времени – исходное переживание. От него – восторг и восхищение: Разумом, Красотой и Гармонией, но и ужас – от своей малости-затерянности в Метагалактиках». (Г. Гачев) Немецкий философ И.Кант выделял следующие темы философской рефлексии: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек? Предлагаем вам также подумать над этими вопросами.
![]() |