Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Глобальный характер взяточничества



Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Борьба с терроризмом, наркобизнесом, отмыванием грязных денег, оргпреступностью вошли в повестку дня международного сообщества сравнительно недавно. Но эти проблемы уже активно обсуждаются на межгосударственных конференциях, встречах в верхах и в других собраниях.

Ни одна страна мира не может считать себя застрахованной от коррупции. На Западе громкие скандалы, связанные с взяточничеством, подкупом, мошенничеством в особо крупных размерах, причем с причастностью к политике, партиям, верхам, возникают регулярно. Так, в 1994 г. Швейцария, которая гордилась неподкупностью своих государственных служащих, была потрясена грандиозным скандалом вокруг чиновника из кантона Цюрих - ревизора ресторанов и баров. Ему инкриминировались взятки на сумму почти 2 миллиона долларов. Сразу вслед за этим было начато расследование против пяти ревизоров-взяточников из состава правительства Швейцарии, покровительствовавших отдельным фирмам при организации государственных поставок. Затем разразилось еще два скандала.

Во Франции происходят массовые расследования коррупционных действий, совершаемых бизнесменами и политическими деятелями. В 1993 г. премьер-министр впервые пообещал, что не будет этому препятствовать. "Ситуация во Франции постепенно меняется, еще 10 лет назад здесь запрещалось расследование случаев взяток и коррупции", - утверждал французский судья Жан-Пьер Тьери. В 2003 г. руководитель отдела снабжения и складирования компании <Хеврат ха-Хашмаль> товарищ А.Коэн за определённую плату помогал владельцам компании выигрывать конкурсы на различные подряды, организованные электрической компанией. Подряды оцениваются в миллионы долларов.

Многочисленные случаи коррупции в Италии, затронувшие самые высокие политические круги, привели к тому, что более 700 бизнесменов и политических деятелей предстали перед судами в результате начавшихся в 1992 г. расследований в Милане. В начале 2003 г. глава итальянского правительства Сильвио Берлускони предстал перед миланскими судьями. Его обвинили в даче крупных взяток работникам итальянской юстиции с целью добиться благоприятного исхода судебной тяжбы.

Взяточничество и коррупцию называют еще третьем древнейшим явлением.

В Германии христианским демократам никак не удается выйти из тени громкой аферы с тайным спонсорством и такими же секретными кассами, в эпицентре которой находился бывший лидер ХДС и канцлер Гельмут Коль. В Германии число следственных дел по подозрению и обвинению в коррупции возросло с 258 в 1994 году до 1243 в 2000-м. Причем львиная доля взяточничества регистрируется в строительной, коммунальной и здравоохранительной сферах, от которых зависит жизнь большинства населения. В Вуппертале одна строительная фирма "помогла" полумиллионом марок избирательной кампании бургомистра. Чиновник городского ведомства по делам иностранцев в Дармштадте выдавал желающим разрешения на дальнейшее пребывание в стране в среднем за 4000 марок наличными. В Дрездене одна уличная торговка овощами и фруктами долго снабжала бесплатными кульками со своим товаром служащих городского контрольного управления, постепенно расширяя число своих лотков, пока однажды не обнаружилось, что один чиновник получил от нее в пакете с бесплатной капустой еще несколько тысяч марок[385]. В Реклингхаузене глава местной партийной организации был вынужден уйти в отставку, поскольку следствие аргументированно заподозрило его в мошенничестве и взяточничестве. Где-то социал-демократическому начальству построили виллу на сверхльготных условиях, где-то дали хороший кредит и т.д. В сентябре 1996 г. в Берлине прошла специальная конференция по проблемам борьбы с коррупцией. По представленным там материалам во многих крупных городах ФРГ прокуратуры заняты расследованием нескольких тысяч случаев коррупции: во Франкфурте-на-Майне более тысячи, в Мюнхене - около 600, в Гамбурге - около 400, в Берлине - около 200. В 1995 г. было официально зарегистрировано почти 3 тысячи случаев взяточничества. В 1994 г. перед судом оказались почти 1,5 тысячи человек, а в 1995 - более 2 тысяч, причем эксперты считают эти данные лишь вершиной айсберга. В коррупцию вовлечены ведомства по проверке иностранных беженцев, пункты регистрации новых автомобилей и многие другие учреждения. Так, за наличные деньги можно незаконно "купить" право на открытие ресторана или казино, водительские удостоверения, лицензии на отбуксировку неверно припаркованных автомобилей. Наиболее сильно коррупцией заражена строительная индустрия[386].

Чтобы уберечь от коррупции государственный сектор, пришлось упразднить частный; чтобы уберечь от коррупции учреждения, пришлось бы упразднить людей. Стефан Гарчиньский

После обвинений во взяточничестве в 1998 г., Международный Олимпийский Комитет (МОК) был вынужден уволить несколько высокопоставленных чиновников в связи с нарушением правил при принятии подарков и ввел запрет на поездки и принятие подарков в стремлении справиться с коррупцией.

Мэр Бангкока придумал новое оружие для борьбы с коррупцией - проклятие. Отчаявшись искоренить злоупотребление служебным положением в столице Таиланда, мэр Самак Сундаравей послал рукописное письмо во все 50 муниципальных организаций в среду, в котором говорится, что любые должностные лица, принимающие взятки, будут преследоваться ужасными неудачами и бедствиями. Цель письма - остановить вымогательство городскими должностными лицами по отношению к уличным торговцам, которые традиционно были должны платить взятки, чтобы получить разрешение на торговлю (Reuters, 1 февраля 2001)

Время от времени мы становимся свидетелями крупных коррупционных скандалов, герои которых - лидеры ведущих держав мира и высшие руководители уважаемых международных организаций. Суммы взяток, о которых идет речь, многократно превосходят доходы наших коррупционеров. В одном из своих бюллетеней международная общественная организация "Трансперенси Интернэшнл" (далее - ТИ), цель которой - оказание сопротивления коррупции на международном и национальных уровнях и в бизнесе, утверждала: "Она (коррупция. - Авт.) стала привычным явлением во многих ведущих индустриальных государствах, богатство и устойчивые политические традиции которых позволяют, однако, скрыть размах огромного ущерба, наносимого коррупцией социальной и гуманитарной сферам". Исследование, проведенное национальными филиалами ТИ в 1995 г., показало, что "коррупция в государственном секторе принимает одинаковые формы и воздействует на те же сферы независимо от того, происходит ли это в развитой или развивающейся стране".



В конце ХХ века в Китае развернулась кампания по борьбе с коррупцией в среде государственных чиновников. За дерзкие уголовные и экономические преступления предусматривается расстрел, независимо от занимаемого поста. Нередко казни совершаются публично - на стадионах и площадях. Цифры впечатляют: только за три месяца 2001 г. был расстрелян 1751 преступник. За производство и сбыт фальшивых банкнот было арестовано десять тысяч человек. Но главный удар был направлен против коррупции. 13 июля генпрокурор КНР Хань Чжубинь сообщил, что за первые шесть месяцев 2001 года в ходе кампании <Суровый удар> раскрыто более 25 000 преступлений, в которых замешаны 27 800 партийных работников и госчиновников. Арестованы губернатор провинции Фуцзянь, замминистра общественной безопасности КНР, бывший начальник военной разведки КНР, многие директора банков, руководители таможенных служб, высокопоставленные госчиновники из полиции и налоговых служб[387]. Главный удар направлен против преступных руководителей, а не против <стрелочников>. В частности, в 2001 г. казнен бывший вице-мэр города Шэньян. Его обвиняли в причастность к "разветвленной коррупционной сети", в которую были вовлечены должностные лица городского правительства, взяточничестве в особо крупных размерах и деятельность, "нанесшую тяжелый экономический ущерб стране". В суде обсуждался и скандальный случай, когда чиновник проиграл в одном из казино в Макао несколько миллионов долларов государственных средств. Среди преступников, регулярно вносивших средства бывшему вице-мэру, был юрист, который длительное время возглавлял вооруженную преступную группировку, занимавшуюся нападениями, грабежами, шантажом и другими тяжкими преступлениями. За последние несколько лет за взятки и злоупотребление служебным положением в стране осуждены и казнены несколько десятков высокопоставленных чиновников. Мощный общественный резонанс вызвало дело бывшего заместителя председателя китайского парламента, расстрелянного в 2000 г.[388] Суд счел доказанными факты получения им взяток на сумму в 41 миллион юаней (примерно пять миллионов долларов).

В рамках кампании по борьбе с коррупцией осуждено немало крупных чиновников, однако коррупция продолжает процветать. Общая сумма убытков превысила уже 10 млрд. долл. Взяточничество служит причиной растущего разочарования компартией, поэтому лидеры страны назвали коррупцию вирусом, способным уничтожить партию. Причина беспокойства китайских руководителей понятна: в этом же году был казнен за взятки бывший вице-губернатор провинции Гуанси. В колоссальный скандал, связанный с контрабандой в портовом городе Сямынь на востоке страны оказались вовлеченными около 200 человек. Девяносто семь чиновников осуждены за коррупцию, связанную со строительством гигантской электростанции в районе Три Ущелья. Как отмечают иностранные наблюдатели и бизнесмены, суды лишь придают силу закона результатам расследований дел о коррупции, проводимым партийными органами, и до тех пор, пока в Китае не возникнут независимые институты, имеющие полномочия расследовать деятельность самой партии, мздоимство на высоком уровне вряд ли удастся обуздать (Би-би-си.31 Июля 2000)

Дали взятку - и восторжествовала законность. Александр Фюрстенберг

По числу чиновников, осужденных за коррупцию, Китай все же не догнал Южную Корею, Филиппины, Индонезию, Японию, Индию, Пакистан, Италию и Грецию, где смертные приговоры выносились коррумпированным президентам и премьер-министрам. Применение высшей меры в Китае (в расчете на душу населения) отстает от американского штата Техас, когда там управлял нынешний президент США Дж.Буш. В то же время в США насчитывается более двух миллионов заключенных.

В Великобритании лейбористы получили на выборах крупное пожертвование от одного сталелитейного магната после того, как премьер Тони Блэр пролоббировал интересы этого дельца перед правительством Румынии. В Италии недавно массовыми выступлениями левоцентристов отмечался "день законности" по случаю десятилетия начатой миланским прокурором Антонио Ди Пьетро антикоррупционной компании "За чистые руки". Дела эти рассматриваются годами, причем сплошь и рядом безрезультатно.

В 2002 г. в США разразился скандал вокруг энергетического концерна <Энрон>. Мошенничество, подлог и политические связи: американский концерн до мельчайших деталей копировал способы ведения дел российских нефтяных гигантов. Председатель правления Кеннет Лей имел тесные коммерческие и личные контакты с семьей Буша. Как один из важнейших спонсоров в предвыборной кампании Джорджа Буша за президентский пост, он пожертвовал на ее проведение по меньшей мере 100 000 долларов, если не больше. Впоследствии он считался одним из основных претендентов на пост министра энергетики. Другие бывшие менеджеры "Энрона" тоже получили неплохие посты: например, Томас Е. Уайт, бывший второй человек в "Энроне", занимает в Пентагоне должность министра армии США.

Но мировой рекорд в этой области поставили иракские генералы - за взятку они продали целую страну. В мае 2003 г. командующий Центральным командованием вооруженных сил США и войсками коалиции в Ираке Томми Фрэнкс ознаменовал сообщение о своей скорой отставке с этого поста сенсационным заявлением. "Четырехзвездный" генерал вдруг признался, что американская агентура с помощью взяток убедила иракских военных отказаться от сопротивления. В интервью изданию "Дифенс ньюс" Томми Фрэнкс заявил: "Мне приходили послания от иракских генералов, в которых говорилось, что они теперь работают на нас". Это заявление, да и другая информация, позволили прояснить массу вопросов, ранее остававшихся без ответа. Например, почему так быстро пал Багдад, в то время как Басра на юге страны почти три недели оказывала захватчикам упорное сопротивление? Как случилось, что не были взорваны мосты через реки Тигр и Евфрат, что сильно затруднило бы продвижение экспедиционного корпуса? Куда исчезли хваленая Республиканская гвардия (РГ) и "Федаины Саддама", "безгранично преданные", как утверждалось, диктатору? Выходящая в Шотландии газета "Эдинбург ивнинг ньюс" опубликовала статью, в которой утверждалось, что Саддам "был предан генералами собственной Республиканской гвардии после того, как им предложили крупные денежные суммы и золото в обмен на то, чтобы они поспособствовали захвату Багдада"[389].

www.funreports.com

УченыеГарвардского уни-верситета подсчитали, что снижение коррумпированности страны с уровня Мексики (примерно наш уровень) до уровня Сингапура (одна из наименее коррумпированных стран), т.е. примерно на 7 пунктов из 10 возможных, производит эффект, эквива-лентный возрастанию сбора налогов на 20%. Для нашей страны это примерно 50 млрд. руб.- больше, чем все расхо-ды на науку, образование, здравоохранение и культуру с искусством вместе взятые[390].

Порядочный человек берет взятку в одном-единст-венном случае - когда предоставляется случай. Габриэль Лауб

Вряд ли можно согласиться с разделением стран по коррумпированности, основанное на оси Восток-Запад. Исторические исследования дают многочисленные примеры того, как коррупция заносилась в восточные колонии западными колонизаторами. Индонезию, например, заразили коррупцией чиновники голландской Восточно-Индийской компании; на Филиппины она была занесена испанскими колонизаторами, а в Индию - британской администрацией. Филиппины и Бангладеш, восстававшие против военных коррумпированных режимов, дают примеры того, что коррупция не может считаться частью восточной культурной традиции. Сингапур и некоторые другие развивающиеся страны можно привести в качестве примера успешной реализации антикоррупционных государственных программ.

Сравнивая сегодняшнюю Россию и развитые индустриальные страны, обладающие многовековыми демократическими традициями, мы должны учитывать, что пытаемся сопоставлять социальные организмы, находящиеся на разных стадиях развития демократии и рыночных институтов. Нелишне вспомнить, что традиция последовательного (и далеко не всегда успешного) ограничения коррупции насчитывает в "западных демократиях" каких-то 20-30 лет, в то время как период демократического развития этих стран на порядок превышает эти сроки.[391]

   
 
82% российских предпринимателей тратят на взятки 33 млрд. в год

 

 


Рис.

Как показало исследование консалтинговой фирмы Control Risks Group[392], почти половина международных компаний были вынуждены в последние пять лет отказаться от инвестиций в другие страны из-за того, что их конкуренты перебили у них бизнес с помощью взяток. Ученые многие годы изучали взяткодательство как прием конкурентной борьбы по всему миру. С этой целью они провели опрос среди руководителей 250 компаний из США, Британии, Нидерландов, Сингапура, Германии и Гонконга, активно работающих на международном рынке. Выяснилось, что наиболее щепетильны в вопросах чести британские бизнесмены. Среди них 48% не желают общаться со взяточниками, даже если они теряют выгоду. Далее по шкале честности идут бизнесмены из США - 42%, Германии - 40%, Нидерландов - 38% (www.newsru.com).

Российские компании чаще других предлагают взятки при заключении контрактов в странах, относящихся к категории emerging markets (финансовые рынки стран с развивающейся экономикой). К такому выводу пришли эксперты авторитетной международной организации Transparency international[393], которая контролирует степень коррупции в мировой экономике и финансах. В документе, названном "Индекс взяточников - 2002", исследовалось положение в 15 странах с развивающимися рынками, в том числе России, Аргентине, Бразилии, Венгрии, Индии, Польше, ЮАР, Южной Корее и ряде других. Изучалось поведение там компаний из 26 государств. Следом за российскими чаще других предлагают взятки фирмы из Южной Кореи, Италии, Гонконга, Малайзии, Японии и США. Наиболее честные - компании из Австралии, Швеции, Швейцарии, Австрии и Канады (www.newsru.com).

Итак, воруют везде - и в Америке, и в Германии. Россия отличается только гомерическими масштабами коррупции.

Глава 5. Коррупция

Одним из наиболее опасных видов преступления стала коррупция, которая в концентрированном виде вбирает в себя различные преступления и ведет, что является наиболее опасным с точки зрения политической и экономической безопасности, к деформации государственного аппарата, его криминализации.

Коррупция является наиболее опасной сферой нелегальных отношений в обществе. Через механизм коррупции криминальные элементы воздействуют на чиновников, втягивая их в систему противозаконных действий, а криминализированные чиновники, пользуясь несовершенным законодательством, вымогают денежные средства у легальных субъектов экономики. Для выплаты требуемых сумм последние вынуждены прибегать к искажениям отчетности, выведению части доходов из-под налогообложения и тем самым осваивать механизмы деятельности, присущие теневому сектору экономики.

Коррупция представляет собой скорее комплексное социальное и криминологическое понятие, чем правовое, поэтому её надо рассматривать не как конкретный состав преступления, а как совокупность родственных видов деяний. В последние годы борьба с коррупцией превратилась в обязательный элемент политических программ многих стран с переходной экономикой.

Определение коррупции

В традиционных патриархальных обществах считалось признаком хорошего тона одаривать чиновников только за то, что они обратили свой благосклонный взор на посетителя, а тем паче - если они совершили какое-нибудь действие в связи с обращением к ним. Однако со временем подношение подарков "от души" превратилось в уголовно наказуемую дачу взяток. С появлением первого в мире чиновника появилась и сама коррупция. Мздоимец - чиновник (писец), наряду с разбойником (вором), купцом и жрецом - главные фигуры, упоминаемые рядом с воинами (богатырями) в народном фольклоре.

Понятие коррупции в политическом значении первым использовал Аристотель, который определял тиранию как испорченную, т.е. коррумпированную форму монархии[394]. В римском праве существовал термин , который являлся синонимом слов <портить>, <подкупать> и одновременно обозначал любое должностное противоправное действие. Он также обозначал деятельность нескольких лиц, направленная на нарушение нормального хода судебного процесса или управления обществом.

В древнейшем индоевропейском языке понятия "давать" и "брать" были слиты в едином жесте, когда человек хватается за предмет и тянет его к себе. "Толковый словарь русского языка" определяет коррупцию как "подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей". Большой толковый словарь иностранных слов дает еще одно определение: "Разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей".

 

С появлением первого в мире чиновника появилась и сама коррупция

К настоящему времени сложилось два основных подхода к определению коррупции - классический и современный. В рамках классического подхода термин <коррупция> использовался главным образом для характеристики общего морально-нравственного состояния общества[395]. Подобного взгляда на явление коррупции придерживались Платон, Аристотель, Фукидид, Макиавелли[396]. В современных подходах выделяются два направления. В одном случае термин <коррупция> используется как синоним <взятки>, <подкупа> и обозначает продажность служебных действий. Чуть позже список должностных преступлений расширился, и в него включили также вымогательство, растрата, протекционизм, подкуп избирателей и др. Во втором случае под коррупцией понимают специфическое поведение должностного лица, связанное со злоупотреблением власти в лич-ных целях. Таким образом, прослеживается следующая эволюционная логика трактовки данного феномена: моральный взгляда на коррупцию ? юридическая трактовка термина ? социальное понимание явления.

Одно из наиболее емких и удивительно полных определений дал Дж. Сентурия: злоупотребление публичной властью ради частной выгоды[397]. Позже под влиянием критики, оно превратилось в более широкое определение, которое принимается большинством западных специалистов, а именно: коррупция - злоупотребление полученной властью ради частной выгоды[398]. В этом определении три ключевых момента: 1) злоупотребление властью, 2) полученная власть (она может быть как в коммерческом, так и в государственном секторе), 3) частная выгода (это означает, что выгода может присваиваться как самим индивидом, так и его ближайшими друзьями, родственниками и др.). действительно, как показывают международные исследования, коррупция и взяточничество распространены не только а) среди госслужащих, но и менеджеров частных компаний, б) не только в России и странах Третьего мира, но и в передовых государствах Европы и Америки, слывущими лидерами демократического мира.

Генеральная Ассамблея ООН 17 декабря 1978 года приняла "Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка", в котором говорится: "Хотя понятие коррупция должно определяться в соответствии с национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или не совершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей, в результате принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие".

Справка Коррупция (от лат. corruptio - подкуп) - преступная деятельность в сфере политики или гос. управления, связанная с прямым использованием должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения (подкуп чиновников, дача взяток). Коррупция рассматривается в социологии как дисфункциональное явление в современной бюрократии и подпадает под классификацию латентных функций и дисфункций Р.Мертона. Мертон поставил вопрос о том, что решения, принимаемые при создании, развитии, совершенствовании бюрократических организаций и вырабатываемые на основе принципа функциональной целесообразности, могут иметь скрытые последствия (латентные функции и дисфункции).

В Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, принятой Советом Европы коррупция определяется как использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (например, депутатами) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе, международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) либо предоставление последним таких преимуществ.

В широком юридическом смысле, не проводя дальнейшей спецификации, большинство отечественных авторов сводят коррупцию к взятке и злоупотреблению служебным положением. В том же ключе определяет коррупцию упоминавшийся Кодекс поведения должностного лица, где она подается как "злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением"[399].

В исследовании Фонда ИНДЕМ, о котором речь пойдет дальше, эксперты подчеркивают существование явной и скрытой форм. Согласно их мнению, система коррупционных отношений не сводится к поборам или мздоимству. У нее устойчивая основа, которая формируется за счет постоянных связей и контактов должностных лиц и чиновников с теми, кто дает взятку. При этом, как показывают исследования, совершенно необязательно использовать механизм прямых взяток. Устойчивая система возникает через сращивание интересов коммерческих, финансовых и торговых структур с правительственными органами по ходу принятия теми важных административных решений. Эксперты выделяют коррупцию в особый вид преступности, который имеет тесную связь с организованной преступностью, экономической преступностью и т.п. Нередко подчеркивается, что коррупция не всегда сопровождается нарушением действующих законов. Напротив, она процветает на пробелах и несовершенствах законодательства, максимально эффективно используя их.

Взяточничество и коррупция

Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии. Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почётных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счёт госбюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ - все это завуалированные формы коррупции.

Corruption is one of the greatest challenges of the contemporary world. It undermines good government, fundamentally distorts public policy, leads to the misallocation of resources, harms the private sector and private sector development and particularly hurts the poor. Controlling it is only possible with the co-operation of a wide range of stakeholders in the integrity system, including most importantly the state, civil society, and the private sector. There is also a crucial role to be played by international institutions. Transparency International

Коррупция объединяет все формы использования служебного положения в частных интересах. В узком смысле к коррупции относят ситуации, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки им ради материального вознаграждения.

Взяточничество (или вымогательство) - явление, когда чиновнику платят не ради нарушения его обязанностей, а ради их исполнения. Взяточничество порождается неопределенностью обязанностей чиновника, дефицитом (зачастую искусственно создаваемым) административных и финансовых возможностей государства.

Если взяточничество носит исключительно или по преимуществу бытовой характер, то коррупция - это уже явление политическое, так как поражает институты власти в обществе.

<Коррупция - преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий для личного обогащения. Коррупция является не самостоятельным составом преступления в уголовном законодательстве РФ, а собирательным понятием, охватывающим ряд должностных преступлений (таких, как взяточничество, злоупотребление служебным положением)[400].

Оказалось, что взяточничество и коррупция являются культурно релятивными феноменами: то, что считается взяткой в странах Западной Европы, является нормой делового поведения во многих странах Азии. К примеру, в большинстве стран мира широко распространены чаевые, о чем заранее предупреждают туристов. Относить ли их к коррупции, взяточничеству или культурным особенностям нации?

В Кодексе поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией 34/169 Генеральной ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г., коррупция определена как "злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением". Согласно этому определению, коррупция не ограничивается, как это часто полагают, взяточничеством. К коррупции также относятся и незаконное присвоение общественных средств, к которым имеет доступ по долгу службы чиновник, и использование служебного положения для создания особо благоприятных условий для своих родных и друзей и незаконное использование в личных целях служебной информации.

В любой стране политической и правящей элите, государственным должностным лицам различных уровней <доступны> все существующие формы преступного поведения. Но когда говорят, что <политика - грязное дело> или <власть портит людей>, прежде всего предполагается функциональная аморальность, противоправность или криминальность должностных лиц. Самыми опасными <функциональными> или <профессиональными> формами их преступного поведения являются государственный терроризм (насилие власти) и государственная коррупция (продажность власти). Они стали мирровыми проблемами. Международное сообщество в лице ООН давно озабочено криминальностью правящих кругов, особенно их коррумпированностью.

Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 г.) в своей резолюции <Коррупция в сфере государственного управления> и в Декларации о борьбе с коррупцией и взяточничеством отметил, что проблемы коррупции в государственной администрации носят всеобщий характер и их пагубное влияние ощущается во всём мире. Анализ борьбы с коррупцией в отдельных странах показывает на огромный разрыв между принципами равенства всех граждан перед законом и реальной практикой привлечения к уголовной ответственности, на заметное смещение уголовно - правового контроля от преступлений власти, интеллекта и богатства к преступлениям бедности, примитивизма и слабо адаптированных субъектов, от преступлений правящей и служивой элиты к преступлениям, совершаемым управляемым ей народом. Величина указанных деформаций свидетельствует о масштабах национального лицемерия в той или иной стране.

По своему историческому стажу коррупция уступает лишь войне. Коррупция фигурирует уже в кодексе царя Хаммурапи. Коррупция всегда являлась важнейшим инструментом организованной преступности. Среди первых коррупционеров фигуры государственных чиновников, приближенных к высочайшим особам - Меньшиков, Юсупов, Апраксин и др. И хотя еще при Петре I принимались жестокие законы против взяточничества (Указ от 23 августа 1713 г. и др.), однако, по свидетельству историка, при нем казнокрадство и взяточничество достигли небывалых прежде размеров[401]. Правда, тогда еще взяточничество не было связано, как сейчас, с организованной преступностью, но представляло исключительно бытовой феномен.

Некоторые исследователи склонны относить к коррупции те служебные злоупотребления чиновника, в которых он действует самостоятельно, без привлечения к противоправной деятельности других лиц. Тем самым, коррупция почти смыкается с понятием организованной преступности. Некоторые относят к коррупции даже такое явление, как подкуп избирателей.

Феномен коррупции, в отличие от взяточничества, мздоимства и лихоимства, нельзя сводить к совокупности корыстных поступков отдельных, пусть даже очень высокопоставленных лиц. Она носит системный, а вслед за тем и институциональный характер. И это с точки зрения социологии главное.

Коррупция представляет собой такую социальную практику, при помощи которой властные субъекты, имея институциональное подкрепление, утверждают, воспроизводят и демонстрируют населению свое преимущество над ним, получая в обмен общественное признание и нравственное оправдание.

Коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах[402].

Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Просмотров 894

Эта страница нарушает авторские права



allrefrs.ru - 2022 год. Все права принадлежат их авторам!