![]() Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу! ![]() Дисциплины:
Архитектура (936) ![]() |
![]() Английское Просвещение. Творчество Д.Дефо
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
по дисциплине История зарубежной литературы Направление подготовки: 031300Журналистика Формы обучения: очная
Тула 2012 г.
Сборник методических указаний к практическим занятиям составлен к. филол. наук, доцентом Рудомазиной Т.Б. и обсужден на заседании кафедры журналистики гуманитарного факультета протокол №___ от "___"______________ 2012 г. Зав. кафедрой________________Б.А. Играев Третий семестр ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 История античной литературы Гомеровский эпос 1. Понятие об эпосе. Социально-историческая основа эпоса. Своеобразие эпической фабулы и эпического героя. 2. Сюжетная основа гомеровских поэм, их композиционное единство. 3. Принципы эпической характеристики героев «Илиады» и «Одиссеи».Зарождение индивидуальной характеристики у Гомера. 4. Люди и боги в поэмах Гомера. Своеобразие изображения богов в поэмах. 5. Человек и судьба в произведениях Гомера. Боги и судьба. 6. Гуманизм Гомера в решении темы войны и мира, отношении к человеку. 7. Значение поэм Гомера для греческой и последующей европейской культуры. Литература 1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009. 2) Лосев А.Ф. Гомер. М.,1960. 3) Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. М.,1963. 4) Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975. 5) Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.,1983.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 История античной литературы Древнегреческая трагедия. Эсхил. «Орестея» 1. Устройство греческого театра. 2. Происхождение греческой трагедии.Структура трагедии. 3. Роль Эсхила в развитии жанра. Общая характеристика его трагедий. 4. Миф об Атридах как основа трилогии «Орестея». 5. Составные элементы трилогии: «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды». Литература 1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009. 2) Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. М.,1990. 3) Ярхо В.Н. Эсхил. М.,1958. 4) Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах.М.,1996. 5) Головня В.В. История античного театра. М.,1972.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 История античной литературы Римский эпос. «Энеида» Вергилия
1. Мифологическая основа поэмы. 2. Синтез мифа и истории в поэме. События и лица римской истории и способы их введения в текст поэмы. 3. Морские странствия героя. Эней и Одиссей. 4. Эней и Дидона. 5. Эней как человек судьбы. 6. Вергилий и Гомер. Специфика эпоса Вергилия. Литература 1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009. 2) Гаспаров М. Вергилий – поэт будущего //Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М.,1979. 3) Топоров В. Эней – человек судьбы. М.,1993. 4) Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М.,1971.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 Литература Средних веков. Рыцарский роман. «Тристан и Изольда»
1. Жанровые признаки рыцарского романа. 2. Цикл сюжетов «бретонских» или «артуровских» романов. 3. Кельтское сказание о Тристане и Изольде и стихотворные обработки легенды Берулем, Тома, Готфридом Страсбургским. 4. Специфика ситуации, в которую действуют герои; концепция чувства героев. 5. Символико-аллегорическая образная система романа. Литература 1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009. 2) Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М.,1975. 3) Беруль. Роман о Тристане//Легенда о Тристане и Изодльде. М.,1976, С.19-103. 4) Тома. Роман о Тристане // Легенда о Тристане и Изольде. М.,1976, С.116-186. 5) Готфрид Страсбургский. Тристан // Легенда о Тристане и Изольде.М., 1976, С. 186-206.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 Героический эпос средневековья. «Песнь о Роланде»
1. Исторические условия возникновения и формирования героического эпоса Средневековья. Категория «универсальности» эпического произведения. 2. Французский героический эпос «Песнь о Роланде»: 1) Историческая действительность и специфика ее отражения в «Песне о Роланде». 2) Эпоха первых крестовых походов. 3) Религиозные представления, феодальные отношения. 4) Понятия о чести и долге. 3. Эпический мир «Песни о Роланде» и способы его создания: 1) Хронотоп; 2)Гиперболическая природа; 3) Природа и человек; 4. Особенности композиции произведения: 1) Роль параллелизмов в композиционной структуре произведения. 5. Спецификапостроения образа эпического героя: 6. Роланд как героический характер. Литература 1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009. 2)Гуревич А. Средневековый эпос германских народов // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.,1975, С.5-25. 3)Жирмунский В.М. Народный героический эпос: сравнительно-исторические очерки. М., 1962. 4)Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М.,1995.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 Литература средних веков. Божественная комедия» Данте
1. Смысло-сюжетнаяструктурыпоэмы. 2. Композиция поэмы. 3. Ритм, стих, строфа. 4. «Божественнаякомедия» Дантевискусствепоследующихэпох. Литература 1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009. 2) АндреевМ. Л. Времяивечностьв «Божественнойкомедии»: Дантовскиечтения. – М.: Наука, 1979. 3) МандельштамО. Э. РазговороДанте: Сочинения. – В 2-хт. – Т. 2. – М.: художественнаялитература, 1990. (Илидругиеотдельныеизданияработы.)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7-8 Литература Возрождения в западно-европейских странах. Роман и драма Возрождения 1. РоманРенессанса. Его отличиеотроманаСредневековья. 2. «ДонКихот» Сервантеса: рыцарь «бедный», образныеоппозицииипоэтика романа. «Загадки» главногообраза; сюжетологияромана. «Романвоспитания». 3. СмеховаянароднаякультураироманФ.Рабле «ГаргантюаиПантагрюэль»: 1)Смысловаяпарадигмапроизведения (творческоезадание); 2) «композиционныйплан» романа: образнаясхемавструктурепроизведения. ![]() 3) «Поэтикасмеха». Литература 1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009. 2) БахтинМ. М. Эстетикасловесноготворчества. – М.: Искусство, 1979. – 422 с. 3) БахтинМ.М. Творчество ФрансуаРаблеинароднаякультураСредневековьяиРенессанса. – М.: Художественнаялитература, 1965.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9 Литература Возрождения в западно-европейских странах. Драматургия Шекспира 1. Проблематика трагедии «Король Лир», ее жанровая характеристика. 2. Два полюса жизни в трагедии: мир власти и мир отверженных. 3. Эволюция характера короля Лира. 4. Мир отверженных в трагедии Шекспира. 5. Образ шута в трагедии «Король Лир». 6. Образ Корделии и тема милосердия в трагедии. 7. Идейный смысл финала трагедии и историческая концепция Шекспира.
Литература 1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009. 2) Шекспир Уильям. Король Лир (любое издание). 3) Морозов М. Шекспир. М., Л., 1956. 4) Оруэлл Дж. Лир, Толстой и шут //Современная драматургия, 1989. № 6. С. 222-223.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10 Английское Просвещение. Творчество Д.Дефо 1. Особенности английского Просвещения. Вклад Д.Дефо в развитие английской литературы. 2. Д.Дефо – основоположник реалистического романа. 3. Разбор произведений «Робинзон Крузо». Концепция естественного человека. 4. Поэтика и проблематика произведений «МолльФлендерс», «Дневник чумного года».
Литература 1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009. 2) Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. 2-е изд. М.1985 3) Дефо Д. Робинзон Крузо. Моль Флендерс. Дневник чумного года. НФ «Пушкинская библиотека. М.2002. 4) Урнов Д.М.Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев. М., 1973.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11
![]() |