Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Подбор глагольного словаря для фронтальных занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим



Занятия по развитию речи проводятся воспитателем. Проведение этих занятий имеет свои особенности:

В течение одного месяца проводятся все виды работ в рамках трех- четырех лексических тем. Виды работ по каждой теме планируются с учетом общедидактических принципов: от простого к сложному. В работе используются следующие приемы:

- сначала рассматриваются детьми картинки с изображением предметов,

- сравнение предметов по картинкам,

- разбор и пересказ коротких рассказов по теме,

- в конце месяца можно составить короткие описательные рассказы, где дети отразят весь усвоенный материал.

Такая концентрация на определенной теме позволяет стойко формировать обобщающие понятия, детально прорабатывать каждую лексическую тему, значительно пополнять недостаточный словарный запас детей, поэтапно формировать у них связную речь.

1. Пока связная речь у детей не разовьется необходимо использовать только простые виды работ: чтение, разбор рассказов, рассматривание объектов, сюжетных картинок, пересказ коротких текстов. Нецелесообразно в начале обучения требовать от детей пересказа объемных текстов, составления рассказов- описаний, придумывания сказок, рассказов. Коллективное заучивание стихов проводиться только тогда, когда большинство детей уже овладели правильным произношением.

2. На занятиях уточняется наибольшее количество понятий. Например, по теме «Животные» уточняются понятия (грива, вымя, копыта, пятачок, морда, шерсть, щетина, названия детенышей, профессии людей ухаживающих за животными).

3. На занятиях все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом. Не следует включать в программу игры и упражнения, лишенные зрительной опоры, особенно на начальном этапе обучения. Это обусловлено речевыми трудностями детей, особенностью их внимания, восприятия и мышления.

4. При подборе материала по глагольному словарю использую источники литературы ( Т.В. Волосовец Преодоление общего недоразвития речи дошкольников»,О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно!»).



5. Планировать занятия предлагаю по следующим лексическим темам ( материал из авторской программы Т.А. Ткаченко « Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5лет»2005г.). Для обогащения и активизации глагольного словаря предлагаю на занятиях использовать ниже представленный подбор глаголов.

I ПЕРИОД:

Сентябрь:

«Детский сад»

-Использовать глаголы: играют, занимаются, гуляют, спят, умываются, кушают, прыгают, бегают, рисуют, лепят, конструируют.

- Приставочные глаголы: приходят, уходят, уводят, приводят, отводят.

-Глаголы-антонимы:радуются-грустят,приходят-уходят,закрывают–открывают, прибежать-убежать.

«Начало осени»

- К названию предмета (кто это? что это?) подобрать слова, обозначающие действия (глагольный словарь): что он, она (они) делает (делают)?

Листья - распускаются, растут, летят, кружатся, опадают, зеленеют, желтеют, краснеют.

Тучи - собираются, плывут, летят.

- Подобрать приставочный глагольный словарь.

Птицы - улетают, вылетают, прилетают, подлетают, облетают, залетают, перелетают.

«Части тела»

- Глаголы: брать, класть, ходить, бегать, прыгать, царапать, чесать, нахмурить, морщить, расчесывать, улыбаться, нести,гладить,бросить, согнуть, кивать.

- Подобрать приставочные глаголы: слушать, прислушиваться, услышать; бежать, перебежать, убежать, забежать, подбежать, выбежать, отбежать.

« Умывальные принадлежности»

-Глаголы: умываться, вытираться, намылить, смыть, почистить, полоскать, мыться, купаться, намыливать, взять, положить, открыть, закрыть, повесить.



Октябрь:

«Овощи и фрукты»

- Глаголы по теме овощи: расти, поливать, копать, выкапывать, вскапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, выращивать, собирать.

Закрепить умение преобразовывать глаголы повелительного наклонения ед. ч. в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица ед.ч. настоящего времени.

Коля, чисть морковку! — Коля чистит морковку.

Таня, мой свеклу! — Таня моет свеклу.

- Глаголы по теме фрукты: расти, цвести, зреть, плодоносить.

«Дом и его части»

-Глаголы: строить, класть кирпич, подниматься, идти, заходить, выходить, вырыть катлаван, провести электричество, монтировать, управлять, красить.

«Одежда»

- Глаголы:носить, надеть-снять, купить, повесить, порвать, испачкать, пришить, почистить, подшить, перешить,подрезать. Подобрать приставочные глаголы. Закончить предложения. У Вовы от пальто оторвалась пуговица, ее надо... . Таня хочет дырку в кармане... . Юбка очень широкая, ее надо... .

 

«Обувь»

- Глаголы: купить, примерить, пройтись, надевать, ухаживать, мыть, испачкать, прибить набойку, отремонтировать, намочить, сшить.

 

Ноябрь:

«Квартира»

-Глаголы: расположены, поставлена мебель, подметать, мыть пол, вытирать пыль, заниматься уборкой, содержать в чистоте.

«Мебель»

- Глаголы: сделана, купить, привезти, поднять. собрать, разместить, сидеть, лежать, спать, вешать в.., готовить на. Употреблять предложения с предлогами в, на, под, из. Демонстрировать действия, сюжетные картинки.

«Посуда»

- Глаголы: накрывать, готовить, мыть, жарить, кипятить, греть, взбивать, отрезать, нарезать, наливать. Образовать приставочные глаголы по демонстрации действия или сюжетным картинкам: чашку — принес, отнес, поднес, вынес, перенес; вымыл, отмыл и т.д.



Декабрь:

«Домашние животные»

-Глаголы: мяукать, лаять. Рычать, мычать, облизываться, хрюкать, кормить, сторожить, охранять. Образовать приставочные глаголы: привел, вывел, подвел, отвел; приходит, уходит, выходит, подходит. Употреблять их в простых предложениях, отвечая на вопрос: что делает кошка, когда хочет поймать мышку? (Крадется, подкрадывается, ползет, подползает.)

«Продукты питания»

-Глаголы: покупать, выбирать, расплачиваться, готовить, хранить, заморозить, приготовить, порезать, намазать. Подобрать глагол: рыбу на сковороде... (жарят), в кастрюле... (варят), в духовке... (запекают).

«Начало зимы»

-Глаголы: идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать.

Январь:

« Дикие животные наших лесов»

-Глаголы: ходить, рычать, колоться, красться, бродить.

«Домашние птицы»

-Глаголы:доить, пасти, кормиться, визжать, высиживать, нестись, выводить, крякать, кудахчет, блеет, хрюкает, мычит, кукарекать.

«Зима»

-Глаголы: утеплять, заморозить, покрыть, падать, мерзнуть, отморозить, кружить, мести, выть, кататься, кидаться, строить, скользить, лепить, заливать.

« Новый год»

-Глаголы: встречать, наряжать, готовиться, праздновать, взрывать, водить хоровод, получать подарки.

Февраль:

«Дикие птицы»

-Глаголы: прилетать, улетать, зимовать, охотится, клевать, спасаться, стучать, нырять.

«Почта»

-Глаголы: отправлять, получать, выписывать, читать, приносить, писать, ждать ответа, отвечать, высылать.

«Конец зимы»

-Глаголы: таять, пригревать, припекать, капать, пускать, лепить, падать, сменить одежду, радоваться, встречать весну.

 


Просмотров 1738

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!